Введение 6
1 Сущность малого бизнеса и его место в современной экономике 8
1.1 Определение малого бизнеса, его роль в экономике 8
1.2 Формы и методы организации малого бизнеса 18
1.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России 27
2 Финансовая поддержка развития малого предпринимательств 35
2.1 Г осударственная финансовая поддержка предпринимательства:
понятие, виды и формы 35
2.2 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России 42
2.3 Зарубежная практика финансовой поддержки развития малого
бизнеса 50
3 Программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Томской области и их роль в развитии
предпринимательства в регионе 57
3.1 Общее состояние и проблемы развития сектора среднего
и малого бизнеса в Томской области 57
3.2 Формы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса
в Томской области 67
3.3 Практическое применение упрощенной системы налогообложения субъектом малого предпринимательства
(на примере ООО «Сибспецмонтаж») 76
Социальная значимость
Заключение 82
Список использованных источников 84
Приложение A Показатели цели и задач государственной программы и их значения с детализацией по годам реализации 90
Приложение Б Сравнительный расчет сумм налогов при применении ООО
В наше время формирование малого предпринимательства играет все большее значение. Малое предпринимательство обеспечивает нужную подвижность в современных рыночных условиях, позволяет заполнять ниши, формирующиеся в сфере потребления, относительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, среду и дух предпринимательства, без которых существование рыночной экономики было бы невозможно.
Мировой опыт показывает, что именно малое и среднее предпринимательство влияет на экономический рост, на скорость научнотехнического прогресса, на изобилие рынка товарами нужного качества, на формирование новых рабочих мест для незанятого населения, то есть помогает решить актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Актуальность выбранной мной темы обусловлена высокой значимостью развития малого бизнеса в экономике страны. Из-за низкой капитализации, недостаточного количества оборотных средств, большой конкуренции, тяжелой процедуры банковского кредитования, малому бизнесу сложно успешно существовать. Поэтому, государство пытается сделать хорошие условия для развития малых компаний на уровне страны и региона в виде ответственного скачка к экономическому и социальному благополучию социума. Так государство открывает специально подготовленные фонды, организованные для поддержки малого бизнеса и целевые программы, вводит специальные налоговые режимы, которые играют большую роль в стимулировании развития малого бизнеса.
Исходя из вышесказанного, целью данной дипломной работы является изучение отечественной и зарубежной практики по поддержке и развитию малого бизнеса, а так же оценка финансовой поддержки малого бизнеса в регионе.
Для того, что бы достигнуть поставленную, цель в работе будут решаться следующие задачи:
- дать определение малого бизнеса, его роли в экономике;
- рассмотреть формы и методы организации малого бизнеса, а так же проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- изучить государственную финансовую поддержку малого бизнеса, ее виды и формы;
- разобрать инфраструктуру поддержки малого
предпринимательства в России;
- проанализировать зарубежную практику финансовой поддержки развития малого предпринимательства;
- осветить общее состояние, формы финансовой поддержки и проблемы развития сектора среднего и малого бизнеса в Томской области;
- практически проанализировать использование упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Сибспецмонтаж».
Объект исследования - государственная финансовая поддержка как способ стимулирования развития субъектов малого предпринимательства.
Предмет проводимого исследования - инструментарий государственной финансовой поддержки малого бизнеса в регионе.
Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Глебова И.С., Садыртдинов Р.Р, Лапуста М.Г., Горфинкель В.Я., Франовская Г.Н., Костюкова М.Н., Полякова Е.И., Карпов В.В., Лукина Н.В. и др), а также периодические и электронные источники.
В современном мире малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества, в США, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50 % общей численности занятых. Малый бизнес представляет собой совокупность микро и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью.
Г осударственная финансовая поддержка малых форм
предпринимательства представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на увеличение конкурентоспособности предпринимательской деятельности.
Механизмы государственной поддержки малого бизнеса делятся на механизмы нормативно-правового регулирования, финансовой помощи, материальной помощи, оказания инфраструктурных услуг.
Для поддержки МСП существует специальная система организаций, которые формируются, исполняют свою деятельность, либо привлекаются в роли поставщиков для распределения заказов на поставки товаров, осуществление работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при осуществлении федеральных программ развития субъектов малого бизнеса, именуемая инфраструктурой. Такие организации могут быть государственными, некоммерческими и коммерческими.
Главными элементами инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса территории Томской области являются: Фонд развития предпринимательства Томской области, Муниципальные центры поддержки предпринимательства, Гарантийный фонд Томской области и др.
