КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СПО 8
1.1. Учебная мотивация и её роль в повышении эффективности процесса
обучения 8
1.2. Применение кейс-технологий с целью развития познавательного
интереса обучающихся 20
Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СПО 32
2.1. Модель деятельности педагогов СПО по применению кейс -
технологий в процессе обучения физике 32
2.2. Организация деятельности студентов по решению кейс-заданий по
физике 39
2.3. Оценка знаний и умений студентов в процессе применения кейс- технологий как средства повышения мотивации студентов СПО
к изучению физики 46
Глава 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-
ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К
ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ СТУДЕНТОВ СПО 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В СПО 8
1.1. Учебная мотивация и её роль в повышении эффективности процесса
обучения 8
1.2. Применение кейс-технологий с целью развития познавательного
интереса обучающихся 20
Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СПО 32
2.1. Модель деятельности педагогов СПО по применению кейс -
технологий в процессе обучения физике 32
2.2. Организация деятельности студентов по решению кейс-заданий по
физике 39
2.3. Оценка знаний и умений студентов в процессе применения кейс- технологий как средства повышения мотивации студентов СПО
к изучению физики 46
Глава 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-
ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К
ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ СТУДЕНТОВ СПО 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Трудно игнорировать тот факт, что познавательный интерес и уровень учебной мотивации у современного учащегося неуклонно снижается. Стремление к достижениям в учебе высоких результатов наблюдается в основном в начальной школе, поскольку, как писал в своих трудах А.Н.Леонтьев, в младшем школьном возрасте, основной мотив учения состоит в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, и получении отметки как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
По мнению Н. Г. Морозова, в среднем же школьном возрасте возникает стойкий интерес к определенному (интересному и понятному) предмету, что приводит к общему снижению мотивации учения к неинтересным на их взгляд предметам. Это формирует формализм в усвоении знаний, поскольку мотивом посещения школы является «нужно», а не «хочу».
Мотивы учения у старших школьников, по мнению Л. И. Божовича связаны с намечаемой профессиональной деятельностью и, следовательно, с изучением тех предметов, которые необходимы для поступления.
И проблему снижения мотивации к обучению можно, несомненно, назвать одной из центральных проблем современного образования, поскольку ученик не может оценить взаимосвязи всех дисциплин.
Проблема учебной мотивации актуальна как никогда и выходит на первый план в связи с качественным обновлением содержания образования. В нем приоритетом является формирование у обучающегося приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции, а при отсутствии мотивации, речи о самообразовании быть не может.
Важность данной темы усиливается и тем, что на данном этапе развития общества меняются не только стандарты и требования, но и сами ученики, разительно отличающиеся от своих сверстников пятнадцать- двадцать лет назад.
Основными движущими силами мотивации, как внешней, так и внутренней, являются потребности. В последние годы, подростки, предоставленные сами себе, и согласно исследованию «ZGenerationFo- cusGroupReport», это «интернет-поколение», придерживающееся принципа «живи настоящим». Главная цель жизни -«быть счастливыми». Причём их счастье подразумевает под собой, прежде всего, физический и психологический комфорт, а также персональную свободу.
Потребности у нового поколения упростились до минимума. Подростки хотят получать удовольствие от жизни,не заглядывая наперед. А ведь именно образование - это вклад в будущее.
Тенденция снижения познавательного интереса у обучающихся не обошла стороной и «Екатеринбургский экономико-технологический колледж». Согласно анализу учебной деятельности, и наблюдению за студентами, ближе к концу первого семестра растет количество студентов с низкой мотивацией к восприятию учебного материала по многим учебным предметам. Особенно наблюдается снижение познавательного интереса к физике, несмотря на то, что для многих это профильная дисциплина. У некоторых обучаемых мотивация к учебе находится практически на нулевом уровне...
По мнению Н. Г. Морозова, в среднем же школьном возрасте возникает стойкий интерес к определенному (интересному и понятному) предмету, что приводит к общему снижению мотивации учения к неинтересным на их взгляд предметам. Это формирует формализм в усвоении знаний, поскольку мотивом посещения школы является «нужно», а не «хочу».
Мотивы учения у старших школьников, по мнению Л. И. Божовича связаны с намечаемой профессиональной деятельностью и, следовательно, с изучением тех предметов, которые необходимы для поступления.
