Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники

Работа №93626

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Закономерности развития связной речи у детей в норме, роль средств
мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня 15
1.3. Характеристика связной речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 27
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования детей
старшего дошкольного возраста 27
2.2. Анализ результатов логопедического обследования детей старшего
дошкольного возраста 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию навыка
составления рассказов-описаний с использованием средств мнемотехники . 50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59


Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей, служит «активным, могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина). Из-за несовершенства речи у детей постепенно возникают и возрастают определенные неудобства и трудности контакта с окружающими.
Связная речь играет огромную роль в социализации ребенка. Она помогает устанавливать связи с людьми, которые его окружают. Связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком. Ф. А. Сохин говорил, что ребенок учиться мыслить, учась говорить.
Связная речь у детей не формируется одномоментно. Это продолжительный, сложный, постепенный процесс, в результате которого дошкольник с нормальным речевым развитием может говорить связно, последовательно и логически выстраивать свои высказывания.
Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях окружающей действительности [27].
Чтобы обучение в школе было успешным, ребенок должен уметь излагать свои мысли связно, последовательно, грамматически правильно, рассказывать об окружающих его явлениях и событиях своей жизни.
В последнее время увеличилось количество детей, имеющих недостатки речевого развития. Это отмечают медицинские работники, воспитатели, логопеды и сами родители. Исследование С. Евтушенко конца XX века показало, что отклонения в речевом развитии имелись у 65-90% младших школьников. По данным исследования А. Скоромец, И. Семичевой, Т. Фоминой, на нарушения речи у дошкольников жалуются 40-50% родителей [42]. Эти данные говорят о необходимости и важности проведения логопедической работы именно в дошкольном возрасте.
Дети с нарушениями речевого развития испытывают значительные трудности в начальной школе. Это связанно с тем, что такие дети имеют не только особенности речевого развития, но и психического. Дети с нарушениями речи имеют скудный словарный запас. Нарушения звукопроизношения зачастую затрудняют общение детей и со сверстниками, и со взрослыми людьми. У многих из них наблюдаются нарушения памяти, внимания и мышления, ограниченные возможности познавательной деятельности. Все это в совокупности приводит к несформированности связной речи.
Исследование В. П. Глухова показало, что общий уровень связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня ниже необходимого для начала обучения в школе [11].
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева, и другие утверждают, что развитие связной речи - одна из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи, и необходимое условие для их успешного обучения в школе.
Дети с нарушениями речи испытывают определенные трудности на занятиях по формированию связной речи. Уровень внимания детей понижен, снижен уровень вербальной памяти, дети испытывают трудности с запоминанием, что приводит к снижению интереса на занятиях и к их неэффективности. Особой становится задача пробуждения интереса детей к речевой деятельности, их раскрепощения, снятия психологического напряжения, зажатости. Использование только традиционных приемов не даст положительного результата. Логопедическая работа будет более эффективной и иметь комплексное воздействие, если использовать в ней средства мнемотехники.
В. М. Ввозная, О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина и другие пишут о том, что приемы и средства мнемотехники развивают такие психические процессы как внимание, мышление, память и воображение [5]. А так как развитие этих психических процессов напрямую связано с формированием речевой функции, то использование средств мнемотехники в логопедической работе по формированию связной речи у детей с нарушением речевого развития будет оптимальным.
Объект исследования - уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; средства мнемотехники.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы - на основе анализа результатов констатирующего эксперимента спланировать направления и содержание логопедической работы по формированию связной речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, роль средств мнемотехники в формировании связной монологической речи у дошкольников.
2. Подобрать методику исследования лексико-грамматической системы и связной речи у старших дошкольников, провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
3. Определить направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на примере рассказа-описания средствами мнемотехники.
Базой исследования является Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23» г. Верхняя Пышма Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенной работы были решены поставленные задачи. Теоретически изучена проблема формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня путем анализа литературных источников (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Ф. А. Сохин и др.), роль средств мнемотехники при формировании связной речи у дошкольников, изучены психолого-педагогические особенности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Также была подобрана методика исследования лексико-грамматического строя и связной речи у старших дошкольников и проведен констатирующий эксперимент, направленный на определение сформированности у детей лексико-грамматического строя речи и уровня владения связной речью. Результаты констатирующего эксперимента были качественно и количественно проанализированы. По результатам констатирующего эксперимента составлены перспективные планы коррекционной работы, определены направления и содержание логопедической работы по формированию связной монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники.
Анализ данных литературных источников показывает, что вопрос формирования связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня освещен достаточно полно. На основании анализа специальной литературы можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с ОНР III уровня имеются нарушения лексико-грамматического строя речи, что, в свою очередь, приводит к несформированности связной речи.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у обследованных детей недостаточно сформированы фонематические процессы и лексико-грамматическая сторона речи, что в свою очередь привело к достаточно низкому уровню развития связной монологической речи.
В рамках выпускной квалификационной работы было определено направление и содержание коррекционной работы по формированию связной речи, а также обоснована необходимость использования средств мнемотехники на занятиях по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Коррекционная работа по формированию связной речи представляет собой поэтапное обучение, которое включает подготовительные упражнения к описанию предметов, проведение коррекционной работы над лексико¬грамматической стороной речи, актуализацией словаря (прилагательных и существительных), формирование первоначальных навыков
самостоятельного описания, описание предмета по основным признакам, обучение развернутому описанию предмета, закрепление полученных навыков, а также работа над усвоением первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Таким образом, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами подтверждена актуальность вопроса о необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня с целью профилактики возникновения трудностей в дальнейшем школьном обучении.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н. Е. Арбекова. - Москва : ГНОМ и Д, 2013. - 32 с.
3. Батракова, В. Н. Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста / В. Н. Батракова // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. - 2020. - № 6 (10). - С. 65-72. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43776966 (дата обращения: 23.01.2021).
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Бичева, И. Б. Мнемотехника как современная технология речевого
развития детей дошкольного возраста / И. Б. Бичева, А. И. Кузнецова, Е. А. Маковей // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-3. - С. 87-90. - URL: https://www.elibrary.ru/-
item.asp?id=35196780 (дата обращения: 11.09.2021).
6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. - 117 с.
7. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии : учеб.-метод. пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова ; Ставропол. гос. пед. ин-т. - Ставрополь : [б. и.], 2008. - 224 с.
8. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - Москва : Книголюб, 2004. - 104 с.
9. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - Москва : АСТ : Астрель, 2006. - 158 с.
10. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учеб.-метод. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов /
B. П. Глухов. - Москва : В. Секачев, 2012. - 262 с.
11. Глухов, В. П. Психолингвистический подход к формированию навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф., 17-18 апр. 2014 г., Череповец / Череповец. гос. ун-т ; под ред. О. А. Денисова, Л. А. Пепик. - Череповец : ЧерГУ, 2014. - С. 181-187.
12. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1985. - 112 с.
13. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дощкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
14. Зиганов, М. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М. А. Зиганов, В. А. Козаренко. - Москва : Шк. рационал. чтения, 2000. - 395 с.
15. Иванова, Н. Н. Развитие связной речи детей с общим недоразвитием речи методом поэтапного формирования умственных действий / Н. Н. Иванова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2, № 4. -
C. 106-110. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21322745 (дата
обращения: 22.10.2021).
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. - Москва : ВЛАДОС, 2019. - 279 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