ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАР ТРИЕЙ 6
1.1. Звуко-слоговой анализ и его развитие у дошкольников в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
дизартрии 14
1.3. Характеристика сформированности звуко-слогового анализа у
старших дошкольников с дизартрией 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Принципы, организация и методика обследования моторики,
звукопроизношения, звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Результаты логопедического обследования детей дошкольного
возраста 33
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ 47
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте 47
3.2. Содержание логопедической работы по формированию звуко- слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях
по подготовке к обучению грамоте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Одним из самых главных условий, отвечающих за полноценное развитие ребенка, можно назвать владение родным языком. Именно от владения родным языком в дальнейшем, будет зависеть уровень возможности выражения собственных мыслей, а, как итог, построения полноценных отношений с окружающими людьми, а также познания окружающей действительности. Процесс усвоения родного языка весьма сложный и длительный, этот процесс идёт постепенно, в процессе онтогенеза. На правильное развитие речевой сферы влияют различные факторы, среди них - это сформированность фонематических процессов. Процесс осознанности речи самым прямым образом связан со степенью сформированности фонематических процессов, которые, в свою очередь, имеют тесную взаимосвязь с произношением звуков [ 7].
Дизартрия это одна из самых часто встречающихся речевых патологий. При дизартрии наблюдаются нарушения в произношении звуков, вызванные нарушениям иннервации мышц артикуляционного аппарата. Исходя из этого, становится понятно, что формирование и развитие фонематических процессов идёт на патологической основе. Проблемы в дифференциации звуков появляются в результате замен акустического и артикуляционного образа звука на другие. Нарушения в развитии фонематического слуха вызывают проблемы в усвоении звукового анализа, что, в свой черёд, приводит к нарушению процесса чтения (дислексии) и письма (дисграфии), и помимо этого к сложностям в увеличении словарного запаса, недоразвитию механизмов слухоречевой памяти, недостаточному освоению грамматических категорий языка. Вышеуказанные нарушения, при некоторых обстоятельствах, могут послужить причиной нарушений эмоционально-волевой сферы (ЭВС), индивидуального развития, а также социальной адаптации [10].
Можно утверждать, что прослеживается чёткая взаимосвязь между формированием фонематических процессов и речевой и неречевой сферами. Исходя из этого, можно утверждать, что развитие фонематических процессов - это очень важный фактор, который можно назвать необходимым условием для качественного развития как речевой системы в целом, так и личностного развития в частности. Как раз это, доказывает то, что проблема развития и изучения состояния фонематических процессов у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией и разработка наиболее эффективных методов преодоления фонематических нарушений у данной категории детей является весьма актуальной.
Большое количество различных исследователей изучали данную проблему, так, можно выделить: Е. Ф. Архипову, А. Н. Гвоздева, Р. И. Лалаеву, Р. Е. Левину, Д. Б. Эльконина и других исследователей. В своих работах Т. А. Ткаченко обращает своё внимание на то, что в современной логопедии вопросу о состоянии фонематического восприятия уделяется «большое внимание». Однако Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова в своих работах, напротив, указывают, что проблема особенностей восприятия речи у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией является недостаточно изученной.
Объектом исследования является навык звуко-слогового анализа у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предметом исследования - содержание коррекционной работы по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать уровень сформированности звуко-слогового анализа у обучающихся с дизартрией, спланировать коррекционную работу по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- провести изучение и выполнить анализ научных источников по вопросам клинико-психолого-педагогической характеристики обучающихся с дизартрией, закономерностей формирования и развития фонематических процессов у нейротипичных (нормально развивающихся) обучающихся и при дизартрии;
- провести изучение и систематизировать методики и методические рекомендации обследования моторных функций и фонетико - фонематической стороны речи у обучающихся старшего дошкольного возраста, а также организовать и провести констатирующий эксперимент, представить его анализ;
- изучить и систематизировать принципы и организацию коррекционной работы по формированию звуко-слогового анализа у обучающихся старшего дошкольного возраста с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте, а также спланировать содержание коррекционной работы для обучающихся изучаемой группы.
Для достижений выше указанных задач исследования, нами применялись следующие методы:
- теоретические методы (изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической литературы по проблеме исследования, обобщение материала);
- эмпирические методы (изучение и анализ анамнестических данных, сравнение, педагогический эксперимент, включающий констатирующий этап эксперимента).
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы, а также приложения.
База исследования: БМАДОУ «Детский сад № 4» г. Березовский, улица Косых, 2 а.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами решался целый ряд задач. При обзоре литературы по проблеме исследования были изучены особенности развития фонематической системы речи, а также звуко¬слогового анализа и синтеза, дано описание состояния компонентов речи детей с псевдобульбарной дизартрией, а также их психолого - педагогическая характеристика.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии является сложным нарушением речи, характеризующимся наличием различных вариантов нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Для обучающихся с легкой степенью дизартрии характерно наличие органического поражения центральной нервной системы, таких как недостаточность иннервации органов речевого аппарата (артикуляционного, голосового и дыхательного отделов), нарушения мышечного тонуса мышц лица и органов артикуляции. При легкой степени дизартрии, как правило, наблюдаются различные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, в результате которых возникают специфические отклонения в развитии лексико-грамматической структуры речи.
