Введение 3
Глава I. Теоретический анализ методической литературы по правилам
дорожного движения 8
1.1 Анализ статистических данных и причин дорожно-транспортного травматизма среди школьников 8
1.2. Краткий анализ нормативных документов, регулирующих надзор за дорожно-транспортными происшествиями с участием
несовершеннолетних 20
1.3 Условия безопасного поведения обучающихся на дороге 26
1.4 Методика формирования безопасного поведения на дорогах у
обучающихся - анализ литературы 32
Глава II. Разработка методического пособия по предупреждающим
знакам и правилам дорожно - транспортного движения 39
2.1. Развернутые сценарии уроков 39
2.2. Разработка планов уроков по технологии по правилам дорожного
движения 50
2.3 Сотрудничество с родителями 66
2.4. Новые педагогические технологии в организации образовательного
процесса по основам безопасности дорожного движения в школе 86
Заключение 94
Список использованных источников информации:
Научный прогресс и развитие технологий неимоверно быстро заполнил огромное пространство в жизни, индустрии и цивилизации человека, что не могло не отразиться на системе ценностей человека. Одно из первых мест в данной системе занял вопрос безопасности.
Безопасность дорожно - транспортного движения, является одной из ведущих задач сохранения здоровья и жизни.
Каждый год с неимоверной прогрессией растет поток автомобилей, а вместе с этим увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Ежедневно по всей России под колесами автомобилей умирают десятки детей, около тысячи детей получают травмы разной степени тяжести. Зачастую это происходит потому, что дети в полной мере не знают правил безопасного движения на дорогах или пренебрегают этими правилами, до конца, не понимая всех трагических последствий своей детской беспечности.
Школа, будучи основным звеном системы образования и воспитания детей, где школьники должны в полной мере приобрести важные знания, умения и навыки безопасного поведения на улицах и проезжей части, а также в транспорте. Организация обучения школьников предполагает обучение ПДД для охраны и здоровья их жизнедеятельности, для того, чтоб у педагогов, родителей, школьников сложилась необходимая потребность не только в изучении, но и соблюдении ПДД. Основной целью педагогов является — формирование у школьников устойчивых умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улице.
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожно - транспортного движения, остается одной из важнейших и болезненных проблем нашего времени.
Как только ребенок приобрел навыки ходьбы - он автоматически становиться пешеходом, как освоил свой первый транспорт, допустим велосипед, он становиться - водитель, первый раз прокатился с родителями на машине - он пассажир.
Как сказал Леонардо да Винчи: «Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает», это очень мудрые и правильные слова, актуальные для современной жизни. Ответственность за свою жизнь, необходимо воспитывать на протяжении всей жизни, не только в детском возрасте, но и в юношеском.
Ежедневно, на Российских дорогах происходят тысячи дорожно - транспортных происшествий с участием школьников разных возрастов.
Важным условием успешности работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество школы с ГИБДД. Как показывает практика, школьники с удовольствием общаются с инспектором, прикрепленному к общеобразовательному учреждению, отвечая на тестовые задания, решая ребусы, смотря презентации и фильмы.
Если обратиться к статистике за 2019 год, именно по Свердловской области, то мы увидим страшные цифры, с января 2019 года по декабрь 2019 произошло 2 288 ДТП, в которых погибло 310 человек, 2 940 получили различные травмы. По вине пешеходов за 11 месяцев прошлого года случилось 333 ДТП, в которых погибли 74 человека, 265 получили травмы.
С участием школьников в январе по октябрь произошло 276 аварий, 15 несовершеннолетних погибли, 295 пострадали. Именно такая ужасающая статистика, с подвигла меня на написание исследовательской работы.
Просвещение в области правил безопасного движения на дорогах необходимо изучать, как основную часть учебно - воспитательной работы в учреждении. В тоже время правила безопасного движения на дорогах, являются наиболее жизненно важными знаниями для школьника, имеющий государственно-правовой статус.
Актуальность нашей работы определяется важными потребностями системы школьного образования в получении информации школьника об основных правилах безопасного поведения на улице, проезжей части и в транспорте, закрепление и освоение школьниками соответствующих навыков, умений и опыта.
Цель: выработать у школьников устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.
Объектом исследования работы заключается формировании положительных мотивов учебной деятельности и способностей у школьников к правильному поведению на дорогах.
Предмет исследования: возможные мероприятия и экскурсии по правильному поведению на дорогах, с целью обезопасить жизнь школьников.
