ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Нормативно-правовое обоснование осуществления оценочной
деятельности в системе дополнительного образования 8
1.2 Теоретические подходы к определениям понятий: «результат»
дополнительного образования, «оценка результативности»
дополнительного образования и «качество образования» 15
1.3 Анализ и обобщение литературных источников об оценивании
результатов реализации образовательных программ 26
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1 Обоснование модели оценивания личностных и метапредметных
результатов в системе дополнительного образования 32
2.2 Текущие модели комплексной оценки личностного и
метапредметного результата обучающихся в учреждении дополнительного образования 35
2.3 Методы оценки результатов, их характеристики 39
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 53
3.1 Констатирующий этап. Диагностика состояния контрольной и
оценочной деятельности педагогов дополнительного образования 53
3.2 Поисковый этап. Разработка модели оценивания 60
Выводы по третьей главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
В современном образовательном пространстве, даже, если говорить исключительно о сфере дополнительного образования, можно встретиться с неимоверно большим количеством новых программ, которые должны отвечать духу и потребностям времени, служить прямому или косвенному улучшению экономической, социальной, производственной, духовной и пр. жизни отдельного гражданина и страны. Дополнительное образование детей давно привлекает к себе не только государственный бюджет, но в него активно вкладываются частные структуры, готовя будущие квалифицированные кадры для своих предприятий. Многие родители заранее задумываются о выборе направления в сфере дополнительного образования для ребенка, чтобы оно принесло выраженный, измеряемый, объективный результат. В связи с таким высоким интересом к программам дополнительного образования, затрагивающим большие денежные и временные вложения, бурным количественным ростом программ, важно грамотно и скрупулезно подойти к вопросу объективности оценивания результатов их реализации, чтобы такие ценные ресурсы, как время и деньги не были потрачены напрасно, а напротив, принесли максимальную пользу личностному раскрытию и росту.
На сегодняшний день для объективности оценивания результатов реализации программ дополнительного образования создаются нормативные документы, регламентирующие оценочную деятельность на различных уровнях, не только конкретного муниципального учреждения, но и региональном, и федеральном. Однако по-прежнему нет четких стандартов и требований к технологии оценивания и, как правило, оно сводится к предметным знаниям ученика, проходящего какую-либо программу. Все же написание программы подразумевает включение в ее цели и задачи личностное и коммуникативное развитие, получение метапредметных результатов воспитанником, зачастую его профессионального самоопределения. Охват данных сфер необходим для повышения объективности оценочной деятельности, как и стандартизация технологии ее реализации на государственном уровне.
В Приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» уже законодательно образовательная программа в своей структуре должна содержать такие элементы, как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, формы аттестации, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные материалы, методические материалы, иные компоненты. То есть оценочные материалы уже включены в программу, но критерии оценки оставлены на усмотрение учреждения.
Таким образом, за содержание и качество реализуемых дополнительных общеобразовательных программ по-прежнему отвечает образовательная организация, которая самостоятельно разрабатывает и утверждает эти программы. Никакого дополнительного согласования, рецензирования и экспертизы не требуется.
Проблеме оценки результатов посвящены многие труды (в том числе работы Л.Г. Логиновой, Н.Ю. Максимовой, А.С. Прутченкова, И.В. Ильина, Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Радионовой, М.Р.Катуновой, Т.Г. Новиковой, Т.И.Шамова, М.М. Поташника, Л.Н.Буйловой и мн. др.) В ходе их изучения и практики оценочной деятельности в системе дополнительного образования позволило выявить следующие нерешенные противоречия:
1. На социально-педагогическом уроне:
- между необходимостью оценки результатов реализации программ дополнительного образования для понимания их практической пользы и актуальности и отсутствием стандартизированной технологии для данной оценки;
- существование усредненных показателей оценки предметных знаний ученика, не позволяющее объективно оценить результативность программы в силу неразработанности прочих критериев и системы показателей, охватывающих все цели и задачи программы помимо предметных знаний.
2. На теоретическом уровне: между главенствующей ролью системы дополнительного образования в личностном развитии обучающегося и его системы оценки.
Важность разрешения указанных противоречий определяет актуальность темы и позволяет сформулировать его проблему: как повысить объективность оценивания результатов реализации программ дополнительного образования?
Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования - повышение объективности оценивания результатов реализации программ дополнительного образования.
Объект исследования: дополнительное образование.
Предмет исследования: технология оценки результативности программ дополнительного образования.
Гипотеза: если в технологию оценивания результатов реализации программ дополнительного образования ввести:
• критерии оценки по всем целям и задачам программы;
• показатели всех субъектов оценки;
• разнообразные методы оценивания;
• осуществляться с применением качественных и количественных методов;
• осуществляться систематично, регулярно,
то это позволит повысить объективность оценивания.
Эффективность повышения оценивания результатов реализации программ дополнительного образования позволит:
• корректно и своевременно управлять внедрением и реализацией программ: корректировать, исключать, оставлять без изменений;
• сопоставить ожидания потребителей и заказчика программ с результатом реализации;
• скорректировать потребителю выбор направления развития и
профессиональное самоопределение;
• повысить профессиональную компетенцию педагога;
• ввести единый стандарт оценки.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать технологию оценивания результатов реализации программ дополнительного образования, повышающее объективность этой оценки. Проверить на практике.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
• изучить существующую систему оценивания результатов реализации программ;
• раскрыть сущность понятия оценки;
• выявить особенности существующих систем оценивания;
• разработать пособие для оценки и предложить педагогам для внедрения;
• оценить эффективность разработки.