Часто у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии при нарушениях в формировании звуко-слогового анализа могут быть отмечены пропуски звуков или даже частей слова, в большинстве это касается безударных частей слова или согласных звуков в стечении согласных.
Своевременная и правильная диагностика нарушений звуко-слогового анализа у обучающихся с общим недоразвитием речи при дизартрии будет способствовать более эффективной коррекционной работе, что в свою очередь обеспечит полноценный процесс обучения.
На основании анализа научно-методической литературы было выявлено, что у обучающихся с дизартрией имеются нарушения в формирования звуко-слогового анализа и синтеза. С целью подтверждения данного утверждения были определены принципы и методика обследования моторики, звукопроизношения, звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста. На основании методических рекомендаций Н. М. Трубниковой, а также определенной пятибалльной системы оценивания результатов обследования было проведено логопедическое обследование 5 обучающихся старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: артикуляционная моторика, звукопроизношение и фонематический и звуко-слоговой анализ и синтез.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные свидетельствуют о том, что у всех пяти обследованных обучающихся имеются нарушения не только в моторной сфере, но и звукопроизношении, а также навыках звуко-слогового анализа и синтеза. Эти нарушения являются вторичными и требуют под собой глубокой проработки не только самих навыков фонематического анализа, но и коррекции звукопроизношения и развития артикуляционной моторики.
Следовательно, на основании результатов проведенного исследования требуется составить план коррекционно-логопедического воздействия по формированию звуко-слогового анализа у старших дошкольников с дизартрией на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
На основании проведенного логопедического обследования, а также с учетом психолого-педагогических принципов, нами был предложен план коррекционной логопедической работы по формированию звуко-слогового анализа у обследованных обучающихся.
Логопедическая работа по развитию звуко-слогового анализа включала в себя различные направления работы, в том числе и коррекционные мероприятия по развитию артикуляционной моторики обучающихся, формирования артикуляционных укладов на нарушенные звуки, а также целенаправленную логопедическую работу по коррекции нарушений звукопроизношения и развитию фонематического анализа.
Логопедическая работа по развитию фонематического анализа всегда включает в себя определенную этапность, то есть начинать эту работу необходимо с элементарных навыков звукоразличения в потоке речи (развития фонематического слуха), а затем развивать навыки звукового анализа на материале сначала простых звуков, затем на материале слогов, и после добавлять работу по развитию навыков звукового анализа на материале слов и предложений, то есть двигаться «от простого к сложному».
Предложенная логопедическая работа, по нашему мнению, будет способствовать коррекции речевых трудностей у обучающихся, а, следовательно, послужит профилактикой нарушений письменной речи, что особенно актуально для обучающихся с псевдобульбарной дизартрией.
Таким образом, поставленная в данном исследовании цель была достигнута, а задачи - выполнены.
1. Абрамович, О. Д. Домашний логопед: полный справочник / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева. - Москва : Эскмо, 2007. - 496 с.
2. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция : учеб. пособие для студентов вузов по спец. педагогики и психологии / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - Москва : Академия, 2002. - 160 с.
3. Александровская, М. А. Приемы коррекции недостатков произношения у детей / М. А. Александровская // Специальная школа. - 1966. - № 1. - С. 95-101.
4. Александровская, М. А. Применение сопоставлений при коррекции недостатков произношения: из опыта логопед. работы / М. А. Александровская // Специальная школа. - 1963. - № 1. - С. 66-70.
5. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 254 с.
6. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 123 с.
7. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 320 с.
8. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика /
В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая кн., 1996. - 344 с.
9. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. - Москва : Педагогика, 1977. - 176 с.
10. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ,
2006. - 141 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
12. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / под ред. Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2002. - 200 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство, 2007. - 472 с.
14. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев. - Москва : Лабиринт, 2004. -112 с.
15. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - Москва : Астрель, 2005. - 351 с.
16. Горбенко, Е. Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е. Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире. - Санкт-Петербург : Реноме, 2012. - С. 262-264.
17. Егоров, Т. Г. Очерки психологии обучения детей грамоте / Т. Г. Егоров. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 108 с.
18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : Изд- во АПН, 1958. - 370 с.
19. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа - 2001. - № 11. - С. 41-46.
20. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб. - метод. пособие / Н. С. Жукова. - Москва : Соц. -полит. журн., 1994. - 96 с.
21. Жукова, Н. С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. - Москва : ЭСКМО, 2015. - 120 с.
...