ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . 7
1.1. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста 7
1.2. Развитие самооценки младших школьников 14
1.3. Методические основы развития самооценки младших школьников
21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика развития самооценки у обучающихся второго класса
на начальном этапе опытно-поисковой работы 30
2.2. Приемы развития самооценки у обучающихся на уроках и во
внеурочной деятельности 36
2.3. Итоги опытно-поисковой работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
Актуальность темы. Самооценка - сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет прежде всего регулятивную функцию. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с его окружением, ее самокритичность, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и дальнейшее развитие его личности.
Самооценка ребенка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других детей. Самооценка бывает правильной (адекватной, когда мнение ребенка о себе совпадает с тем, кем он есть на самом деле) и неправильной (неадекватной, когда ребенок оценивает себя не объективно, его мысли о себе резко расходятся с тем, каким его считают другие). По степени адекватности самооценка бывает объективной, заниженной, завышенной. Зная тип самооценки, взрослый может ее регулировать, а ребенок приобретать навыки саморегуляции. Ребенок с заниженной самооценкой чувствует себя неспособным на серьезные дела, неудачником, не хочет браться ни за что новое, так как боится, что у нее ничего не получится. Он избегает риска, не верит в успех. Таких детей характеризует занижение чувства собственного достоинства, боязнь ошибок, мечтательность о физическом совершенстве. В общении с другими беспокоятся о впечатлении, которое они производят, бывают иногда чрезмерно разговорчивыми и высокомерными, иногда подавленными и робкими. Многие из них не способны воспринимать критику, впадают от нее в отчаяние.
Ребенок с высокой самооценкой видит себя хозяином положения, считает себя неповторимой личностью. Она часто решается на риск, к новым знаниям, впечатлениям, опыту, который поможет ему самоутвердиться на новом качественном уровне. Его трудно обидеть, выбить из равновесия, сбить с избранного пути. Он целенаправленно и упорно идет к цели. Зная себе цену, он уравновешенно относится к успехам и неудачам.
Актуальность исследования определяется тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия, которые включают самоконтроль и самооценку. Система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.
Самооценка - важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как деятельности ведущей. Необходимость работы учителя в области формирования самооценки младших школьников не вызывает сомнений. Кроме этого, современная школа ставит вопрос отношения к ученику, как к субъекту учебной деятельности. В связи с этим выявление психологических условий и закономерностей развития самооценки у обучающихся приобретают чрезвычайную актуальность, поскольку на первых этапах способствуют освоению учебной деятельности. В связи с этим учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в образовательном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме развития самооценки младших школьников многие аспекты остаются слабо изученными. Как показал проведённый анализ проблемы развития самооценки у младших школьников, на данный момент программ развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста в психолого-педагогических и методических источниках представлено недостаточно.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке программы развития самооценки у обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития самооценки младшего школьника.
Объект исследования - процесс развития самооценки младших школьников.
Предмет исследования - программа развития самооценки младших школьников.
Задачи исследования:
1. Организовать и провести исследование уровня развития
самооценки младших школьников;
2. Разработать программу и методические рекомендации по
развитию самооценки младших школьников;
3. Провести оценку эффективности проведенной работы.
Для достижения цели и решения поставленных задач исследования был применен комплекс методов, в который вошли:
теоретические методы (анализ, синтез, систематизация, обобщение и сопоставление психологических данных по теме исследования); эмпирические методы: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (реализация разработанной развивающей программы и определение ее эффективности), контрольное исследование (определение эффективности примененной развивающей программы);
эмпирические методы: комплекс психодиагностических методик (Методика 1. «Лестница» Марцинковская Т.Д. Методика 2. «Какой Я?» Корнилова И.Г. Методика 3. «Ступеньки» Кравцова Е.Е. Методика 4.
Изучение общей самооценки Липкина А.И.); количественный и качественный анализ данных
Практическая значимость: материалы могут быть использованы как методические рекомендации по развитию самооценки младших школьников.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Развитие самооценки - сложный процесс, состоящий из ряда этапов и закономерностей. На каждом этапе ребенок занимает то или иное место в обществе, а, следовательно, и самооценка зависит от степени, в которой находится развивается личность. На каждом этапе формирования личности самооценка будет зависеть не только от отношения ребенка к себе и отношение к нему других, но и от тех требований и ожидаемого поведения, которое предъявляет к нему общество, в частности те или иные его институты, например, семья, детский сад, школа и т.п. Самооценка лежит в основе любой деятельности, влияет на процессы саморегуляции, определяет уровень притязаний и степень развития межличностных отношений.
