ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ . 7
1.1. Развитие художественных способенностей у детей как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности развития художественных способностей у детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Рисование как средство развития художественных способностей у детей
старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости
художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста 38
2.2. Содержание работы по развитию художественных способностей у детей
старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Актуальность художественных способностей человека сформулирована в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» [40]. В целевых ориентирах процесса образования говорится наряду с интеллектуальным, духовнонравственным и о развитии личности. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» художественное способности определяется, как базовая национальная ценность. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) развитие самостоятельной деятельности ребенка, является одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» [41]. В требованиях к организации условий указывается на необходимость развития художественных способностей каждого ребенка.
Вопрос о развитие художественных способностей детей является одной из основных проблем дошкольной педагогики, так как до сих пор недостаточно разработаны показатели и критерии развития художественных способностей у дошкольников, существует разброс мнений, что осложняет проведение диагностики и интерпретацию результатов исследований. Вместе с тем, недооценен потенциал изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.
Однако, потенциал занятий по рисованию до конца не используется, чаще всего педагоги, стараются организовать этот процесс на занятиях в смешанных техниках. Также, не в полной мере разработано содержание данного вида изобразительной деятельности, учитывающее задачи развития художественных способностей у старших дошкольников.
Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях на занятиях по рисованию.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию».
Объект исследования: процесс развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по рисованию, направленный на развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по рисованию, направленный на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития художественных способностей у детей, на основании этого уточнить понятие «развитие художественных способностей» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности рисования в развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностические задания и провести диагностику по выявлению исходного уровня развитости художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать содержание занятий по рисованию направленное на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы авторов, изучающих развития художественных способностей детей в период дошкольного детства, посвящали свои труды многие иностранные и отечественные исследователи. Можно выделить таких ученых, как (А.В Бакушинский, А.В Брушлинский, А.А Бычков, О.М Дьяченко, А.М Коршунов, Е.А Лабунская, А.Н Леонтьев, В.С Мухина, Я.А Пономарев, Н.П Сакулина, и многие другие.), работы исследователей, раскрывающие психолого-педагогические особенности художественного способностей у детей старшего дошкольного возраста (А.И. Бурова, Н.А. Ветлугиной, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Т.А. Копцевой, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой, А.М. Чернышевойи др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию художественных способностей осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования;
определялись психолого-педагогические особенности развития
художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста; выявлялись возможности занятий по рисованию в художественном развитии детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня художественных способностей у старших дошкольников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня художественной способностей у детей старшего дошкольного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий по рисованию направленного на развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы художественных способностей у детей.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольного и дополнительного образования по направлению художественно-эстетического развития детей. Также следует отметить практическую значимость продукта проектной деятельности, который может использоваться в практике или организации изобразительной деятельности.
База проектировочной работы: Автономное муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 44 г. Краснотурьинск. В исследовании приняли участие 19 детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (73 источников), приложений.
На основании изученной литературы таких авторов как С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплов, И.В. Дубровина, А.Н. Лук, А.И. Савенков, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, И.А. Лыкова, Т.Е. Иванова, Е.Н. Бородина и др. сделаем следующие выводы:
1. Художественные способности - это умение чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, развивать потребности в художественнотворческой деятельности, мировосприятия ребенка средствами искусства (Н.В. Микляева).
2. Развитие художественных способностей - это целенаправленная деятельность, направленная на формирование у детей художественного восприятия и понимания, эстетического отношения, навыков изобразительной деятельности (Е.М. Торшилова).
Г оворя о результатах процесса развития художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы будем опираться на классификацию критериев и показателей авторов таких как: Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожца, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Л.А. Парамонова, Б.М. Теплов, Р.М. Чумичева и др.
• художественное восприятие и понимание- способность воспринимать неповторимый чувственный облик произведений изобразительного искусства (цвет, форму, величину, цветовые пятна, линии, уникальность сочетания и т.п.)
• эстетическое отношение - способность человека оценивать явления действительности как прекрасные или безобразные, возвышенные или низменные, трагические или комические.
• изобразительные навыки - своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства и коррекции развития детей.
2. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития художественных способностей, так как непосредственно в данное время закладывается основы для художественной деятельности. Характерные черты развития мышления в период дошкольного детства выражаются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно - логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления. Основной особенностью этого этапа развития считается совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что определяет появление сложных языковых форм...
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - Москва: Академия, 2002. - 320 с.
2. Большой психологический словарь/Под редакцией. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - Москва: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2009. - 816 с.
3. Большаков, В.П. Ценности культуры и время некоторые проблемы современной теории культуры / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
4. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005. - 829 с.
5. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. Н. Бородина. - Челябинск, Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 23 с.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева// Проблема человека в свете современных социально философских наук (Выпуск 3) URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 19.05.2017).
7. Бочкарева, О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа /О.А. Бочкарева. - Москва : Корифей. 2007. - 96 с.
8. Варкки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - 153 с.
9. Ватагин, В. А. Как лепить животных // Художник. - 1962. - № 5. - 75 с.
10. Ветлугина Н, А. Художественное творчество и ребёнок. - Москва: Педагогика, 1972. - 288 с.
11. Ветлугина, Н.А., Методика музыкального воспитания в детском
саду: учебное пособие / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н.
Комиссарова и др.; Под редакцией Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд, испр. и доп. - Москва : Просвещение, 1989. - 270 с.
12. Винс, О. А., Черникова, М. Н. Тестопластика как средство развития творческих способностей детей // Молодой ученый. - 2014. - № 21. - 725 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 1997.
14. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. Собрник сочинений: В 6 т. Москва, 1984. Т. 4, ч. 2. - 432 с
15. Ганошенко, Н.И. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике / Н.И. Ганошенко. - Москва: Академия, 2013. -516 с...