ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Развитие эстетического отношения к природе как педагогическая
проблема 8
1.2. Особенности развития эстетического отношения к природе у детей
старшего дошкольного возраста 16
1.3. Изобразительная деятельность как средство развития эстетического
отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ... 34
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
эстетического отношения к природе у старших дошкольников 34
2.2. Содержание работы по развитию эстетического отношения к природе у
старших дошкольников посредством изобразительной деятельности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 109
Вопросы эстетического отношения к природе необходимо рассматривать в рамках познавательного развития, духовно-нравственного и творческого развития. Актуальность формирования интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [35]. Воспитание определяется, как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей» [35]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) заложены основные принципы дошкольного образования: «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)» [36]. В программах дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО предусмотрено развитие эстетического отношения дошкольников к природе по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Природа - источник прекрасного. Одной из задач является - приобщить ребенка к миру природы, научить наблюдать, понимать и ощущать ее красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности, ее эстетической, интеллектуальной и моральной сфер. Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется ее безупречности, испытывает стремление разгадать ее секреты. Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Также воспитывать личность невозможно, не приобщая к лучшим произведениям классического и современного искусства, не формируя художественного вкуса и художественных способностей. Однако следует отметить, что развитию эстетического отношения к природе, художественно-эстетическому воспитанию детей, приобщению их к прекрасному уделяется лишь второстепенное значение.
Прежде всего, в настоящее время стараются развивать у детей высокую мыслительную активность, подготовить их к школьному обучению, а духовное их развитие остаётся на втором плане. Духовный мир человека формируется не только по основе знаний, логики, но и под влиянием эмоций, которые развиваются в процессе художественно-эстетического воспитания. Без воспитания любви к природе, умения тонко и глубоко понимать, и чувствовать ее красоту невозможно формирование духовного мира ребенка. Способность живо откликаться чувствами на красоту природы говорит о развитой эмоциональной сфере, позволяющей принимать весь мир полно и ярко.
Особое значение в развитии у детей эстетического отношения к природе имеет изобразительная деятельность, так как через неё ребёнок может показать увиденное, выразить своё ощущение, свои впечатления. Используя различные техники рисования в своей деятельности, ребёнок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают переживания в связи с этим предметом, определённое отношение к нему. В совместной с ребёнком деятельности взрослый должен быть активным и творческим участником, каждый раз, по-новому выполняя знакомые детям задания. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что природа бесконечно богата и разнообразна и может быть осмыслена с самых разных позиций.
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности и недостаточностью обращения к этой проблеме педагогов, родителей, нацеленных не на духовное развитие дошкольников, а на развитие их мыслительных операций, подготовке к школьному обучению.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития эстетического отношения к природе в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы исследования: «Развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности».
Объект исследования: процесс развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленного на развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития эстетического отношения к природе у детей.
2. Определить особенности развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности изобразительной деятельности в развитии эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать и провести диагностические задания по выявлению начального уровня развитости эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования.
5. Разработать содержание занятий по изобразительной деятельности, направленное на развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.
6. Апробация комплекса занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения теории эстетического воспитания, представленные в трудах. Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Лихачева, А.Е. Флериной; основные положения теории и методики руководства изобразительной деятельностью Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной; теория деятельности, сформулированная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном, в которой понятие деятельности рассматривается как ключевое для развития других новообразований в психическом развитии. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию эстетического отношения к природе осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по изобразительной деятельности в развитии эстетического отношения к природе у старших дошкольников, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развития эстетического отношения к природе у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня развитости эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленного на развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы развития у старших дошкольников эстетического отношения к природе в изобразительной деятельности.
Практическая значимость работы: состоит в разработке и апробации содержания комплекса занятий по изобразительной деятельности, направленного на развитие эстетического отношения к природе у старших дошкольников; результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций при организации образовательного процесса.
База проектировочной работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - «Детский сад № 7 «Золотой ключик». В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (55 источников), приложений.
На основании изученной литературы, таких авторов, как: А.А. Адаскина, Н.А. Ветлугина, Н.Ф. Виноградова, Е.В. Гончарова, Т.С. Комарова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др. сделаем следующие выводы:
1. Эстетическое отношение к природе - это система индивидуальных и избирательных связей ребёнка с эстетическими качествами объектов природы. Составляющие эстетического отношения: эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, его добрые чувства, его творческая деятельность, стремление к посильному преобразованию окружающего (Е.В. Гончарова).
Развитие эстетического отношения к природе целесообразно начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребенок гармонично «слит» с природой, тонко чувствует свою «родственность» всему окружающему, открыт для осмысленного принятия «правил отношений с миром» (Б.Т. Лихачев).
Говоря о результатах процесса развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста, мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Е.В. Гончаровой, Д.Б. Лихачева:
- ценностное отношение к природе - необходимый запас знаний о природе, запас элементарных эстетических впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям;
-чувственный отклик на прекрасное- проявление эмоционального отношения к объекту природы и способность его выразить в речи и эмоциях, способность эмоционально переживать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими;
-выражение впечатлений в творческой деятельности ребёнка- способность создавать (соответственно возрасту) рисунок и композицию, используя различные средства выразительности и практические умения, мотивация соответствует эстетическим представлениям о природе.
