Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №93666

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы140
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие, цели и задачи патриотического воспитания 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Патриотическое воспитание старших дошкольников в игровой
деятельности 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 36
2.1. Выявление уровней патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 36
2.2. Опытно-экспериментальная работа по апробации методической разработки «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста» 62
2.3. Анализ результатов 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 108


Актуальность проблемы исследования. В истории России немало примеров, когда ее граждане проявляли патриотические чувства как в ратных подвигах, так и во время мирной жизни. Они не только отдавали свои жизни в борьбе с захватчиками, но и совершали трудовые подвиги, делая страну сильнее, красивее, успешнее. Причиной патриотических устремлений россиян является исторически сложившаяся система воспитания, в которой патриотическому воспитанию отводилось значимое место. Необходимость патриотического воспитания обозначена на всех уровнях образования, что подтверждено Федеральным законом «Об образовании в РФ», «Концепцией духовно-нравственного воспитания» и другими нормативными правовыми актами. С раннего детства россиянам прививается любовь к Родине, ее культуре и искусству, формируется их национальное самосознание, ощущение единства с российским народом, чувство долга перед Родиной. Для этого в системе воспитания разработаны самые разнообразные методы и приемы, которые подтверждали свою эффективность на протяжении всей российской истории.
Вместе с тем, во всем мире основной тенденцией текущего векасталпереход на ускоренное технико-технологическое развитие всех сторон жизни человека.А в течение последних нескольких лет эта тенденция получила дополнительное ускорение в результате наступления пандемии COVID-19, которая предопределила переход практически всех сфер жизни «в цифру». Эта ситуация стала вызовом существовавшей веками системе патриотического воспитания. С одной стороны, вызов связан с изменением формата общения между людьми, все большего ухода от живого общения, с другой - возможностью получения необходимой информации в сети Интернет. Так, дети старшего дошкольного возраста, все чаще вынужденные находиться дома на самоизоляции, не посещая ДОО, в условиях высокой занятости родителей все свободное время проводят в сети Интернет.Основное их занятие в сети - игры, многие из которых не имеют никакого воспитательного значения. Учитывая, что старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом для патриотического воспитания, отсутствие должного воспитания в период самоизоляции может негативно сказаться на развитии у ребенка патриотических чувств.Вместе с тем, следует отметить, что определенные проблемы патриотического воспитания выявляются и в те периоды, в которые ребенок посещает ДОО. Дело в том, чтов существующих технико-технологических реалиях развития общества воспитательный потенциал детского сада зачастуюне может быть реализован в достаточной мере по двум причинам: теоретической недостаточной разработанности патриотического воспитания посредством современных инновационных технологий; слабой технологической оснащенности воспитательного процесса.
Эти обстоятельства диктуют необходимость поиска новых средств, способных компенсировать и восполнить воспитательный дефицит образовательных учреждений ресурсами инновационных направлений по патриотическому воспитанию детей.
Таким образом, актуальность проблемы данного исследования выявила противоречие между пониманием необходимости целенаправленного патриотического воспитания у старших дошкольников в условиях ДОУ, с одной стороны, и дефицитом инновационных направлений развития этого процесса, - с другой.
Актуальность исследования обусловила выбор темы данногоисследования: «Патриотическое воспитание старших
дошкольников».
Научная разработанность темы. Тема исследования носит междисциплинарный характер, так как различные аспекты патриотического воспитания исследовались педагогами, психологами, философами, известными литераторами и общественными деятелями. Так, эта проблема поднималась в трудах И. А. Агаповой, А. А. Артурской, А. К. Быкова, Е. Е. Вавилкиной, М. С. Голубь, С. М. Ёлкина, Г. М. Ильмушкина, В. И. Колесова, Н. В. Кондратьева, В. М. Кривоносовой, Д. А. Крымовой, Л. Н. Котовой, М. В. Лаврентьевой, В. И. Лутовинова, Г. Х. Назиповой, В. В. Селиной, А. Х. Хушбахтова, С. С. Яковлевой, С. В. Якшиной и других. Например, Е. Е. Вавилкина предлагает решение проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста при помощи сюжетно-ролевых игр, Д. А. Крымова - с помощью коллективной творческой деятельности, М. В. Лаврентьева и В. В. Селина - при помощи взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ,С. В. Якшина и В. И. Лутовинов - при помощи создания детских патриотических объединений. О. Б. Лобанова рассматривает процесс патриотического воспитания детей через познание малой Родины, С. С. Яковлева - через изучение фольклора, О. А. Артурская - через ознакомление с достижениями знаменитых людей родного края.
