Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №93648

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Формирование межличностных отношений в психолого -
педагогической литературе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной
школы 11
1.3. Приёмы и методы развития межличностных отношений учащихся
начальной школы 18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 25
2.1. Методики изучения межличностных отношений в условиях школьного коллектива 25
2.2. Уровневый подход к оценке межличностных отношений младших
школьников 31
2.3. Рекомендации по улучшению развития межличностных отношений
в начальной школе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


Становление коммуникативных навыков общения происходит в период младшего школьного возраста [1]. Формирование личности ребенка в системе личных взаимоотношений зависит от многих факторов: и от положения или статуса ребенка в классе, и от построения взаимоотношений со сверстниками, и от степени участия учителя [6].
В младшем школьном возрасте общение ребенка со сверстниками влияет не только на познавательную предметную деятельность, но и на формирование важнейших навыков межличностного общения и нравственного поведения, направление развития, становление личности [47].
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда популярна среди педагогов и психологов. Её значение особенно возросло в условиях перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.
Из-за требований к гуманизации образования, учёта индивидуальных особенностей каждого учащегося, наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего школьника в семье.
Именно учителю необходимо способствовать формированию и развитию межличностных отношений в классе, как в урочной, так и во внеурочной форме деятельности, используя необходимые методы и приёмы [24].
При проведении исследований учитывались работы таких авторов, как В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов и других.
Проблема исследования - каким образом можно развивать благоприятные межличностные отношения у учащихся в начальной школе.
Объект исследования - развитие межличностных отношений обучающихся начальной школы.
Предмет исследования - приёмы и методы, развивающие благоприятные межличностные отношения у младших школьников.
Цель исследования - выявить теоретические основы для формирования межличностных отношений младших школьников, подобрать эффективные приёмы и методы по развитию благоприятных межличностных отношений обучающихся начальной школы и составить рекомендации.
Исходя из обозначенной цели, выделим следующие задачи:
1. определить основы формирования межличностных отношений в психолого-педагогической литературе;
2. подобрать приёмы и методы развития межличностных
отношений учащихся начальной школы;
3. выявить методики диагностики, позволяющие оценить межличностные отношения в начальной школе;
4. составить рекомендации по улучшению межличностных отношений в начальной школе на основании результатов проведенной диагностики.
Для достижения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы; сравнение, классификация, систематизация и обобщение материала; практические - наблюдение, опрос, тестирование, интервьюирование, беседа и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, 2 главы («теоретические основы развития межличностных отношений у обучающихся начальной школы», «развитие межличностных отношений учащихся начальной школы: практический подход»), заключение, список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, в основе которых лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей [37]. Они являются важным компонентом повседневного взаимодействия людей, их совместной деятельности, а также условием развития личности человека.
Впервые ребёнок начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой деятельностью в младший школьный возраст [10]. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на данном возрастном этапе.
Проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений у детей в начальной школе [54].
Изучая психолого-педагогическую литературу, мы выяснили актуальность и важность темы межличностных отношений младших школьников, опираясь на таких авторов, как В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов и других. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе . Мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику учащихся начальной школы.
Исходя из значения межличностных отношений людей и психолого-педагогической составляющей младшего школьника, нами были подобраны общие приёмы и методы развития межличностных отношений в классе в начальной школе. Методы разбили на словесные (рассказ, беседа и др.), наглядные (наблюдение, просмотр фильма и др.), практические (эксперимент, игра и др.), стимулирования поведения (поощрение, наказание). К каждому методу подобрали пример приёма по работе над межличностными отношениями.
Для того чтобы улучшить межличностные отношения между всеми учащимися в классе, необходимо сначала оценить уже сложившуюся ситуацию. Мы привели примеры методик диагностик для оценки межличностных отношений в начальной школе: собственно методики оценки отношений (методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии - Дж. Морено, методика оценки привлекательности классного коллектива - К.Э. Сишор); диагностические методики оценки свойств человека, влияющие на отношения (методика «Мозаика» - Е. О. Смирнова, методика «Кто прав?» - Г.А. Цукерман, методика «Дорога к дому» - А.Г. Лидерс), позволяющие выявить как уровень всего класса, отдельных групп, так и необходимых качеств отдельного ребенка.
