Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях в детском саду

Работа №93635

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы121
Год сдачи2021
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА П
ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Онтогенез становления связной речи у детей 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация, принципы, цель и задачи обследования состояния лексико-
грамматического строя речи и фонетических компонентов, оформляющих связное высказывание, у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Анализ результатов обследования лексико - грамматического строя речи
и фонетических компонентов, оформляющих связное высказывание, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основании анализа результатов констатирующего эксперимента
2.3. Анализ результатов обследования связной устной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе анализа результатов констатирующего эксперимента
ГЛАВА 3 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Теоретическое обоснование, организация и принципы логопедической работы по формированию связной устной речи у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи
3.2. Содержание логопедической работы по формированию лексико- грамматического строя речи, фонетических компонентов, оформляющих связное выказывание, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 116


Нарушения языкового общения, являются одним из механизмов речевых нарушений при общем недоразвитии речи у детей с дизартрией. Ребёнок в дошкольном возрасте сам не в состоянии различить неправильное звучание своей речи, а значит понять, в чем состоит ошибка [24].
К характерным речевым недостаткам у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР), Л. С. Волкова, Н. С. Жукова [14], Е. М. Мастюкова [24], относят: ограниченный словарный запас, построение фраз - грамматически неправильное, несформированность звуковой стороны речи. Значительное количество детей имеют нарушения внимания, памяти и словесно-логического мышления, что, в свою очередь, ведет к трудностям овладения связной речью [27].
Связная речь представляет собой, развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно оформлено. Данное определение раскрыто в работах Ушаковой О.С. [44], Глухова В.П. [13], Воробьева В.К. [5] и других учёных.
Процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста включает в себя решение следующих задач [25]:
1) словарную работу (богатый запас слов, и умение им пользоваться, помогает выразить мысль наиболее точно и полно);
2) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа);
3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной).
Связная речь может осуществляться в двух формах, устной и письменной. Устная речь - это звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Реализуется устная речь в двух формах: диалогической и монологической [13].
Диалогическая форма - это беседа двух или нескольких человек, в которой они задают друг другу вопросы и отвечают на них. Отличительными чертами диалога можно считать: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией, а так же тембром голоса. [38]. Поддерживается диалог с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящего. [13].
Монологическая речь - это развёрнутый вид речи. Речь одного лица. Монолог требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Монологическая речь требует развернутости, четкости, полноты, и взаимосвязи отдельных звеньев повествования [38].
Проблема актуальна в отечественной логопедии и специальной психологии. Её исследованием занимались следующие учёные: В.П. Глухов [12], Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова [14], Т.Б. Филичева [45] и многие другие учёные. Опираясь, на научную литературу, можно заметить, что значительные трудности в овладении навыками связной устной речи, у детей с общим недоразвитием речи, обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы. К данным компонентам относится: фонетическая, лексическая, грамматическая сторона речи. Ведущие психические процессы, такие как, мышление, воображение, внимание, в которых есть вторичные отклонения, создают дополнительную трудность в овладении связной монологической речью.
Систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предлагает В.П. Глухов [13]. Данные этапы предусматривают, овладение детей навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
По мнению Т.А. Ткаченко, следует отметить, что при работе над формированием связной речи у детей с общим недоразвитием речи, существуют вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, и с постепенным убыванием наглядности [42].
Развитие связной речи - это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической [44]. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль. Он знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым, морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. Он также создает условия для «порождения» высказывания дошкольников, направляет, стимулирует их речевую активность.
После анализа литературы стало видно, что эта проблема достаточно изучена, но требует усовершенствования традиционных методов и приемов, поиска эффективных путей формирования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР связной речи.
Объектом исследования является состояние связной речи (в том числе лексико - грамматическое) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является процесс логопедической работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях в детском саду.
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить специфику работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, определить содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений обследуемых детей и оценить его эффективность.
Осуществление цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить состояние лексики развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3. Определить основные направления и содержание логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи на занятиях логопед
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью следующих методов:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования)
2. Эмпирический (наблюдение, проведение констатирующего и контрольного педагогических экспериментов)
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов)
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида №26; г. Ирбит, ул. Азева,23
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий, в старшем дошкольном возрасте, приобретает формирование связной речи у детей с ОНР и дизартрией.
