ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ МОДЕЛИ 6
1.1. Компоненты коммуникативной ситуации 6
1.2. Факторы-обстоятельства, формирующие коммуникативную ситуацию
17
1.3. Причины и условия, формирующие коммуникативную ситуацию
«конфликт» 26
1.4. Составляющие коммуникативной ситуации CONFLICTRESOLUTION 31
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 41
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ CONFLICT-RESOLUTION 43
2.1. Компоненты коммуникативной ситуации CONFLICT-RESOLUTION. 43
2.2. Анализ факторов обстоятельств коммуникативной ситуации
CONFLICT-RESOLUTION 52
2.3. Модели коммуникативной ситуации CONFLICT-RESOLUTION 61
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
Приложение 1 84
Приложение 2 85
Приложение 3 86
Приложение 4 88
Еще до того, как человек научился выражать свои мысли при помощи речи, можно было говорить о проявлении различного рода коммуникативных ситуаций. Люди того времени должны были суметь скооперироваться для выполнения поставленных перед ними задач, но не всегда данные задачи выполнялись. Таким образом, уже тогда коммуникативные ситуации могли складываться как в положительном, так и в отрицательном ключе, а акт коммуникации, пусть и невербальной, мог быть успешным или провальным. Из - за таких коммуникативных неудач возникало множество трудностей.
В современном мире, человек окружен огромным количеством информации, которую он должен передавать. С развитием речи, количество коммуникации в жизни человека заметно увеличилось, однако коммуникативный акт, при этом, до сих пор довольно часто проходит неуспешно и поставленные задачи не достигаются. Такие коммуникативные акты, часто приводят к различного рода конфликтам, от межличностных, до конфликтов, протекающих на уровне целых государств. Изучение таких неудач и способы их предотвращения становятся одной из наиболее важных тем во множестве современных наук, в том числе и лингвистике, что обуславливает актуальность нашего исследования.
Объектом исследования выступает коммуникативная ситуация CONFLICT-RESOLUTION.
Предмет исследования - лингвистические и экстралингвистические компоненты коммуникативной ситуации CONFLICT-RESOLUTION.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть, как реализуется коммуникативная ситуация CONFLICT-RESOLUTION, а также провести анализ моделей данной коммуникативной ситуации, что позволит в будущем предупреждать развитие конфликтных ситуаций. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить понятие «коммуникативная ситуация» и ее компоненты.
2) Рассмотреть факторы обстоятельства, формирующие коммуникативную ситуацию.
3) Рассмотреть понятие «конфликт», а также выявить причины и условия, формирующие коммуникативную ситуацию «конфликт».
4) Выявить составляющие коммуникативной ситуации CONFLICTRESOLUTION.
5) Изучить компоненты коммуникативной ситуации CONFLICTRESOLUTION.
6) Провести анализ факторов обстоятельств коммуникативной ситуации CONFLICT-RESOLUTION.
7) Составить и провести анализ моделей коммуникативной ситуации CONFLICT-RESOLUTION.
В данной работе используются методы: сплошной выборки, комплексного коммуникативного анализа, трансакционного анализа общения, метод социологического анализа коммуникативных ситуаций, метод моделирования коммуникативных ситуаций.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что анализ моделей коммуникативных ситуаций позволит нам выявить общие механизмы решения конфликта, которые можно применять в других коммуникативных ситуациях.
Материалом исследования послужили диалоги масс-медийного дискурса, в которых реализуется исследуемая нами коммуникативная ситуация, взятые из открытых источников.
Данная работа включает в себя: теоретическая глава, выводы по первой главе, практическая глава, выводы по второй главе, заключение, список использованной литературы, приложения.
