Отношение матери к ребёнку в дородовой и послеродовой период
|
Введение 3
Глава 1. Анализ современных исследований отношения матери к ребенку в дородовой и послеродовой
периоды 15
1.1 Теоретические представления об отношении матери к ребенку в
дородовой и послеродовой периоды 15
1.2 Патология беременности как фактор, влияющий на отношение
матери к ребенку в дородовой и послеродовой периоды 24
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения матери к ребёнку в дородовой и послеродовой период 30
2.1 Организация исследования отношения матери к ребёнку в
дородовой и послеродовой
период 26
2.2 Анализ результатов исследования отношения матери к ребёнку в дородовой и послеродовой период 32
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 78
Глава 1. Анализ современных исследований отношения матери к ребенку в дородовой и послеродовой
периоды 15
1.1 Теоретические представления об отношении матери к ребенку в
дородовой и послеродовой периоды 15
1.2 Патология беременности как фактор, влияющий на отношение
матери к ребенку в дородовой и послеродовой периоды 24
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения матери к ребёнку в дородовой и послеродовой период 30
2.1 Организация исследования отношения матери к ребёнку в
дородовой и послеродовой
период 26
2.2 Анализ результатов исследования отношения матери к ребёнку в дородовой и послеродовой период 32
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 78
Несмотря на современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышение научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик, психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью, а с другой стороны, возможностью целостного психологического исследования материнства. Необходимость такого исследования диктуется постоянно повышающимся запросом со стороны практики, обострение демографических проблем, рост социального сиротства, усиление психологических проблем материнства и детства. И науки, огромное количество фактов в этой области психологии, отсутствие обобщающих концепций, разрозненность подходов, мать и ребенок в разных подходах рассматриваются фрагментарно, вне общего контекста их субъектной целостности, на изолированных этапах их взаимодействия.
Значимость настоящего исследования обусловлена также бурным развитием такой области психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и детско- материнского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отношений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетически ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной научной рефлексии, как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррекции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где активно развивающийся социальный запрос такого рода психологических услуг, сталкиваясь с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.
Как показали отечественные и зарубежные исследования, состояние беременности соответствует всем трем критериям С. Филиппа, определяющим ее как макрострессор. Во-первых, беременность датируется и локализована во времени и пространстве, что выделяет ее на фоне хронических стрессоров; во-вторых, беременность требует качественной реорганизации в структуре «индивид - окружающий мир» и этим отличается от временной, преходящей адаптации; в-третьих, беременность сопровождается стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это нередко случается в повседневной жизни. (Абрамченко В.В., 1992, Батуев А.С., 1994, А.Е. Волков, Ю.С.
Садкова, Н.В. Шабалина, 1994, В.В. Абрамченко, 2001, Н.Ф. Смагин, Н.П. Коваленко, 2001, Н.П. Коваленко, 2002, Г.И. Брехман, 2003, Грон Е.А., 2003, Филлипова Г.Г., 2003, и др.). При критической жизненной ситуации
биологического характера от женщин требуются более высокие затраты и более продолжительное время на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных микрострессоров (Katschnig Н., 1980, Filipp S.H., 1990, Plancherel В., 1998). В зависимости от желанности или не желанности беременности психика женщины по-разному подвергается стойкой нагрузке из-за необходимости адаптации (Н.П. Коваленко, 2001). Нельзя не отметить, что при беременности могут появляться дополнительные сложности (стрессоры), инициирующие микроэпизоды, имеющие различную величину валентности (Gruen R.J., Folkman S., Lazarus R.S., 1988).
Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Так, разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования (Г.Г. Филиппова). В многочисленных исследованиях в области психологии материнства показано, что психологическая неготовность женщины к материнству является причиной нарушений условий развития ребенка, особенно на ранних этапах этого развития (Колоскова М.В., Варга А.Я., Солоед К.В., Винникотт Д.). Одним из проявлений психологической неготовности женщины к материнству является нарушение течения беременности и родов (Абрамченко В.В., Коваленко Н.П., Захаров А.И., Брехман Г.И.). Существуют различные формы нарушения течения беременности. Одной из наиболее распространенных из них, является угроза прерывания беременности. Она может вести к двум последствиям, к прерыванию беременности, либо к нарушениям внутриутробном развитии плода.