Овладение большим словарным запасом языка, предполагает связная речь. Усвоение языковых законов и норм, овладение грамматическим строем, а также практическое их применение. Умение пользоваться усвоенным языковым материалом [5]. А именно, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст.
Развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, представляет собой связная речь [35].
Проблема развития связной устной речи у старших дошкольников с ОНР достаточно изучена. Но требует усовершенствования традиционных методов и приемов, поиска эффективных путей формирования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР связной речи.
Целью данной выпускной квалификационной работы было теоретически обосновать и выявить специфику работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, определить содержание логопедической работы по коррекции выявленных нарушений обследуемых детей и оценить его эффективность.
Для достижения цели был организован и проведен констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждении компенсирующего вида - детском саду № 26, города Ирбита Свердловской области.
В констатирующем эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет с логопедическим заключением - ОНР III уровня, псевдо- бульбарная дизартрия.
Обследование было проведено по методическим рекомендациям Н.М Трубниковой [43], которые включали в себя традиционные методики логопедического обследования.
По результатам констатирующего эксперимента у детей были выявлены следующие нарушения:
- активный словарь детей не соответствует возрасту;
- в речи детей преобладают существительные и глаголы, дети мало пользуются прилагательными и наречиями;
- неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- присутствуют аграмматизмы речи;
- трудности в понимании падежных окончаний существительных, в понимании залоговых отношений;
- трудности в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, так же, дети затруднялись в словообразование с помощью приставок;
- ошибки при использовании предлогов - пропуски, замены, недоговаривание;
- затруднения в овладении основными видами связной устной речи: пересказом, составлением рассказа по серии сюжетных картинок, составлением рассказа с опорой на заданный материал, составление предложений по опорным словам.
Основываясь на научные исследования и соблюдая принципы коррекционной работы, логопедическая работа со старшими дошкольниками, предусматривала подгрупповые и индивидуальные занятия.
Подгрупповые логопедические занятия проводились по развитию лексико-грамматической стороны речи и формированию связной устной речи.
Для коррекции дизартрии проводились индивидуальные логопедические занятия, которые предусматривали развитие артикуляционного аппарата, коррекцию нарушений звукопроизношения, фонематического слуха и просодики.
Анализируя результаты контрольного эксперимента, мы видим, что в экспериментальной группе уровень развития связной речи детей существенно повысился. Дети научились пересказывать тексты, строить связные рассказы, составлять предложения по серии сюжетных картин. Но при этом, остались недостаточно, сформированы, умения соединять части рассказа, переходить от одной темы к другой, не теряя главной мысли.
Подводя итог, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале исследования, достигнута, так как выполнены все поставленные задачи.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2010. - 400 с.
2. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова, О. С. Ахманова // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников : сб. науч. ст. / отв. ред.
А. М. Шахнарович. - Москва : ИНПО, 1993. - С. 4-16.
3. Архипова, Е. А. Основы методики развития речи учащихся : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Архипова ; Москва : Вербум-М, 2004. - 190 с.
4. Белякова, Л. И. Логопедия: Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - 2009. - 287 с.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 158 с.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь : психол. исслед. / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 341 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; - Москва : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
8. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт- Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 365 с.
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада : планы занятий / В. В. Гербова. - Москва : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. - 144 с.
10. Гербова, В. В. Работа с сюжетными картинами / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 1. - С. 18-23.
11. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. - Москва : МО-ЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 58 с.
12. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием : учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Глухов ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва : МГОПУ, 1995. - 124 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - Москва : АРКТИ, 2004. - 166 с.
14. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1990. - 239 с.
15. Капышева, Н. А. Коррекционная работа по формированию словарного запаса детей младшего дошкольного возраста / Н. А. Капышева // Практический психолог и логопед. - 2014. - № 1. - С. 41-46.
16. Козырева, О. А. Программа коррекционных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование грамматического строя языка и развитие связной речи у детей 5-7 лет, имеющих задержку психического развития / О. А. Козырева // Логопедия. - 2014. - № 2. - С. 55-64.
17. Комарова, И. И. Обзор зарубежных исследований по проблеме влияния информационно-коммуникационных технологий на дошкольников за 50 лет / И. И. Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 6. - С. 50-56.
18. Коноваленко, В. В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями /
В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
19. Корицкая, Е. Г. Развитие речи: дети 5-7 лет / Е. Г. Корицкая. - Ярославль : Акад. развития, 2009. - 160 с.
