Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 6
1.1. Становление устной речи и фонематических процессов у детей в
норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста, имеющих легкую степень дизартрию 13
1.3. Становление фонематического восприятия у детей с легкой степенью
дизартрии 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ПРОСОДИКИ, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 22
2.1. Организация, принципы изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии 22
2.2. Методика изучения состояния моторики, звукопроизношения,
просодики и фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 27
2.3. Анализ результатов изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 30
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 40
3.1 Теоретическое обоснование логопедической работы по коррекции моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
моторики, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха у детей с легкой степенью дизартрии 43
3.3. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛЕЖЕНИЕ 7 76
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 6
1.1. Становление устной речи и фонематических процессов у детей в
норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста, имеющих легкую степень дизартрию 13
1.3. Становление фонематического восприятия у детей с легкой степенью
дизартрии 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ПРОСОДИКИ, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 22
2.1. Организация, принципы изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии 22
2.2. Методика изучения состояния моторики, звукопроизношения,
просодики и фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 27
2.3. Анализ результатов изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 30
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЛЕГКУЮ СТЕПЕНЬ ДИЗАРТРИИ 40
3.1 Теоретическое обоснование логопедической работы по коррекции моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии 40
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
моторики, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха у детей с легкой степенью дизартрии 43
3.3. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений
фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛЕЖЕНИЕ 7 76
Дизартрия - патология речи, вызванная нарушением иннервации суставных мышц из-за повреждения кортико-бульбарных путей. Проявляется затруднением, замедлением речи, невнятностью, отрывочными высказываниями на фоне гипомимии, спастическим гипертонусом суставных мышц, дисфагией, изменениями голоса[43].
Для речи такого ребенка характерно нечеткое, размытое звуковое произношение; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет плавность, темп речи может увеличиваться или замедляться.
Ряд исследователей утверждают, что нечеткая речь у детей с дизартрией вызвана нарушением артикуляции, речевого дыхания и формирования голоса. У детей с этим нарушением также страдает просодическая сторона речи, то есть сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детстве, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепочке развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть приводят к возникновению комплексов у детей, не позволяя им учиться и полностью раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми - формирование у них яркой, выразительной, эмоциональной речи[30].
По мнению О.А. Токаревой, у детей с псевдобульбарной дизартрией ограничена подвижность речи и мимических мышц. В логопедической науке явно возникло противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формирования фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а с другой стороны, в изучении этого недостаточно теоретических и практических разработок в исследовании этого аспекта [39].
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается рост интереса специалистов различного профиля к проблеме диагностики и коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией. В первую очередь это связано со сложностью дифференциальной диагностики псевдобульбарной дизартрии и других нарушений звукопроизношения и фонематических процессов.
Все это определило выбор темы и актуальность экспериментального исследования, направленного на повышение уровня сформированности фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Объект исследования-состояние моторики, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования -процесс логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии на основе анализа литературы и результатов логопедического обследования
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Реализация констатирующего этапа экспериментального исследования по выявлению особенностей формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
3. Разработка содержания логопедической работы по формированию и развитию общей и мелкой моторики, звукопроизношения и формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования как:
1. Теоретический анализ специальной литературы.
2. Сбор и анализ анамнестических данных старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией;
В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6 лет с нарушением фонематического восприятия с легкой степенью дизартрии.
На всех детей были представлены подробные речевые карты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы и приложений.
Для речи такого ребенка характерно нечеткое, размытое звуковое произношение; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет плавность, темп речи может увеличиваться или замедляться.
Ряд исследователей утверждают, что нечеткая речь у детей с дизартрией вызвана нарушением артикуляции, речевого дыхания и формирования голоса. У детей с этим нарушением также страдает просодическая сторона речи, то есть сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детстве, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепочке развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть приводят к возникновению комплексов у детей, не позволяя им учиться и полностью раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми - формирование у них яркой, выразительной, эмоциональной речи[30].
По мнению О.А. Токаревой, у детей с псевдобульбарной дизартрией ограничена подвижность речи и мимических мышц. В логопедической науке явно возникло противоречие: с одной стороны, современные условия требуют формирования фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а с другой стороны, в изучении этого недостаточно теоретических и практических разработок в исследовании этого аспекта [39].
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается рост интереса специалистов различного профиля к проблеме диагностики и коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией. В первую очередь это связано со сложностью дифференциальной диагностики псевдобульбарной дизартрии и других нарушений звукопроизношения и фонематических процессов.
Все это определило выбор темы и актуальность экспериментального исследования, направленного на повышение уровня сформированности фонематического восприятия у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Объект исследования-состояние моторики, звукопроизношения, просодики, фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования -процесс логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии на основе анализа литературы и результатов логопедического обследования
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Реализация констатирующего этапа экспериментального исследования по выявлению особенностей формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
3. Разработка содержания логопедической работы по формированию и развитию общей и мелкой моторики, звукопроизношения и формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Для решения поставленных задач применялись такие методы исследования как:
1. Теоретический анализ специальной литературы.
2. Сбор и анализ анамнестических данных старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией;
В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6 лет с нарушением фонематического восприятия с легкой степенью дизартрии.
