Формирование монологической речи
на примере рассказа-описания
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
с использованием средств мнемотехники
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Закономерности развития связной речи у детей в норме, роль средств
мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 15
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыка
составления рассказов-описаний с использованием средств мнемотехники . 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит «активным, могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина). Из-за несовершенства речи у детей постепенно возникают и возрастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими.
Связная речь играет огромную роль в социализации ребенка. Она помогает устанавливать связи с людьми, которые его окружают. Связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком. Ф. А. Сохин говорил, что ребенок учиться мыслить, учась говорить.
Связная речь у детей не формируется одномоментно. Это продолжительный, сложный, постепенный процесс, в результате которого дошкольник с нормальным речевым развитием может говорить связно, последовательно и логически выстраивать свои высказывания.
Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях окружающей действительности [27].
Чтобы обучение в школе было успешным, ребенок должен уметь излагать свои мысли связно, последовательно, грамматически правильно, рассказывать об окружающих его явлениях и событиях своей жизни.
В последнее время увеличилось количество детей, имеющих недостатки речевого развития. Это отмечают медицинские работники, воспитатели, логопеды и сами родители. Исследование С. Евтушенко конца XX века показало, что отклонения в речевом развитии имелись у 65-90% младших школьников. По данным исследования А. Скоромец, И. Семичевой, Т. Фоминой, на нарушения речи у дошкольников жалуются 40-50% родителей [42]. Эти данные говорят о необходимости и важности проведения логопедической работы именно в дошкольном возрасте.
Дети с нарушениями речевого развития испытывают значительные трудности в начальной школе. Это связанно с тем, что такие дети имеют не только особенности речевого развития, но и психического. Дети с нарушениями речи имеют скудный словарный запас. Нарушения звукопроизношения зачастую затрудняют общение детей и со сверстниками, и со взрослыми людьми. У многих из них наблюдаются нарушения памяти, внимания и мышления, ограниченные возможности познавательной деятельности. Все это в совокупности приводит к несформированности связной речи.
Исследование В. П. Глухова показало, что общий уровень связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня ниже необходимого для начала обучения в школе [11].
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева, и другие утверждают, что развитие связной речи - одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи, и необходимое условие для их успешного обучения в школе.
Дети с нарушениями речи испытывают определенные трудности на занятиях по формированию связной речи. Уровень внимания детей понижен, снижен уровень вербальной памяти, дети испытывают трудности с запоминанием, что приводит к снижению интереса на занятиях и к их неэффективности. Особой становится задача пробуждения интереса детей к речевой деятельности, их раскрепощения, снятия психологического напряжения, зажатости. Использование только традиционных приемов не даст положительного результата. Логопедическая работа будет более эффективной и иметь комплексное воздействие, если использовать в ней средства мнемотехники.
В. М. Ввозная, О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина и другие пишут о том, что приемы и средства мнемотехники развивают такие психические процессы как внимание, мышление, память и воображение [5]. А так как развитие этих психических процессов напрямую связано с формированием речевой функции, то использование средств мнемотехники в логопедической работе по формированию связной речи у детей с нарушением речевого развития будет оптимальным.
Объект исследования - уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; средства мнемотехники.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы - на основе анализа результатов констатирующего эксперимента спланировать направления и содержание логопедической работы по формированию связной речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, роль средств мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников.
2. Подобрать методику исследования лексико-грамматической системы и связной речи у старших дошкольников, провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Определить направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на примере рассказа-описания средствами мнемотехники.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23» г. Верхняя Пышма Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
В результате проведенной работы были решены поставленные задачи. Теоретически изучена проблема формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня путем анализа литературных источников (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Ф. А. Сохин и др.), роль средств мнемотехники при формировании связной речи у дошкольников, изучены психолого-педагогические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Также была подобрана методика исследования лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников и проведен констатирующий эксперимент, направленный на определение сформированности у детей лексико-грамматического строя речи и уровня владения связной речью. Результаты констатирующего эксперимента были качественно и количественно проанализированы. По результатам констатирующего эксперимента составлены перспективные планы коррекционной работы, определены направления и содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники.
Анализ данных литературных источников показывает, что вопрос формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня освещен достаточно полно. На основании анализа специальной литературы можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с ОНР III уровня имеются нарушения лексико-грамматического строя речи, что, в свою очередь, приводит к несформированности связной речи.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у обследованных детей недостаточно сформированы фонематические процессы и лексико-грамматическая сторона речи, что в свою очередь привело к достаточно низкому уровню развития связной монологической речи.
В рамках выпускной квалификационной работы было определено направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи, а также обоснована необходимость использования средств мнемотехники на занятиях по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Коррекционная работа по формированию связной речи представляет собой поэтапное обучение, которое включает подготовительные упражнения к описанию предметов, проведение коррекционной работы над лексико¬грамматической стороной речи, актуализацией словаря (прилагательных и существительных), формирование первоначальных навыков
самостоятельного описания, описание предмета по основным признакам, обучение развернутому описанию предмета, закрепление полученных навыков, а также работа над усвоением первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами подтверждена актуальность вопроса о необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с целью профилактики возникновения трудностей в дальнейшем школьном обучении.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н. Е. Арбекова. - Москва : ГНОМ и Д, 2013. - 32 с.
3. Батракова, В. Н. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / В. Н. Батракова // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. - 2020. - № 6 (10). - С. 65-72. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43776966 (дата обращения: 23.01.2021).
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Бичева, И. Б. Мнемотехника как современная технология речевого
развития детей дошкольного возраста / И. Б. Бичева, А. И. Кузнецова, Е. А. Маковей // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 87-90. - URL: https://www.elibrary.ru/-
item.asp?id=35196780 (дата обращения: 11.09.2021).
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 117 с.
7. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Ставропол. гос. пед. ин-т. - Ставрополь : [б. и.], 2008. - 224 с.
8. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - Москва : Книголюб, 2004. - 104 с.
9. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 158 с.
10. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов /
B. П. Глухов. - Москва : В. Секачев, 2012. - 262 с.
11. Глухов, В. П. Психолингвистический подход к формированию навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф., 17-18 апр. 2014 г., Череповец / Череповец. гос. ун-т ; под ред. О. А. Денисова, Л. А. Пепик. - Череповец : ЧерГУ, 2014. - С. 181-187.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1985. - 112 с.
13. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дощкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
14. Зиганов, М. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко. - Москва : Шк. рационал. чтения, 2000. - 395 с.
15. Иванова, Н. Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий / Н. Н. Иванова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2, № 4. -
C. 106-110. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21322745 (дата
обращения: 22.10.2021).
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2019. - 279 с.
...