Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии

Работа №93676

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы201
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Онтогенез речи у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
общим недоразвитием речи третьего уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 10
1.3. Характеристика речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи третьего уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 25
2.2. Анализ результатов обследования детей с общим недоразвитием
речи третьего уровня и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии... 26 ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 38
3.1. Теоретическое обоснование и принципы и организация
обучающего эксперимента 38
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции общего
недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 41
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 190

В настоящее время количество детей с нарушениями речи имеет тенденцию к увеличению, в частности с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Среди этой группы детей наиболее распространенным является общее недоразвитие речи.
Вопросами изучения общего недоразвития речи в отечественной дефектологии и логопедии занимались многие исследователи (Е. М. Мастюкова, Л. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева и др.).
Речь играет важную роль в формировании психических функций ребенка, его личности и дальнейшей социализации. Ни у кого не вызывает сомнения, что при низком уровне речевого развития возникают трудности в усвоении программы общеобразовательной школы, очевидна невозможность полноценного овладения грамотой, появляется вторичное отставание в развитии логического мышления.
Выявление у детей старшего дошкольного возраста общего недоразвития речи третьего уровня (ОНР III уровня) с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и своевременная коррекционная логопедическая работа является актуальной темой.
Объект исследования - моторика и устная речь старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание работы по коррекции ОНР III уровня у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования - определение содержания работы по коррекции ОНР III уровня у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, провести обучающий эксперимент и проверить его эффективность.
Задачи исследования:
1. На основе изучения теоретических источников рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии; особенности нарушений общей и мелкой моторики, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи при ОНР III уровня у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты обследования детей.
3. Осуществить планирование и разработать содержание коррекционной работы с детьми, провести обучающий эксперимент и проанализировать его результаты.
Реализация цели и задачи исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
- теоретические (анализ логопедической, психолого-педагогической, и специальной литературы по проблеме исследования).
- эмпирические (проведение констатирующего эксперимента).
- количественный и качественный анализ полученных данных. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №545 «Рябинка»; г. Екатеринбург, ул. Фрезеровщиков, 30 А.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретической литературы по проблеме исследования показал, что развитие речи ребенка - это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой.
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеются разнообразные клинико-психолого-педагогические особенности. Они характеризуются отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата, что приводит к трудностям артикуляции, замедленным или недостаточно точным движением языка и губ. Недостатки звуковой стороны речи, отсутствие четких артикуляционных различий при произнесении звуков негативно влияют на развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений. Помимо дефектов произношения у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеются с трудности с владением слоговой структурой слова и звуковым анализом.
Для детей с дизартрией характерно недостаточное владение лексико-грамматическими средствами языка. Отмечаются нарушения внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы.
При проведении констатирующего эксперимента были изучены особенности развития обследуемых детей в пренатальном, перинатальном и постнатальном периодах, состояние моторной сферы, звукопроизношения, фонематических процессов, лексической и грамматической сторон речи.
При анализе полученных данных было выяснено, что у всех детей имеются осложнения в анамнезе, следовательно, и нарушения в работе центральной нервной системы. Также было отмечено, что все дети имеют нарушения артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры.
Нарушения звукопроизношения у большинства детей имеет полиморфный характер. Результаты обследования фонематического слуха показали, что различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам затруднено у всех детей.
Результаты обследования просодической стороны речи показали, что у всех детей в той или иной мере нарушены сила, высота голоса, тембр и интонация, как восприятие, так и воспроизведение.
Обследование лексико-грамматической стороны речи выявило, что у всех детей имеются нарушения. В их речи присутствуют аграмматизмы, бедный словарный запас, связная речь характеризуется однотипностью, бедностью.
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента было установлено, что 10 детей имеют общее недоразвитие речи III уровня, легкую степень псевдобульбарной дизартрии.
В ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что коррекционная работа необходимая для преодоления ОНР III уровня, осложненная легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, должна быть специально организованной, продолжительной, систематической, поэтапной.
При проведении констатирующего эксперимента были выявлены нарушения и поставлены логопедические заключения старшим дошкольникам. Для устранения нарушений была составлена и реализована коррекционная работа, продолжающаяся в течение двух месяцев. Данная логопедическая работа включала в себя три этапа. В ходе выполнения логопедической работы соблюдался комплексный подход, который включал использование различных способов для коррекции ОНР III уровня у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В процессе систематических занятий постепенно произошли нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к осознанному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонности и нарушений темпа речи, полноценное развитие фонематического восприятия. Этим была подготовлена основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки к овладению навыками устной и письменной речи.
В ходе обучающего эксперимента была получена положительная динамика развития общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, просодики, звукопроизношения и фонематического слуха, а также имеются положительные результаты с лексико-грамматическим строем речи.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности и результативности проведенной коррекционной работы по устранению ОНР III уровня, обусловленного легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.



