Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые средства преодоления системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников

Работа №93625

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы153
Год сдачи2021
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СИСТЕМНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Онтогенез речи у детей в норме 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
умственной отсталостью 12
1.3. Характеристика речи умственно отсталых младших
школьников 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Организация, принципы и методика констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов обследования речи умственно отсталых младших
школьников 35
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 46
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация констатирующего
эксперимента 46
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению системного
недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников 50
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Проблема устранения системного недоразвития речи у обучающихся с умственной отсталостью приобретает на данный момент наибольшую актуальность. Причиной этому служит увеличение количества детей с разнообразными речевыми дефектами и увеличивающимися требованиями к речевому и коммуникативному развитию детей, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом на всех ступенях образования.
Патология речи у младших школьников с нарушением интеллекта обследовалась М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. И. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. Исследования данных ученых показывают, что в начальных классах вспомогательных школ у 40-60% детей отмечаются выраженные нарушения речи. По данным Г. А. Каше и М. Е. Хватцева максимальное количество детей с речевой патологией наблюдается в первых классах данных школ. Главной причиной аномального развития и патологии речи у детей с интеллектуальными нарушениями является незрелость познавательной деятельности. Данную причину, анализируя особенности речи детей с интеллектуальными нарушениями, выделила В. Г. Петрова среди комплекса других многочисленных факторов [1].
Речевое недоразвитие у умственно отсталых детей носит системный характер. Исходя из этого, коррекционная работа должна охватывать все стороны речи, а не только один из дефектов.
Многообразие дефектов, их клинические и психолого-педагогические проявления требуют от педагогов применения разнообразных методов коррекции, в том числе и игровых. Применение игровых средств повышает результат коррекционно-образовательного процесса, за счет увеличения мотивации к коррекционно-игровым занятиям и учебной деятельности в целом.
Игра имеет огромную роль в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии ребенка. В достаточном количестве литературы указывается на то, что игра является ведущей формой деятельности в дошкольном возрасте. Так как при интеллектуальных нарушениях происходит задержка всех психических функций, игра может оставаться ведущим видом деятельности и в младших классах. Игра в виде формы деятельности детей способствует гармоничному формированию психических процессов, личностных черт и интеллекта. Многие исследования указывают, что в процессе игры вышеперечисленные навыки формируются гораздо быстрее и прочнее, чем при использовании только дидактических приемов воспитания [34].
В современной литературе о школьном воспитании имеется много опробованных на практике речевых игр. Однако по настоящий момент недостаточно освещено влияние игровых средств на коррекцию системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников.
Проанализировав специфику психического и речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта, сформирована цель: теоретически обосновать выбор игровых средств логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект исследования: уровень сформированности речи умственно отсталых младших школьников.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников с использованием игровых средств.
Задачи:
В первой главе:
1. Определить закономерности становления речи у детей интеллектуальной нормы.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых младших школьников.
3. На основе изучения теоретических источников рассмотреть особенности нарушения речи у умственно отсталых младших школьников.
Во второй главе:
4. Изучить литературу по вопросу использования игровых средств в коррекции системного недоразвития речи.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты обследования умственно отсталых младших школьников, имеющих системное недоразвитие речи
6. Посетить индивидуальные и групповые занятия логопеда, с целю наблюдения за использованием игровых средств в коррекции системного недоразвития речи.
В третьей главе:
7. Провести работу по коррекции системного недоразвития речи с использованием игровых средств.
8. Проанализировать результаты проделанной работы в ходе контрольного эксперимента.
9. Выявить динамику проведенной работы на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
Методы исследования:
• теоретические (анализ научной теоретической и практической литературы; сравнительный качественный анализ результатов исследования; обобщение; классификация; определение понятий);
• эмпирические (эксперимент; моделирование);
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования состояния речи детей стало: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 2», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 8-9 лет, с системным недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях развития младших школьников с системным недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей логопедической работы с использованием игровых средств, способствующих устранению системного недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему освоения детьми школьной программы и социальной адаптации учеников вспомогательной школы.
Данная работа состоит: введение, главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Во введении характеризуется актуальность выбранной темы исследования, его целевые установки, теоретико-методологическая основа исследования, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе производится теоретический анализ научной литературы: онтогенез развития речи детей в норме, психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых младших школьников, характеристика речи умственно отсталых младших школьников.