На всех детей были представлены подробные речевые карты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав заключения, списка литературы и приложений.
Обобщенный анализ научно педагогической литературы по проблеме исследования показал, что вопрос формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии достаточно актуален на современном этапе развития логопедии.
Среди многообразия речевых патологий дизартрия занимает особое место. По статистике, детей с данным видом речевой патологии большое количество. По данным Т. А. Ткаченко, дети с легкой степенью дизартрии составляют до 50 %. Наличие дизартрии обуславливается органическим поражением центральной нервной системы детей, которое в дальнейшем способствует формированию и развитию двигательных расстройств. То есть, первичным при дизартрии является нарушение двигательной сферы ребенка.
Среди всех признаков при дизартрии выделяют нарушения моторики, неправильное звукопроизношение и нарушение процессов формирования и развития фонематических процессов (слуха и восприятия).
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения подразумевает проведение целенаправленной работы по коррекции моторной сферы (включая общую, пальчиковую и артикуляционнуюмоторику), развития фонематического слуха и восприятия. Для решения проблемы коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии в работе была поставлена цель - изучить особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) провести констатирующий этап эксперимента и проанализировать его результаты в качественных и количественных показателях;
3) определить направления и содержание коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения звукопроизношения.
По изученному научно-методическому материалу по данной проблеме и подробно изученным речевым картам, были исследованы уровень моторного и речевого развития у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
В констатирующем этапе эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 6 лет. Анализ полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента данных показал, что у всех обследованных детей имеются нарушения в произносительной стороне речи, в моторной сфере и фонематическом восприятии. Исследование моторной сфере выявило у детей моторную неловкость, тремор и гиперкинезы при выполнении различного рода заданий, невозможность сформировать позу самостоятельно, распад.
Уровень фонетической стороны речи у обследованных детей также разный.
На основании полученных в ходе полученных данных, был составлен план логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения, нарушений моторных и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии, которая включала в себя несколько этапов по развитию:
1) общей моторики;
2) мелкой моторики;
3) артикуляционной моторики;
4) звукопроизношения;
Опираясь на данные, которые были получены в ходе констатирующего эксперимента, был предложен комплекс игр и упражнений, направленный не только на коррекцию звукопроизношения и фонематических процессов, но и на развитие моторной сферы детей.
Применяя предложенный комплекс на логопедических занятиях можно добиться высокой эффективности проводимой коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Итак, организация логопедической работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с легкой степенью дизартрии должна строиться с учетом ведущей деятельности детей данной возрастной группы, характером нарушений, индивидуальными особенностями, а также последовательности логопедических занятий.
Таким образом, поставленная цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.
Среди многообразия речевых патологий дизартрия занимает особое место. По статистике, детей с данным видом речевой патологии большое количество. По данным Т. А. Ткаченко, дети с легкой степенью дизартрии составляют до 50 %. Наличие дизартрии обуславливается органическим поражением центральной нервной системы детей, которое в дальнейшем способствует формированию и развитию двигательных расстройств. То есть, первичным при дизартрии является нарушение двигательной сферы ребенка.
Среди всех признаков при дизартрии выделяют нарушения моторики, неправильное звукопроизношение и нарушение процессов формирования и развития фонематических процессов (слуха и восприятия).
Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения подразумевает проведение целенаправленной работы по коррекции моторной сферы (включая общую, пальчиковую и артикуляционнуюмоторику), развития фонематического слуха и восприятия. Для решения проблемы коррекции звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии в работе была поставлена цель - изучить особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) провести констатирующий этап эксперимента и проанализировать его результаты в качественных и количественных показателях;
3) определить направления и содержание коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения звукопроизношения.
По изученному научно-методическому материалу по данной проблеме и подробно изученным речевым картам, были исследованы уровень моторного и речевого развития у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
В констатирующем этапе эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 6 лет. Анализ полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента данных показал, что у всех обследованных детей имеются нарушения в произносительной стороне речи, в моторной сфере и фонематическом восприятии. Исследование моторной сфере выявило у детей моторную неловкость, тремор и гиперкинезы при выполнении различного рода заданий, невозможность сформировать позу самостоятельно, распад.
Уровень фонетической стороны речи у обследованных детей также разный.
На основании полученных в ходе полученных данных, был составлен план логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения, нарушений моторных и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии, которая включала в себя несколько этапов по развитию:
1) общей моторики;
2) мелкой моторики;
3) артикуляционной моторики;
4) звукопроизношения;
Опираясь на данные, которые были получены в ходе констатирующего эксперимента, был предложен комплекс игр и упражнений, направленный не только на коррекцию звукопроизношения и фонематических процессов, но и на развитие моторной сферы детей.
Применяя предложенный комплекс на логопедических занятиях можно добиться высокой эффективности проводимой коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии.
Итак, организация логопедической работы по преодолению нарушений фонематического восприятия у детей с легкой степенью дизартрии должна строиться с учетом ведущей деятельности детей данной возрастной группы, характером нарушений, индивидуальными особенностями, а также последовательности логопедических занятий.
Таким образом, поставленная цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Формирование фонематического восприятия у детей старшего
дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у
старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего
дошкольного возраста имеющих легкую степень псевдобульбарной
дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии средствами игротерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021



