ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1. Формирование межличностных отношений в психолого -
педагогической литературе 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной
школы 11
1.3. Приёмы и методы развития межличностных отношений учащихся
начальной школы 18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 25
2.1. Методики изучения межличностных отношений в условиях школьного коллектива 25
2.2. Уровневый подход к оценке межличностных отношений младших
школьников 31
2.3. Рекомендации по улучшению развития межличностных отношений
в начальной школе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Становление коммуникативных навыков общения происходит в период младшего школьного возраста [1]. Формирование личности ребенка в системе личных взаимоотношений зависит от многих факторов: и от положения или статуса ребенка в классе, и от построения взаимоотношений со сверстниками, и от степени участия учителя [6].
В младшем школьном возрасте общение ребенка со сверстниками влияет не только на познавательную предметную деятельность, но и на формирование важнейших навыков межличностного общения и нравственного поведения, направление развития, становление личности [47].
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда популярна среди педагогов и психологов. Её значение особенно возросло в условиях перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.
Из-за требований к гуманизации образования, учёта индивидуальных особенностей каждого учащегося, наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего школьника в семье.
Именно учителю необходимо способствовать формированию и развитию межличностных отношений в классе, как в урочной, так и во внеурочной форме деятельности, используя необходимые методы и приёмы [24].
При проведении исследований учитывались работы таких авторов, как В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов и других.
Проблема исследования - каким образом можно развивать благоприятные межличностные отношения у учащихся в начальной школе.
Объект исследования - развитие межличностных отношений обучающихся начальной школы.
Предмет исследования - приёмы и методы, развивающие благоприятные межличностные отношения у младших школьников.
Цель исследования - выявить теоретические основы для формирования межличностных отношений младших школьников, подобрать эффективные приёмы и методы по развитию благоприятных межличностных отношений обучающихся начальной школы и составить рекомендации.
Исходя из обозначенной цели, выделим следующие задачи:
1. определить основы формирования межличностных отношений в психолого-педагогической литературе;
2. подобрать приёмы и методы развития межличностных
отношений учащихся начальной школы;
3. выявить методики диагностики, позволяющие оценить межличностные отношения в начальной школе;
4. составить рекомендации по улучшению межличностных отношений в начальной школе на основании результатов проведенной диагностики.
Для достижения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы; сравнение, классификация, систематизация и обобщение материала; практические - наблюдение, опрос, тестирование, интервьюирование, беседа и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, 2 главы («теоретические основы развития межличностных отношений у обучающихся начальной школы», «развитие межличностных отношений учащихся начальной школы: практический подход»), заключение, список литературы, приложения.
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми, в основе которых лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей [37]. Они являются важным компонентом повседневного взаимодействия людей, их совместной деятельности, а также условием развития личности человека.
Впервые ребёнок начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой деятельностью в младший школьный возраст [10]. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на данном возрастном этапе.
Проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений у детей в начальной школе [54].
Изучая психолого-педагогическую литературу, мы выяснили актуальность и важность темы межличностных отношений младших школьников, опираясь на таких авторов, как В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов и других. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе . Мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику учащихся начальной школы.
Исходя из значения межличностных отношений людей и психолого-педагогической составляющей младшего школьника, нами были подобраны общие приёмы и методы развития межличностных отношений в классе в начальной школе. Методы разбили на словесные (рассказ, беседа и др.), наглядные (наблюдение, просмотр фильма и др.), практические (эксперимент, игра и др.), стимулирования поведения (поощрение, наказание). К каждому методу подобрали пример приёма по работе над межличностными отношениями.
Для того чтобы улучшить межличностные отношения между всеми учащимися в классе, необходимо сначала оценить уже сложившуюся ситуацию. Мы привели примеры методик диагностик для оценки межличностных отношений в начальной школе: собственно методики оценки отношений (методика исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии - Дж. Морено, методика оценки привлекательности классного коллектива - К.Э. Сишор); диагностические методики оценки свойств человека, влияющие на отношения (методика «Мозаика» - Е. О. Смирнова, методика «Кто прав?» - Г.А. Цукерман, методика «Дорога к дому» - А.Г. Лидерс), позволяющие выявить как уровень всего класса, отдельных групп, так и необходимых качеств отдельного ребенка.
