Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование дидактических игр в логопедической работе по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №93620

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы53
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Формирование фонетики и фонематических процессов у детей в
онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 10
1.3. Характеристика звукопроизношения и фонематических процессов у
старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 15
2.1. Организация и методики логопедического обследования фонетики и
фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 15
2.2. Анализ результатов логопедического обследования старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 20
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 31
3.1. Принципы и основные направления логопедической работы по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 31
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией через использование дидактических игр... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48


Речь - это средство общения между людьми, и является одной из высших психических функций. Нарушения в развитии речи затрудняют общение ребенка с окружающими, оказывают неблагоприятное воздействие на формирование и развитие познавательных процессов, приобретение знаний, умений и навыков, социализации и вследствие этого создают трудности для полноценного развития личности [31].
Дизартрия - нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы [5]. Теоретические и методические аспекты изучения дизартрии представлены в работах: Е. Н. Винарской [5], Л. В. Лопатиной [19], Е. М. Мастюковой [21], Е. Ф. Соботович [31], Т. Б. Филичевой [35], М. Е. Хватцева [37] и других авторов.
Вопросами изучения легкой степени псевдобульбарной дизартрии занимались: О. В. Правдина [28], Е. Ф. Архипова [2], Г. В. Чиркина [37], и другие авторы. Характерной особенностью псевдобульбарной дизартрии является нарушение моторной сферы, звукопроизношения, просодической стороны речи, фонематических процессов, а также лексической и грамматической сторон речи [36].
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии одно из наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения и просодики [2].
Формирование фонематических процессов у детей сложный последовательный процесс, ребенку предстоит научиться управлять органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Помочь каждому ребенку овладеть речью вне зависимости от физических и функциональных нарушений в развитии основная задача педагогов и образовательного процесса [42].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи негативно сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов у детей старшего дошкольного возраста, которые в дальнейшем будут создавать значительные трудности для успешного обучения детей в школе [18].
По мнению многих авторов, в том числе и Н. С. Жуковой [12], А. Г. Каше [14], Н. В. Нищевой [24], М. Ф. Фомичевой [25], преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдений, сравнений и обобщений в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов дидактических игр и игровых упражнений, направленных в первую очередь на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Основное требование к обучению дошкольников - это научить детей правильно узнавать, различать и выделять на слух звуки, слоги, их последовательность в слове, правильно и отчетливо произносить весь звуковой состав слова, а далее и всё слово, и фразу в целом [25].
Дидактическая игра - это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Структура дидактической игры, её цель, задачи и игровые действия содержат в себе большие возможности для формирования и развития фонематических процессов. Следовательно, повышение эффективности логопедической работы - систематизация имеющегося материала дидактических игр и приведение его в соответствие с характером и структурой речевого дефекта считается на сегодняшний день одной из актуальных задач логопедии.
Актуальность исследования: Актуальность темы исследования объясняется распространенностью псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельствуют многие исследования. При этом нарушении главными компонентами, которые чаще всего отклоняются от нормы, являются: моторная сфера, просодическая сторона речи, звукопроизношение и фонематические процессы. Раннее выявление таких детей, а также комплексная логопедическая работа в дальнейшем обеспечат успешное обучение детей в школе.
Объект исследования - фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактически игр.
Цель данной работы - разработать план логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактически игр.
Исходя из поставленной цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по формированию фонетики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе.
2. Подобрать методики и провести анализ результатов логопедического обследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. Провести обследование и проанализировать его результаты.
4. Определить основные направления логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактических игр.
5. Разработать перспективный план логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и псевдобульбарной дизартрий с использованием дидактических игр на каждого обследуемого ребенка.
Для достижения цели и задач исследования, использовались следующие методы: теоретический метод (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования), количественный и качественный анализ полученных данных, сравнительный анализ полученных результатов исследования.
Исследование проводилось в рамках написания курсовой работы в 2020 году на базе филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детство», детский сад № 135 «Радуга» города Екатеринбурга. В обследовании принимали участие пять детей подготовительной к школе группы , с заключением : фонетико-фонематическое недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия. Тем не менее, акцент в нашей работе мы делали на использование дидактических игр, с целью формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение особенностей формирования фонетики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию, а также планирование содержания коррекционной логопедической работы с использованием дидактических игр.
