ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В
СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Сущность контроля качества обучения, его цели и функции 6
1.2 Анализ системы методов контроля в обеспечении качества
обучения 10
1.3 Требования федерального государственного образовательного
стандарта к контролю качества обучения основного общего и среднего образования 13
1.4 Контроль качества обучения в условиях электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий 18
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 22
2.1 Анализ методических рекомендаций по контролю качества
обучения в рамках предмета ОБЖ 22
2.2 Анализ методических рекомендаций по контролю качества
обучения для предмета ОБЖ в условиях дистанционного обучения 26
2.3 Методические рекомендации по организации контроля качества
обучения в основном и среднем общем образовании 29
2.4 Применение методических рекомендаций в педагогическом
процессе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
На современном этапе развития российского образования одной из важнейших задач является повышение его качества как основы качества жизни человека и общества в целом. В системе основного и среднего общего образования это напрямую связано с таким предметом, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Основной целью предмета ОБЖ является формирование культуры безопасности: изучение данного предмета в рамках общеобразовательной программы обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке у обучающихся умения распознавать угрозы и избегать их, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, а также грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, контроль знаний и навыков обучающихся по предмету ОБЖ крайне важен и специфичен - это напрямую влияет не только на комфорт и безопасность человека в различных, в том числе, в бытовых условиях, но и зачастую позволяет сохранить ему здоровье и жизнь.
Актуальность исследования. Приведенные выше аргументы обуславливают необходимость разработки такой системы контроля качества обучения, которая будет соответствовать современным требованиям, предъявляемым к организации и результативности образовательного процесса в образовательных организациях.
Вышеизложенное показывает, что существует противоречие между:
• требованием федерального государственного стандарта основного общего образования к получаемым знаниям и отсутствием разработанной системы контроля качества обучения по предмету ОБЖ;
• необходимостью повышать качество обучения, опираясь на эффективное управление учебно-познавательной деятельностью, и неполнотой существующих в структуре этой деятельности возможностей контроля.
Проблема нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время у учителей отсутствует эффективный и четкий инструмент контроля качества обучения на уроках ОБЖ.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по предмету ОБЖ в образовательных организациях системы основного общего образования.
Предмет исследования - содержание контроля качества знаний обучающихся на уроках ОБЖ в организациях основного общего образования.
Цель исследования - разработать и теоретически обосновать методические рекомендации для контроля качества обучения в процессе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Гипотеза исследования: предполагается, что при внедрении в учебный процесс разработанных рекомендаций по контролю качества обучения, будет значительно повышен уровень знаний обучающихся в рамках предмета ОБЖ.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме обеспечения контроля качества обучения в образовательной организации;
2. Систематизировать данные о контроле качества обучения в современном образовании, выделив его цели, функции, формы, методы и виды;
3. Разработать рекомендации по организации контроля качества обучения на уроках ОБЖ.
Новизна результатов - предполагается, что мы предложим такой алгоритм контроля качества знаний обучающихся, который позволит не только повысить уровень получаемых знаний по предмету ОБЖ, но и усовершенствует работу учителя, а также окажет позитивное влияние на качество жизни обучающихся в дальнейшем.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации контроля качества обучения, которая представляет собой комфортную образовательную среду, а также является целостной и структурированной.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций по контролю качества обучения, которые будут максимально доступными для использования педагогами в организациях основного и среднего общего образования для контроля качества знаний обучающихся в процессе изучения предмета ОБЖ.
Для решения задач исследования и проверки выделенного гипотетического положения использовались:
• общетеоретические методы научного познания: анализ психологопедагогической, методической литературы по проблеме исследования; научно-методический анализ состояния проблемы исследования; разработка методических рекомендаций по контролю качества обучения; разработка комплекта заданий различного типа.
• эмпирические методы: изучение деятельности педагогов и обучающихся в процессе контроля знаний; изучение опыта работы преподавателей ОБЖ по проблеме контроля качества обучения; педагогические наблюдения за обучающимися; анализ и обработка результатов педагогического исследования.
Структура работы:
• титульный лист;
• содержание;
• введение;
• глава 1. Система контроля качества обучения в современном образовании;
• глава 2. Применение контроля качества обучения для повышения качества обучения в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
• заключение;
• список литературы.
Контроль качества обучения - важнейший компонент целостного и основательного учебно-воспитательного процесса. В первой главе нами изучены понятия контроля качества обучения, его цели и функции, и сделан вывод о том, что контроль - это неотъемлемая часть всего обучения в школе.
Мы выяснили, что контроль на уроках ОБЖ может быть реализован педагогом при помощи различных видов, форм и методов проверки на определенных этапах по мере прохождения тем, как при очной форме обучения, так и при дистанционной.
Помимо этого, нами изучены требования федерального государственного образовательного стандарта к контролю качества обучения и основного общего, и среднего общего образования: мы выделили ключевые аспекты, которые необходимы для создания системы контроля качества обучения в рамках предмета ОБЖ.
Не оставлен без внимания и вопрос электронного обучения и дистанционных образовательных технологий - нами рассмотрены их понятия и специфика проведения.
