ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного
возраста как педагогическая проблема 8
1.2. Особенности развития эстетического восприятия у детей младшего
школьного возраста 17
1.3. Урок изобразительного искусства как условие развития эстетического
восприятия у детей младшего школьного возраста 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 37
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости эстетического
восприятия у детей младшего школьного возраста 37
2.2. Содержание работы по развитию эстетического восприятия у детей
младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 113
Вопрос развития «человеческого в человеке» на сегодняшний день обретает особенную значимость в связи с изменившимися общественными, политическими и другими условиями жизни и становления личности. Информационный всплеск, прагматизация нашей жизни вытесняют её эстетическую составляющую, что ведёт к культурному и духовному обеднению общества и человека. Современное образование ориентировано на решение этой проблемы. В целевых ориентирах Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [44]
говорится не только об интеллектуальном, физическом, но и о творческом, духовно-нравственном развитии личности. Необходимой предпосылкой этого выступает развитое эстетическое восприятие. Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве «человек открывает прекрасное в самом себе», что особенно значимо в детстве и отрочестве, когда человек обнаруживает и переживает «чувство восхищения красивым, человечным в самом себе», - отмечал В.А. Сухомлинский [36, с. 15].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [15] отмечается, что культурная жизнь ребёнка должна быть сконцентрирована прямо в школе, отношение к которой есть показатель «ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства» [15]. Среди базовых национальных ценностей выделяется искусство. Обращение к содержанию «произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры» [15] решает задачи развития эстетического восприятия обучающихся .
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) обеспечивает «духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных 3
ценностей» [43]. Это развитие основано на эстетическом восприятии. Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования выделено «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств» [43]. В предметных результатах освоения основной образовательной программы начального общего образования выделяются развитость «эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства» [43].
Представленных результатов возможно достичь на уроках изобразительного искусства.
Вопрос об эстетическом восприятии является одной из основных проблем начальной школы, так как это время, когда эстетические представления ребёнка, полученные в семье и школе, оформляются в понятия, которые станут фундаментом эстетических взглядов. Для решения задач эстетического восприятия учителю важно знать психологопедагогические особенности детей младшего школьного возраста, теоретические и методические основы эстетического восприятия. Одним из условий развития этого восприятия являются уроки изобразительного искусства.
Таким образом, на основании проблемы исследования было выявлено противоречие между: необходимостью развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства».
Объект исследования: процесс развития эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс уроков изобразительного искусства, направленный на развитие эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса уроков изобразительного искусства, направленного на развитие эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы и иных источников рассмотреть проблему развития эстетического восприятия у детей, на основании изученной литературы уточнить понятие «развитие эстетического восприятия» применительно к детям младшего школьного возраста.
2. Определить особенности развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить возможности урока изобразительного искусства в развитии эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать и провести диагностические задания по выявлению исходного уровня развитости эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста на начальном этапе исследования.
5. Разработать комплекс уроков изобразительного искусства, направленный на развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили
работы авторов, изучавших:
- эстетическое восприятие (Е.Ю. Анохина, М.А. Богачева, О.А.
Бычихина, Л.С. Выготский, А.Я. Данилюк, И.Б. Дерманова, Л.Д. Завьялов, Д.Б. Кабалевский, О.А. Кривцун, Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, И.А. Назаралиев, А.Г. Маклаков, Ю.В. Светлова, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова, А.В. Тутолмин, Ю.Б. Борев, Б.Т. Лихачев, Н.Г. Куприна, Э.Д. Оганесян, Л.В. Ясинских и др.);
- урок изобразительного искусства как условие развития эстетического восприятия (О.А. Бакиева, Б.Т. Лихачёв, В.С. Кузин, Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова, И.П. Подласый, Л.П. Маслова, И.В. Разенков, В.Б. Розенвассер, Г.А. Хакимова, Б.П. Юсов, Л.В. Ясинских, Э.Д. Оганесян и др.).
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ продуктов творчества детей.
Исследование по развитию эстетического восприятия осуществлялось в два этапа.
На первом этапе был проведен теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования; определялись психолого-педагогические особенности развития эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста; выявлялись возможности уроков изобразительного искусства в развитии эстетического восприятия детей, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня развития эстетического восприятия у младших школьников.
На втором этапе проводилась диагностика по выявлению уровня эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержание комплекса уроков изобразительного искусства, направленного на развитие эстетического восприятия у детей младшего 6
школьного возраста. Определялись этапы организации процесса, подбирались и уточнялись методы и приемы развития эстетического восприятия у обучающихся.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы в непосредственной практике учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования в направлении художественно-эстетического воспитания и взяты как дополнительный дидактический материал к урокам изобразительного искусства .
База проектировочной работы: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Красноярка. В исследовании приняли участие 17 детей младшего школьного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (51 источник), 11 приложений.
На основании изученной литературы таких авторов, как А.А. Мелик- Пашаев, З.Н. Новлянская, В.А. Сластенин, Л.В. Ясинских, Н.Г. Куприна, Э.Д. Оганесян и др. пришли к таким выводам:
1. Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста (автор Л.В. Ясинских) - это «формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее» [50].
В качестве опорной классификации критериев и показателей развитости эстетического восприятия детей младшего школьного возраста используем типологию Л.В. Ясинских [50]:
• Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта. Показатели: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения.
