Введение 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Онтогенез формирования активного словаря у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 12
1.3. Становление активного словаря у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 16
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего эксперимента 21
2.2. Анализ результатов по развитию активного словаря у старших
дошкольников 25
2.3 Общие исходные результаты обследования словаря детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по второй главе 35
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Теоретическое обоснование, принципы, организация обучающего
эксперимента логопедической работы по развитию словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 36
3.2. Содержание логопедической работы по развитию активного
словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 45
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его 45 результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ1. Методика констатирующего эксперимента 56
ПРИЛОЖЕНИЕ2.Сводные таблицы неречевых и речевых нарушений 65 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Перспективные планы коррекционной работы .... 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Конспекты занятий и коррекционные 100
упражнения..
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Сводные таблицы неречевых и речевых нарушений 103
В обществе, неизменно ценятся люди, умеющие четко и красиво говорить, грамотно излагать свои мысли. Осознанная и грамотная связная речь необходима ребенку в общении с окружающими, в учебе и для комфортного существования как личность. С обогащением словарного запаса увеличивается и развивается интеллект ребенка, а также воображение, внимание и тяга к знаниям, внимания. Дети, имеющие хороший словарный запас, проще адаптируются в обществе и реализуют свои потребности и активизируются в обществе. Именно с этой целью необходимо в дошкольном возрасте формировать богатый активный словарь для того, чтобы ребенок смог в дальнейшем будущем реализовать себя в жизни. Непреодолимо нарастает объем знаний, необходимые для передачи детям. В довершении всего, у педагогов возрастает необходимость, дабы усвоение этих знаний было наиболее осмысленным, а не механическим. Основной проблемой развития речи у детей старшего дошкольного возраста определено как развитие монологической речи. Монологическую речь не представляется возможным развить без систематической словарной работы. В большинстве случаев словарной работой занимаются в детском саду— это плановая, четкая работа по расширению активного словаря, по средствам трудных или малознакомых слов. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача максимально дать детям не только знания наполняющее их словарь, но и активизировать понимание этих слов, для употребления таковых в речи.
Овладение активным словарем у детей дошкольного возраста, становится одной из основных задач речевого развития, так как объем активного словаря, точность понимания и употребления слов, умение использовать слова в речи в соответствии с их лексическим значением гарантируют насыщенность содержанием общения, и отсутствие словарного запаса затрудняет беспрепятственное общение детей. Тем самым затрудняя познавательную деятельность ребенка, соответственно данный факт влияет на развитие психики и умственных способностей ребенка. Активизация словаря - перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный, ведь пассивный словарь содержит слова, которые он понимает, но не использует в собственной речи. Уточнение и увеличение словарного запаса имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка. Непосредственное развитие активного словаря благоприятно воздействует на активизацию познавательной деятельности ребенка, на развитие необходимых навыков, таких как: письма, чтения, счета, то есть, необходимых навыков для подготовки к школе. Для ребенка с ОНР данные процессы необходимы и крайне важны, так как эти дети в период освоения лексикой и лексико-грамматической стороны речи испытывают трудности.
Работа со словарем в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает огромное место в развитии ребенка. Важное условие для умственного развития ребенка является овладение словарем, и в будущем это будет отражено и обобщено в речевой форме и прежде всего в осознании значений слов. Имея хороший базис овладения словарным запасом составляет основу речевого развития детей, ведь слово является важной единицей языка.
Вопросом общего недоразвития речи впервые занялась Р.Е. Левина и она же впервые употребила данный термин. Большое количество отечественных психологов, педагогов, методистов и профессоров изучали эту патологию: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина и другие.
Объект исследования: состояние активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и содержание логопедической работы по его формированию.
Предмет исследования: отследить процесс логопедической работы по развитию активного словаря у старших дошкольников.
Целью нашей работы: теоретически обосновать и проанализировать содержание логопедической работы по развитию активного словаря у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2. Провести экспериментальное исследование состояния активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Провести анализ данных полученных входе контрольного эксперимента;
4. Спланировать содержание коррекционной работы с детьми
экспериментальной группы;
5. Провести обучающий эксперимент с детьми экспериментальной группы;
6. Провести качественный и количественный анализ полученных данных обучающего эксперимента;
Методологической основой исследования является теория и концепция речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР, методы логопедической коррекционной работы по формированию словаря у этих детей (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Выпускная квалификационная работа по структуре состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и список литературы.
Проработав материал непосредственно связанный с проблемой коррекции активного словаря у старших дошкольников с ОНР, можно заключить, что данная проблема остается актуальной.
