Использование дидактических игр в логопедической работе по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Формирование фонетики и фонематических процессов у детей в
онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 10
1.3. Характеристика звукопроизношения и фонематических процессов у
старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 15
2.1. Организация и методики логопедического обследования фонетики и
фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 15
2.2. Анализ результатов логопедического обследования старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 20
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 31
3.1. Принципы и основные направления логопедической работы по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 31
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико-
фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией через использование дидактических игр... 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
Речь - это средство общения между людьми, и является одной из высших психических функций. Нарушения в развитии речи затрудняют общение ребенка с окружающими, оказывают неблагоприятное воздействие на формирование и развитие познавательных процессов, приобретение знаний, умений и навыков, социализации и вследствие этого создают трудности для полноценного развития личности [31].
Дизартрия - нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы [5]. Теоретические и методические аспекты изучения дизартрии представлены в работах: Е. Н. Винарской [5], Л. В. Лопатиной [19], Е. М. Мастюковой [21], Е. Ф. Соботович [31], Т. Б. Филичевой [35], М. Е. Хватцева [37] и других авторов.
Вопросами изучения легкой степени псевдобульбарной дизартрии занимались: О. В. Правдина [28], Е. Ф. Архипова [2], Г. В. Чиркина [37], и другие авторы. Характерной особенностью псевдобульбарной дизартрии является нарушение моторной сферы, звукопроизношения, просодической стороны речи, фонематических процессов, а также лексической и грамматической сторон речи [36].
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии одно из наиболее часто встречаемых в дошкольном возрасте расстройств речи, при котором ведущим в структуре дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения и просодики [2].
Формирование фонематических процессов у детей сложный последовательный процесс, ребенку предстоит научиться управлять органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Помочь каждому ребенку овладеть речью вне зависимости от физических и функциональных нарушений в развитии основная задача педагогов и образовательного процесса [42].
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи негативно сказывается на фонологической системе языка. В настоящее время достаточно важной проблемой является несформированность фонетических процессов у детей старшего дошкольного возраста, которые в дальнейшем будут создавать значительные трудности для успешного обучения детей в школе [18].
По мнению многих авторов, в том числе и Н. С. Жуковой [12], А. Г. Каше [14], Н. В. Нищевой [24], М. Ф. Фомичевой [25], преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдений, сравнений и обобщений в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов дидактических игр и игровых упражнений, направленных в первую очередь на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Основное требование к обучению дошкольников - это научить детей правильно узнавать, различать и выделять на слух звуки, слоги, их последовательность в слове, правильно и отчетливо произносить весь звуковой состав слова, а далее и всё слово, и фразу в целом [25].
Дидактическая игра - это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Структура дидактической игры, её цель, задачи и игровые действия содержат в себе большие возможности для формирования и развития фонематических процессов. Следовательно, повышение эффективности логопедической работы - систематизация имеющегося материала дидактических игр и приведение его в соответствие с характером и структурой речевого дефекта считается на сегодняшний день одной из актуальных задач логопедии.
Актуальность исследования: Актуальность темы исследования объясняется распространенностью псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельствуют многие исследования. При этом нарушении главными компонентами, которые чаще всего отклоняются от нормы, являются: моторная сфера, просодическая сторона речи, звукопроизношение и фонематические процессы. Раннее выявление таких детей, а также комплексная логопедическая работа в дальнейшем обеспечат успешное обучение детей в школе.
Объект исследования - фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактически игр.
Цель данной работы - разработать план логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактически игр.
Исходя из поставленной цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по формированию фонетики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе.
2. Подобрать методики и провести анализ результатов логопедического обследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
3. Провести обследование и проанализировать его результаты.
4. Определить основные направления логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием дидактических игр.
5. Разработать перспективный план логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи и псевдобульбарной дизартрий с использованием дидактических игр на каждого обследуемого ребенка.
Для достижения цели и задач исследования, использовались следующие методы: теоретический метод (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования), количественный и качественный анализ полученных данных, сравнительный анализ полученных результатов исследования.
Исследование проводилось в рамках написания курсовой работы в 2020 году на базе филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детство», детский сад № 135 «Радуга» города Екатеринбурга. В обследовании принимали участие пять детей подготовительной к школе группы , с заключением : фонетико-фонематическое недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия. Тем не менее, акцент в нашей работе мы делали на использование дидактических игр, с целью формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение особенностей формирования фонетики и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию, а также планирование содержания коррекционной логопедической работы с использованием дидактических игр.
В первой главе нами была дана психолого - педагогическая характеристика старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети с псевдобульбарной дизартрией имеют органические или функциональные отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает выявление различных нарушений общей, мелкой и артикуляционной моторики, нарушения равновесия, координации движений, не дифференцированность движений пальцев рук, а также прослеживаются нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи. Несформированность фонематического восприятия приводит к нарушениям в формировании фонематических представлений, умений и навыков осуществлять звуковой анализ и синтез, так как сформированность звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия являются основным условием для успешного обучения в школе, коррекционную работу с детьми необходимо проводить в дошкольном возрасте.