В рейтинге значимых препятствий для развития малого и среднего предпринимательства региона входит: непоследовательность и
несправедливость политики в отношении малого и среднего предпринимательства несовершенство существующей налоговой системы и
правовой основы малого и среднего предпринимательства, тяжелый характер конкуренции на рынке, недостаток оборотных средств.
Так для благополучного развития малого и среднего
предпринимательства в Томской области важно осуществлять меры, направленные на улучшение условий его функционирования, такие как:
1. Создание карты комплексной поддержки бизнеса для многофункционального финансирования в ходе реализации проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Реализация системы мер по «доращивния» малых производственных предприятий до средних.
3. Обеспечение стабильного финансирования созданных в результате
реализации Программ поддержки малого и среднего бизнеса, организаций инфраструктуры, содействующих развитию малого и среднего
предпринимательства.
4. Обеспечение более широкого включения субъектов малого и среднего бизнеса, занятых в сфере туристической индустрии, в мероприятия долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Томской области на 2013-2017 годы».
5. Продолжение развития муниципальных программ поддержки и развития МСП.
В перспективе развития малого и среднего предпринимательства в Томской области планируется увеличить число рабочих мест, оборот продукции, производимой малыми компаниями и долю занятых в МСП и т.д. В целом намечается позитивная тенденция развития МСП.
Проведенный, при применении упрощенной системы налогообложения, анализ уплаты налогов ООО «Сибспецмонтаж», за IV кварталы 2010-2012 гг., показал, что применяемый в 2012 году режим налогообложения более выгоден, так как при тех же объемах и соотношении доходов и расходов организация заплатила в IV квартале 2011 года единый налог на 13 879 руб. больше, чем в том же периоде 2012 года.
1. Глебова И. С., Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. 326 с.
2. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.: ФЗ от 30.11.2011 г. № 371.
3. Лапуста М. Г. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2008. 608 с.
4. Исследование форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ и Томской области. Исследование рынка. Инвестиции. Развитие. Консалтинг.
2014. 203 с.
5. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. М: Росстат, 2015. 96 с.
6. Франовская Г.Н. Малый бизнес: Учебное пособие для вузов, 2007. 182 с.
7. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций: 3-е изд. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с.
8. Хаит М. М. Развитие малого бизнеса на основе реструктуризации крупных предприятий. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2006. № 4. С. 32-43.
9. Карпов В. В., Лукина Н. В. Малые предприятия. Практическое пособие. М.: Экономика и финансы, 2005. 528 с.
10. Бусыгин А.С. Предпринимательство. Основной курс. Инфра-М, 2003. 333 с.
11. Заболоцкая В. В. Исследование зарубежных моделей финансовокредитной поддержки малого предпринимательства и возможность их адаптации в России. Финансы и кредит. 2012. № 18. С. 57-67.
12. Шевченко И. К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Изд-во ТРТУ, 2004. 92 с.
13. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. Учеб. Пособие. М: Юнити-Дана, 2009. 495 с.
14. Кузнецов В.В. Бизнес-план создания малого предприятия. Экономические методы управления предпринимательской деятельностью. Методическое пособие-Ульяновск. УлГТУ, 2001. 54 с.
15. Проблемы развития малого бизнеса в России. [Электронный ресурс] / URL: http://www.ieay.ru/nauch/sc article/2006/03/Pozdnaykov.shtml (дата обращения: 3.05.2016).
16. Ветрова М. Н., Костюкова Е. И. Особенности организации бухгалтерского учета на малом предприятии // Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. №3. С. 76.
17. Просветов Г. И. Управление малым бизнесом. Задачи и решения: Учебно-практическое пособие. М.: Альфа-пресс, 2010. 320 с.
18. Полякова Е. А. Об оценке экономического потенциала малого бизнеса // Бухгалтерский учет. 2007. № 3. С. 63-65.
19. Мирошниченко Р. В. В сборнике: Культура и общество: история и современность материалы II Всероссийской научно-практической конференции. под редакцией: Колосовой О. Ю., Гударенко Р. Ф., Ряснянской Н. А., Красиковой Е. А. 2013. С. 264-268.
20. Мир словарей. Экономический словарь [Электронный ресурс] / URL: http: //mirslovarei. com/content eco/go sudarstvennaj apodderzhkapredprinimat elstva (дата обращения: 10.04.2016).
21. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России».
22. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
23. Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс] / URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/20151216 (дата обращения: 15.05.2016).
24. Официальный сайт Федеральный портал малого и среднего
предпринимательства [Электронный ресурс] / URL:
http://fbd.spb.ru/index.php http: //smb.gov.ru/measuresupport/pro grams/celved/ (дата обращения: 10.04.2016).
25. Гурдин К.А. Большие проблемы малого бизнеса // Аргументы Недели. 2010. № 10. С. 23.