Вторая глава посвящена методическим разработкам по системе контроля качества обучения на уроках ОБЖ. Нами проанализированы методические рекомендации по контролю качества обучения как в очной форме обучения, так и в дистанционной, рассмотрены соответствующие методы, виды и формы контроля - сделан вывод о том, что учителю ОБЖ необходимо применение современных технологий в своей работе.
Отметим, что в настоящее время особенно актуален вопрос контроля в дистанционном учебном процессе - мы выяснили, что при помощи современного инструментария организовать учебный процесс можно, но не в полной мере: так как у педагога отсутствует возможность обеспечения полноценного контроля.
Вместе с тем, во второй главе нами предложены методические рекомендации по созданию системы контроля качества обучения, которые сопровождены анализом этапов процесса освоения знаний, а также приведён универсальный алгоритм создания системы контроля качества обучения на уроках ОБЖ, состоящий из нескольких этапов:
1. Определение цели контроля;
2. Анализ и отбор учебного материала по теме, включаемого в работу;
3. Определение примерного количества заданий, их разработка; составление инструкций к заданиям, а также критериев оценивания;
4. Проведение работы;
5. Обработка ответов; анализ результатов работы учителя и обучающихся; корректировка.
В пункте 2.4 мы рассмотрели наглядную работу системы контроля на разных классах в разных темах. Так, на примере 8 класса в теме «Первая помощь при неотложных состояниях» при очном обучении мы показали, что осуществление и теоретического, и практического контроля знаний обучающихся возможно с помощью различных видов и методов. На примере 10 класса - в теме «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций» мы выяснили, что контроль также возможно проводить различными методами и способами даже в условиях дистанционного обучения. Помимо этого, для каждого урока нами были приведены: теоретическое обоснование, цель контроля, используемые учебные материалы, инструкции к заданиям, критерии оценивания и выводы о проделанной работе согласно предложенному алгоритму.
Из вышесказанного следует, что применение системы контроля качества обучения на уроках ОБЖ - неотъемлемая часть современного учебновоспитательного процесса как при очном обучении, так и при дистанционном, полностью соответствующая требованиям ФГОС.
Таким образом, поставленная нами цель достигнута, задачи выполнены.
1. Ахметшин, Э.М. Разработка и автоматизация гибкой системы внут
реннего контроля / Э.М. Ахметшин, В.Л. Васильев, Р.Р. Шарипов. // Учёные записки ИСГЗ. — 2017. — № 1 (15). — С. 70-75. — URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=28968836 (дата обращения: 29.03.2020).
2. Беленкова И. В. Дистанционные образовательные технологии в
школе и вузе / И. В. Беленкова // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XII международной научно-методической конференции (НОТВ- 2015). — Екатеринбург: УрФУ, 2015. — C. 71-76. — URL:
https: //elar.urfu.ru/bitstream/10995/50445/1/notv-2015-012.pdf (дата
обращения: 19.09.2020).
3. Варченко, Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении / Е.И. Варченко // Молодой ученый. — 2013. —№3. — С.
471-474. URL: https://moluch.ru/archive/50/6384/ (дата обращения: 15.04.2019).
4. Взрыв на атомной станции Фукусима // Всемирная организация
здравоохранения : офиц. сайт. — 2016. — URL:
https: //www.who .int/ionizing_radiation/a_e/fukushima/faqs-fukushima/ru/ (дата обращения: 02.10.2020).
5. Виртуальные технологии в образовании : [сайт]. — Москва, 20032020. — URL: https://www.prometeus.ru/index.html (дата обращения:
19.09.2020).
6. Гаврыш, С.В. Формы и методы контроля и оценки знаний учащихся / С.В. Гаврыш. // Тестовые и контролирующие материалы. — 2012. — URL: http://g-sv.ru/drupal/node/124 (дата обращения: 15.04.2019).
7. Дневник.ру : [сайт]. — Санкт-Петербург, 2007-2020. — URL:
https://dnevnik.ru/ (дата обращения: 19.09.2020).
8. Жунусакунова, А. Д. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе / А. Д. Жунусакунова. // Молодой ученый. — 2016.
• № 20.1 (124.1). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/archive/124/28564/ (дата обращения: 29.03.2020).
9. Катастрофа в метро. Подробно // Лента.ру : [сайт]. — 2014. — 15 июля. — URL: https://lenta.ru/articles/2014/07/15/metro/ (дата обращения: 02.10.2020).
10. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. — 474 с.
11. Маревский, С. На трассе М-5 в сторону Уфы образовалась 20километровая пробка / С. Маревский // Первый областной : [сайт]. — 2012.
• 20 март. — URL: https://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/na-trasse-m-5-v-
storonu-ufy-obrazovalas-20-kilometrovaya-probka/ (дата обращения:
02.10.2020).
12. Мастер-Тест : [сайт]. — Костюков К. — 2008-2009. — URL:
https://master-test.net/ru (дата обращения: 28.09.2020).
13. Методика профессионального обучения: учеб. пособие / Э.Г. Ски- бицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. — Новосибирск : НГАУ, 2008. — 166 с.
14. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — Москва : Школа-пресс, 2000. — 512 с.
15. Петрова, Ю. Аварийная посадка самолета Airbus А-321 / Ю. Петрова, А. Штыкина // Ведомости : [сайт]. — 2019. — 15 авг. — URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/08/15/808855-airbus (дата обращения: 02.10.2020)...