Не вынашивание беременности — одно из осложнений в акушерской практике, которое является наиболее частой причиной перинатальной заболеваемости и смертности. Причины возникновения угрозы прерывания беременности весьма многочисленны, в то же время вряд ли их можно рассматривать изолированно друг от друга. Частота невыясненных причин, приводящих к не вынашиванию беременности, достигает 41,2% (Серов В.Н.). Угроза прерывания беременности представляет собой интегральный и в некотором роде универсальный показатель реакции организма на любое выраженное неблагополучие в организме матери, плода, неблагоприятное воздействие факторов окружающей экологической среды, профессионально- производственных факторов, психологических проблем, и таким образом отражает системную неготовность к материнству, как самой женщины, так и актуальных условий ее жизни. Подготовка к жизненной ситуации и появлению ребенка в семье и оценка ее адекватности для рождения ребенка является одним их показателей общей психологической готовности женщины к материнству и расценивается в современной психологии родительства, как показатель осознанной родительской позиции, обеспечивающей рождение и воспитание ребенка в подготовленных для этого жизненных условиях. Об этом говорили такие авторы, как Лебединская О.И., Захарчук В.А., Бертин А., Радионова М.С., Хамитова И.Ю.. С этих позиций выделяется два варианта девиантного родительства: психологическая неспособность родителей к воспитанию ребенка, и неспособность родителей к созданию необходимых условий для жизни ребенка (жилищных, материальных, семейных и т.д.) (Филиппова Г.Г., Черткова И.Н., Сатарова И.М., Агнаева Е.Х., Варга АЛБ).
Однако до сих пор нет комплексных исследований, в которых
изучались бы не изолированные факторы неготовности женщины к материнству (психологические, социальные, соматические и др.), а
выявлялась бы взаимосвязь этих факторов и определялась бы роль психологических особенностей женщины в формировании ее актуальной готовности или неготовности к материнству. Именно поэтому, вопросы выявления причин угрозы прерывания беременности, отражающей системную неготовность организма женщины к вынашиванию беременности, изучение психологических особенностей женщин с угрозой прерывания беременности, характеризующих их неготовность к материнству, определение взаимосвязи этих особенностей с социальными и соматическими факторами, являются актуальными, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Опыт экспериментального клинического акушерства подтверждает огромную роль психологической готовности женщины к материнству в успешном родоразрешении и создании благоприятных условий для дальнейшего развития «маленькой личности». Отражением готовности к материнству является своевременно сформированная гестационная доминанта, задающая «вектор поведения» будущей матери. В связи с этим, изучение феномена материнства проводится в плане исследований позднего материнства и в том числе несовершеннолетних (Н. Н. Авдеева, В. И. Брутман, С. Ю. Мещерякова). Изучаются особенности развития ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (В. И. Брутман, О. А. Копыл). Разрабатываются опросники, могут помочь определить отношение родителей к еще не родившемуся ребенку. Изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (И. В. Добряков, В. И. Брутман, С. Ю. Мещерякова, Г. И. Брехман, М. В. Сапоровская), в основе которого лежит материнское отношение.
Необходимость изучения указанных научных проблем, существующих на стыке акушерско-гинекологической науки и практики с медицинской и перинатальной психологией, а также имеющаяся потребность в разработке психодиагностического инструментария для исследования сферы самосознания и системы отношений беременных женщин, продиктовала логику и содержание проведенных теоретического и экспериментального исследований.
Цель исследования: выявление психологических особенностей
отношения к ребёнку женщин с угрозой прерывания беременности, характеризующих их неготовность к материнству, исследование их взаимосвязи с социальными и соматическими характеристиками этих женщин в сравнении с женщинами с нормально протекающей беременностью.
Объект исследования: материнское отношение к новорожденному.
Предмет исследования: беременности, женщины во время
беременности и после родов.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью, а с другой стороны, возможностью целостного психологического исследования материнства. Необходимость такого исследования диктуется постоянно повышающимся запросом со стороны практики, обострение демографических проблем, рост социального сиротства, усиление психологических проблем материнства и детства. И науки, огромное количество фактов в этой области психологии, отсутствие обобщающих концепций, разрозненность подходов, мать и ребенок в разных подходах рассматриваются фрагментарно, вне общего контекста их субъектной целостности, на изолированных этапах их взаимодействия.