В результате диагностики дети распределяются по уровням развития коммуникативных, интерактивных, перцептивных умений: высокий (дети могут отлично выстраивать межличностные отношения в классе, им комфортно занимать свою позицию среди одноклассников, у них развиты необходимые психологические свойства), средний (дети способны поддерживать межличностные отношения и участвовать в них, но при этом часто испытывают трудности, неудачи, неуверенность, переживания), низкий (детям сложно общаться с одноклассниками, участвовать в общей деятельности, они чувствуют себя обособленными от класса, лишними, избегаемыми, отвергаемыми).
Для всего класса и для каждого уровня отдельно составлены разные рекомендации, способствующие улучшению межличностных отношений и навыков общения, опирающиеся на критерии из диагностик: уровень эмоциональной вовлеченности, наличие и проявление доверительности, толерантности; формированность умения внимательно слушать, навыка связной речи; осознание ребенком возможности наличия разных мнений и точек зрения на одну ситуацию/предмет; формированность способности договариваться, обращаться за помощью, высказываться; наличие адекватной здоровой самооценки.
Это игры и игровые занятия, формирующие, развивающие коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общения. Рекомендации по включению бесед на темы межличностных отношений, дружбы, ценностей на таких уроках в школе, как литературное чтение, музыка и т.д., что способствует повышению уровня знаний о видах отношений, вариантов протекания межличностных отношений, накоплению собственного опыта на примерах, формированию ценностей дружбы, эмоциональной составляющей. Индивидуальные беседы с ребенком и индивидуальные задания. Организация работы детей в группах. Важность и роль внеурочной деятельности: экскурсии, походы, посещения театров, музеев и т.д. Сотрудничество с родителями и другими педагогами.
Цель исследования - выявить теоретические основы для формирования межличностных отношений младших школьников, подобрать эффективные приёмы и методы по развитию благоприятных межличностных отношений обучающихся начальной школы и составить рекомендации - достигнута.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства / В. В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания / Г. М. Андреева // Межличностное восприятие в группе. - М.: Аспект Пресс, 1981. - 309 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
5. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькон, Д. А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
7. Брюхова, А. А. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у младших дошкольников /А. А. Брюхова // Молодой ученый. - 2016. - 208 с.
8. Влияние ролевой игры на улучшение межличностных
взаимоотношений учащихся начальных классов. - Режим доступа:
https ://urok. 1sept.ru/%D1%81%D 1%82%D0%B0%D1%82%D 1%8C%D0%B8/5 26314/ (Дата обращения: 03.10.2021)
9. Воспитательная система «Вперед к вершинам!». - Режим
доступа: https://infourok.ru/vospitatelnaya sistema vpered k vershinam-
125830.htm (Дата обращения: 27.10.2021)
10. Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
11. Детская практическая психология: учебник ; под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010. - 255 с.
12. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: методические рекомендации ; сост. Л. В. Сгурская, Г. С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 44 с.
13. Диагностические методики для младших школьников. - Режим
доступа: http:// ipps. sfu-kras.ru/sites/ipps.institute. sfu-
kras.ru/files/Diagnosticheskie metodiki.pdf(Дата обращения: 27.11.2021)
14. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с.
15. Дубровинская, Н. В., Фарбер, Д. А., Безруких, М. М.
Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской
валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
16. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики архитектор-строитель. - Режим доступа: http://psyconst.ru/zadanie-doroga-k- domu-modifitsirovannyj-variant-metodiki-arhitektor-stroitel/ (Дата обращения: 04.09.2021)
17. Злобина, Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина ; ред. Л. В. Сохань. - Киев: Наукова думка, 1982. - 116 с.
18. Игра как метод формирования межличностных отношений у младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ighra-kak-mietod-formirovaniia-miezhlichnostnykh- o.html (Дата обращения: 17.12.2021)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