Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Работа №93694

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие «познавательная активность» и ее сущность 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников 10
1.3 Особенности формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Характеристика диагностик, изучающих познавательную
деятельность учащихся начальной школы 25
2.2. Диагностика уровней развития познавательной деятельности
у младших школьников 29
2.3. Рекомендации по развитию познавательной деятельности
учащихся младшего школьного возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59


Важнейшей особенностью нашего современного времени является высокий темп развития во всех сферах жизни. Эта особенность времени акцентирует внимание педагогической теории и практики на развитии познавательных сил и способностей младших школьников. Без развития познавательной деятельности, воспитания готовности и способности самостоятельно пополнять свои знания невозможно окончательно решить проблему формирования новой личности.
Нынешние условия социально-экономического развития страны и мира в целом требуют от современного человека обширного, глобального мышления. Поэтому, сейчас и в будущем, обществу нужны такие личности, которые не только употребляют или применяют свои знания, но и отлично понимают, как эти знания получить. Поэтому сейчас остро возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру образовательного процесса, его методы и организационные формы, вносить что-то новое в способы и в ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью педагогики в изучении не только моральных и социальных вопросов воспитания подрастающего поколения, но и умственного развития детей младшего школьного возраста в процессе формирования ведущей деятельности. Важным направлением педагогики начальной школы является познавательное развитие младших школьников и создание педагогических условий для этого развития.
Ответственность за успешное образование лежит как перед обществом в целом, так и перед родителями, а самое главное - перед педагогами. Решением проблемы формирования познавательной деятельности учащихся занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи, как прошлого столетия, так и современники.
Сегодня, в 21 веке, предостаточно педагогической литературы. Современные педагоги, с учетом требований нового образовательного стандарта, стараются больше внимания уделять проблеме формирования познавательной деятельности младших школьников. Мнения ученых и педагогов иногда противоречивы. Такие противоречия обусловили проблему данного исследования, которая заключается в том, чтобы разобраться в таких широких понятиях, как «познавательная деятельность» и «познавательная активность», в определении методов их диагностики и разработке рекомендаций по развитию познавательной деятельности младших школьников и ее активизации.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников
Предмет исследования: приёмы и методы, развивающие познавательную деятельность учащихся в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить
возможности развития познавательной деятельности младших школьников в практике образовательной деятельности.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности учащихся в начальной школе;
- уточнить особенности формирования познавательной активности младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и специальной литературы по теме исследования, конкретизация, обобщение); эмпирические (диагностика, анализ, интерпретация, качественная и количественная обработка данных).
Исследование проводилось на базе МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7», класс 3»А». Школа с углубленным изучением отдельных предметов. В исследовании приняли участие 26 учащихся 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги по данной курсовой работе, необходимо сделать вывод. Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сказать, что познавательная деятельность младших школьников - это тот самый процесс, который помогает ребенку познавать окружающий его мир. А задача не только родителей, но и педагога - помочь ему эту деятельность активизировать.
Доминирующими мотивами познавательной деятельности школьников являются мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развития. Существенным фактором в обучении, определяющим мотивы учебной и познавательной деятельности школьников, является интерес. Познавательный интерес - это интерес, способствующий формированию волевых качеств личности, укрепляет ее активную, творческую жизненную позицию. Задача педагога этот интерес вызвать разнообразием, яркостью, эмоциональностью учебного материала, его целесообразностью, полезностью, связью с ранее полученными знаниями, не исключая при этом частую проверку и оценку школьников.
Исходя из цели работы, передо мной стояли следующие задачи:
- дать характеристику познавательной активности;
- охарактеризовать диагностики, изучающие познавательную деятельность младших школьников;
- провести диагностику уровней развития познавательной деятельности у младших школьников;
- разработать рекомендации по развитию познавательной активности учащихся младшего школьного возраста.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной деятельности показывает, что этот термин понимается этими учеными по - разному. Одни отождествляют деятельность с самой деятельностью, другие считают деятельность результатом деятельности, в то время как другие утверждают, что деятельность представляет собой более широкое понятие. Проблема деятельности изучается в различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и др. Общим для всех исследований является наличие нескольких факторов в процессе формирования познавательной активности. Среди них - внутренний фактор, т.е. субъективная характеристика познавательного действия. Носитель познавательной деятельности является неотъемлемым субъектом познания - человеком. Основой для развития познавательной деятельности является интегральный акт познавательной деятельности - воспитательная и когнитивная задача. Развитие познавательной деятельности осуществляется путем накопления положительного образовательного и познавательного опыта.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мною были даны характеристики некоторых диагностических методов, позволяющих определить уровни познавательной активности младших школьников, познавательной самостоятельности, мотивов познавательной деятельности и самооценку младших школьников.
Диагностика уровней развития познавательной деятельности была проведена с применением следующих методик: «Познавательная активность младшего школьника», «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской, методика по определению мотивов в познавательной деятельности «Лесенка побуждений». Также был проведен анализ классного журнала, беседа с классным руководителем и использован метод наблюдения.
Проведя исследование, я выяснила, что половина класса имеет средний уровень развития познавательной деятельности, 9 учеников - высокий и 4 - низкий.
По итогам данного исследования было необходимо разработать рекомендации по развитию познавательной деятельности учащихся
младшего школьного возраста. Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, было рекомендовано чаще включать в образовательный процесс дидактические игры, творческие проекты, исследовательскую деятельность детей. А также было рекомендовано каждый день и на каждом уроке создавать для каждого индивидуально ситуацию успеха.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что задачи, обозначенные во введении, решены.
ФГОС НОО ставит целью перед ребенком не только получить готовые знания, но и умение самому их добывать и умение пользоваться этими знаниями. Основная задача педагога - научить младшего школьника этим умениям, чтобы быть достойной, высокоразвитой и творческой личностью в окружающем его мире.