Во второй главе цель нашего исследования была, определить по результатам констатирующего эксперимента уровень сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель решалась с помощью следующих задач:
- определить методики для диагностики фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
- провести анализ количественных и качественных данных, составить сводные таблицы результатов обследования;
- запланировать дальнейшую коррекционную логопедическую работу с
применением дидактических игр. Для обследования моторной сферы и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста, была использована речевая карта Н. М. Трубниковой и диагностический альбом О.Б. Иншаковой. Констатирующий эксперимент проводился в рамках написания курсовой работы в 2020 году на базе филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детство», детский сад № 135 «Радуга» города Екатеринбурга. В
обследовании принимали участие пять детей подготовительной к школе группы, с логопедическим заключением фонетико-фонематическое недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия.
При анализе результатов констатирующего эксперимента мы определили, что у обследованных детей старшего дошкольного возраста нарушены неречевые и речевые функции, а также полиморфное и мономорфное нарушение звукопроизношения. Результаты констатирующего эксперимента показали, что планирование и содержание коррекционной логопедической работы будет направлено на развитие фонематических процессов и коррекцию псевдобульбарной дизартрией.
В третьей главе, на основе полученных результатов обследования мы определили основные принципы по формированию и развитию фонематических процессов и коррекции псевдобульбарной дизартрией, а также составили перспективный план логопедической работы на каждого ребенка, участвовавшего в обследовании. А также определили направления логопедической работы с применением дидактических игр:
1. Развитие моторной сферы, будет осуществляться через дидактические игры и упражнения, которые будут направлены на развитие двигательной памяти и внимания, а также на развитие статической и динамической координации движений, пространственной организации,
развитие темпа и ритма, через игровые упражнения, пальчиковую
гимнастику и словесные игры.
2. Развитие мимических мышц лица, через расслабляющий,
укрепляющий, а также и самостоятельный массаж.
3. Развитие неречевого и речевого дыхания, через игровые упражнения с элементами игры и дыхательную гимнастику.
4. Развитие просодической стороны речи, через дидактические игры и упражнения, которые направлены на формирование и развитие речевого дыхания, силы и высоты голоса, а также интонации.
5. Формирование правильной артикуляции звуков, через подобранные артикуляционные упражнения. Развитие фонетической стороны речи , через разнообразные дидактические игры, а также спланированные и организованные логопедические занятия для постановки, автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных звуков.
6. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также формирование навыков звукового анализа и синтеза, через дидактические игры, которые будут направлены на умение различать звуки по месту и способу образования, по акустическим признакам. Уметь делить слышимое слово на составляющие его звуки, соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, через использование разных дидактических игр и игровых упражнений.
Дидактические игры, которые используются в коррекционной работе по формированию и развитию фонетической стороны речи и фонематических процессов, решают такие задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке и автоматизации нарушенного звука, закреплению правильного звукопроизношения, а также способствуют развитию мотивации и самоконтроля у детей. В процессе дидактической игры у старших дошкольников с дизартрией осуществляется в неразрывной связи развитие высших психических функций, моторной сферы и фонематических процессов. Использование дидактических игр планируется и используется логопедом на всех этапах коррекционной работы [16]. Также важной составляющей всей коррекционной работы, является тесный контакт логопеда с семьёй, так как это важнейшее условие эффективности логопедической работы. Поэтому, в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной эффективной работы по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены в полном объёме.
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет : Книга для воспитателей детского сада. Центр «Дошк. Детство» им. А. В. Запорожца. М., 2002. 270 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студ. вузов. М., 2007. 319с.
3. Балобанова В. П., Богданова Л. Г., Венедиктова Л. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб, 2001. 238 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М., 1991. 160 с.
5. Винарская Е. Н. Дизартрия : учебное пособие. М., 2005. 220 с.
6. Волкова Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. М., 2006. 703 с.
7. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М., 2005. 96 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007. 472 с.
9. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М., 2006. 205 с.
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения : Сб. метод. рекомендаций / авт. сост. В. П. Балобанова. СПб, 2001. 238 с.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников : пособие для логопедов. М., 2010. 92 с.
12. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учеб. - метод. пособие. М., 1994. 96 с.
13. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 2010. 279 с.
14. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 2005. 207 с.
15. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002. 240 с.
16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Логопедия» / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М., 2001. 157 с.
17. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховская. М., 2010. 462 с.
18. Логопедия под ред. Волковой, Л. С., Шаховской, С. Н. / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховкая. М., 2009. 680 с.
19. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие. СПб. 2000. 192 с.
20. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами : учебное пособие / под ред. Е. А. Логиновой. СПб 2005. 192 с.
21. Мастюкова Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. М., 2003. 320 с.
...