Речевая деятельность детей, имеющих диагноз ОНР, носит негативный характер не только в самой речи, но также сильно влияет на развитие ребенка, снижено внимание, снижен интерес к познавательной деятельности, нарушается смысловая и логическая сторона памяти ребенка. Затруднены смысловые операции, сравнительный анализ, обобщающая сторона речи, классификация и многие другие процессы, связанные с активной мозговой деятельностью ребенка. В этом возрасте дети не умеет выставлять приоритеты, для них, с точки зрения психологии, важно проявлять свою деятельность, но в связи с речевыми отклонениями дети не могут, а со временем и отказываются проявлять себя даже в игровой деятельности, важно вовремя это увидеть и вовремя скорректировать.
Для того чтобы максимально помочь ребенку, необходимо развитие активной лексики, а также развитие фонетико-фонематической и грамматической стороны речи. Ведь данные компоненты речи тесно связаны психологической и умственной деятельностью. Основной задачей коррекционной работы с активизацией словаря является непосредственная работа с уточнением, расширением и закреплением слов в активном словаре ребенка. Данные процессы тесно связанны с интеллектуальными возможностями ребенка, чем богаче его активный словарь, чем ярче и понятнее ребенок, тем более интенсивно происходит процесс мышления и познавания окружающего мира. Ребенок чувствует себя более уверенно и спокойно. Активизация словаря необходима для внедрения новых слов в речевой поток ребенка, тем самым побуждая к развитию смысловую сторону речи, а также к грамотной подготовке детей к следующему этапу их развития, к школе. Соответственно это и стало главной задачей нашего исследования.
Причинами, которые ведут к общему недоразвитию речи являются множество факторов: патологическое внутриутробное развитие, осложнение родовой деятельности, запущенные медицинские аспекты, влияющие на здоровье ребенка, и соответственно его развитие в первые годы жизни. Можно сделать вывод что, ОНР обуславливается анамнезом ребенка. У детей с ОНР нормальный слух и первично сохраненный интеллект. Данный аспект можно классифицировать как форму речевой аномалии, которая ведет за собой нарушение формирования как речевой, так и звуковой стороны. Невербальные психические функции влияют и создают ряд особенностей, развитие словарного запаса. Нарушение систематических функций, таким образом нарушается накопление и понимание словарного запаса ребенка.
Изучив литературные источники, связанные с общим недоразвитием речи, мы имеем возможность выявить основную проблему объединяющую таких детей. Таким образом мы отметили, что разница между активным и пассивным словарем колоссальна, ребенок понимает очень много слов, пассивный словарь даже можно определить, как нормальный, но активный словарь очень беден, они не могут использовать слова в речевом потоке, в выразительной речи. Соответственно возникают затруднения и не знания в названии форм, цветов тех или иных объектов, мало используются либо не используются совсем антонимы и синонимы. Дети ограничиваются простыми предложениями.
Изучив теоретическую часть работы были выделены основные задачи нашей логопедической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с ОНР Ш уровня, ими стали: изучение всех сфер пассивной стороны речи детей, (номинативный, атрибутивный, предикативный словари а также запас обобщающих слов и словарь синонимов и антонимов).
Для проведения комплексного обследования нами были апробированы три методики, в ходе констатирующего эксперимента, соответственно были получены результаты.
Старшие дошкольники, которые были взяты в эксперимент, имели диагноз ОНР Ш уровня. У большинства испытуемых был средний показатель развития активного словаря. Главным недостатком было ограниченное восприятие и замедление процесса освоения материала. А также ограниченный процесс восприятия информации поступающий через органы чувств. Проблематичным в формировании является атрибутивный словарь, дети ограничиваются только прилагательными, в описании тех или иных свойств объекта. Предикативный словарь имеет ограниченный характер, в виду того, что дети имеют ограниченные знания по окружающей действительности. У большинства детей недосформированы либо отсутствуют синонимические и антонимические связи, и ограниченность ядра семантических полей.
Нами была проведена коррекционная работа по устранению выше изложенных нюансов. Внедрены логопедические технологии, направленные на устранение дефекта. Таким образом мы максимально корректно и комфортно для детей проводили коррекционную работу в которой были задействованы как педагоги, так и родители. Наша методика была сформирована и апробирована на старших дошкольниках максимально успешно. На количественном и качественном анализе можно увидеть на сколько возрос средний показатель уровень сформированности словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня. В самом начале мы имели следующие показатели по первой методике средний показатель составил 67,19%, по второй методике 56,8%, соответственно по третьей 59,4%. После проведения коррекционной логопедической работы мы получили следующие показатели: по первой методике составил 77,56%, по второй методике 67,95%, по третьей методике 70,56%. Общий средний показатель до коррекционной работы составил 59,82% соответственно после 73,12%.