И проблему снижения мотивации к обучению можно, несомненно, назвать одной из центральных проблем современного образования, поскольку ученик не может оценить взаимосвязи всех дисциплин.
Проблема учебной мотивации актуальна как никогда и выходит на первый план в связи с качественным обновлением содержания образования. В нем приоритетом является формирование у обучающегося приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции, а при отсутствии мотивации, речи о самообразовании быть не может.
Важность данной темы усиливается и тем, что на данном этапе развития общества меняются не только стандарты и требования, но и сами ученики, разительно отличающиеся от своих сверстников пятнадцать- двадцать лет назад.
Основными движущими силами мотивации, как внешней, так и внутренней, являются потребности. В последние годы, подростки, предоставленные сами себе, и согласно исследованию «ZGenerationFo- cusGroupReport», это «интернет-поколение», придерживающееся принципа «живи настоящим». Главная цель жизни -«быть счастливыми». Причём их счастье подразумевает под собой, прежде всего, физический и психологический комфорт, а также персональную свободу.
Потребности у нового поколения упростились до минимума. Подростки хотят получать удовольствие от жизни,не заглядывая наперед. А ведь именно образование - это вклад в будущее.
Тенденция снижения познавательного интереса у обучающихся не обошла стороной и «Екатеринбургский экономико-технологический колледж». Согласно анализу учебной деятельности, и наблюдению за студентами, ближе к концу первого семестра растет количество студентов с низкой мотивацией к восприятию учебного материала по многим учебным предметам. Особенно наблюдается снижение познавательного интереса к физике, несмотря на то, что для многих это профильная дисциплина. У некоторых обучаемых мотивация к учебе находится практически на нулевом уровне...
Предметом настоящего исследования являлось применение кейс- технологии в условиях СПО с целью повышения мотивации к изучению физики.
Основные результаты и выводы исследования:
1. На основании изучения и анализа психолого -педагогической и научно-методической литературы рассмотрено понятие «мотивация» и выделены ключевые мотивы (внутренние и внешние, социальные и познавательные), наиболее благоприятно воздействующие на обучающихся, тем самым повышая интерес к получению знаний по физике.
2. Уточнено понятие «учебная мотивация» как сложная, многоуровневая систему побудителей, включающая в себя мотивы, потребности, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, и т.д., которые запускают, направляют и поддерживают усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
3. Рассмотрены «кейс-технологии» как средство развития познавательного интереса обучающихся, в частности к изучению физики. Представлены различные подходы к классификации кейс-технологий: по целям обучения, приближенности к практической деятельности, сочетанию приемов и средств обучения, типу получаемого результата, источнику информации.
4. Предложена модель деятельности педагога СПО по применению кейс-технологий в процессе обучения физике на основе реализации методологических и педагогических принципов и подходов: принципа природосообразности, целостности, демократизации, профессиональной целесообразности, политехнизма, системности, детерминизма, развития.
5. Теоретически обоснована предложенная модель применения кейс - технологий в процессе обучения физике студентов СПО в соответствии с основными целями ФГОС на уровне общих компетенций: самоорганизация, поиск, анализ и оценка информации, оценка рисков и принятие решения в нестандартных ситуациях, работа в коллективе, самообразование. Описана организация деятельности студентов по решению кейс-заданий по физике.
6. Разработана методика оценивания знаний и умений студентов в процессе применения кейс-технологии. Для объективной оценки уровня знаний и умений предложены четкие критерии оценивания кейс-заданий в 100 бальной системе, которые будут понятны всем участникам образовательного процесса. К разработанной системе критериев оценивания кейс-заданий определена шкала перевода отметок из 100-балльной системы в пятибалльную.
7. Разработаны и внедрены в учебный процесс методические рекомендации по выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Физика», в которых практические работы представлены в виде кейс-заданий.
8. Эффективность предлагаемой модели применения кейс-технологий в процессе обучения студентов СПО, направленной на повышения интереса обучающихся к изучению физики, подтверждена опытно-поисковой работой, проводившейся в 2019-2020г.г.
Таким образом, следует считать, что гипотеза работы доказана, задачи полностью выполнены и цель исследования достигнута.