1. Абдулкаюмова, Г. И. Особенности формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Г. И. Абдулкаюмова // Проблемы современного педагогического образования. - Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта). - 2019. - №64-4. - С. 4-6.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 128 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 362 с.
4. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи ; Учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. - Москва : Книголюб, 2005. - 96 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» , 2-е изд., перераб. / Л. О. Бадалян. - Москва : Просвещение, 1987. - 317 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. - Москва : Изд-во «Книголюб», 2004. - 56 с.
8. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. - Москва : В. Секачев, 2005. - 16 с.
9. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 384 с.
10. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : Астрель, 2006. - 144 с.
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. - 337 с.
12. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской.- Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
13. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
14. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников ; Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. - Москва : В. Секачев, 2007. - 224 с.
15. Всеобщая декларация прав человека : [принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г.] // Российская газета. - 1998. - 10 дек.
- С. 4.
16. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. - Москва, 1996.
- 420 с.
17. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1995. - 77 с.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
19. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов / В. П. Глухов. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 351 с.
20. Декларация о правах инвалидов : провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генерал. Ассамблеи от 9 дек. 1975 г. // Международные акты о правах человека : сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - Москва : НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - С. 341-342.
21. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи. В защиту живого слова / Н. И. Жинкин. - Москва : 2002. - 203 с.
22. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Изд-во Ард Лтд, 2004. - 320 с.
23. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. - Москва : Литур, 1994. - 315 с.
24. Жукова, Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. - Москва : Эксмо, 2016. - 120 с.
25. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 279 с.
26. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. — Москва : Академия, 2006. — 320 с.
27. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
28. Косякова, О. О. Логопсихология : учебное пособие /
O. О. Косякова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 146 с.
29. Кочергина, В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского : / В. С. Кочергина, С. Н. Шаховская. - Москва : Медицина, 1969. - 288 с.
30. Кыласова, Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 404 с.
31. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) /
P. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
32. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 462 с.
33. Лауткина, С. В. Логопсихология / Авт.-сост. С. В. Лауткина. - Витебск : Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. - 150 с.
34. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине ; Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л. Б. Баряевой. - Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. - 175 с.
35. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей / Р. Е. Левина. - Москва, 2011. - 234 с.
36. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Альянс, 2013. - 366 с.
37. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность /
А. А. Леонтьев. - Москва : Просвещение, 1969. - 214 с.
38. Лепская, Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н. И. Лепская. - Москва : РГГУ, 2017. - 311 с.
39. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами ; учеб. пособие / Л. В. Лопатина; под ред. Е. А. Лотиновой. — Санкт-Петербург : Изд-во «Союз», 2005. — 192 с.
40. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) ; учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Изд-во СОЮЗ, 2000. - 192 с.
41. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - Москва : Издательство МГУ, 2008. - 314 с.
42. Ляпидевский, С. С. Расстройства речи у детей и подростков / С. С. Ляпидевский. - Москва : Медицина, 1969. - 288 с.
43. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом ; кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - Москва : Просвещение, 1985. - 211 с.
44. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред.
B. И. Селиверстова. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 1012 с.
45. Права детей // Международные акты о правах человека : сб. док. / сост.В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. - Москва : НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
- С. 268-323.
46. Правдина, О. В. Логопедия ; учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. / О. В. Правдина. — Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
47. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. Л. Розенгарт-Пупко. - Москва : Издат-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 91 с.
48. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи ; Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
C. Н. Сазонова. - Москва : Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.
49. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
50. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А. Л. Сиротюк. - Москва : ТЦ Сфера, 2003. - 48 с.
51. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева.
— Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.
52. Токарева, С. А. Дизартрии Расстройства речи у детей и подростков / С. А. Токарева ; под редакцией С. С. Ляпидевского. - Москва : Академия, 1999. - 234 с.
53. Трошин, О. В. Логопсихология: Учебное пособие / О. В. Трошин, Е. В. Жулина. - Москва : ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
54. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи : Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, 2005. - 48 с.
55. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург. 1998. - 51 с.
56. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, В. Г. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
57. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Айрис- пресс, 2008. — 224 с.
58. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей / М. Е. Хватцев. — Москва : Аквариум, 1996. — 384 с.
59. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. Н. Цейтлин. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
60. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва : Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
61. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика : учеб. пособие / К. Ф. Седова, Н. Х. Швачкин. - Москва : Лабиринт, 2004. - 330 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