ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ,, 11
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
активизации технического творчества 11
2. Развитие системы детского технического творчества в учреждениях
дополнительного образования детей 23
3. Методика активизации технического творчества детей в учреждениях
дополнительного образования с помощью компьютерных игры 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 40
2.1. Педагогические возможности активизации технического творчества
детей в учреждениях дополнительного образования посредством компьютерных игр 40
2.2. Реализация методики активизации технического творчества в
учреждениях дополнительного образования посредством компьютерных игр 66
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по активизации
технического творчества в учреждениях дополнительного образования посредством компьютерных игр 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
Развитие и активное внедрение во все сферы жизнедеятельности компьютерных технологий, цифровизация общества, существенно изменили модель образования. Подготовка креативных личностей, способных применять новые технологии в различных отраслях экономики является перспективным условием инновационного развития страны. Современные технологии ориентированы на «создание лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижения образования, науки, культуры и связи» отмечает генеральный директор Юнеско [1]. Идея введения компьютера в мир детей - это, прежде всего формирование психологической готовности к жизни в обществе информационной культуры; обществе, применяющем информационные технологии в обучении, науке, экономике, быту. Компьютерные технологии считаются востребованным способом передачи знаний. Данный способ позволяет ребятам учиться с интересом, находить необходимую информацию, воспитывать ответственность и самостоятельность при получении новых знаний, расширять кругозор, способствует успешной социализации в современном обществе. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей противоречиво, с одной стороны, компьютер полезен, с другой может оказаться вредным.
Полезность компьютера подтверждена научно-техническим прогрессом развития экономики, технологий, определяющим источник развития общества - интеллект, превращаемый в мощную материальную силу. Социально-значимыми личностями, приносящими пользу обществу, являются творческие индивиды, которые находятся в центре внимания ученых с целью изучения движущих сил и источников научно-технического творчества. Современное образование должно подготавливать людей нового формата, которые органично вольются в развитие экономики страны, следовательно, доминирующей задачей общества является возможность проявления всем без исключения своих талантов и раскрытия творческого потенциала. В психолого-педагогических исследованиях, посвященных применению компьютерных игр в образовании (О.К.Тихомиров, С.Л.Новоселова, Е.Е.Лысенко и др.) указывается на то, что компьютерные игры позволяют рассматривать их как средство развития творчества детей. В исследованиях, посвященных применению компьютерных игр в работе с детьми, рассматривается влияние компьютера на общее умственное развитие ребенка (Е.И.Машбиц, Н.Н.Поддьяков, С.Л.Новоселова и др.), развития сотрудничества и коммуникации между детьми в процессе компьютерно - игровой деятельности (С.Пейперт), развитие мотивации детей к учебной деятельности (Е.Е.Лысенко, Е.В.Иванова и др.).
Компьютерные игры способствуют развитию творческой активности, овладению новыми знаниями, логическими операциями, эффективному тренингу сенсорных функций. Вред компьютера в развитии личности может считаться чисто академическим, потому что необходимо не уничтожать отрицательные факторы жизни, а формировать умение адаптироваться к человеческому бытию с минимальной потерей для общества. Творческая активность формирует качества, влияющие на характер личности будущих специалистов. Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение, привлечения молодежи в научно-техническую сферу, повышения престижа научно-технических профессий привела общество к мысли об обучении детей и молодежи техническому творчеству и изобретательству. Важным фактором развития творческих способностей личности выступает система дополнительного образования, основным компонентом которой является детское техническое творчество, являющееся приоритетом государственной политики в сфере образования. Истории развития технического творчества посвящены работы А.В.Абдуллаева, Г.С.Альтшуллера, Ю.С.Столярова и других ученых. Проблемы развития технического творчества в учреждениях дополнительного образования рассмотрены такими учеными как В.А.Березиной, Э.В.Самойленко, Г.В.Найденко.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что накоплен большой опыт в использовании информационных технологий в учебном процессе, однако, в практике учреждений дополнительного образования практически неразработанными остаются вопросы их применения в качестве средства активизации технического творчества детей. Следовательно, существует необходимость исследования возможностей применения информационных технологий в качестве средства активизации технического творчества обучающихся учреждений дополнительного образования с последующей разработкой методических аспектов использования компьютерных игр в известных методиках активизации технического творчества детей.
В ходе проведенного анализа научной и методической литературы были выявлены следующие противоречия:
• между запросом на развитие и активизацию технического творчества и недостаточным использованием для этого потенциала компьютерных игр при реализации программ дополнительного образования;
• между необходимостью реализации потенциала компьютерных игр для активизации технического творчества обучающихся, и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей их применения в качестве средства активизации технического творчества детей;
• между необходимостью применения компьютерных игр, в известных методиках активизации технического творчества детей и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов реализации данного процесса.