В процессе выполнения работы приобретены практические навыки по сбору, анализу и использованию информации с целью разработки и внедрения в учебный процесс методических рекомендаций по выполнению практических работ по дисциплине «Физика», в которых практические работы представлены в виде кейс-заданий.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе работы преподавателя физики, на курсах повышения квалификации педагогов естественнонаучных дисциплин, методических служб, а также администрации учебных заведений, при подготовке рефератов, курсовых и квалификационных работ студентами педагогических вузов.
Направлением дальнейших исследований может стать рассмотрение реализации применения кейс-технологий в дальнейшем обучении студентов с целью формирования профессиональных компетенций, а также разработка квалиметрического метода оценки эффективности применения выбранной технологии, с целью анализа повышения уровня мотивации.
Основные результаты и выводы исследования:
1. На основании изучения и анализа психолого -педагогической и научно-методической литературы рассмотрено понятие «мотивация» и выделены ключевые мотивы (внутренние и внешние, социальные и познавательные), наиболее благоприятно воздействующие на обучающихся, тем самым повышая интерес к получению знаний по физике.
2. Уточнено понятие «учебная мотивация» как сложная, многоуровневая систему побудителей, включающая в себя мотивы, потребности, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, и т.д., которые запускают, направляют и поддерживают усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
3. Рассмотрены «кейс-технологии» как средство развития познавательного интереса обучающихся, в частности к изучению физики. Представлены различные подходы к классификации кейс-технологий: по целям обучения, приближенности к практической деятельности, сочетанию приемов и средств обучения, типу получаемого результата, источнику информации.
4. Предложена модель деятельности педагога СПО по применению кейс-технологий в процессе обучения физике на основе реализации методологических и педагогических принципов и подходов: принципа природосообразности, целостности, демократизации, профессиональной целесообразности, политехнизма, системности, детерминизма, развития.
5. Теоретически обоснована предложенная модель применения кейс - технологий в процессе обучения физике студентов СПО в соответствии с основными целями ФГОС на уровне общих компетенций: самоорганизация, поиск, анализ и оценка информации, оценка рисков и принятие решения в нестандартных ситуациях, работа в коллективе, самообразование. Описана организация деятельности студентов по решению кейс-заданий по физике.
6. Разработана методика оценивания знаний и умений студентов в процессе применения кейс-технологии. Для объективной оценки уровня знаний и умений предложены четкие критерии оценивания кейс-заданий в 100 бальной системе, которые будут понятны всем участникам образовательного процесса. К разработанной системе критериев оценивания кейс-заданий определена шкала перевода отметок из 100-балльной системы в пятибалльную.
7. Разработаны и внедрены в учебный процесс методические рекомендации по выполнению практических работ по общеобразовательной дисциплине «Физика», в которых практические работы представлены в виде кейс-заданий.
8. Эффективность предлагаемой модели применения кейс-технологий в процессе обучения студентов СПО, направленной на повышения интереса обучающихся к изучению физики, подтверждена опытно-поисковой работой, проводившейся в 2019-2020г.г.
Таким образом, следует считать, что гипотеза работы доказана, задачи полностью выполнены и цель исследования достигнута.
В процессе выполнения работы приобретены практические навыки по сбору, анализу и использованию информации с целью разработки и внедрения в учебный процесс методических рекомендаций по выполнению практических работ по дисциплине «Физика», в которых практические работы представлены в виде кейс-заданий.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе работы преподавателя физики, на курсах повышения квалификации педагогов естественнонаучных дисциплин, методических служб, а также администрации учебных заведений, при подготовке рефератов, курсовых и квалификационных работ студентами педагогических вузов.
Направлением дальнейших исследований может стать рассмотрение реализации применения кейс-технологий в дальнейшем обучении студентов с целью формирования профессиональных компетенций, а также разработка квалиметрического метода оценки эффективности применения выбранной технологии, с целью анализа повышения уровня мотивации.
Подобные работы
- Развитие общих компетенций студентов младших курсов техникума в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2024 - Проведение аудита межпредметных результатов школьников на примере обучения дисциплинам Технология и Физика в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Учебные ситуации (задачи), заложенные в содержании учебной дисциплины: «Теория и методика обучения праву»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Методика реализации междисциплинарного подхода в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 8 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2025





