Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «№94» Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников г. Кемерово.
Выборка. 28 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев. 14 старших дошкольников – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу; 14 старших дошкольников – 7 мальчиков и 7 девочек составили контрольную группу.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Понятие готовности к обучению в школе 7
1.2. Сущность, понятие и составляющие мотивационной готовности к обучению в школе 14
1.3. Методы и приемы формирования мотивационной готовности к школе в дошкольном возрасте 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению условий формирования у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования 31
2.3. Опытно-экспериментальная работа по созданию условий для формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста 36
2.4. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования 44
Выводы по второй главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 63
Проблемой исследования является определение условий формирования у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе.
Объектом исследования является мотивационная готовность к обучению в школе.
Предметом исследования – формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить условия формирования у детей дошкольного возраста мотивации к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать составляющие готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе.
2. Формирование готовности к школе
3. Описать сущность мотивационной готовности к обучению в школе в научной литературе.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе.
Гипотеза исследования: если работу по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста проводить с учетом интересов и потребностей детей, то можно сформировать у старших дошкольников внутреннюю позицию школьника, познавательные мотивы и учебную мотивацию.
Методологическую основу исследования составили труды учёных, внесших вклад в разработку проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе – Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, Е.П. Николаева и др. Проблема мотивационной готовности к обучению в школе раскрыта в трудах А.В. Перевозного, Э. Рыбина, С.А. Стубеда и др. Методы и приемы формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста определены в работах Б.Ф. Олейник, Н.А. Пожарской, Д.В. Тусаевой и др.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщения;
2) эмпирические – тестирование, опрос, методы количественной и качественной обработки результатов.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе подходов по проблеме формирования мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования – в работе рассматривается вопрос о формировании мотивационной готовности детей к обучению в школе в условиях ДОО и особое внимание уделяется проблеме значимости применения развивающих игр, направленных на развитие мотивационного компонента готовности к обучению в школе старших дошкольников. Данная работа может быть использована воспитателями, психологами, родителями в работе по формированию мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2021 года) организационно-подготовительный – изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2021 года – март 2022 года) содержательно-технологический – определялись уровни мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (май 2022 года) – заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
База исследования и выборка: в исследовании, приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы. Экспериментальная группа состояла из 14 детей (8 мальчиков и 6 девочек), Контрольная группа состояла из 14 детей (7 девочек и 7 мальчиков) Так же проводилась консультативная, просветительская работа с родителями детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ «№94» Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников г. Кемерово.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения.
Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность.
С целью изучения системы работы по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения.
Система работы по формированию мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников предусматривала развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста, консультативную работу с родителями дошкольников. Для детей старшего дошкольного возраста была разработана развивающая программа «Скоро в школу». Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий. Программа состоит из 10 занятий (1 раз в неделю) продолжительностью 30 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
После апробирования разработанной системы работы по формированию мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы был проведен контрольный этап экспериментального исследования.
Результаты контрольного этапа экспериментальной работы позволили заключить, что уровень мотивационной готовности старших дошкольников экспериментальной группы повысился: проявляется положительная динамика по всем компонентам мотивационной готовности к обучению в школе; в контрольной группе положительная динамика выявлена только у 1 дошкольника. В контрольной группе положительная динамика выявлена только у 1 ребенка – в сформированности внутренней позиции школьника, в изменении мотивов с социальных на познавательные. Проведенное исследование позволило не только выявить уровень развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста на момент проведения эксперимента, но и определить направления работы с этой группой.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Антонова, А.Д. Психология образования / А.Д. Антонова. – М.: Академия, 2014. – 521 с.
2. Башкин, М.В. Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях современного образования / М.В. Башкин // В сборнике: Актуальные проблемы педагогического взаимодействия в условиях дистанционного обучения. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Махачкала, 2021. – С. 57-61.
3. Безменова, Е.И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в период подготовки к школе / Е.И. Безменова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 22-24.
4. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л.И. Божович. – Москва // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сборник статей / ред. А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. – Москва: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. – С. 132-142.
5. Бумаженко, А.И. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / А.И. Бумаженко // В сборнике: X Машеровские чтения. материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2016. – С. 347-349.
6. Воробьева, А.В. Формирование мотивационно-волевой готовности к школе у старших дошкольников посредством нейрогимнастики / А.В. Воробьева // В сборнике: Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. сборник статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – 2018. – С. 183-186.
7. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия. 2015. – 458 с.
8. Галицкая, О.В. Особенности мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе / О.В. Галицкая // В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. – 2019. –С. 27-29.
9. Григорьева, Е.В. Факторы адаптации детей к школьному обучению / Е.В. Григорьева // Сборник научных трудов. – № 2 – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – С. 63-68
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2014. – 312 с.
11. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация старших дошкольников / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 7-11
12. Дементьева, И.Ф. Мотивационный компонент готовности к обучению в школе: проблемы и перспективы / И.Ф. Дементьева, С.А. Сопырева // Социальная педагогика. – 2012. – 2. – С. 43-48.
13. Ефимова, Ю.В. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ / Ю.В. Ефимова // Молодой ученый. –2019. – № 50 (288). – С. 423-425.