Объект исследования: патриотическое воспитание у детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать возможности патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Исходя из сформулированной цели, объекта и предмета исследования, нами были установлены следующие задачи:
1. Обосновать понятие, цели и задачи патриотического воспитаниястарших дошкольников.
2. Выявить психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть патриотическое воспитание старшихдошкольников в игровой деятельности.
4. Выявить уровни развития патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по апробации методической разработки «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
6. Проанализировать результаты апробации методической разработки «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической и справочной литературы, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и шести разделов, заключения, списка литературы (64 источника).
Практическая значимость исследования состоит в: возможности применения разработанных материалов для ведения воспитательной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, в том числев условиях домашнего воспитания и дистанционного ведения образовательного процесса дошкольными образовательными организациями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Патриотическое воспитание - это взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на формирование патриотических чувств, взглядов и устойчивых норм патриотического поведения.
Целями патриотического воспитания являются:
- процветание и защита общества (государства, страны, Родины);
- самосохранение личности как уникального самоценного объекта;
- достижение членами общества наивысшей степени социально- психологического развития, характеризующейся готовностью всех членов общества нести ответственность за достижение общих целей и сообща противодействовать внешним угрозам.
Задачи патриотического воспитания заключаются в:
- распространении, внесении в сознание молодежи идей патриотизма;
- воспитании патриотических чувств;
- развитии гражданской ответственности за будущее своей страны.
Основные психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста концентрируются в четырех линиях развития:
- линия формирования произвольного поведения;
- линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
- линия перехода от эгоцентризма к децентрации;
- линия мотивационной готовности ребенка к школьному обучению, проявляющаяся у старших дошкольников в том числе в принятии на себя роли ученика, в то время как младшие дошкольники охотнее примеряют роль учителя.
Развитие по этим линиям в совокупности с физиологическим развитием всех систем и процессов детского организма определяет готовность ребенка к школьному обучению.
Патриотическое воспитание старших дошкольников лучше всего реализуется в ходе игровой деятельности. В работе была разработана классификация игр, перспективных для использования в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Среди перечисленных в ней видов игрважное значение приобретают Интернет- игры, позволяющие продолжать патриотическое воспитание детей даже без посещения ими ДОУ. Наиболее популярными среди них являются веб-квесты - интеллектуальные игры, проводимые в сети Интернет и нацеленные на поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету.
Также в ходе исследования было выявлено, что патриотического воспитаниязависимо от уровня развития трех его основных компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого.
Сделанные выводы были применены в ходе опытно - экспериментальной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В качестве базы исследования было определено МАДОУ «Детский сад № 11» г. Верхняя Пышма. В исследовании приняли участие 16 воспитанников подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет. Исследование осуществлялось в условиях естественного педагогического процесса и состояло в проведении 3 этапов - констатирующего, формирующего и контрольного.
На первом этапе был определен диагностический инструментарий, основой которого стала методика диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой и Н. В. Микляевой. В качестве дополнения к этой методике применялись:
- для оценки когнитивного компонента: диагностическая беседа на тему: «Традиции русской народной культуры» (автор - Н. А. Кононова) и методика наблюдения за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина» (автор: Т. В. Ганшу);
- для оценки эмоционального компонента: методика наблюдения за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина» (автор: Т. В. Ганшу) и методика «Лампа Аладдина» (модифицированный вариант диагностиче-ского задания О. В. Дыбиной, Е. Ф. Акуловой, С. Е. Анфисовой и др.);
- для оценки поведенческого компонента: методика «Я - помощник» (авторы: О. В. Дыбина, Е. Ф. Акулова, С. Е. Анфисова и др.) и методика «Закончи историю» (модифицированный вариант ситуаций Р. М. Калининой).
Полученные результаты диагностики показали, что ровно половина детей имеет невысокий уровеньпатриотического воспитания. Наиболее проблемными темами в контексте развития уровня патриотического воспитания исследуемой группы детей явились: «Культурное значение достопримечательностей родного города», «Символика родного города» и «Предметы быта в русской культуре». Поэтому в дальнейшем опытно-экспериментальная работа была продолжена посредством составления методической разработки «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» и ее апробации. Ее итогом стало создание веб-квеста «Путешествие по малой Родине: Верхняя Пышма», направленного на улучшение личностного отношения детей к родному городу и позволяющего решать следующие задачи:
- дать детям представление об основных достопримечательностях города и его символах;
- стимулировать детей и их родителей к изучению достопримечательностей родного города в ходе совместных прогулок.