В результате диагностики дети распределяются по уровням развития коммуникативных, интерактивных, перцептивных умений: высокий (дети могут отлично выстраивать межличностные отношения в классе, им комфортно занимать свою позицию среди одноклассников, у них развиты необходимые психологические свойства), средний (дети способны поддерживать межличностные отношения и участвовать в них, но при этом часто испытывают трудности, неудачи, неуверенность, переживания), низкий (детям сложно общаться с одноклассниками, участвовать в общей деятельности, они чувствуют себя обособленными от класса, лишними, избегаемыми, отвергаемыми).
Для всего класса и для каждого уровня отдельно составлены разные рекомендации, способствующие улучшению межличностных отношений и навыков общения, опирающиеся на критерии из диагностик: уровень эмоциональной вовлеченности, наличие и проявление доверительности, толерантности; формированность умения внимательно слушать, навыка связной речи; осознание ребенком возможности наличия разных мнений и точек зрения на одну ситуацию/предмет; формированность способности договариваться, обращаться за помощью, высказываться; наличие адекватной здоровой самооценки.
Это игры и игровые занятия, формирующие, развивающие коммуникативную, перцептивную, интерактивную стороны общения. Рекомендации по включению бесед на темы межличностных отношений, дружбы, ценностей на таких уроках в школе, как литературное чтение, музыка и т.д., что способствует повышению уровня знаний о видах отношений, вариантов протекания межличностных отношений, накоплению собственного опыта на примерах, формированию ценностей дружбы, эмоциональной составляющей. Индивидуальные беседы с ребенком и индивидуальные задания. Организация работы детей в группах. Важность и роль внеурочной деятельности: экскурсии, походы, посещения театров, музеев и т.д. Сотрудничество с родителями и другими педагогами.
Цель исследования - выявить теоретические основы для формирования межличностных отношений младших школьников, подобрать эффективные приёмы и методы по развитию благоприятных межличностных отношений обучающихся начальной школы и составить рекомендации - достигнута.
1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства / В. В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. Андреева, Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания / Г. М. Андреева // Межличностное восприятие в группе. - М.: Аспект Пресс, 1981. - 309 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология/ Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
5. Безруких, М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькон, Д. А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
7. Брюхова, А. А. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у младших дошкольников /А. А. Брюхова // Молодой ученый. - 2016. - 208 с.
8. Влияние ролевой игры на улучшение межличностных
взаимоотношений учащихся начальных классов. - Режим доступа:
https ://urok. 1sept.ru/%D1%81%D 1%82%D0%B0%D1%82%D 1%8C%D0%B8/5 26314/ (Дата обращения: 03.10.2021)
9. Воспитательная система «Вперед к вершинам!». - Режим
доступа: https://infourok.ru/vospitatelnaya sistema vpered k vershinam-
125830.htm (Дата обращения: 27.10.2021)
10. Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.
11. Детская практическая психология: учебник ; под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2010. - 255 с.
12. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: методические рекомендации ; сост. Л. В. Сгурская, Г. С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 44 с.
13. Диагностические методики для младших школьников. - Режим
доступа: http:// ipps. sfu-kras.ru/sites/ipps.institute. sfu-
kras.ru/files/Diagnosticheskie metodiki.pdf(Дата обращения: 27.11.2021)
14. Дубровина, И. В., Данилова, Е. Е., Прихожан, А. М. Психология. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. - 464 с.
15. Дубровинская, Н. В., Фарбер, Д. А., Безруких, М. М.
Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской
валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
16. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики архитектор-строитель. - Режим доступа: http://psyconst.ru/zadanie-doroga-k- domu-modifitsirovannyj-variant-metodiki-arhitektor-stroitel/ (Дата обращения: 04.09.2021)
17. Злобина, Е. Г. Общение как фактор развития личности / Е. Г. Злобина ; ред. Л. В. Сохань. - Киев: Наукова думка, 1982. - 116 с.
18. Игра как метод формирования межличностных отношений у младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ighra-kak-mietod-formirovaniia-miezhlichnostnykh- o.html (Дата обращения: 17.12.2021)
...