Таким образом мы видим, положительную динамику в развитии активной и пассивной лексики от апробированной нами логопедической технологии которую мы подобрали для старших дошкольников с ОНР Шуровня. Дети научились подбирать более точные слова прибегая к помощи синонимов и антонимов, более ярко выражать свои чувства и мысли, подбирать обобщающие слова, обогатился словарь номинативного, атрибутивного и предикативного словаря. Благодаря нашей методике мы получили положительную динамику. Ввиду которой при продолжении коррекционной работы возможно вывести детей на высокий уровень развития активного словаря. В дальнейшем грамотно подготовить старших дошкольников к новому этапу их жизни, к школе.
Следовательно, цель нашей работы была достигнута, поставленные задачи решены. Соответственно можно сделать вывод, что при правильно подобранной технологии логопедической работы по развитию активного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня, можно добиться положительных результатов.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 360 с.
2. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников /
М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 1999. - 288 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 225 с.
4. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 144 с.
5. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва : Изд. АПН РСФСР, 1956. - 437 с.
6. Гаркуша, Ю. В. Конспекты логопедических занятий с детьми 2 - 3 лет / Ю. В. Гаркуша. - Москва : Просвещение, 2010. - 170 с.
7. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В. В. Гербова. - Москва : Просвещение, 1983. - 174 с.
8. Глинка, Г. А. Развиваю мышление и речь / Г. А. Глинка. - Санкт- Петербург : Просвещение 1998. - 306 с.
9. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни / Н. В. Елкина // Ярославский Педагогический Вестник. - 2004. - № 7. - С. 17-24.
10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М., 1985. - 578 с.
11. Жукова, Н. С. Формирование устной речи: учеб-метод. пособие / Н. С. Жукова. - Москва : Соц-полит. журн., 1994. - 272 с.
12. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб- метод. пособие Н. С. Жукова. - Москва : Соц-полит. журн., 1994. - 157 с.
13. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : 1990. - 352 с.
14. Захарова, А. В. К вопросу о развитии грамматического строя у детей дошкольного возраста / А. В. Захарова. - Москва, 1955. - 256 с.
15. Краузе, Е. Н. Практическая логопедия. Конспект занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е. Н. Краузе. - Санкт- Петербург., 2005. - 360 с.
16. Лалаева, Р. И. Коррекция ОНР у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург, 1999. - 420 с.
17. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт- Петербург,2003. - 280 с.
18. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург, 2004.-294 с.
19. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина.
-Москва, 1968. - 370 с.
20. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей / Р. Е. Левина. - Москва, Дефектология - 1975. - №2. - С. 12-16.
21. Логинова, В. И. Формирование словаря Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова, под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 2008. - С. 85-97
22. Львов, М. Р., Методика работы над словарем / М. Р. Львов // Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 2009. - С. 394- 412.
23. Немов, Р. С. Психология образования / Р. С. Немов. - Москва : ВЛАДОС, 1996. - 496 с.
24. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисина. - Москва : Педагогика, 1985. - 258 с.
25. Правдина, О. В. Логопедия : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
26. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 1984. - 342 с.
27. Рубинштейн, С. Л. Общая психология / С. Л. Седых. - Москва : Академия, 2011. - 483 с
28. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей / Практическая логопедия Н. А. Седых. - Москва : АСТ, 2012. - 279 с.
29. Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя, и связной речи / И. А. Смирнова. - Санкт- Петербург : Детство-Прогресс, 2011. - 45 с.
30. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И. Соловьева. - Москва : Просвещение, 1966. - 248 с.
31. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. - Москва : Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2010. - 224 с
32. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. - Москва : Просвещение, 1972. - 164 с.
33. Урунтаева, Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2012. - 368 с.
34. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко. - Санкт-Петербург : Речь, 2013. - 194 с
35. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития / Т. Н. Ушакова. - Москва : Per Se, 2011. - 256 с.
36. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - Москва : ЛИНГВА-Центр, 2003. - 114 с.
37. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - Москва : Детство-Пресс, 2012. - 287 с.
38. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - Москва : Владос, 2004. - С. 180-181, 196-199
39. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические труды / К. Д. Ушинский. - Москва : Академический проект, 2012. - 564 с.
40. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 2008. - 378 с.
41. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:Практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с.
42. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С. Н. Цейтлин. - Москва : Владос, 2001. - 386 с.
43. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст] / Г. С. Швайко. - Москва : Айрис-пресс, 2011. - 69 с
44. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. - Москва : Просвещение, 2008. - 129 с.
45. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - Москва : Владос, 2013. - 228 с.
46. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2005. - 384 с.
47. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции
культурно-исторической теории Л .С. Выготского) / Д. Б. Эльконин. - Москва : Тривола, 2009. - 168 с.