Значимость настоящего исследования обусловлена также бурным развитием такой области психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и детско- материнского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. Вторжение процессов осознания в область интимных отношений матери с ребенком, изначально регулируемых филогенетически ранними неосознаваемыми механизмами, требует тщательной научной рефлексии, как самих этих взаимоотношений, так и способов вмешательства в них в целях диагностики, психологической коррекции и профилактики. Особенно это касается нашей страны, где активно развивающийся социальный запрос такого рода психологических услуг, сталкиваясь с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.
Как показали отечественные и зарубежные исследования, состояние беременности соответствует всем трем критериям С. Филиппа, определяющим ее как макрострессор. Во-первых, беременность датируется и локализована во времени и пространстве, что выделяет ее на фоне хронических стрессоров; во-вторых, беременность требует качественной реорганизации в структуре «индивид - окружающий мир» и этим отличается от временной, преходящей адаптации; в-третьих, беременность сопровождается стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это нередко случается в повседневной жизни. (Абрамченко В.В., 1992, Батуев А.С., 1994, А.Е. Волков, Ю.С.
Садкова, Н.В. Шабалина, 1994, В.В. Абрамченко, 2001, Н.Ф. Смагин, Н.П. Коваленко, 2001, Н.П. Коваленко, 2002, Г.И. Брехман, 2003, Грон Е.А., 2003, Филлипова Г.Г., 2003, и др.). При критической жизненной ситуации
биологического характера от женщин требуются более высокие затраты и более продолжительное время на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных микрострессоров (Katschnig Н., 1980, Filipp S.H., 1990, Plancherel В., 1998). В зависимости от желанности или не желанности беременности психика женщины по-разному подвергается стойкой нагрузке из-за необходимости адаптации (Н.П. Коваленко, 2001). Нельзя не отметить, что при беременности могут появляться дополнительные сложности (стрессоры), инициирующие микроэпизоды, имеющие различную величину валентности (Gruen R.J., Folkman S., Lazarus R.S., 1988).
Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Так, разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т.д. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования (Г.Г. Филиппова). В многочисленных исследованиях в области психологии материнства показано, что психологическая неготовность женщины к материнству является причиной нарушений условий развития ребенка, особенно на ранних этапах этого развития (Колоскова М.В., Варга А.Я., Солоед К.В., Винникотт Д.). Одним из проявлений психологической неготовности женщины к материнству является нарушение течения беременности и родов (Абрамченко В.В., Коваленко Н.П., Захаров А.И., Брехман Г.И.). Существуют различные формы нарушения течения беременности. Одной из наиболее распространенных из них, является угроза прерывания беременности. Она может вести к двум последствиям, к прерыванию беременности, либо к нарушениям внутриутробном развитии плода.
Не вынашивание беременности — одно из осложнений в акушерской практике, которое является наиболее частой причиной перинатальной заболеваемости и смертности. Причины возникновения угрозы прерывания беременности весьма многочисленны, в то же время вряд ли их можно рассматривать изолированно друг от друга. Частота невыясненных причин, приводящих к не вынашиванию беременности, достигает 41,2% (Серов В.Н.). Угроза прерывания беременности представляет собой интегральный и в некотором роде универсальный показатель реакции организма на любое выраженное неблагополучие в организме матери, плода, неблагоприятное воздействие факторов окружающей экологической среды, профессионально- производственных факторов, психологических проблем, и таким образом отражает системную неготовность к материнству, как самой женщины, так и актуальных условий ее жизни. Подготовка к жизненной ситуации и появлению ребенка в семье и оценка ее адекватности для рождения ребенка является одним их показателей общей психологической готовности женщины к материнству и расценивается в современной психологии родительства, как показатель осознанной родительской позиции, обеспечивающей рождение и воспитание ребенка в подготовленных для этого жизненных условиях. Об этом говорили такие авторы, как Лебединская О.И., Захарчук В.А., Бертин А., Радионова М.С., Хамитова И.Ю.. С этих позиций выделяется два варианта девиантного родительства: психологическая неспособность родителей к воспитанию ребенка, и неспособность родителей к созданию необходимых условий для жизни ребенка (жилищных, материальных, семейных и т.д.) (Филиппова Г.Г., Черткова И.Н., Сатарова И.М., Агнаева Е.Х., Варга АЛБ).