Проблема исследования: какой должна быть структура, содержание и организационно-методическое обеспечение компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования.
Недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования»
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, экспериментально проверить методику применения компьютерных игр в активизации технического творчества детей.
В качестве объекта исследования выступает процесс активизации технического творчества детей в процессе реализации программ дополнительного образования...
В наши дни в развитом обществе все сильнее проявляется потребность в творческих личностях на всех уровнях ее развития. Поэтому насущной необходимость становится развитие личность ее творческой самобытности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка.
Заниматься развитием личности целесообразно в детском возрасте, потому что именно тогда формируются основы творческой и образовательной траектории, психологический базис продуктивной деятельности, формируется набор ценностей, качеств, способностей и потребностей будущей личности, которые лягут в основу ее творческого отношения к действительности.
Однако, основываясь на сведения педагогической науки и личный опыт, было отмечено, что большое количество сил учащиеся расходуют на заучивание различных дат и фактов, и как следствие, все меньше времени остается на творческую деятельность и познание мира собственными силами. В связи с этим, дети перестают быть творцами, и их мышление преобразуется в стереотипное.
Актуальность, и высокая важность проблемы творческого развития личности стала основанием для определения темы исследования «Активизация технического творчества посредством компьютерных игр в учреждениях дополнительного образования».
Чтобы педагог имел возможность используя специальную методику активизировать творческую деятельность учащихся в образовательном процессе, в работе был рассмотрен вариант решения проблемы активизации технического творчества посредством компьютерных игр и организационнопедагогических условий ее использования.
Проблема решалась посредством последовательного разрешения списка задач исследования.
Во время решения первой задачи, была выяснена степень разработанности указанной проблемы в теоретическом плане, и на практике, и приведено обоснование ее актуальности.
В процессе разрешения задачи теоретического осмысления сущности творческой активности и организационно-педагогических условий для ее развития, были уточнены понятия «творческая активность», «техническое творчество».
Далее была решена задача по выбору компьютерных игр, применение которых позволит разработать эффективную методику активизации технического творчества. Была предложена методика и рассмотрены условия ее применения.
В процессе решения задачи номер четыре, удалось разработать критериальную систему для оценки динамики активизации технического творчества на основании синтеза подходов Г.И. Щукиной и В.И. Андреева.
Экспериментальная проверка выдвинутых положений гипотезы позволила подтвердить эффективность методики активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования. Проведенная опытно-поисковая работа позволила на практике подтвердить результат проведенного исследования.
Анализ полученных результатов дает возможность сделать вывод о том, что указанная методика предоставляет большое поле для дальнейшего совершенствования, чему могут быть посвящены новые педагогические исследования.
1. Абакумова, Е. В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся [Текст]: дис. канд. пед. наук / Е.В. Абакумова. - Майкоп, 2004. - 229 с.
2. Алексеева, О. В. Художественная деятельность как разновидность интеллектуальной деятельности [Текст] / О.В. Алексеева // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер. : Педагогика. Психология. - 2014. - № 79. - С.8-1
3. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [Текст] / Г. С. Альтшуллер. - Петрозаводск : Скандинавия, 2004. - 208 с.
4. Ананьев, Б. Г. О соотношении способностей и одаренности[Текст] /Б.Г Ананьев // Проблемы способностей - М., 1962, С. 15-36.
5. Анастази А. Психологическое тестирование.-М.:Педагогика, 1982.-320 с.
6. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань : изд-во Казанского ун-та, 1998. - 317 с.
7. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] : инновац. курс : учеб. пособие для студентов / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Ка-зан. ун-та, 2008. - 127 с.
8. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание [Текст] /
А.В. Бакушинский. - М.: ИД «Карапуз», 2009. - 302 с.
9. Бердяев Н. А. Самопознание: опят философской автобиографии.-М. : Мысль, 1991.-319 с
10. Боговленская, Д. Б. Диагностика становления творческой личности //Психодиагностика и школа. Тезисы симпозиума.-Таллин, 1980.-300 с.
11. Боговленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов на Дону : Изд-во Рост.ун-та, 1983.-176 с.
12. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр "Академия", 2002.- 320с.
13. Бодунов, М. В. Исследование соотношений формально-динамической стороны активности с интегральными ЭЭГ параметрами// Психофизические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности.-М.-1982.-с.57-82
14. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М. : Просвещение, 1968.-464 с
15. Браже, Т. Г. Развитие творческого потенциала личности [Текст] /Т.Г. Браже // Советская педагогика - 1984 - №8 - С. 94...