ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Сущность и понимание корпоративной культуры в образовательной
организации 8
1.2. Система управления безопасностью в образовательном учреждении 17
1.3. Построение корпоративной культуры безопасности в образовательном
учреждении 200
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ «МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БИСЕРТСКОЙ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ №1» СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ») 25
2.1. Характеристика образовательного учреждения 25
2.2. Анализ кадрового состава учреждения 33
2.3. Анализ и оценка корпоративной культуры безопасности учреждения ... 38 ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СОТРУДНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БИСЕРТСКОЙ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ №1» СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 58
3.1 Развитие внутренних коммуникаций в МКОУ «Бисертская средняя школа
№1» Свердловской области», как элемента корпоративной культуры 58
3.2 Проведение курсов первой медицинской помощи 611
3.3 Введение корпоративных мероприятий для пропаганды здорового образа
жизни 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 800
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Актуальность исследования. Корпоративная культура безопасности считается системой ключевых идей, разделяемых сотрудниками учреждения и проявляющихся осуществляемыми ценностями, реализующимися в развитии трудовых отношений и действий.
Последнее выражается также через применяемые методы стимулирования и возникаемую ими мотивацию сотрудников. Формирование корпоративной культуры безопасности - это непрерывный процесс целенаправленного и регулярного изменения организации в соотношении с трансформациями внешнего окружения.
Программа формирования корпоративной культуры безопасности рассчитывает реализацию принципа отношения всех сотрудников учреждения в процессах, стимулирующих изменения предприятия для достижения высоких производственных показателей.
Естественный толчок к повышению корпоративной культуры возможно даст менеджмент учреждения (формальные руководители). Однако это деятельность должна быть построена на реальном социальнопсихологическом положении организации, выявленных главных ценностях персонала.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Исключительность корпоративной культуры безопасности считается определяющей в мотивации сотрудников. Это подтверждается тем, что утоление первичных потребностей (физических и потребностей в безопасности, неприкосновенность, что реализуется своевременной оплатой труда), создает стимулирование активности персонала в удовлетворении причастности к реальному референтному коллективу, внимание (статусу в этой группе - реализация официальной позицией и местом в команде) и самореализации (прежде всего, в трудовой деятельности - поощряющие условия: материальный и нематериальный характер).
Получение ценностей корпоративной культуры безопасности очень важно на этапе привыкания новых сотрудников. Это развитие, сопряженно с необходимостью привыкания на уровнях: - физиологическом; - организационном; - профессиональном; - социально-психологическом. Может быть, что именно социально-психологическое может снизить сильную нагрузку адаптационного процесса. Это увеличивает требования к проводимым мероприятиям корпоративной культуры безопасности, ориентированным на включение работникам в действующую команду.
Корпоративная культура безопасности образовательного учреждения является одной из форм проявления культуры общества: она формируется и действует по тем же принципам, что и любая другая социальная культура.
Но в контексте школы, корпоративная культура существенно отличается от корпоративной культуры производственных предприятий поскольку является общеобразовательным учреждением.
Проблемы исследования. Различные аспекты изучаемой нами проблемы, представлены в трудах как отечественных, так и иностранных ученых таких, как: С. Г. Абрамова, И. А. Костенчук, И. В. Алешина, И. Ансофф, К. Балдин, Е. А. Иванова, К. Камерон, Э.А. Капитонов, В. В. Козлов, И.Н. Кузнецов, Т. А. Лапина, В. А. Спивак, Э. Шейн.
Но, несмотря на изученность данной проблемы, ряд вопросов нуждается в дальнейшем изучении.
В связи c этим выделена следующая проблема исследования, каковы способы формирования корпоративной культуры безопасности у сотрудников образовательного учреждения.
Объектом исследования является система корпоративной культуры безопасности МКОУ «Бисертская средняя школа №1» Свердловской области».
Предмет исследования — процесс формирования корпоративной культуры безопасности.
Задачи и цели исследования. Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, были определены следующие:
1. Рассмотреть сущность и понятие корпоративной культуры в образовательном учреждении.
2. Изучить систему управления безопасностью в образовательном учреждении.
3. Изучить особенности построения корпоративной культуры безопасности в образовательном учреждении.
4. Провести анализ корпоративной культуры безопасности (на примере «Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Бисерт- ской средней школы №1» Свердловской области»).
5. Предложить способы развития внутренних коммуникаций в МКОУ «Бисертская средняя школа №1» Свердловской области», как элемента корпоративной культуры.
6. Разработать программу проведение курсов первой медицинской помощи.
7. Разработать программу корпоративных мероприятий для пропаганды здорового образа жизни.
Гипотеза. Формирование корпоративной культуры безопасности у сотрудников общеобразовательного учреждения будет эффективным если:
1. Будет разработаны мероприятия по развитию внутренних коммуникаций, как элемента корпоративной культуры.