Однако до сих пор нет комплексных исследований, в которых
изучались бы не изолированные факторы неготовности женщины к материнству (психологические, социальные, соматические и др.), а
выявлялась бы взаимосвязь этих факторов и определялась бы роль психологических особенностей женщины в формировании ее актуальной готовности или неготовности к материнству. Именно поэтому, вопросы выявления причин угрозы прерывания беременности, отражающей системную неготовность организма женщины к вынашиванию беременности, изучение психологических особенностей женщин с угрозой прерывания беременности, характеризующих их неготовность к материнству, определение взаимосвязи этих особенностей с социальными и соматическими факторами, являются актуальными, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Опыт экспериментального клинического акушерства подтверждает огромную роль психологической готовности женщины к материнству в успешном родоразрешении и создании благоприятных условий для дальнейшего развития «маленькой личности». Отражением готовности к материнству является своевременно сформированная гестационная доминанта, задающая «вектор поведения» будущей матери. В связи с этим, изучение феномена материнства проводится в плане исследований позднего материнства и в том числе несовершеннолетних (Н. Н. Авдеева, В. И. Брутман, С. Ю. Мещерякова). Изучаются особенности развития ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей (В. И. Брутман, О. А. Копыл). Разрабатываются опросники, могут помочь определить отношение родителей к еще не родившемуся ребенку. Изучаются факторы, влияющие на материнское поведение (И. В. Добряков, В. И. Брутман, С. Ю. Мещерякова, Г. И. Брехман, М. В. Сапоровская), в основе которого лежит материнское отношение.
Необходимость изучения указанных научных проблем, существующих на стыке акушерско-гинекологической науки и практики с медицинской и перинатальной психологией, а также имеющаяся потребность в разработке психодиагностического инструментария для исследования сферы самосознания и системы отношений беременных женщин, продиктовала логику и содержание проведенных теоретического и экспериментального исследований.
Цель исследования: выявление психологических особенностей
отношения к ребёнку женщин с угрозой прерывания беременности, характеризующих их неготовность к материнству, исследование их взаимосвязи с социальными и соматическими характеристиками этих женщин в сравнении с женщинами с нормально протекающей беременностью.
Объект исследования: материнское отношение к новорожденному.
Предмет исследования: беременности, женщины во время
беременности и после родов.
Говоря о патологии беременности у женщин можно сказать, что выделены два главных фактора, которые влияют на возникновение какой- либо патологии.
Самоотрицание беременности, как сам факт ее возникновения, может сопровождаться тревогой, стрессом, депрессией, низким уровнем самоинтереса, отрицанием реальности происходящего с ней, также может подкрепляться социальными факторами.
Самообвинение женщины во время беременности, осложненной патологией, может определяться как соматический фактор, который влияет на отвержение плода (будущего ребенка) на физическом уровне. Такие женщины склонны к депрессии, личностной тревоге, дисморфофобии, плаксивости.
В группе беременных женщин, не имеющих патологи и беременности, не выявлены устойчивые самоотрицания и самообвинения, что подводит нас к выводу о том, что самоотрицание и самообвинение являются соматическими факторами, влияющими на возможность возникновение патологии беременности.
Самоотрицание беременности, как сам факт ее возникновения, может сопровождаться тревогой, стрессом, депрессией, низким уровнем самоинтереса, отрицанием реальности происходящего с ней, также может подкрепляться социальными факторами.
Самообвинение женщины во время беременности, осложненной патологией, может определяться как соматический фактор, который влияет на отвержение плода (будущего ребенка) на физическом уровне. Такие женщины склонны к депрессии, личностной тревоге, дисморфофобии, плаксивости.
В группе беременных женщин, не имеющих патологи и беременности, не выявлены устойчивые самоотрицания и самообвинения, что подводит нас к выводу о том, что самоотрицание и самообвинение являются соматическими факторами, влияющими на возможность возникновение патологии беременности.
Подобные работы
- Отношение матери к ребенку в перинатальном периоде как фактор
психического развития младенца
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 493 р. Год сдачи: 2016 - Представление о материнстве у женщин с бесплодием
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