Самооценка представляет собой основной структурный компонент самосознания, который выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Самооценка младшего школьника в учебной деятельности основывается на оценке окружающих, прежде всего - оценке учителя. Но к концу обучения в начальной школе самооценка ученика начинает испытывать определяющего влияния со стороны других факторов, в целом соответствует установленным возрастным закономерностям: постепенной автономизации Я ребенка от Я взрослый, прогрессирующей с возрастом стабилизации ценностных ориентаций и способности к самосозиданию.
На основе результатов диагностики была разработана специальная программа. Программа включала 24 занятия, объединенные в четыре тематических блока, и реализовывалась в экспериментальной группе в течение 6 месяцев, по 1-2 занятия в неделю. Общая цель программы. На основе познания младшими школьниками себя, развития адекватно высокой самооценки и уровня притязаний способствовать их гармоничному личностному развитию. Соответственно, каждое занятие предполагало выполнение задач, направленных на реализацию общей цели.
Программа построена так, что дети легко адаптировались и включались в работу. В целом, все содержание предлагалось от общего к частному, от простого к сложному. Рассмотрим подробнее содержание каждого из блоков - структурных частей развивающей программы.
Развитие самооценки может быть осуществлено при помощи множества методов, приемов и средств работы на уроке. На основе результатов начальной диагностики мы подобрали методы и приемы, направленные на развитие адекватной самооценки младших школьников на уроках в начальной школе. В работе нами были использованы следующие приемы: «цветные дорожки», светофор, лесенка успеха, карточки самовнушения, методика «Радуга», методика «Древо творчества», Методика «Мы - вместе», прием взаимооценки «Сосед по парте» и пр. (Приложение 1). Используемые нами приемы и методы была ориентированы на осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний, повышение уверенности в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта, в развитии умения оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый - сверстник - я», повышение уровня ответственности за учебную деятельность.
1. Ананьев Б. Г. Проблемы возрастной психологии / Б. Г. Ананьев. - М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2008. - С. 58-61.
2. Байдин, Д. В. Изучение влияния самооценки на учебную мотивацию у младших подростков [Текст] / Д. В. Байдин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 11-15.
3. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях. [Текст] / Е. Ю. Балашова // Педагогика и психология. -2008. №10. С.36-38.
4. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова. Педагогика и психология. - 2008. №10. С.36-38.
5. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза [Текст] / О. А. Белобрыкина: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. - 160 с.
6. Белозерская С. Психологические аспекты воспитания моральных качеств в младшем школьном возрасте / С.И. Белозерская // Научные записки. серия «Психология и педагогика». - Острог: Изд-во НАУ «Острожская академия», 2006. - Вып. 7. - С. 15-27.
7. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - С. 68-70.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания [Текст] / Р. Бернс. М., 1986. - 216 с.
9. Божович Л.И. Переходной период от младенчества к раннему возрасту / Л.И. Божович, Л.С. Славина // Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979. - С. 314-315.
10. Божович Л.И. Переходной период от младенчества к раннему возрасту / Л.И. Божович, Л.С. Славина // Психологическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979. - С. 314-315.
11. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. Хрестоматия [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 - 352 с.
12. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 78-85.
13. Боришевский М.И. Духовность личности: социально¬
психологическая сущность, детерминанты становления и развития // Проблемы общей и педагогической психологии. Сборник научных трудов Института психологии имени Г.С. Костюка АПН / Под ред. С.Д. Максименко. Т.ИХ., Част.5. - М., 2007. - С. 25-32.
14. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал № 2 - 2000 - С. 14-19
15. Василенко Л.П. Психологические условия усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста / Л.П. Василенко // Нравственное сознание и самосознание личности: [монография] / под ред. проф. М.В. Савчина, доц. И.М. ГАЛЯН. - Дрогобыч, 2009. - С. 76-93.
...