2. Дети старшего дошкольного возраста психологически готовы к развитию эстетического отношения к природе. На основе развития познавательной потребности дошкольников, активного стремления усваивать информацию, выражать своё отношение к информации возможно развить у детей ценностное отношение к природе. На основе развития эмоциональной сферы, подражательности, пластичности, способности к сопереживанию, можно вызвать у старших дошкольников чувственный отклик на прекрасное. Также этот возраст является оптимальным периодом для развития творческой деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное. В психическом развитии дошкольников сформированы все предпосылки для формирования эстетического отношения к природе посредством изобразительной деятельности. Большое значение при этом все психологи и педагоги отводят педагогу, значимому взрослому.
3. Изобразительная деятельность является средством развития эстетического отношения к природе, потому что является познавательной. В ходе её проведения происходит обследование предмета, явления, включение всех анализаторов, задействуются операции анализа, синтеза. Дети учатся любоваться красотой природы, проявляется эстетический отклик на прекрасное, проявляют творчество. В ходе организации изобразительной деятельности используются такие методы, как чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание репродукций картин, что способствует развитию чувственного отклика на прекрасное. Дети учатся выражать эмоциональное отношение к объекту природы в речи и эмоциях через образцы поведения значимого взрослого. Проявить своё эстетическое отношение к природе дошкольники могут в изобразительной деятельности, если педагог использует различные нетрадиционные техники, различные материалы, что позволяет достичь выразительности образа, а также развивает детскую инициативу и самостоятельность.
4. В соответствии с критериями и показателями развития эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста подобраны и применены следующие диагностические задания:
• по критерию «ценностное отношение к природе» - методика «Радости и огорчения» (автор И. В. Цветкова);
• по критерию «чувственный отклик на прекрасное» - методика «Секретный разговор» (автор И. В. Цветкова);
• по критерию «выражение впечатлений в творческой деятельности» - методика «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое» (автор В.С. Мухина).
Результаты диагностики показали, что высокий уровень развитости эстетического отношения к природе наблюдается у трёх дошкольников (15%), средний уровень у одиннадцати детей (55%), низкий уровень у шести детей (30%).
5. Разработан комплекс занятий «Цветы», направленный на развитие эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Комплекс занятий «Цветы» разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня развития эстетического отношения к природе, определенных в первой главе исследования. Тематика комплекса занятий по изобразительной деятельности была выбрана в связи с интересами дошкольников и выделенными критериями.
На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с различными способами рисования, лепки или аппликации (пластилинография, рисование воском и акварелью, акварелью по мокрому листу, оригами); знакомятся с репродукциями художников (И. Левитан, А.М. Васнецов, Ван Гог, Э. Панов, В.А. Василенко, П. Еськов); проходит чтение художественной литературы (сказок, стихов, легенд и преданий о цветах); игровые приёмы; включение детей в целеполагание; рассматривание объекта; показ этапов работы и приемов работы с различными материалами; слушание классической музыки при восприятии картины для более полного погружения в картину), при создании своей работы (для создания рабочего настроения, эмоционального фона занятия); оценка работы детей; сочинение сказки о цветах; ориентация на самостоятельную деятельность.
Все занятия носили интегрированный характер, включали в себя методы и приемы, способствующие познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию, социально-коммуникативному развитию. При внедрении разработанного комплекса занятий у старших дошкольников наблюдалась положительная динамика в развитии.
1. Ашиков, В. И. Дошкольное воспитание в новом веке / В. И. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1. - С. 8-11.
2. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание : опыт исследования на материале пространственных искусств / А. В. Бакушинский ; под ред. М. Д. Соловьевой. - Москва : Карапуз, 2009. - 302 с.
3. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. - Москва : Академия, 2002. - 317 с.
4. Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - Москва : Знание, 1973. - 96 с.
5. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой : учеб. пособие для пед. училищ / С. А. Веретенникова. - Москва : Просвещение, 1980. - 272 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
7. Выготский, Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. - Москва : Книга по Требованию, 2013. - 135 с.
8. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : курс лекций для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Гончарова. - Нижневартовск : Нижневарт. гуманит. ун-т, 2008. - 326 с.
9. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва : Академия, 1997. - 272 с.
10. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. - Москва : Академия, 2000. - 344 с.
11. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - URL: http://mir.zavantag.com/geografiya/13652 (дата обращения: 01.05.2019).
12. Казаринова, О. А. Изображение природы как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / О. А. Казаринова // Молодой ученый. - 2017. - № 15. - С. 580-582. - URL: https://moluch.ru/archive/149/42069/ (дата обращения: 01.05.2019).
13. Как знакомить дошкольников с природой : пособие для воспитателей / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцова [и др.] ; под ред. П. Г. Саморуковой. - Москва : Просвещение, 1983. - 207 с.
14. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : пособие для педагогов дошкол. учреждений / Н. В. Квач ; науч. ред. М. М. Безруких. - Москва : ВЛАДОС, 2001. - 159 с.
15. Ковалев, А. Г. Воспитание чувств / А. Г. Ковалёв. - Москва : Педагогика, 1971. - 94 с...