Основой веб-квеста стал сказочный сюжет, который реализован на основе широко распространенного программного обеспечения М1сгозойРо'№егРот1Благодаря этому, разработанный веб-квест представляет собой интерактивную мультимедийную презентацию, позволяющую проходить задания не только индивидуально, но и в группах, как в условиях ДОУ, так и в условиях домашнего обучения. Это, в свою очередь, делает его крайне необходимым в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста при повторяющихся локдаунах.
Также в ходе опытно-экспериментальной работы были осуществлены следующие разработки:
- сценарий веб-квеста «Испеки пироги», целью которого является знакомство детей старшего дошкольного возраста с бытом наших предков посредством представления процесса использования предметов быта в их взаимосвязи. Этот сценарий реализует такой компонент патриотического воспитания как «История народной культуры и традиций»;
- перспективные идеи для создания серии квестов, максимально углубляющих представления детей старшего дошкольного возраста о местных достопримечательностях и традиционных для данной местности видах деятельности.
Таким образом, применение веб-квеста «Путешествие по малой Родине: Верхняя Пышма» позволило повысить на 31% долю детей с высоким уровнем патриотического воспитания за счет целенаправленной работы над каждым из его компонентов. Дети стали лучше чувствовать свой город, больше обращать внимание на его достоинства и недостатки, искать доступные им способы устранения недостатков. Проведенный анализ позволяет утверждать, что веб-квесты позитивно влияют не только на развитие компонента патриотического воспитания, непосредственно реализованного в квесте, но и на развитие зависящих от него патриотических чувств к малой Родине или стране в целом. Это свидетельствует о высокой эффективности веб-квестов. Вместе с тем, учитывая ограничения по длительности веб-квестов, накладываемые СанПиН, в целях патриотического воспитания в целом необходима серия квестов, направленная на развитие каждого из компонентов патриотического воспитания, включая уровень знаний и личностное отношение к малой Родине, местной национальной и русской культуре и их истории.



1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе/ И. А. Агапова, М. А. Давыдова.- М.: Айрис-пресс, 2016. - 224 с.
2. Андрюнина А. С. Значение игры в процессе патриотического
воспитания дошкольников / А. С. Андрюнина // Признание года 2018 :
сборник статей Международного научно-практического конкурса, Пенза, 20 марта 2018 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2018. - С. 125-129.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : Книга для воспитателей детского сада/ Л. В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Бенилова С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. - М.: Парадигма, 2012. - 312 с.
5. Бичева И. Б. Особенности формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста / И. Б. Бичева, С. Н. Каз-начеева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. - 2021. - № 4(40). - С. 130-144.
6. Бондаренко А. Ю. Некоторые особенности уточнения понятия
«воспитание» в изучении курса «методика воспитательной работы»/ А. Ю. Бондаренко, О. А. Козырева // Инновационная наука. - 2016. -
№ 1-2 (13). - С. 150-151.
7. Быков А. К. Социально-педагогический ресурс патриотизма в воспитании детей и молодежи/ А. К. Быков // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 2. - С. 64-70.
8. Валеева Г. X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Г. X. Валеева. - Магнитогорск, 2006. - 190 с.
9. Вахрушева О. В. Конспект НОД: «Квест-игра по гражданско- патриотическому воспитанию» (подготовительная группа). - Режим доступа: https://vk.com/doc 187475826_465627410?hash=4f321 d4e 115e7ed766&dl=ca5b3 ae9c0df98d0c1 (дата обращения: 20. 11.2021).
10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 62-76.
11. Ганшу Т. В. Диагностический инструментарий - беседа с детьми
на тему «Моя Родина» / Т. В. Ганшу. - Режим доступа:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/13/diagnosticheskiy- instrumentariy (дата обращения: 22.01.2022).
12. Гармаева Т. В. Психология дошкольников, младших школьников и подростков : учебное пособие/ Т. В. Гармаева. - Улан-Удэ: БГУ, 2021. - 188 с.
13. Гуткина Н. И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Н. И. Гуткина // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 17-25.
14. Дмитриев Ю. А. Образование детей старшего дошкольного возраста в России и за рубежом : учебно-методическое пособие / Ю. А. Дмитриев, О. Л. Зверева. - М.: МПГУ, 2016. - 108 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
16. Дыбина О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи : учебно-методическое пособие / О. В. Дыбина, Е. Ф. Акулова, С. Е. Анфисова и др. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 64 с.
17. Дымченко И. А. Структура, формы и содержание
воспитательного мероприятия как условие эффективности воспитания
совместной деятельности педагогов и обучающихся/ И. А. Дымченко. -
Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/618015 (дата обращения
12.12.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