Применяемые методы исследования:
• для изучения документов по проблематике исследования, позиции руководства, мнение педагогов, поведения детей, возможности составления личной оценки, накопления базы данных для анализа ситуации применен метод сбора и накопления данных;
• из теоретических методов были применены моделирование, абстрагирование, анализ литературы, классифицирование;
• метод обработки данных (ранжирование, составление рейтинга, статистический, табличный) был применен для систематизации, последующего анализа и удобства восприятия;
- из эмпирических методов главным образом применено наблюдение, педагогическое тестирование, экспериментирование
В ходе работы была поставлена цель - разработать и теоретически обосновать технологию оценивания результатов реализации программ дополнительного образования, повышающую объективность этой оценки. Проверить на практике.
Обозначена потребность в данной разработке:
• неудовлетворенностью качеством дополнительного образования потребителями и заказчиками;
• в стандартизации критериев оценивания, унифицированностью их оценивания;
• возрастающим все более уровнем конкуренции между учреждениями дополнительного образования;
• увеличением мотивации к профессиональному росту педагога дополнительного образования.
Осуществлен анализ научной и методической литературы по направлению диссертации. Подведены основные определения: результат образования, оценка результата, качество образования.
Разработана модель оценки личностных и метапредметных результатов, сформулированы основные принципы и функции оценки результатов обучающихся.
Осуществлен эксперимент на базе учреждения дополнительного образования Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр образования и профессиональной ориентации" с целью соотнесения получаемых результатов требованиям государства и возможности повышения качества образования.
Гипотеза о том, что если в технологию оценивания результатов реализации программ дополнительного образования ввести:
• критерии оценки по всем целям и задачам программы;
• показатели всех субъектов оценки;
• разнообразные методы оценивания;
• осуществляться с применением качественных и количественных методов;
• осуществляться систематично, регулярно,
то это позволит повысить объективность оценивания подтвердилась, а также частично подтверждено, что эффективность повышения оценивания результатов реализации программ дополнительного образования позволила своевременно корректировать программы дополнительного образования, корректно выражать желаемые результаты для потребителя, а как следствие, его выбор направления программы.
Результаты, полученные в ходе работы, можно применять в учреждении дополнительного образования, в общеобразовательных организациях при оценке личностных и метапредметных результатов и использовать подход при осуществлении муниципальной системы оценки качества образования.
Перспективы развития. Предстоит работа для расширения спектра влияния данной разработки для стандартизации путей оценки в структуре дополнительного образования.
1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Ш. А. Амонашвили ; Москва : Педагогика, 1984. - 296 с.
2. Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование в современной системе образования. Федеральный информационно-методический портал. Дополнительное образование [Электронный ресурс] / Л. Н. Буйлова. - Режим доступа : http://dopedu.ru/stati/151-2012-05-23-19-02-32.html.
3. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова ; Москва : Молодой ученый, 2015, - 572 с.
4. Буйлова, Л. Н. Стандартизация дополнительного образования детей: аргументы «за» и «против» [Текст] / Л. Н. Буйлова ; Москва : Стандарты и мониторинг в образовании, 2010, - 10 с.
5. Вишняков, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишняков ; Москва: НМЦ СПО, 1999, - 538 с.
6. Гринченко, И. С. Современные средства оценивания результатов. [Текст] И. С. Гринченко ; Москва : Изд-во Перспектива, 2008, - 132 с.
7. Даль, В. И. Словарь [Электронный ресурс] / В. И. Даль. - Режим доступа : http://slovardalja.net.
8. Дейч, Б. А. Становление и развитие внешкольной работы в России: региональный аспект: [Текст] : монография / Б. А. Дейч, И. Ю. Юрочкина ; Новосибирск : Изд. НГПУ, 2011, - 287 с.
9. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова; по ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой ; Москва : Просвещение, 2009, - 215 с.
10. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка толково- словообразоват [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. - Режим доступа : http: //www.efremova.info.
11. Железнова, Л. Б. Современная оценка качества достижения
учащихся в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Л. Б. Железнова. - Режим доступа :
http://www.orenipk.rU/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_sovr_oc_kac.html#2/.
12. Закон «Об образовании в Российской Федерации (утвержден от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://dopedu.ru/component/content/64-gosudarstvennaya-politika-v-sfere-dop- obrazovaniya/249 zakonoproekt.html?Itemid=802.
13. Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б.Мельникова ; Москва : Издательский центр «Академия», 2007, - 224 с.
14. Зуев, П.В., Трусова, С.Я. Объективная оценка результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ учащимися как средство повышения качества образования в организация дополнительного образования / П.В.Зуев, С.Я. Трусова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 117-125.
15. Ильина, Т. В. Типы образовательных процессов в УДО как фактор, определяющий показатели его результативности [Текст] / Т. В. Ильина ; Ярославль : Внешкольник, 2001, - 13 с...