Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО МАТЕМАТИКЕ В СПО

Работа №93570

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРИЗ-педагогика в системе образования 5
1.1. Анализ проблемы развития и формирования мотивации учащихся в
обучении 5
1.2. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развитие
личности обучающихся 16
1.3. Применение методов ТРИЗ как средство повышения интереса к
обучению математике 23
1.4. ТРИЗ-технологии, используемые в процессе обучения 35
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКЕ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К
ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ 48
2.1. Решение задач по математике с использованием ТРИЗ
технологии 48
2.2. Дидактические возможности решения задач с использованием
ТРИЗ для повышения мотивации к обучению 52
2.3. Педагогический эксперимент и его результаты 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования:
Современная жизнь предъявляет к человеку всё более высокие запросы. В условиях подъёма конкуренции ученику необходимо уметь творчески использовать свои знания и приобретённые навыки; уметь как можно более эффективно преобразовать свою деятельность.
Как в жизненном, так и в учебном процессе, актуальной проблемой на сегодня является формирования творчески активной личности, способной делать свой выбор, ставить и реализовывать цели самостоятельно, далеко выходящие за рамки, ограниченные требованиями, проводить анализ своей деятельности и приходить к обоснованному результату. Творчески сориентированная личность готова к внезапным изменениям и способна к принятию этих изменений в решении творческих задач, удовлетворяющие поставленные цели.
Актуальностью данной работы является введение в систему обучения учащихся специальных развивающих средств, так как содержание и методы обучения влияют на уровень развития способности к творчеству.
Объект исследования: способность учеников к творческому подходу при решении нестандартных или незнакомых задач в процессе обучения.
Предмет исследования: методы и приёмы ТРИЗ-технологий, которые оказывают влияние на развитие у обучающихся творческих способностей при решении математических задач.
Цель исследования: определить методы и приемы технологии ТРИЗ в обучении, которые могут эффективно повлиять на развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи исследования:
1. Изучить по теме исследования научную и учебно-методическую литературу.
2. Рассмотреть механизмы применения ТРИЗ в образовательной сфере;
3. Выявить основные элементы технологии ТРИЗ, обеспечивающие построению эффективного обучения и развития творческой личности обучающихся.
4. Разработать механизмы использования инструментов ТРИЗ -
педагогики в обучении математике;
5. Провести педагогический эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики.
Гипотеза исследования:
При построении современной системы образования факторов для эффективного развития творческого потенциала обучающегося недостаточно. Построение и внедрение в современное образование ТРИЗ технологий дает возможность гармонично сформировать личность, с высоким уровнем творческого потенциала.
Для этого в образовательном процессе нам необходимо использовать:
1. Инструменты ТРИЗ-педагогики, направленные на развитие способностей мыслить креативно;
2. Инструменты ТРИЗ-педагогики, направленные на развитие способностей мыслить системно;
Овладев практическим опытом работы с применением методов активизации мышления, основанных на ТРИЗ-технологиях, учащиеся на уроках математики будут получать знания по предмету намного эффективнее.
Структура исследования: работа состоит из введения, 6-ти параграфов, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются основы использования технологий ТРИЗ в педагогике .

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе разработаны возможные механизмы использования инструментов ТРИЗ-педагогики при обучении математике в СПО.
На уроке с использованием ТРИЗ формирование знаний и навыков происходит в результате самостоятельной работы студентов с информацией.
ТРИЗ может эффективно использоваться практически во всех областях деятельности:
• для решения креативных (творческих) задач;
• анализировать развитие существующих и будущих систем;
• повышает обеспечение качества творческой мысли.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с ситуациями, требующие нетривиального творческого разрешения. Есть задачи, которые решить «в лоб» невозможно и на этот случай мы можем обратиться к технологиям ТРИЗ. ТРИЗ развивает системный и диалектический образ мысли, который может использоваться везде. ТРИЗ дает понимание в происхождении событий из разных областей деятельности: технических и не только. Он позволяет нам развиваться вширь и вглубь. ТРИЗ - это, прежде всего, творчество в науке. Наконец-то, от части свободное творчество вышло с весомой пользой на уровень точной науки.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены возможные варианты решения задач с использованием инструментов ТРИЗ-педагогики. Ранее мы рассмотрели ее теоретические и прикладные основы, изложенные в многочисленных работах. При этом хочется уточнить, что термин «ТРИЗ- педагогика» как подготовка мышления к решению творческих задач, используется не только в методах ТРИЗ, но и методы научного технического творчества.
Таким образом, можно говорить о достижении поставленной цели.
Все выше сказанное подтверждает гипотезы и дает нам право говорить о возможности дальнейшего исследования по применению инструментов ТРИЗ-педагогики в преподавании математики.


1. Авдевич, В. И. Несколько общих мыслей о творчестве и педагогике [Электронный ресурс] / В. И. Авдевич // Проблемы ТРТЛ. Проблемы творческой педагогики. [Режим доступа: http://www.trizminsk.org].
2. Альтов, Г. С. И тут появился изобретатель [Текст] / Г. С. Альтов. - М.: Детская литература, 1984. - 124 с.
3. Альтшуллер, Г. С. Алгоритм изобретения [Текст] / Г. С. Альтшуллер. - М.: Московский рабочий, 1973. - 232 с.
4. Альтшуллер, Г. С. Найти идею введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г. С. Альтшуллер. - Новосибирск: Наука, 1991. - 225 с.
5. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука [Текст] / Г. С. Альтшуллер. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - 208 с.
6. Альтшуллер, Г. С. Как стать Еретиком [Текст] / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин // Как стать Еретиком. Техника - Молодежь - Творчество; сост.
A. Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 365 с.
7. Альтшуллер, Г. С. Крылья для Икара [Текст] / Г. С. Альтшуллер, А. Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 214 с.
8. Альтшуллер, Г. С. Психология изобретательского творчества [Текст] / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро //Вопросы психологии. - 1956. - № 3. - С. 5-11.
9. Белова, Г. В. Система работы с математическими определениями [Текст] / Г.В. Белова // Проблемы теории развития творческой личности: сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел». - 1998. - Вып. №1. - 60 с.
10. Белова, Г. В. Творческие копилки на уроках математики [Текст] / Г.
B. Белова // Научно-практическая конференция «Творчество во имя достойной жизни», 16-17 августа 2000 г. Тезисы докладов. Петрозаводск, 2000 - 320 с.
11. Беркалиев, Т. Н. Инновации и качество школьного образования [Текст]: научно-метод. пособие для педагогов инновационных школ / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2007. -144 с.
12. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
13. Бухвалов, В. А. Алгоритмы педагогического творчества [Текст]: кн. для учителя / В. А. Бухвалов. - М.: Просвещение, 1993. - 96 с.
14. Бухвалов, В. А. Изобретаем черепаху: как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии [Текст]: кн. для учителей и учащихся / В. А. Бухвалов, Ю. С. Мурашковский. - Рига, 1993. - 168 с.
15. Великович, Л. Л. Подготовка к экзаменам по математике [Текст]: учеб. пособие для абитуриентов и учащихся 9-11 кл. Ч. I / Л. Л. Великович; под ред. А. А. Гина, Л. Д. Корсун. - М.: Народное образование, 2006. - 304 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