В первой главе нами была дана психолого - педагогическая характеристика старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети с псевдобульбарной дизартрией имеют органические или функциональные отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает выявление различных нарушений общей, мелкой и артикуляционной моторики, нарушения равновесия, координации движений, не дифференцированность движений пальцев рук, а также прослеживаются нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Несформированность фонематического восприятия приводит к нарушениям в формировании фонематических представлений, умений и навыков осуществлять звуковой анализ и синтез, так как сформированность звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия являются основным условием для успешного обучения в школе, коррекционную работу с детьми необходимо проводить в дошкольном возрасте.
Во второй главе цель нашего исследования была, определить по результатам констатирующего эксперимента уровень сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель решалась с помощью следующих задач:
- определить методики для диагностики фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
- провести анализ количественных и качественных данных, составить сводные таблицы результатов обследования;
- запланировать дальнейшую коррекционную логопедическую работу с
применением дидактических игр. Для обследования моторной сферы и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, была использована речевая карта Н. М. Трубниковой и диагностический альбом О.Б. Иншаковой. Констатирующий эксперимент проводился в рамках написания курсовой работы в 2020 году на базе филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детство», детский сад № 135 «Радуга» города Екатеринбурга. В
обследовании принимали участие пять детей подготовительной к школе группы, с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия.
При анализе результатов констатирующего эксперимента мы определили, что у обследованных детей старшего дошкольного возраста нарушены неречевые и речевые функции, а также полиморфное и мономорфное нарушение звукопроизношения. Результаты констатирующего эксперимента показали, что планирование и содержание коррекционной логопедической работы будет направлено на развитие фонематических процессов и коррекцию псевдобульбарной дизартрией.
В третьей главе, на основе полученных результатов обследования мы определили основные принципы по формированию и развитию фонематических процессов и коррекции псевдобульбарной дизартрией, а также составили перспективный план логопедической работы на каждого ребенка, участвовавшего в обследовании. А также определили направления логопедической работы с применением дидактических игр:
1. Развитие моторной сферы, будет осуществляться через дидактические игры и упражнения, которые будут направлены на развитие двигательной памяти и внимания, а также на развитие статической и динамической координации движений, пространственной организации,
развитие темпа и ритма, через игровые упражнения, пальчиковую
гимнастику и словесные игры.
2. Развитие мимических мышц лица, через расслабляющий,
укрепляющий, а также и самостоятельный массаж.
3. Развитие неречевого и речевого дыхания, через игровые упражнения с элементами игры и дыхательную гимнастику.
4. Развитие просодической стороны речи, через дидактические игры и упражнения, которые направлены на формирование и развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса, а также интонации.
5. Формирование правильной артикуляции звуков, через подобранные артикуляционные упражнения. Развитие фонетической стороны речи , через разнообразные дидактические игры, а также спланированные и организованные логопедические занятия для постановки, автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков.
6. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также формирование навыков звукового анализа и синтеза, через дидактические игры, которые будут направлены на умение различать звуки по месту и способу образования, по акустическим признакам. Уметь делить слышимое слово на составляющие его звуки, соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, через использование разных дидактических игр и игровых упражнений.
Дидактические игры, которые используются в коррекционной работе по формированию и развитию фонетической стороны речи и фонематических процессов, решают такие задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке и автоматизации нарушенного звука, закреплению правильного звукопроизношения, а также способствуют развитию мотивации и самоконтроля у детей. В процессе дидактической игры у старших дошкольников с дизартрией осуществляется в неразрывной связи развитие высших психических функций, моторной сферы и фонематических процессов. Использование дидактических игр планируется и используется логопедом на всех этапах коррекционной работы [16]. Также важной составляющей всей коррекционной работы, является тесный контакт логопеда с семьёй, так как это важнейшее условие эффективности логопедической работы. Поэтому, в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной эффективной работы по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены в полном объёме.



1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет : Книга для воспитателей детского сада. Центр «Дошк. Детство» им. А. В. Запорожца. М., 2002. 270 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студ. вузов. М., 2007. 319с.
3. Балобанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб, 2001. 238 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М., 1991. 160 с.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия : учебное пособие. М., 2005. 220 с.
6. Волкова Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. М., 2006. 703 с.
7. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М., 2005. 96 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007. 472 с.
9. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М., 2006. 205 с.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения : Сб. метод. рекомендаций / авт. сост. В. П. Балобанова. СПб, 2001. 238 с.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников : пособие для логопедов. М., 2010. 92 с.
12. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб. - метод. пособие. М., 1994. 96 с.
13. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2010. 279 с.
14. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 2005. 207 с.
15. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002. 240 с.
16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Логопедия» / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2001. 157 с.
17. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховская. М., 2010. 462 с.
18. Логопедия под ред. Волковой, Л. С., Шаховской, С. Н. / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховкая. М., 2009. 680 с.
19. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие. СПб. 2000. 192 с.
20. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учебное пособие / под ред. Е. А. Логиновой. СПб 2005. 192 с.
21. Мастюкова Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. М., 2003. 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