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент и анализ его результатов, принципы и методы логопедического обследования.
В третей главе характеризуются принципы, этапы работы, методические приемы логопедического воздействия; планирование коррекционной работы, содержание коррекционной работы, контрольный эксперимент и анализ его результатов.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, выводы каждой главы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив труды Р. И. Лалаевой, Р. М. Дульнева, М. Ф. Гнездилова, Л. В. Занкова, Л. С. Выготского, В. Г. Петровой, Т. Б. Филичевой, выявлено, что у детей с умственной отсталостью нарушения речи это сложный дефект, который охватывает все структуры речи. Основной причиной аномального развития и нарушения речи у детей с недостатками интеллекта является недоразвитие познавательной деятельности, а также несформированность речеслуховой дифференциации, аномалии в строении артикуляторного аппарата. При умственной отсталости развитие речи резко задерживается. А от уровня сформированности речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая судьба ребёнка.
Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью проявляются по-разному, имеют многочисленные механизмы и стойкость, их анализ предполагает дифференцированный подход. Симптомы и механизмы речевых нарушений у данной категории детей осложняются локальной патологией зон, причастных к речи, а не только общей незрелостью головного мозга, что является причиной системного нарушения речи.
Расстройства речи у детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, поэтому требуют специфического коррекционно-логопедического воздействия.
Вопросы коррекции системного недоразвития речи у детей с умственной отсталостью в условиях коррекционной школы требуют дальнейшей разработки, т.к. имеющиеся методические рекомендации носят фрагментарный характер, не изучены методы и приемы, направленные на коррекцию системного недоразвития речи.
На этапе констатирующего эксперимента изучение анамнестических данных, анализ обследования неречевых функций (органов артикуляционного аппарата) дают право судить об органическом поражении, имеющемся у детей. А именно об этом свидетельствует: отягощенный анамнез (общий и речевой), нарушение статической и динамической координации движений, наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Обследование фонетической и фонематической стороны речи и анализ этого обследования показывает объем и характер нарушений структурных компонентов языка, из чего можно сделать вывод о наличии у детей фонетико-фонематического недоразвития речи: полиморфное нарушение произношения, фонологические и антропофонические дефекты, нарушение фонематического слуха и восприятия.
У данной категории детей так же имеются нарушения лексической и грамматической стороны речи. Пассивный и активный словари бедны, состоят, как правило, из существительных, мало признаков, затруднен подбор антонимов, синонимов, однокоренных слов. Значительно нарушено понимание грамматических конструкций, имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы).
Нарушен процесс формирования навыка чтения, развито лишь побуквенное чтение, затруднено понимание прочитанного.
Навык письма у данной категории детей сформирован недостаточно. Анализ данного навыка показывает о наличии у детей смешанной (артикуляционно-акустическая, дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая) дисграфии.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, были спроектированы основные направления логопедической работы по коррекции системного недоразвития речи с использованием игровых средств.
Коррекционная работа с детьми экспериментальной группы длилась в течение двух месяцев, проделанная работа была так же проанализирована.
При сравнительном анализе обследования результатов коррекционной работы с использованием игровых средств в экспериментальной группе и коррекционной работы логопеда в контрольной группе, выявлено, что значительная положительная динамика наблюдается в экспериментальной группе.
Использование игровых средств в коррекции системного недоразвития речи показало наибольший прирост показателей в моторике артикуляционного аппарата, фонематического слуха, лексической стороны речи и связной речи. Тогда как в контрольной группе отмечалась незначительная динамика в работе над моторикой артикуляционного аппарата, фонематическим слухом, лексической стороной речи. Одинаково отсутствующий эффект показала работа над фонематическими процессами, грамматическим строем речи, навыками чтения и письма.
Таким образом, применение игровых средств в работе над каждым звеном речевой деятельности повышает мотивацию ребенка с особыми образовательными потребностями в выполни заданий, а следовательно процесс усвоения знаний, умений и навыков происходит легче и прочнее.
Исходя из вышесказанного цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены.



1. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: метод. пособие / Е. А. Алябьева. - Москва : СФЕРА, 2006. - 64 с.
2. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. 2007. - № 1. - С. 27¬34.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 128 с.
4. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка / Е. Ф. Архипова. — Москва : «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2012. — 34 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л. О. Бадалян. - Москва : «Академия», 2003. - 176 с.
6. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 240 с.
7. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад. - Москва : 2002. - 191 с.
8. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях : метод. пособие / Т. Л. Богина. - Москва : Мозаика-Синтез, 2006. - 160 с.
9. Веренцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Веренцова, Е. В. Колесникова. - Москва : Сфера, 1997. - 37 с.
10. Власова, Т. А. Дети с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - Москва : Просвящение, 1983. - 145 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Просвещение, 1989. - 90 с.
12. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. - Москва : Сфера, 2005. - 128 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
14. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия / Н. И. Дьякова. - Москва : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
15. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - Москва : Наука, 1982. - 159 с.
16. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - Москва : Просвещение, 2006. - 520 с.
17. Забрамная, С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная. - Москва : Педагогик-пресс, 1993. - 252 с.
18. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика : учебное пособие / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин, Н. А. Румега, В. И. Шатохина. - Москва ; Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2002. - 265 с.
19. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : 2004. - 367 с.
20. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. - Москва : 2005. - 207 с.
21. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. - Москва : 2002. - 96 с.
22. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - Москва : Педагогика, 1973. - 132 с.
23. Коноваленко, В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Гном и Д, 2005. - 48 с.
24. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. — Санкт-Петербург : Речь, 2006. — 380 с.
25. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика : практ. пособие / Е. Н. Краузе. - Санкт-Петербург : КОРОНА принт, 2004. - 80 с.
26. Кузьмитская, М. И. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / М. И. Кузьмитская. - Москва : Астрель, 1974. - 187 с.
27. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет / И. Ю. Кулагина. - Москва : Изд. «РОУ», 1996. - 376 с.
28. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. - Москва : Изд. «ВЛАДОС», 1998. - 224 с.
29. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
30. Ляпидевский, С. С. Невропатология / С. С. Ляпидевский. - Москва : Владос, 2003. - 249 с.
31. Марковская, И. Ф. Нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций у детей с аномалией психического развития / И. Ф. Марковская. - Москва : Классике Стиль, 2003. - 320 с.
32. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. - Москва : Сфера, 2007. - 96 с.
33. Носкова, Л. П. Коррекционное обучение, как основа личностного развития аномальных школьников / Л. П. Носкова. - Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 344 с.
34. Парамонова, Л. Г. Логопедия / Л. Г. Парамонова. - Санкт-Петербург : Сфера, 2004. - 65 с.
35. Параничева, Т. М. Функциональная готовность к школе детей 6-7 лет / Т. М. Параничева // «Новые исследования». - Москва : Институт возрастной физиологии. - 2012. - № 3. - С. 135-144.
36. Петерс, В. А. Психология и педагогика / В. А. Петерс. - Москва : Велби, 2005. - 69 с.
37. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. — Ростов на Дону : «Феникс», 2002. - 448 с.
38. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. - Санкт-Петербург : КАРО, 2008. - 160 с.
39. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. - Москва : ВЛАДОС, 1994г. - 344 с.
40. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева. — Москва : ВЛАДОС, 2005. — 180 с.
41. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.
42. Филичева, Т. Б. Формирование произношения у дошкольников / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - Москва : Просвещение, 2003. - 239 с.
43. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учебное пособие для студентов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1991. - 67 с.
44. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 239 с.
45. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М. Е. Хватцев. - Москва : Учпедгиз, 2007. - 317 с.
46. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками: пособие для логопедов и родителей / М. Е. Хватцев. — Москва : Аквариум, 1996. — 384 с.
47. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - Москва : АРКТИ, 2003. - 240 с.
48. Чиркина, Т. В. Основы логопедической работы с детьми / Т. В. Чиркина. — Москва : ЛИТУР, 2007. — 24 с.
49. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика: учеб. пособие / К. Ф. Седова, Н. Х. Швачкин. - Москва : Лабиринт, 2004. - 330 с.
50. Adams A. School disadaptation in children with speech underdevelopment and its prevention / А. Adams. - London : Art, 2012. - 38р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