26. Официальный сайт Департамента развития малого и среднего
предпринимательства [Электронный ресурс] / URL:
http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/dep05 (дата
обращения: 16.04.2016).
27. Молодая наука стран СНГ: вопросы теории и практики. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, г. Волгоград / Под ред. д.э.н., проф. Бельских И. Е. и. Гуляихина В. Н. Волгоград: Волгоградское научное издательство. 2010. 212 с.
28. Официальный сайт Ассоциации технопарков и инкубаторов
бизнеса [Электронный ресурс] / URL:
http://technoparki.narod.ru/links/associations parks.htm (дата обращения:
05.05.2016) .
29. Официальный сайт Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] / URL: http://www.siora.ru (дата обращения: 07.05.2016).
30. Официальный сайт Санкт-Петербургского Фонда развития бизнеса [Электронный ресурс] / URL: http://fbd.spb.ru/index.php (дата обращения: 07.05.2016).
31. Официальный сайт Российской ассоциации развития малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] / URL: http://www.rasme.ru (дата обращения: 07.05.2016).
32. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: http: //www.tpprf. ru/ (дата обращения: 15.05.2016).
33. Официальный сайт Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России [Электронный ресурс] / URL: http://www.akkor.ru/ (дата обращения: 07.05.2016).
34. Плотников В. Российский фермер: социально-экономический портрет. М.: АККОР. 2009. 50 с.
35. Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ / Кредитование малого и среднего бизнеса в России [Электронный ресурс] / URL: www.raexpert.ru (дата обращения: 07.05.2016).
36. SBA, Frequently Asked Questions, Advocacy: the voice of small business in government. [Электронный ресурс] / URL: http: //www. sba. gov/advo/stats/sbfaq .pdf (дата обращения: 20.05.2016).
37. Лебедева Л. США: малое предпринимательство как образ жизни //Человек и труд. 2010. № 9. С. 53.
38. Рейтинговое агентство ЭКСПЕРТ / Кредитование малого и среднего бизнеса в России [Электронный ресурс] / URL: www.raexpert.ru (дата обращения: 23.05.2016).
39. Официальный сайт Фонда микрофинансирования [Электронный ресурс] / URL: https://www.microfund.ru (дата обращения: 23.05.2016).
40. Семенцева Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе // Российский экономический журнал. 2005. № 5-6. С. 24-28.
41. Зубченко Л. А. Тенденции во взаимоотношениях французских банков с малыми и средними предприятиями // Экономика. 2009. № 4. С. 8490.
42. Постановление Администрации Томской области от 12 декабря 2014 г. N 492а Об утверждении государственной программы «Развитие
предпринимательства в Томской области» (с изменениями на 22 марта 2016 года).
43. Официальный сайт Малого и среднего бизнеса Томской области [Электронный ресурс] / URL: http://mb.tomsk.ru/ (дата обращения:
23.05.2016) .
44. Томская торгово-промышленная палата: Отчет по результатам исследования состояния и тенденций развития малого и среднего предпринимательства в Томской области в 2014 году в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области». 2015. 112 с.
45. Региональное информационное агентство «Томск» [Электронный ресурс] / URL: http://www.riatomsk.ru/article/20160204/tomskaya-oblasti- podderzhka-malogo-biznesa/ (дата обращения: 21.05.2016).
46. Золотарев А. П., Золотарев Н. П. Межрегиональное сотрудничество компаний и организаций - условие развития инновационной сферы: Вестник ТГПУ. 2011. № 12. С. 106-111.
47. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / URL: http://tmsk.gks.ru/ (дата обращения:
14.05.2016) .
48. Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. М.: Финансы и статистика. 2004. 192 с.
49. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика. 2005. 160 с.
50. Белова Н. П., Калинина Г. В., Калинин А. М. Роль малого бизнеса в обеспечении социально-экономического развития региона // Вестн. Чувашского ун-та. 2010. № 2. С. 307-312.
51. Бергман Н. Следующий шаг - реализация // Первый экономический деловой журнал Томской торгово-промышленной палаты. 2011. № 18. С. 7-9.
52. Брялина Г. И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // Инженерный вестник Дона. 2011. № 1. С. 89-93.
53. Государственная финансовая поддержка малого и среднего
бизнеса [Электронный ресурс] / URL:
http://revolution. allbest.ru/finance/00367055_0.html (дата обращения:
14.05.2016) .
54. Кечеджиян М. А. Малый бизнес в России. Проблемы развития и пути решения // Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России. Коллективная монография. Южный федеральный университет. Ростов н/Дону: Изд-во Академ-Лит. 2010. 254 с.