2. Систематически будут проводиться курсы первой медицинской помощи.
3. В организации будет разработана программа корпоративных мероприятий для пропаганды здорового образа жизни.
Методики исследования. При написании выпускной квалификационной работы, использовались следующие общенаучные и специальные методики исследования: анализ научных публикаций по теме корпоративная культура, анализ документов, регламентирующих деятельность МКОУ «Би- сертская средняя школа №1» Свердловской области», опрос сотрудников о состоянии корпоративной культуры безопасности в организации; наблюдение за проявлениями корпоративной культуры безопасности в МКОУ «Би- сертская средняя школа №1» Свердловской области».
Новизна исследования. Заключается в обосновании перспективности применения положений ценностного подхода в той части управленческой деятельности, которая касается обучения и развития «человеческого капитала» и повышения конкурентоспособности образовательной организации.
База исследования.
«Профессиональное здоровье педагогов», проводил Коротаев А.В., простая случайная, 30 человек, МКОУ «Бисертская средняя школа №1», 02.09.2020г. 10.25, анкета.
Исследование по опроснику «Интегральная удовлетворенность трудом» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов)», проводил Коротаев А.В., 57 человек, МКОУ «Бисертская средняя школа №1», 16.09.2020г. 11.10, опрос.
Методика «Интегральной удовлетворенности трудом» авторства Н.П. Фетискина, В.В. Козлова и Г.М. Мануйлова», проводил Коротаев А.В., 57 человек, МКОУ «Бисертская средняя школа №1», 23.09.2020г. 09.40, анкета.
«Экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в организации» О.С. Михалюк, А.Ю.Шалыто», проводил Коротаев А.В., 57 человек, МКОУ «Бисертская средняя школа №1», 30.09.2020г. 12.35, опрос.
Исследования методикой диагностики индекса групповой сплоченности Сишора в "Бисертская средняя школа №1"», проводил Коротаев А.В., простая случайная, 43 человек, МКОУ «Бисертская средняя школа №1», 02.09.2020г. 12.50, опрос.
Исследования с помощью инструмента оценки организационной культуры опросника Куинна-Кэмерона (OCAI)», проводил Коротаев А.В., простая случайная, 30 человек, МКОУ «Бисертская средняя школа №1», 16.09.2020г. 14.15, анкета.
Структура работы формировалась логичностью исследования и определенными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Феномен корпоративной культуры безопасности является определяющим в мотивации персонала.
Корпоративная культура безопасности образовательного учреждения является одной из форм проявления культуры общества: она формируется и действует по тем же принципам, что и любая другая социальная культура.
Комплексный подход для управлению коллективной культурой защищенности подразумевает создание подходящего для учреждения общественно-эмоционального атмосферного климата, содействующего формированию сотрудников, возможности реализовать поставленные цели, определенных результатов и минимизировать траты, а также рассматривать внутреннюю мир и эмоциональный настрой сотрудников как фактор с целью мотивировки.
Культура безопасности образовательного учреждения включает все направления целого пространства социальной организации, включает все сферы, уровни и совокупность деловых взаимоотношений, организационную культуру как форму административной культуры. От принятия работниками главных ценностей учреждения и степени их распространенности выделяют организации с высокой культурой и с низкой культурой.
Нами проведен анализ корпоративной безопасности в МКОУ «Бисертская средняя школа №1».
В рамках повышения качества образовательной деятельности в школе ведётся направленная кадровая работа, основная идея которой - создание баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава сотрудников в его формировании, в согласовании нуждами Школы и требованиями законов.
Для анализа корпоративной безопасности нами проведено анкетирование сотрудников "Бисертская средняя школа №1".
Педагогам была предложена анкета «Профессиональное здоровье педагогов».
Анкетирование показало, лишь одна треть сотрудников считает себя здоровыми, около 70% учителей замечают изменения в состоянии здоровья.
Проведенное исследование показателей, выделенных нами для изучения профессионального здоровья педагогов, позволяет констатировать, что оно не осознается ими как социально важная ценность, показатели профессиональной идентичности, удовлетворенность реализацией профессионального потенциала недостаточна.
По результатам, можем сделать вывод, что значит, респонденты, которые в меньшей степени довольны собственной работой и её условиями, имеют отрицательное мнение о корпоративной культуре.
В связи с полученными результатами нами разработаю способы формирования корпоративной культуры безопасности у сотрудников «Би- сертской средней школы №1»:
1. Развитие внутренних коммуникаций в МКОУ «Бисертская средняя школа №1» Свердловской области», как элемента корпоративной культуры.