• Чувствительность к гармонии. Показатели: способность
воспринимать неповторимый чувственный облик вещей: цвет, движение, звучание; уникальность их сочетания; способность видеть за внешней формой внутреннее идейно-эмоциональное содержание.
• Эстетические суждения. Показатели: выражать различными
способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения искусства.
2. Младший школьный возраст является наиболее ответственным и
благоприятным для развития эстетического восприятия личности. В этом возрасте дети имеют достаточно предпосылок для развития эстетического восприятия. Это повышенная эмоциональная отзывчивость,
чувствительность, восприимчивость к красоте, впечатлительность, наличие интуиции, способность воплотить впечатления в выразительные образы. В младшемшкольном возрасте преобладает образно-эмоциональноевосприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
3. Уроки изобразительного искусства предоставляют широкие возможности для эстетического восприятия детей младшего школьного возраста. Восприятие произведений живописи представляет собой активную работу, которой предшествует тщательная подготовка. Формирование эстетического восприятия происходит через развитие чуткости и чувствительности к произведению, умению выразить свое отношение к увиденному, пополнение знаний об искусстве. Знакомство с произведениями живописи требует эмоционального переживания, ему характерна ярко выраженная эстетическая направленность.
4. В соответствии с критериями и показателями развитости эстетического восприятия детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства выбраны и использованы следующие диагностические задания:
• по критерию «эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта»: методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); тест «Лица» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова);
• по критерию «чувствительность к гармонии»: тест «Громкий - Тихий» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова);тест «Матисс» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова);
• по критерию «эстетические суждения»: тест «Ван Гог», тест «Бабочка» (Е.М. Торшилова, Т.М. Морозова).
Результаты вышеуказанных диагностик показали:
• по эмоциональной отзывчивости при восприятии эстетического
объекта: лишь небольшая часть детей разнообразно проявляли
эмоциональную реакцию в процессе взаимодействия с искусством; меньше половины ребят проявляли эмоциональную реакцию не всегда соответствующую образному строю произведения;
• по чувствительности к гармонии: лишь 8% детей правильно восприняли неповторимый чувственный облик вещей, увидели внутреннее содержание произведения искусства; большей части школьников сложно было воспринимать чувственный облик вещей;
• по эстетическим суждениям: 16% школьников выражали
различными способами свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства и мотивировали свой выбор произведения искусства; почти половина детей не смогли выразить и объяснить свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства.
По итогам диагностик высокий уровень развитости имеют 14 % детей, средний - 35 %, высокий - 51 %. Таким образом, установлено, что у детей младшего школьного возраста преобладает низкий и средний уровень развитости эстетического восприятия.
5. Разработан комплекс уроков изобразительного искусства, направленный развитие эстетического восприятия детей младшего школьного возраста. Задания разрабатывались с учетом выделенных критериев и показателей развития эстетического восприятия,
представленных в первой главе исследования. Произведения живописи имеют эстетическую направленность и нацелены на решение задач исследования. Процесс развития эстетического восприятия можно выстраивать при помощи проведения бесед по репродукциям картин, а также при использовании методов полихудожественного подхода : эмоциональное погружение, соотнесение ребенком себя с героем художественного произведения, эмоциональный контраст, контрастность художественных
произведений, самовыражение в полихудожественной деятельности, художественные ассоциации, единство восприятия и созидания в каждом действии, создание проблемных игровых ситуаций, режиссирование сюжета художественного произведения, демонстрация художественных произведений.
1. Анохина, Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие / Е.Ю. Анохина. М.: ФЛИНТА, 2015. - 210 с.
2. Бакиева, О.А. Методика преподавания изобразительного искусства: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 222 с.
3. Богачева, М.А. Нравственно-эстетический аспект в воспитании личности средствами фольклорного театра [Электронный ресурс] / М.А. Богачева // Социосфера: сб. конф. НИЦ. 2014. - №28. - с. 127-129. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2014/k-04 22 14.pdf (дата обращения: 09.02.2019).
4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2009 - 560 с.
5. Бычихина, О. А. Психолого-педагогические условия развития эстетического восприятия младших школьников: автореф. дис. кандидата псих. наук: 19.00.07/ О.А. Бычихина; Магнитогор. гос. ун-т. - 2006, Курск - 46 с.
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М., 2001. - 480 с.
7. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие. - М.: Учебная литература, 2008. - 208 с.
8. Данилюк, А.Я. Программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. М.: Просвещение, 2012. - 32 с.
9. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально -нравственного развития.
Ред. и сост. И.Б. Дерманова.- СПб, 2002. - 171 с.
10. Завьялов, Л.Д. Взаимосвязь эстетических и нравственных форм сознания / Л.Д. Завьялов // Эстетическое сознание в процессе его формирования. - М: Искусство, 2001. - С. 68 - 78.
11. Изобразительное искусство: 1 - 4 классы: рабочая программа / Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 63 с.
12. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015.- 128 с.
13. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой. 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская и др.]; под ред. Т.Я. Шпикаловой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
14. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б.Кабалевский. М.: Просвещение, 2009. - 250 с.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Электронный ресурс] URL.: http://mosmetod.ru/
metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/ kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti- grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 09.02.2019)...