Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у младших школьников на материале волшебной сказки

Работа №93602

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВС1ВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Формирование нравственных представлений как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности формирования нравственных представлений у детей
младшего школьного возраста 13
1.3. Методические основы формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста на материале волшебной
сказки 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
2.1. Диагностическое исследование исходного
уровнясформированности нравственных представлений у детей младшего школьного 29
возраста
2.2. Содержание педагогической работы по формированию
нравственных представлений у детей младшего школьного возраста на материале волшебной сказки 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78

Вопросы нравственного развития, воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие среди детей разных возрастов, когда понятия «нравственность» и «нравственные ценности» стали заменяться понятиями «комфорт», «удобство», «материальное благо», проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Поэтому учителю, имеющему одну из ключевых возможностей влияния на воспитание ребенка, следует уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Проблема нравственного воспитания детей младшего школьного возраста отражена в таких документах, как: «Закон об образовании Российской Федерации», «Федеральный Государственный образовательный стандарт» начального общего образования (далее ФГОС НОО), а также «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Требования ФГОС НОО к личностным результатам освоения основной общеобразовательной программы (далее ООП) предусматривают развитие таких нравственных качеств школьника, как патриотизм, уважение к иной культуре, религии, истории, ответственности за свои поступки, нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания. В то время, как «Концепция» считает важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Младший школьный возраст- это один из наиболее сенситивных периодов для формирования нравственных представлений. В этот период взрослый является неким образцом, на который равняется ребёнок. Это, в свою очередь, задаёт курс формированию различных представлений.
Развивать нравственные представления детей младшего школьного возраста помогает литература, в особенности детская литература. Ребёнок, читая о героях и их поступках, неосознанно формирует определенное отношение к ним, тем самым проявляя те или иные нравственные качества. Наиболее полезным можно считать чтение сказок, так как именно в них дается понятное ребёнку представление о нравственности и морали, а также предоставляется выбор между «плохим» и «хорошим».
При анализе современных образовательных программ по литературному чтению авторов Л.Ф. Климановой (программа «Школа России») и Р.Н. Бунеева (программа «Школа 2100) можно отметить, что работа по формированию нравственных представлений ведётся в основном за счёт уроков литературного чтения и частично на уроках окружающего мира, при рассмотрении части тем.
Данный анализ показывает, что содержание педагогической работы по формированию нравственных представлений у младших школьников недостаточно разработано.
Таким образом, из анализа нормативных документов и образовательных программ вытекает противоречие между требованиями образовательного стандарта о необходимости формирования нравственных представлений младших школьников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на материале волшебной сказки для их формирования.
Из вышеизложенного противоречия складывается проблема исследования: поиск теоретических оснований и практических направлений формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста на материале волшебной сказки в условиях общеобразовательной школы.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия позволили определить тему исследования: «Формирование нравственных
представлений у младших школьников на материале волшебной сказки».
Объект исследования -процесс формирования нравственных представлений у младших школьников.
Предмет исследования -комплекс занятий по формированию нравственных представлений младших школьников на материале волшебных сказок.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации комплекса занятий по формированию нравственных представлений младших школьников посредством волшебной сказки.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «нравственные представления» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности волшебной сказки в процессе формирования нравственных представлений у младших школьников.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы.
5. Спроектировать содержание работы по формированию нравственных представлений детей младшего школьного возраста на материале волшебной сказки.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, практическое исследование.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на материале волшебных сказок, как один из видов продуктивной деятельности, способствующий формированию нравственных представлений детей, повышению качества уровня их сформированности.
База практического исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 города Серова Свердловской области. В работе приняли участие 26учащихся 3 класса в возрасте 9-10 лет, обучающихся по программе «Школа России». Исследование по развитию творческих способностей осуществлялось в два этапа.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 53 наименования изданий, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема нравственного воспитания личности была и остаётся одной из актуальных задач, а в современных условиях она приобретает особое значение. Школа, в частности педагог, играет одну из главных ролей в нравственном воспитании детей. Именно в младшем школьном возрасте в большей степени определяются и оформляются типичные черты нравственности. Происходит это, в том числе, и из-за влияния волшебных сказок.
В рамках данного исследования мы рассмотрели сущность понятия «нравственность», «нравственные представления».Обобщая точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, чтонравственность - внутреннее восприятие норм своего поведения и своих действийчеловеком. Опираясь на определение Е.А.Геник, под термином «нравственные представления» мы понимаем важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой.
На основе анализа литературы были также выделены три компонента нравственных представлений: нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение, а также их показатели и критерии, уровни сформированности последних.
1. Когнитивный.
Данный показатель характеризуется следующими критериями:
• способность выделять нравственные нормы;
• способность оценивать положительные и отрицательные поступки героев в соответствии с нравственными нормами и принципами;
• способность аргументировать выбор поступка сказочного героя.
2. Эмоционально-ценностный.
Данный показатель характеризуется следующими критериями: -проявление эмоциональных реакций в процессе восприятия волшебной сказки;
• проявление эмпатии по отношению к положительным поступкам героев.
3. Поведенческий.
Данный показатель характеризуется такими критериями, как:
• соответствие придуманного заключения сказки нравственным нормам и принципам;
• соответствие выбора собственных действий нравственным норм и принципам.
.Также было раскрыто понятие «волшебная сказка».
Волшебная сказка - это сказка, в которой в основе находится повествование о преодолении потери при помощи чудесных средств или волшебных помощников.
В процессе работы над волшебной сказкой формируются
мыслительные операции, которые способствуют овладению нравственными нормами(когнитивный показатель),развивают умение эмоционально выражать отношение к человеческим поступкам (эмоционально-ценностный показатель), а также совершенствуется умение давать нравственную оценку своему поведению и поведению окружающих (поведенческий показатель).Работа с волшебными сказками создает условия, способствующие повышению уровней сформированности нравственных представленийу детей.
Для определения уровня сформированности нравственных представлений детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования были использованы диагностические методики:
«Диагностика изучения представлений учащихся о нравственных представлениях»- авторы Г. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович.
Задание «Прослушивание сказки «Щелкунчик» Э. Гофмана».
Задание «Незаконченные предложения»- автор Н.Е. Богуславская.
Количественный и качественный анализ результатов проведенной диагностики показал, что: 5 детей (19%) имеют высокий уровень сформированности нравственных представлений, 14 детей (54%) - средний уровень и 7 детей (27%)- низкий. Полученные результаты стали основой разработки комплекса занятий по внеурочной деятельности «В мире сказок»с целью повышенияуровнясформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
В содержание комплекса занятий «В мире сказок» вошли народные и авторские сказки, а также разработанное нами занятие по инсценировке сказки. Мы предполагаем, что разработанный нами комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей младшего школьного возраста на материале волшебной сказки будет эффективным.


