Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте

Работа №93623

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАР ТРИЕЙ 6
1.1. Звуко-слоговой анализ и его развитие у дошкольников в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
дизартрии 14
1.3. Характеристика сформированности звуко-слогового анализа у
старших дошкольников с дизартрией 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Принципы, организация и методика обследования моторики,
звукопроизношения, звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Результаты логопедического обследования детей дошкольного
возраста 33
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию звуко- слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях
по подготовке к обучению грамоте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70


Одним из самых главных условий, отвечающих за полноценное развитие ребенка, можно назвать владение родным языком. Именно от владения родным языком в дальнейшем, будет зависеть уровень возможности выражения собственных мыслей, а, как итог, построения полноценных отношений с окружающими людьми, а также познания окружающей действительности. Процесс усвоения родного языка весьма сложный и длительный, этот процесс идёт постепенно, в процессе онтогенеза. На правильное развитие речевой сферы влияют различные факторы, среди них - это сформированность фонематических процессов. Процесс осознанности речи самым прямым образом связан со степенью сформированности фонематических процессов, которые, в свою очередь, имеют тесную взаимосвязь с произношением звуков [ 7].
Дизартрия это одна из самых часто встречающихся речевых патологий. При дизартрии наблюдаются нарушения в произношении звуков, вызванные нарушениям иннервации мышц артикуляционного аппарата. Исходя из этого, становится понятно, что формирование и развитие фонематических процессов идёт на патологической основе. Проблемы в дифференциации звуков появляются в результате замен акустического и артикуляционного образа звука на другие. Нарушения в развитии фонематического слуха вызывают проблемы в усвоении звукового анализа, что, в свой черёд, приводит к нарушению процесса чтения (дислексии) и письма (дисграфии), и помимо этого к сложностям в увеличении словарного запаса, недоразвитию механизмов слухоречевой памяти, недостаточному освоению грамматических категорий языка. Вышеуказанные нарушения, при некоторых обстоятельствах, могут послужить причиной нарушений эмоционально-волевой сферы (ЭВС), индивидуального развития, а также социальной адаптации [10].
Можно утверждать, что прослеживается чёткая взаимосвязь между формированием фонематических процессов и речевой и неречевой сферами. Исходя из этого, можно утверждать, что развитие фонематических процессов - это очень важный фактор, который можно назвать необходимым условием для качественного развития как речевой системы в целом, так и личностного развития в частности. Как раз это, доказывает то, что проблема развития и изучения состояния фонематических процессов у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией и разработка наиболее эффективных методов преодоления фонематических нарушений у данной категории детей является весьма актуальной.
Большое количество различных исследователей изучали данную проблему, так, можно выделить: Е. Ф. Архипову, А. Н. Гвоздева, Р. И. Лалаеву, Р. Е. Левину, Д. Б. Эльконина и других исследователей. В своих работах Т. А. Ткаченко обращает своё внимание на то, что в современной логопедии вопросу о состоянии фонематического восприятия уделяется «большое внимание». Однако Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова в своих работах, напротив, указывают, что проблема особенностей восприятия речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией является недостаточно изученной.
Объектом исследования является навык звуко-слогового анализа у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предметом исследования - содержание коррекционной работы по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать уровень сформированности звуко-слогового анализа у обучающихся с дизартрией, спланировать коррекционную работу по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- провести изучение и выполнить анализ научных источников по вопросам клинико-психолого-педагогической характеристики обучающихся с дизартрией, закономерностей формирования и развития фонематических процессов у нейротипичных (нормально развивающихся) обучающихся и при дизартрии;
- провести изучение и систематизировать методики и методические рекомендации обследования моторных функций и фонетико - фонематической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста, а также организовать и провести констатирующий эксперимент, представить его анализ;
- изучить и систематизировать принципы и организацию коррекционной работы по формированию звуко-слогового анализа у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте, а также спланировать содержание коррекционной работы для обучающихся изучаемой группы.
Для достижений выше указанных задач исследования, нами применялись следующие методы:
- теоретические методы (изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала);
- эмпирические методы (изучение и анализ анамнестических данных, сравнение, педагогический эксперимент, включающий констатирующий этап эксперимента).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, а также приложения.
База исследования: БМАДОУ «Детский сад № 4» г. Березовский, улица Косых, 2 а.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы нами решался целый ряд задач. При обзоре литературы по проблеме исследования были изучены особенности развития фонематической системы речи, а также звуко¬слогового анализа и синтеза, дано описание состояния компонентов речи детей с псевдобульбарной дизартрией, а также их психолого - педагогическая характеристика.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии является сложным нарушением речи, характеризующимся наличием различных вариантов нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Для обучающихся с легкой степенью дизартрии характерно наличие органического поражения центральной нервной системы, таких как недостаточность иннервации органов речевого аппарата (артикуляционного, голосового и дыхательного отделов), нарушения мышечного тонуса мышц лица и органов артикуляции. При легкой степени дизартрии, как правило, наблюдаются различные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, в результате которых возникают специфические отклонения в развитии лексико-грамматической структуры речи.
Часто у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии при нарушениях в формировании звуко-слогового анализа могут быть отмечены пропуски звуков или даже частей слова, в большинстве это касается безударных частей слова или согласных звуков в стечении согласных.
Своевременная и правильная диагностика нарушений звуко-слогового анализа у обучающихся с общим недоразвитием речи при дизартрии будет способствовать более эффективной коррекционной работе, что в свою очередь обеспечит полноценный процесс обучения.
На основании анализа научно-методической литературы было выявлено, что у обучающихся с дизартрией имеются нарушения в формирования звуко-слогового анализа и синтеза. С целью подтверждения данного утверждения были определены принципы и методика обследования моторики, звукопроизношения, звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста. На основании методических рекомендаций Н. М. Трубниковой, а также определенной пятибалльной системы оценивания результатов обследования было проведено логопедическое обследование 5 обучающихся старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: артикуляционная моторика, звукопроизношение и фонематический и звуко-слоговой анализ и синтез.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о том, что у всех пяти обследованных обучающихся имеются нарушения не только в моторной сфере, но и звукопроизношении, а также навыках звуко-слогового анализа и синтеза. Эти нарушения являются вторичными и требуют под собой глубокой проработки не только самих навыков фонематического анализа, но и коррекции звукопроизношения и развития артикуляционной моторики.
Следовательно, на основании результатов проведенного исследования требуется составить план коррекционно-логопедического воздействия по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
На основании проведенного логопедического обследования, а также с учетом психолого-педагогических принципов, нами был предложен план коррекционной логопедической работы по формированию звуко-слогового анализа у обследованных обучающихся.
Логопедическая работа по развитию звуко-слогового анализа включала в себя различные направления работы, в том числе и коррекционные мероприятия по развитию артикуляционной моторики обучающихся, формирования артикуляционных укладов на нарушенные звуки, а также целенаправленную логопедическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения и развитию фонематического анализа.
Логопедическая работа по развитию фонематического анализа всегда включает в себя определенную этапность, то есть начинать эту работу необходимо с элементарных навыков звукоразличения в потоке речи (развития фонематического слуха), а затем развивать навыки звукового анализа на материале сначала простых звуков, затем на материале слогов, и после добавлять работу по развитию навыков звукового анализа на материале слов и предложений, то есть двигаться «от простого к сложному».
Предложенная логопедическая работа, по нашему мнению, будет способствовать коррекции речевых трудностей у обучающихся, а, следовательно, послужит профилактикой нарушений письменной речи, что особенно актуально для обучающихся с псевдобульбарной дизартрией.
Таким образом, поставленная в данном исследовании цель была достигнута, а задачи - выполнены.


