ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «познавательная активность» и ее сущность 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 10
1.3 Особенности формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Характеристика диагностик, изучающих познавательную
деятельность учащихся начальной школы 25
2.2. Диагностика уровней развития познавательной деятельности
у младших школьников 29
2.3. Рекомендации по развитию познавательной деятельности
учащихся младшего школьного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
Важнейшей особенностью нашего современного времени является высокий темп развития во всех сферах жизни. Эта особенность времени акцентирует внимание педагогической теории и практики на развитии познавательных сил и способностей младших школьников. Без развития познавательной деятельности, воспитания готовности и способности самостоятельно пополнять свои знания невозможно окончательно решить проблему формирования новой личности.
Нынешние условия социально-экономического развития страны и мира в целом требуют от современного человека обширного, глобального мышления. Поэтому, сейчас и в будущем, обществу нужны такие личности, которые не только употребляют или применяют свои знания, но и отлично понимают, как эти знания получить. Поэтому сейчас остро возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы и организационные формы, вносить что-то новое в способы и в ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью педагогики в изучении не только моральных и социальных вопросов воспитания подрастающего поколения, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Важным направлением педагогики начальной школы является познавательное развитие младших школьников и создание педагогических условий для этого развития.
Ответственность за успешное образование лежит как перед обществом в целом, так и перед родителями, а самое главное - перед педагогами. Решением проблемы формирования познавательной деятельности учащихся занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как прошлого столетия, так и современники.
Сегодня, в 21 веке, предостаточно педагогической литературы. Современные педагоги, с учетом требований нового образовательного стандарта, стараются больше внимания уделять проблеме формирования познавательной деятельности младших школьников. Мнения ученых и педагогов иногда противоречивы. Такие противоречия обусловили проблему данного исследования, которая заключается в том, чтобы разобраться в таких широких понятиях, как «познавательная деятельность» и «познавательная активность», в определении методов их диагностики и разработке рекомендаций по развитию познавательной деятельности младших школьников и ее активизации.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников
Предмет исследования: приёмы и методы, развивающие познавательную деятельность учащихся в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
возможности развития познавательной деятельности младших школьников в практике образовательной деятельности.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности учащихся в начальной школе;
- уточнить особенности формирования познавательной активности младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, конкретизация, обобщение); эмпирические (диагностика, анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных).
Исследование проводилось на базе МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7», класс 3»А». Школа с углубленным изучением отдельных предметов. В исследовании приняли участие 26 учащихся 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги по данной курсовой работе, необходимо сделать вывод. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что познавательная деятельность младших школьников - это тот самый процесс, который помогает ребенку познавать окружающий его мир. А задача не только родителей, но и педагога - помочь ему эту деятельность активизировать.
Доминирующими мотивами познавательной деятельности школьников являются мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития. Существенным фактором в обучении, определяющим мотивы учебной и познавательной деятельности школьников, является интерес. Познавательный интерес - это интерес, способствующий формированию волевых качеств личности, укрепляет ее активную, творческую жизненную позицию. Задача педагога этот интерес вызвать разнообразием, яркостью, эмоциональностью учебного материала, его целесообразностью, полезностью, связью с ранее полученными знаниями, не исключая при этом частую проверку и оценку школьников.
Исходя из цели работы, передо мной стояли следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности;
- охарактеризовать диагностики, изучающие познавательную деятельность младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной деятельности показывает, что этот термин понимается этими учеными по - разному. Одни отождествляют деятельность с самой деятельностью, другие считают деятельность результатом деятельности, в то время как другие утверждают, что деятельность представляет собой более широкое понятие. Проблема деятельности изучается в различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и др. Общим для всех исследований является наличие нескольких факторов в процессе формирования познавательной активности. Среди них - внутренний фактор, т.е. субъективная характеристика познавательного действия. Носитель познавательной деятельности является неотъемлемым субъектом познания - человеком. Основой для развития познавательной деятельности является интегральный акт познавательной деятельности - воспитательная и когнитивная задача. Развитие познавательной деятельности осуществляется путем накопления положительного образовательного и познавательного опыта.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мною были даны характеристики некоторых диагностических методов, позволяющих определить уровни познавательной активности младших школьников, познавательной самостоятельности, мотивов познавательной деятельности и самооценку младших школьников.
Диагностика уровней развития познавательной деятельности была проведена с применением следующих методик: «Познавательная активность младшего школьника», «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика по определению мотивов в познавательной деятельности «Лесенка побуждений». Также был проведен анализ классного журнала, беседа с классным руководителем и использован метод наблюдения.
Проведя исследование, я выяснила, что половина класса имеет средний уровень развития познавательной деятельности, 9 учеников - высокий и 4 - низкий.
По итогам данного исследования было необходимо разработать рекомендации по развитию познавательной деятельности учащихся
младшего школьного возраста. Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, было рекомендовано чаще включать в образовательный процесс дидактические игры, творческие проекты, исследовательскую деятельность детей. А также было рекомендовано каждый день и на каждом уроке создавать для каждого индивидуально ситуацию успеха.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что задачи, обозначенные во введении, решены.
ФГОС НОО ставит целью перед ребенком не только получить готовые знания, но и умение самому их добывать и умение пользоваться этими знаниями. Основная задача педагога - научить младшего школьника этим умениям, чтобы быть достойной, высокоразвитой и творческой личностью в окружающем его мире.
1. Абасов, З.А. Познавательная активность школьников / З.А.
Абасов // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С.40-43. - URL:
https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34087830
2. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М.: Издат. дом Шалвы Амонавили, 2001.- 463 с.
4. Анищенко, О. А. Развиваем в игре: пособие / О. А. Анищенко, Л. А. Вяткина, М. В. Мащенко. - Минск : Асар, 2000 . - 112 с.
5. Астахова, Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников / Н. И. Астахова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S19. - С.1-5. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75267.htm (Дата доступа: 1.06.2021.)
6. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 136 с.
7. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - 214 с.
8. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре: Пособие для
воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и [др.] - М.: Просвещение, 1983. - 192 с. URL:
https://pedlib.rU/Books/5/0487/5 0487-1.shtml
9. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в
познавательной деятельности / В. К. Буряк // Педагогика. - 2007. - №8 -
С.71 -78. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33652657
10. Дядинчук, Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С.553-556. URL: https: //moluch.ru/archive/7 7/
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
/ Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966.-№6.-C.12-14.URL:
https://detsad90.perm.prosadiki.ru/media/2019/03/05/1273622113/Vy gotskij L.S .IGRA I EE ROL V PSIXICHESKOM RAZVITII REBENKA.pdf
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С Выготский - М.: РУСАЙНС, 1991.-255 с. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih- 1991.htm
13. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М., 1995. - Вып. 3. - С. 58-64. URL: https://thelib.info/pedagogika/3233783-os-gazman/
14. Головастикова Т.М. Как сделать учение увлекательным? //
Начальная школа. - 2006 - №2- С. 30-34. URL: https://n-
shkola.ru/archive/viewarticle/655
15. Горчинская, А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / А. А. Горчинская. - Челябинск, 1999. - 187 с. URL: https: //pandia.ru/text/7 8/101/515. php
16. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., ОПЦ «ИНТОР», 1996. - 544 с.
17. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Лубовского / М. Доналдсон. - М.: Педагогика, 1985.- 192 с. URL: http: //www. al24. ru/wp-
content/uploads/2014/10/%D0%BC%D0%B0%D 1 %80 1. pdf
...