ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 8
1.1. Развитие и формирование универсальных учебных действий 8
1.2. Формирование универсальных учебных действий в процессе
математической подготовки 22
1.3. Роль повторительно-обобщающих уроков в обучении математики . 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕПСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ООБЩАЮЩЕГО ПОВТОРЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 39
2.1. Формирование познавательных универсальных действий при
решении текстовых задач 39
2.2. Систематизация основных положений и разработка методики
обобщающего повторения по теме «Уравнения и неравенства» 51
2.3. Вопросы организации обобщающего повторения математики и
информатики при обучении школьников 10 класса элементам теории специальных чисел 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Актуальность исследования. С внедрением Федерального образовательного стандарта, стратегия модернизации системы российского образования предъявляет все новые требования, определяющие современную школу как непрерывный механизм по становлению всесторонне развитого ученика, достойную и патриотическую личность в которой так нуждается современный высокотехнологичный конкурентоспособный мир.
На этой основе решаются важнейшие задачи современной системы образования. Это и есть формирование таких универсальных учебных действий всеобщего образования, которые позволят обеспечить учащихся способностью к обучению, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия обеспечивают ценностную ориентацию школьников (способность соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение подчеркивать моральный аспект поведения), а также ориентацию социальных ролей и межличностных отношений.
Формирование личностных последствий в стандартах нового поколения рассматривается как «жизненное, личное и профессиональное самоопределение, понимание и морально-психологическая оценка».
Проведение образовательных диагностик является неотъемлемой частью образовательной деятельности. Потому что реализация образовательных процессов требует оценки, анализа и рассмотрения результатов этих процессов.
Математические способности изучаются психологами, педагогами, математиками, методистами и другими специалистами с различных сторон. В основном рассматриваемые ими предметы относятся к изучению мыслительных процессов, проявляющихся при решении различных математических задач и наличии общих (групповых) или специфических математических способностей. Как правило, исследования математических способностей можно разделить на две группы: интроспективные и факторные.
Состав способностей с точки зрения функции и функциональной системы также происхождение способностей с точки зрения врожденности рассматривают представители функционально - генетического подхода.
Как пишет В. Д. Шадриков, способности являются свойствами функциональных систем, которые реализуют психические функции по отдельности, имеющие меру выраженности и проявляющуюся в успешности и четком своеобразном освоении и осуществлении деятельности [74].
Поэтому функция — это деятельность целой функциональной системы. Важно подчеркнуть то, что такого рода подход никак не противоречит личностно-деятельностной концепции, так как функции могут подключиться к любой деятельности. Именно поэтому такие подходы подходят в дополнении к друг другу.
Одним из важнейших проблемных вопросов современного образования является качества знаний учащихся, как по отдельным предметам, так и успеваемость в целом. Залогом достижения повышения качества знаний является организация непрерывного повторения.
Психологи считают, что способности являются динамическим образованием. Способности можно обнаружить только в работе соответствующей деятельности, то есть могут развиваться и формироваться. Это как бы и есть одно из условия формирования способностей. Только наблюдение за человеком в деятельности можно понять о его способностях в этой деятельности. Эмоциональная сторона, волевая сторона личности связана с формированием характера и формированием способностей. Интерес к различным видам деятельности также связан с формированием способностей. Формирование способностей и воспитание склонности создается на долгих, углубленных и устойчивых интересов к определенному предмету и др. При занятии определенной деятельностью дети должны получать положительные эмоции и удовольствие. При удовлетворении от деятельности и формируется желание без принуждений заниматься.
Правильно организованное повторение дает залог более успешного восприятия и запоминания информации, полученной на уроках математики. Цели и время повторения в течение года тесно связаны и в свою очередь определяют методы и приемы повторения. В процессе повторения происходит не только обновление и закрепление усвоенных ранее знаний, но и получение новых умений и навыков...
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на сегодняшний день одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы является формирование универсальных учебных действий школьников. Как следствие, перед школой ставится задача формирования УУД обучающихся, которые обеспечивают ученикам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Познавательные УУД обучающихся - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследование и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Процесс развития познавательных УУД обучающихся, как любой образовательный процесс, является динамическим и требует проведения объективной оценки достигнутых результатов на каждом из этапов обучения по всем предметам школьного курса.
Соглашаясь с большинством педагогов и математиков, отметим, что обучение математике способствует развитию логического и математического мышления у обучающихся. Кроме того, в процессе изучения математических дисциплин ученики получают представление о математических моделях, овладевают математическими рассуждениями, учатся применять математические знания при решении различных задач, что способствует формированию познавательных УУД. При этом основным видом математической деятельности обучающихся, как в школе, так и вне ее, является решение задач. Задачи играют важную роль в организации образовательных отношений. Они являются и целью, и средством обучения. Важным условием правильной организации этого процесса является выбор рациональной системы методов и приемов обучения, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач.