1. Абасов, З.А. Познавательная активность школьников / З.А.
Абасов // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С.40-43. - URL:
https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34087830
2. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В. Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.
3. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М.: Издат. дом Шалвы Амонавили, 2001.- 463 с.
4. Анищенко, О. А. Развиваем в игре: пособие / О. А. Анищенко, Л. А. Вяткина, М. В. Мащенко. - Минск : Асар, 2000 . - 112 с.
5. Астахова, Н. И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников / Н. И. Астахова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № S19. - С.1-5. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75267.htm (Дата доступа: 1.06.2021.)
6. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 136 с.
7. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972. - 214 с.
8. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре: Пособие для
воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и [др.] - М.: Просвещение, 1983. - 192 с. URL:
https://pedlib.rU/Books/5/0487/5 0487-1.shtml
9. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в
познавательной деятельности / В. К. Буряк // Педагогика. - 2007. - №8 -
С.71 -78. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33652657
10. Дядинчук, Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников / Т.Г. Дядинчук // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С.553-556. URL: https: //moluch.ru/archive/7 7/
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка
/ Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966.-№6.-C.12-14.URL:
https://detsad90.perm.prosadiki.ru/media/2019/03/05/1273622113/Vy gotskij L.S .IGRA I EE ROL V PSIXICHESKOM RAZVITII REBENKA.pdf
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С Выготский - М.: РУСАЙНС, 1991.-255 с. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/ped-psih- 1991.htm
13. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М., 1995. - Вып. 3. - С. 58-64. URL: https://thelib.info/pedagogika/3233783-os-gazman/
14. Головастикова Т.М. Как сделать учение увлекательным? //
Начальная школа. - 2006 - №2- С. 30-34. URL: https://n-
shkola.ru/archive/viewarticle/655
15. Горчинская, А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / А. А. Горчинская. - Челябинск, 1999. - 187 с. URL: https: //pandia.ru/text/7 8/101/515. php
16. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М., ОПЦ «ИНТОР», 1996. - 544 с.
17. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Лубовского / М. Доналдсон. - М.: Педагогика, 1985.- 192 с. URL: http: //www. al24. ru/wp-
content/uploads/2014/10/%D0%BC%D0%B0%D 1 %80 1. pdf
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