Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №93664

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 7
1.1. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста 7
1.2. Развитие самооценки младших школьников 14
1.3. Методические основы развития самооценки младших школьников
21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика развития самооценки у обучающихся второго класса
на начальном этапе опытно-поисковой работы 30
2.2. Приемы развития самооценки у обучающихся на уроках и во
внеурочной деятельности 36
2.3. Итоги опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63

Актуальность темы. Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с его окружением, ее самокритичность, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка ребенка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других детей. Самооценка бывает правильной (адекватной, когда мнение ребенка о себе совпадает с тем, кем он есть на самом деле) и неправильной (неадекватной, когда ребенок оценивает себя не объективно, его мысли о себе резко расходятся с тем, каким его считают другие). По степени адекватности самооценка бывает объективной, заниженной, завышенной. Зная тип самооценки, взрослый может ее регулировать, а ребенок приобретать навыки саморегуляции. Ребенок с заниженной самооценкой чувствует себя неспособным на серьезные дела, неудачником, не хочет браться ни за что новое, так как боится, что у нее ничего не получится. Он избегает риска, не верит в успех. Таких детей характеризует занижение чувства собственного достоинства, боязнь ошибок, мечтательность о физическом совершенстве. В общении с другими беспокоятся о впечатлении, которое они производят, бывают иногда чрезмерно разговорчивыми и высокомерными, иногда подавленными и робкими. Многие из них не способны воспринимать критику, впадают от нее в отчаяние.
Ребенок с высокой самооценкой видит себя хозяином положения, считает себя неповторимой личностью. Она часто решается на риск, к новым знаниям, впечатлениям, опыту, который поможет ему самоутвердиться на новом качественном уровне. Его трудно обидеть, выбить из равновесия, сбить с избранного пути. Он целенаправленно и упорно идет к цели. Зная себе цену, он уравновешенно относится к успехам и неудачам.
Актуальность исследования определяется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценку. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
Самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития самооценки младших школьников многие аспекты остаются слабо изученными. Как показал проведённый анализ проблемы развития самооценки у младших школьников, на данный момент программ развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста в психолого-педагогических и методических источниках представлено недостаточно.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке программы развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития самооценки младшего школьника.
Объект исследования - процесс развития самооценки младших школьников.
Предмет исследования - программа развития самооценки младших школьников.
Задачи исследования:
1. Организовать и провести исследование уровня развития
самооценки младших школьников;
2. Разработать программу и методические рекомендации по
развитию самооценки младших школьников;
3. Провести оценку эффективности проведенной работы.
Для достижения цели и решения поставленных задач исследования был применен комплекс методов, в который вошли:
теоретические методы (анализ, синтез, систематизация, обобщение и сопоставление психологических данных по теме исследования); эмпирические методы: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (реализация разработанной развивающей программы и определение ее эффективности), контрольное исследование (определение эффективности примененной развивающей программы);
эмпирические методы: комплекс психодиагностических методик (Методика 1. «Лестница» Марцинковская Т.Д. Методика 2. «Какой Я?» Корнилова И.Г. Методика 3. «Ступеньки» Кравцова Е.Е. Методика 4.
Изучение общей самооценки Липкина А.И.); количественный и качественный анализ данных
Практическая значимость: материалы могут быть использованы как методические рекомендации по развитию самооценки младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие самооценки - сложный процесс, состоящий из ряда этапов и закономерностей. На каждом этапе ребенок занимает то или иное место в обществе, а, следовательно, и самооценка зависит от степени, в которой находится развивается личность. На каждом этапе формирования личности самооценка будет зависеть не только от отношения ребенка к себе и отношение к нему других, но и от тех требований и ожидаемого поведения, которое предъявляет к нему общество, в частности те или иные его институты, например, семья, детский сад, школа и т.п. Самооценка лежит в основе любой деятельности, влияет на процессы саморегуляции, определяет уровень притязаний и степень развития межличностных отношений.
Самооценка представляет собой основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Самооценка младшего школьника в учебной деятельности основывается на оценке окружающих, прежде всего - оценке учителя. Но к концу обучения в начальной школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.
На основе результатов диагностики была разработана специальная программа. Программа включала 24 занятия, объединенные в четыре тематических блока, и реализовывалась в экспериментальной группе в течение 6 месяцев, по 1-2 занятия в неделю. Общая цель программы. На основе познания младшими школьниками себя, развития адекватно высокой самооценки и уровня притязаний способствовать их гармоничному личностному развитию. Соответственно, каждое занятие предполагало выполнение задач, направленных на реализацию общей цели.
Программа построена так, что дети легко адаптировались и включались в работу. В целом, все содержание предлагалось от общего к частному, от простого к сложному. Рассмотрим подробнее содержание каждого из блоков - структурных частей развивающей программы.
Развитие самооценки может быть осуществлено при помощи множества методов, приемов и средств работы на уроке. На основе результатов начальной диагностики мы подобрали методы и приемы, направленные на развитие адекватной самооценки младших школьников на уроках в начальной школе. В работе нами были использованы следующие приемы: «цветные дорожки», светофор, лесенка успеха, карточки самовнушения, методика «Радуга», методика «Древо творчества», Методика «Мы - вместе», прием взаимооценки «Сосед по парте» и пр. (Приложение 1). Используемые нами приемы и методы была ориентированы на осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уверенности в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта, в развитии умения оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый - сверстник - я», повышение уровня ответственности за учебную деятельность.



1. Ананьев Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. - М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2008. - С. 58-61.
2. Байдин, Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков [Текст] / Д. В. Байдин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 11-15.
3. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. [Текст] / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. -2008. №10. С.36-38.
4. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова. Педагогика и психология. - 2008. №10. С.36-38.
5. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза [Текст] / О. А. Белобрыкина: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. - 160 с.
6. Белозерская С. Психологические аспекты воспитания моральных качеств в младшем школьном возрасте / С.И. Белозерская // Научные записки. серия «Психология и педагогика». - Острог: Изд-во НАУ «Острожская академия», 2006. - Вып. 7. - С. 15-27.
7. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - С. 68-70.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания [Текст] / Р. Бернс. М., 1986. - 216 с.
9. Божович Л.И. Переходной период от младенчества к раннему возрасту / Л.И. Божович, Л.С. Славина // Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979. - С. 314-315.
10. Божович Л.И. Переходной период от младенчества к раннему возрасту / Л.И. Божович, Л.С. Славина // Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979. - С. 314-315.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 352 с.
12. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 78-85.
13. Боришевский М.И. Духовность личности: социально¬
психологическая сущность, детерминанты становления и развития // Проблемы общей и педагогической психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка АПН / Под ред. С.Д. Максименко. Т.ИХ., Част.5. - М., 2007. - С. 25-32.
14. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 - 2000 - С. 14-19
15. Василенко Л.П. Психологические условия усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста / Л.П. Василенко // Нравственное сознание и самосознание личности: [монография] / под ред. проф. М.В. Савчина, доц. И.М. ГАЛЯН. - Дрогобыч, 2009. - С. 76-93.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