В новом образовательном стандарте приоритетом является: «целостное развитие личности в системе образования. Развитие личности происходит через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельно добывать и усваивать новые знания то есть умения учиться. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий».
Математика была и остается одним из главных предметов как в основной и общеобразовательной школе.
Большую роль при формирование УУД отводится математике. Математика развивает логическое мышление, способствует усвоению предметов гуманитарного цикла, готовит учащихся к трудовой и профессиональной деятельности.
При формировании универсальных учебных действий в процессе образовательной деятельности ученик самостоятельно может определять цель своей работы в обучении математики, самостоятельно планировать её, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника)».
При выполнении той или иной работы, для современного молодого человека, обучающего в современных условиях-это достичь хорошего результата, путем использования своих интеллектуальных способностей, и практических навыков.
В федеральном государственном стандарте общего образования говорится, что: «...Молодое поколение - это граждане России, обладающие новым мышлением, живущие в современном обществе, пользующиеся современными технологиями, стремящиеся к инновационному, культурному поведению и образованию. Поэтому на сегодняшний день важно сформировывать у школьников такую ключевую компетенцию, как "умение учиться".
Современное образование, современные средства обучения позволяют ученику добывать знания, интересоваться современными технологиями, формировать базовые данные учащегося. Сам факт использования универсальных учебных действий в повседневной жизни является интеллектуальная активность ученика, степень его логического мышления. Универсальных и конкретных приемов формирования познавательных интересов у школьников в его практической и воспитательной деятельности нет.
Учитель, который работает с полной отдачей, добивается хороших результатов, используя свои приёмы и методы, находя индивидуальный подход к каждому ученику. Чтобы определить какова степень полученных знаний и усвоение новых необходимо развитие универсальных учебных действий, что обеспечивают формирование психологических
новообразований и способностей учащегося.
Любой учитель должен активно участвовать в интересах детей и развивать их добиваться чтобы интересы были не поверхностными, а носили серьезный, глубокий и устойчивый характер только так можно добиться успехов в деятельности. Разные творческие задания должны входить в деятельность детей. Деятельность детей должна превосходить их возможности, то есть их настоящий уровень занятия деятельностью, иметь свою цель. Учащимся, у которых уже с определившиеся способности необходимы более сложные и разнообразные творческие занятия. Наличие внешних и внутренних условий важно для развития способностей, то есть определенных задатков. Задатки не гарантируют развитие способностей, а лишь являются одним из условий формирования и развития способностей.
Проведение обобщающих уроков воспитывают в учащихся такие качества как самостоятельность, аккуратность, умение рационально работать с учебным материалом, силу воли, развивают интерес к математике. Такие уроки позволяют провести анализ знаний учащихся, наметить пути ликвидации пробелов в усвоении предмет.
Таким образом, повторительно-обобщающие уроки выполняют ключевую роль в обобщении и систематизации знаний, полученных учащимися в ходе изучения курса математики. Уроки данного типа могут быть разнообразными как по форме и методам проведения, так и по выполняемым функциям. При организации повторительно-обобщающих уроков необходимо учитывать предложенные методические условия и рекомендации вне зависимости от способов проведения данных уроков.
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru/6150599/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г. №1897. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 30.04.2019)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 мая 2012 г. №413. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/
5. Акиндина А. С., Граничина О. А. Формирование универсального учебного действия «овладение понятием»: подходы к решению // Герценовские чтения. Начальное образование. 2018. Т. 9. № 1. С. 51-55.
6. Аргунова Н.В., Попова А.М. Использование методических приемов формирования универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения математике // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 9. С. 117-121.
7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2015. - 151 с.
8. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2016. - 159 с
9. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов // Концепт. — 2015. — Т. 17. — С. 21—25.
10. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов; под ред. А.Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2016. С. 30.
11. Ахметжанова Г.В., Юрьев А.В. Цифровые технологии в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3 (24), т. 7. С. 334-336.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: “Просвешение”, 1977. C. 223.
13. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Методическое пособие к учебнику «Математика 1 класс»: Пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 63 с.
14. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2017. - 456 с.
15. Боженкова Л.И., Беребердина С.П. Регуляторный опыт учащихся общеобразовательной школы при обучении алгебре // Педагогическое образование и наука. 2015. № 3. С. 58-64...