1. Абрамович, О. Д. Домашний логопед: полный справочник / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева. - Москва : Эскмо, 2007. - 496 с.
2. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция : учеб. пособие для студентов вузов по спец. педагогики и психологии / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - Москва : Академия, 2002. - 160 с.
3. Александровская, М. А. Приемы коррекции недостатков произношения у детей / М. А. Александровская // Специальная школа. - 1966. - № 1. - С. 95-101.
4. Александровская, М. А. Применение сопоставлений при коррекции недостатков произношения: из опыта логопед. работы / М. А. Александровская // Специальная школа. - 1963. - № 1. - С. 66-70.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
6. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 123 с.
7. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 320 с.
8. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика /
В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая кн., 1996. - 344 с.
9. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 176 с.
10. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ,
2006. - 141 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
12. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2002. - 200 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство, 2007. - 472 с.
14. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. - Москва : Лабиринт, 2004. -112 с.
15. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - Москва : Астрель, 2005. - 351 с.
16. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире. - Санкт-Петербург : Реноме, 2012. - С. 262-264.
17. Егоров, Т. Г. Очерки психологии обучения детей грамоте / Т. Г. Егоров. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 108 с.
18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Изд- во АПН, 1958. - 370 с.
19. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа - 2001. - № 11. - С. 41-46.
20. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб. - метод. пособие / Н. С. Жукова. - Москва : Соц. -полит. журн., 1994. - 96 с.
21. Жукова, Н. С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. - Москва : ЭСКМО, 2015. - 120 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