20. Лазарева, М. В. Особенности целевого и содержательного компонентов теоретической модели интегрированного обучения дошкольников / М. В. Лазарева // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 19-23.
21. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 2001. - 218 с.
22. Левина, Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом / Р. Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие: : пособие для логопедов и студентов пед. вузов : в 5 кн. Кн. 5, ч. 1 / под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2003. - 479 с.
23. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии : избр. психол. тр. / А. А. Леонтьев ; Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. - 536 с.
24. Логопедия : учеб. для студентов пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - Москва : ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
25. Логопедия. / Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. - 1973. - 272 с.
26. Лурия, А. Р. Письмо и речь : нейролингвистич. исслед. : учеб. пособие для вузов / А. Р. Лурия. - Москва : Академия, 2008. - 352 с.
27. Мастюкова, Е. М. Интегрированное занятие по речевому и музыкальному развитию детей / Е. М. Мастюкова // Логопед в детском саду. - 2013. - №2.- С. 67-69.
28. Матросова, Т. А. Нарушение лексического строя речи и пути их коррекции у дошкольников пяти-шести лет с общим недоразвитием речи / Т. А. Матросова, Е. Е. Балашова // Школьный логопед. - 2011. - № 3. - С. 3-13.
29. Никашина, Н. А. Формирование речи при ее недоразвитии / Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Н. А. Никашина [и др.]; под ред. Р. Е. Левиной. - Москва: Просвещение, 1968. - 367 с.
30. Новикова, Г. П. Проблемы модернизации и перспективы развития дошкольного образования / Г. П. Новикова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 8-11.
31. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / ред. Р. Е. Левина. - 2013. - 367 с. Репина, Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста / Т. А. Репина // Вопросы психологии. - 1959. - № 1. - С. 127-141.
32. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников : учеб.- метод. пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Ин-т общегуманит. исслед., 2002. - 256 с.
33. Рукисова, Л. А. Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход : (семинар-практикум для воспитателей) / Л. А. Рукисова, Л. М. Сидоренко // Логопед. - 2010. - № 8. - С. 48-55.
34. Сидорчук, Т. А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине : метод. пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. - Москва : АРКТИ, 2012. - 39 с.
35. Сингаевская, О. В. Развитие связной речи дошкольников / О. В. Сингаевская, А. В. Соболева // Логопедия сегодня. - 2011. - № 2. -
С. 26-30.
36. Соколова, С. Е. Формирование связной речи детей: обучение рассказыванию / С. Е. Соколова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 3. - С. 31-35.
37. Соловьева, О. И. Говори правильно : альбом по развитию речи : пособие для дет. садов / О. И. Соловьева. - Москва : Учпедгиз, 1961. - 223 с.
38. Сохин, Ф. А. Развитие связной речи дошкольников / Ф. А. Сохин, А. В. Соболева // Практический психолог и логопед - 2011. - № 2. - С. 17¬22.
39. Суси, И. Л. Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников / И. Л. Суси, О. Л. Фиски // Логопед. - 2012. - № 7. - С. 39-48.
40. Текучев, И. В. Теория и методика преподавания русского языка : практ. занятия : (метод. рекомендации). Ч. 1 / И. В. Текучева ; Моск. гуманит. пед. ин-т. - Москва : МГПИ, 2006. - 188
41. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей: (раннего и дошкольного возраста) : пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 1981. - 159 с.
42. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. - Москва : ГНОМ и Д, 2010. - 112 с.
43. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты : учебно-методическое пособие - 1998. - 51 с.
44. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. - Москва : Сфера, 2008. - 96 с.
45. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкол. учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : [б. и.], 1993. - 232 с.
46. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника : метод. пособие с ил. / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. - Екатеринбург : АРГО, 1996. - 80 с.
47. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М. Е. Хватцев - 1961. - 206с.
48. Шанер-Воллес, К. Языковое развитие ребенка: коммуникация между детьми и между детьми и взрослыми / К. Шанер-Воллес, М. Е. Хватцев // Психолог в детском саду. - 2011. - № 2. - С. 28-45.
49. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. - Москва : Учпедгиз, 1960. - 327 с.
50. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / Л. П. Якубинский // Якубинский Л. П. Избранные работы : яз. и его функционирование / Л. П. Якубинский. - Москва : Наука, 1986. - С. 17-58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