14. Кабакова, С.А. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению / С.А. Кабакова // В сборнике: Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 75-78.
15. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
16. Кашина, Е.Г. Формирование положительной мотивации к учению у старших дошкольников посредством интегрированных занятий / Е.Г. Кашина // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – 2018. – С. 135-137.
17. Кичак, Т.Н. Педагогика и психология / Т.Н. Кичак. – СПб.: Питер, 2015. – 541 с.
18. Козлова, Н.А. Условия формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе / Н.А. Козлова // В сборнике: Cборник методических рекомендаций по вопросам образования, психологии, технологий и инноваций. Сборник методических рекомендаций по итогам конференций. –Нижний Новгород, 2018. – С. 26-30.
19. Крупнова, О.И. Развитие мотивационной готовности детей к обучению в школе на базе детского сада / О.И. Крупнова // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 147-149.
20. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики / Г. Кумарина // Народное образование. – 2015. – № 8. – С. 184-192.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2014. – 745 с.
22. Лийметс, Х.Й. Мотивация учебной деятельности / Х.Й. Лийметс. – СПб.: Питер, 2014. – 587 с.
23. Лиман, Н.А. Воспитание позитивного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Лиман // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 41-44.
24. Лобень, Л.М. Мотивационная готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста / Л.М. Лобень // Символ науки: международный научный журнал. – 2016. – № 11-4 (23). – С. 171-173.
25. Локтева, Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших школьников / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 3. – С. 27-35.
26. Малютина, С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 63-65.
27. Маркова, А.К. Самоконтроль в деятельности дошкольника / А.К. Маркова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
28. Мартынова, М.В. Психология образовательной деятельности / М.В. Мартынова. – Томск, 2016. – 121 с.
29. Маханева, М. Проблема преемственности детским садом и школой / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 63-66.
30. Махмутов, М.И. Современный урок: вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 462 с.
31. Метлина, Л.С. Готовность к школьному обучению / Л.С. Метлина. – М.: Эксмо, 2013. – 458 с.
32. Мозговая, Н.Н. Исследование мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Н.Н. Мозговая // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Международной научно-практической конференции. – 2020. – № 8. – С. 224-228.
33. Морозова, Т.Д. Психология образования / Т.Д. Морозова. – М.: Проспект, 2016. – 464 с.
34. Николаева, Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников: конспекты занятий / Е.П. Николаева. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 89 с.
35. Огородников, И.Т. Педагогика и психология: Учебное пособие для студентов пединститутов / И.Т. Огородников. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 374 с.
36. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2014. – С. 5-19.
37. Олейник, Б.Ф. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста / Б.Ф. Олейник. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
38. Панасенко, К.Е. Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников с гиперактивностью: Монография / К.Е. Панасенко, Л.З. Антонова. – Белгород, 2014. – 140 с.
39. Пархоменко, Е.А. Особенности сформированности компонентов готовности детей к обучению в школе с учетом образовательной среды / Е.А. Пархоменко // В сборнике: Физическая культура и спорт. Олимпийское образование. Материалы международной научно-практической конференции. –Краснодар, 2020. – С. 137-138.
40. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования / А.В. Перевозный. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. – 518 с.
41. Петрова, С.С. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к школе у старших дошкольников / С.С. Петрова // В сборнике: Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции: в 2 Частях. – Уфа, 2021. – С. 93-108.
42. Пинский, А.А. Педагогика / А.А. Пинский. – СПб.: Питер. 2014. – 526 с.
43. Пожарская, Н.А. Формирование мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н.А. Пожарская // Технологии образования. – 2022. – № 2 (16). – С. 68-71.
44. Поклонская, В.Д. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с низкой мотивационной готовностью к обучению в школе / В.Д. Поклонская // В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в россии и мире. сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 145-148.
45. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.
46. Самарин, Ю.А. Классификация систем знаний по широте предметного содержания / Ю.А. Самарин // Педагогические исследования. – 2011. – №4. – С. 27-33.
47. Сергеева, М.А. Взаимосвязь мотивационной готовности к обучению дошкольников с уровнем развития самосознания / М.А. Сергеева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 73.
48. Скаткин, М.Н. Развивающая педагогика / М.Н. Скаткин. – М.: АСТ, 2012. – 248 с.
49. Сачкова, Л.Е. Мотивационная готовность к школе в старшем дошкольном возрасте / Л.Е. Скачкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 889-891.
50. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Р/наД.: Феникс, 2016. – 784 с.
51. Стубеда, С.А. Педагогические основы формирования мотивационной готовности у детей к обучению в школе / С.А. Стубеда // В сборнике: Молодой ученый: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 20-25.
52. Тусаева, Д.В. Использование развивающих игр как средство подготовки ребенка к школе / Д.В. Тусаева // В сборнике: Инноватика в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. –Уфа, 2020. – С. 215-218.
53. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 53-57.
54. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева // Педагогика. – 2014. – №1. – С. 45-49.
55. Эльконин, Д.Б. Детский возраст / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 554 с.
56. Яковлева, Н.Г. Подготовка старших дошкольников к школе / Н.Г. Яковлева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 212 с.