1. Авилова, Е. Н. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Е. Н. Авилова. - Москва: Пресс, 2004. - 156 с. - Текст: непосредственный.
2. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин. - Москва: Высшая школа, 2010. - 120 с. - Текст: непосредственный.
3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева. - Москва: Академия, 2009. - 290 с. - Текст: непосредственный.
4. Бахтина, В. А. Художественные функции фантастики в авторской и русской народной сказке / В. А. Бахтина. - Москва: Саратов, 2009. - 250с. - Текст: непосредственный.
5. Бобкова, Т. И. Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР /
Т. И. Бобкова. - Москва: Творческий центр, 2009. - 230 с. - Текст:
непосредственный.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика / учебник для вузов / Н. В.Бордовская, А. А. Реан. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 304 с. - Текст: непосредственный.
7. Бунеев, Р. Н. По дороге к азбуке. Лесные истории / Р. Н. Бунеев, Е. В.
Бунеева, Т. Р. Кислова. - Москва:Баласс, 2012. - 80 с. - Текст:
непосредственный.
8. Вачков, И. В. Сочиняем сказки / И. В. Вачков // Школьный психолог. - 2003. - № 19. - С.16.
9. Воспитание нравственной личности младшего школьника: примерная программа и методические рекомендации / - Витебск, УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2010.- 23 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 2008. - 310 с. - Текст: непосредственный.
11. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников ОУ с религиозно-этническим компонентом / Е. А. Геник // Журнал Вестник Самарской гуманитарной академии. -2009. - № 1. - С.10.
12. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. З. Гликман. - Москва: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012. - 176 с. - Текст: непосредственный.
13. Григорович, Л. А. Педагогика и психология/ учебное пособие / Л. А. Григорович. - Москва:Гардарика, 2003.- 480 с. - Текст: непосредственный.
14. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи: методика приобщения детей к чтению / З. А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс, 2009.- 180 с.
15. Девянина, И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ / И. Девянина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С.31...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