Для рассмотрения коммуникативной ситуации CONFLICTRESOLUTION, мы рассмотрели понятие коммуникативной ситуации в целом, а также компоненты и внешние факторы-обстоятельства, непосредственно влияющие на ее исход. Таким образом, мы установили, что коммуникативная ситуация формируется из коммуникации, представляющей собой имиджи, сообщения, графику, символы и прочее. Также были установлены компоненты, составляющие коммуникативную ситуацию, такие как: адресант, адресат, сообщение, код, канал связи, форма речевой деятельности.
Также были рассмотрены факторы-обстоятельства, формирующие коммуникативную ситуацию. Среди этих факторов, в ходе данной работы, были рассмотрены: намерения говорящих и их цели, роли коммуникантов, гендерная, возрастная, профессиональная составляющие, эмоциональный фактор, место, продолжительность коммуникации, коммуникативная установка
Для дальнейшего изучения коммуникативно ситуации CONFLICTRESOLUTION, нами было рассмотрено понятие конфликт, а также выявлены причины и условия, формирующие данную коммуникативную ситуацию, а также структура конфликта, которая включает в себя:
1. Участников
2. Столкновение
3. Речевые действия, направленные на изменение поведения или состояния собеседника
4. Сопротивление речевым действиям, посредством собственных
5. Ущерб, который наносится с помощью речевых действий.
Также, мы рассмотрели составляющие коммуникативной ситуации с точки зрения коммуникативной ситуации CONFLICT-RESOLUTION и описали каким образом тот или иной компонент или внешний фактор может привести к коммуникативному успеху или провалу.
Во второй главе нашего исследования был проведен анализ компонентов, составляющих коммуникативную ситуацию CONFLICT-RESOLUTION, а также факторов-обстоятельств, повлиявших на ее протекание и результат. Данный анализ предоставил нам возможность составить и рассмотреть модель коммуникативной ситуации CONFLICT-RESOLUTION. В ходе анализа, составленных нами моделей, мы пришли к выводу о том, что:
1. На решение конфликта большую роль играют тактики и стратегии, выбранные коммуникантами, в ходе коммуникативной ситуации
2. Решение конфликта может быть обусловлено не только стратегией и тактиками, выбранными коммуникантами, но и отдельным внешним фактором -обстоятельством
3. Эмоциональный фактор играет одну из ключевых ролей
4. Для достижение коммуникативного успеха необходимо соблюдение подготовительных условий, включающих в себя: потребность адресанта инициировать коммуникативный акт, готовность адресата к речевому взаимодействию, понимание участниками коммуникативного акта мотивов друг друга, адресат должен счесть мотив адресанта достаточным для коммуникативного акта, единство взглядов
Таким образом, в ходе анализа моделей коммуникативной ситуации CONFLICT-RESOLUTION, было установлено, что на решение конфликта может влиять не только совокупность компонентов и факторов - обстоятельств, способствующих коммуникативному успеху, но и некоторая доминирующая составляющая данной коммуникативной ситуации, несмотря на свойства остальных ее составляющих. То есть, мы пришли к выводу о том, что на решение конфликта, в коммуникативной ситуации, включающей его, может повлиять лишь один компонент или фактор-обстоятельство, имеющий наибольшую значимость для коммуникантов.
1. Алифанова О.Г. Вариант коммуникативной ситуации согласие как модель успешного коммуникативного взаимодействия/ Педагогическое образование в России, 2015. №10
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 1996.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1999.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М. 1989.
5. Беликов В.И. Социолингвистика. - М., 2018.
6. Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации. Рождение новой идеологии. - М., 1990.
7. Бубнова, Г.И. Письменная и устная коммуникация: Синтаксис и просодия. - М., 1991.
8. Василик М.А. Основы теории коммуникации. - М., 2006.
9. Вацлавик, П. Психология межличностных коммуникаций. - СПб., 2000.
10. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов - путь к успеху. - СПб., 2000.
11. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М., 2005.
12. Гольдин В. Обращение: теоретические проблемы. - M., 2009.
13. Гольдин В., Сиротинина О., Ягубова М. Русский язык и культура речи. - M., 2002.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008.
15. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984...