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены, и будут продолжаться в области углубления знаний правил дорожного движения. При изучении методов и принципов использования технических средств управления движением особое внимание следует уделить организационной роли педагога. Он обязан научить правильно и быстро решать практические задачи, гарантирующие безопасность движения, а также приобрести необходимые знания по организации работ по предотвращению дорожнотранспортных происшествий.
В ходе решения задач, была проведена следующая работа:
1. Провести обзор теоретической и методической литературы по теме исследовательской работы.
2. Разработать методическое пособие, планы - конспекты уроков и различные мероприятия по знакам дорожного движения.
Основными методами работы при выполнении поставленных задач:
1. Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по данной работе.
2. Использование логических методов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных выводов, представленных в презентации данной работы.
На основании проведенного исследования мы сформулировали следующие выводы: мы успешно изучили информационные знаки и знаки обслуживания, мы узнали историю появления правил дорожного движения, также ознакомились с нормативно правовым перечнем документации регламентирующий ПДД.
Изучение предмета должно быть подчинено основной задаче: выявить возможность и необходимость предупреждений о дорожно-транспортных происшествиях, сократить количество несчастных случаев и смертей.
Стандартные методы обучения несовершеннолетних правилам дорожного движения становятся менее эффективными. Их использование в учебном процессе ставит детей на место жертвы, учит, как выжить в городе с большим количеством автомобилей и других транспортных средств.
К сожалению, это не уменьшает проблем, например, чрезмерное количество автомобилей, неблагоприятная городская среда и ошибочная модель поведения на дороге. Необходимо не только постоянно развивать навыки безопасного поведения, но и развивать другое отношение к транспортным средствам. Автомобиль не единственный вид транспорта; Относительно короткие расстояния также можно преодолеть на велосипеде или пешком. В то же время воспитание детей в соучастии и единстве с городом поможет создать совершенно новую гражданскую позицию для человека, который начинает восстанавливать опасные участки улиц и общественных мест. Только благодаря совместному взаимодействию органов образования, дорожной полиции и общественных организаций можно достичь больших успехов, сформировать навыки и навыки безопасного поведения для детей и создать культуру поведения для всех участников дорожного движения.
Культура безопасного поведения в уличной среде должна быть неотъемлемой частью общей культуры человека. Основываясь на анализе статистики несчастных случаев с участием детей, наиболее распространенными являются случаи, когда водители транспортных средств виноваты. Шутки и ненадлежащее поведение детей на улице не занимают ведущее место. При анализе ответов на вопросы анкеты было установлено, что школьники не обладают достаточными знаниями и навыками в области безопасности дорожного движения. Основными источниками информации были СМИ, друзья и т. д., что свидетельствует о недостаточной эффективности школьного курса. Опрос родителей показал, что в большинстве семей родители с детьми плохо обучены правилам дорожного движения, не учитывая, что информация о безопасном поведении на улицах всех участников дорожного движения воспринимается не на уровне знаний, а на уровне навыков. Чувствительным временем для развития навыков безопасного поведения на улице является младший школьный возраст. В подростковом возрасте вам нужно внимание, самообладание и автоматическое принятие решений.
1. Анцибор.М.М. Активные формы и методы обучения: / М.М. Анцибор. - Тула, 2002. - 192 с.
2. Асянова.С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города: дисс.канд. пед. наук / С.Р. Асянова. - Уфа, 2012. - 219 с.
3. Бордовская.Н.В. Реан.А.А. Педагогика: учебное пособие/ Н.В. Бордовская. - Санкт-Петербург, 2006. - 304 с.
4. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице: / 2003. - 123с.
5. Вдовиченко. Л.А.- Москва, 2008. - 107с.
6. Данилова, Н.Н. «Психофизиология: учебник для вузов»
7. Н.Н. Данилова. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 373 с.
8. Дереклеева. Н.И. Справочник классного руководителя /
9. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко. - Москва: Вако, 2011. - 416 с.
10. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего
школьника: учебно-методическое пособие для общеобразовательных
учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ.ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. - 80 с.
11. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - Москва.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с. 9.
12. Ижевский, П.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 7 класса / П.В. Ижевский, С.В. Петров, Я.Б. Каплан. - Москва: БАЛАСС, 2012. - 223 с.
13. Ижевский, П.В. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая программа для 7-9 классов / П.В. Ижевский. - Москва: БАЛАСС, 2013. - 21 с.
14. Клебельсберг. Д. Транспортная психология / Д. Клебельсберг; Под ред. В.Б. Мазуркевича. - Москва, 1989. - 367 с.
15. Козловская, Е. А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание
младшего школьника: учебно-методическое пособие для
общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Е. А. Козловская, С. А. Козловский; под общ. ред. В. Н. Кирьянова. - Москва, 2005. - 80 с. 13...