В рамках рекомендации предлагается создать кластер - формирование концепции деятельность МКОУ «Бисертская средняя школа №1» с различными группами участников образовательного процесса на основе информационных технологий, сосредоточенной на сохранение и улучшения их здоровья, формирование правильного образа жизни, особенностей нахождения и осуществляемой образовательной деятельности МКОУ «Бисертская средняя школа №1».
В работе кластера создана модель здоровье развивающие мероприятий на основе использования средств коммуникации.
Во главе модели - работа службы здоровья или иной организационной формы, соединяющих специалистов различного профиля, способной помогать качественному развитию образовательной среды МКОУ «Бисертская средняя школа №1».
2. Проведение курсов первой медицинской помощи.
Нами предложена программа «Повышение квалификации «Обучение оказанию первой помощи пострадавшим».
Дисциплина позволяет слушателям сформировать (усовершенствовать) знания, позволяющие обеспечивать охрану жизни и здоровья работников, а также на углубление знаний по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве для их применения в практической деятельности на основании действующих законов РФ и на основании требований профессионального стандарта "Специалист в области охраны труда", утвержденного приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н.
Лицам, освоившим образовательную программу «Обучение оказанию первой помощи» и успешно сдавшим итоговую аттестацию, вручается Удостоверение о повышении квалификации с названия программы периода обучения, длительности программы в академических часах.
3. Введение корпоративных мероприятий для пропаганды здорового образа жизни.
Нами предложена программа - повышение уровня физического, психического и социального благополучия работников (и членов их семей) для повышения экономической эффективности их поведения в МКОУ «Бисерт- ская средняя школа №1». Программа - компонент системы защиты здоровья сотрудников. Она содержит большой список задач по управлению самочувствием, кроме профилактики профессиональных и профессионально связанных заболеваний, травм и располагается в зоне ответственности мер по охране труда. В будущем компании, вводящие корпоративные программы, вероятно эффективные, наиболее устойчивы а также результативные.
Сохранение и улучшение состояния здоровья работников требует комплексного подхода с учетом всех определяющих его факторов: образа
жизни, социального благополучия, психологического климата, условий и факторов деятельности и среды обитания на рабочих местах. Необходимо продолжать работу по формированию у работников организации мотивации к бережному отношению к собственному здоровью; по повышению личной ответственности за свое здоровье и постоянного соблюдения здорового образа жизни.
Руководству МКОУ «Бисертская средняя школа №1» требуется непрерывно совершенствовать работу служб охраны и укрепления здоровья, применять финансовые ресурсы, а так же лично принимать участие в программах по привлечению работников с семьями в правильный образ жизни.
1. Анализ организационной культуры: сущность и эволюция развития [Текст] / Т.Ч. То // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2014. - № 3. - С.94-97.
2. Ананьева С. И. Корпоративная программа «Здоровье на рабочем месте. Начни с себя». URL: korporativnaya_ programma_zdorovje_29012016.pdf (дата обращения: 8.11.2020)
3. Андреева Е. И. Проект корпоративной программы укрепления здоровья на рабочем месте «Будь здоров. Начни с себя». URL: bud_zdorov_nachni_s_sebya.pdf (дата обращения: 10.11.2020)
4. Антонова Н. В. Социально-спихологический климат в организациях с различным типом корпоративной культуры / Н. В. Антонова // Современные технологии управления. - 2014. - №01 (37). С. 110
5. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг/ пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. - Спб.: Питер, 2011. - С.55.
6. Арутюнов А. Т., Денисенко В. И., Турзин П. С., Ходжаев С. С. Профилактическая медицина и эпидемиология: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Г. Г. Онищенко и В. И. Покровского. М.; Смоленск: Маджента, 2010. 756 с
7. Баландина, Т., Быченкова, Ю. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №10. - с. 79-86.
8. Барабанова, Н. В., Ноздрина, С. А. Методическое сопровождение инновационной деятельности школы [Текст] / Н. В. Барабанова С. А., С. А. Ноздрина // Методист. — 2016. - №4. - 36-39.
9. Белинская Е.П., Икрамова А.А. Взаимосвязь совместного копинга и уровня групповой сплоченности при выработке группового решения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3-3 (63). С. 82-87.
10. Билый А. М., Сысоев В. Н., Апчел В. Я., Даринский Ю. А. Проект концепции по сохранению здоровья и продлению профессионального долголетия человека // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 1 (45). С. 191-196.
11. Богатырев, М. Р. Организационная культура: сущность и роль в системе управления [Текст] / М.Р. Богатырёв: дисс. ...канд. эконом, наук. - М., 2005.
12. Борисова В.В. Теория организации. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. -
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60336.html(дата обращения:
10.11.2020)
13. Величко Н.Ю., Аджба А.З. Влияние лояльности персонала на эффективность организации // Управление и экономика в XXI веке. - 2015. - № 1. - С. 36-40.
14. Ветошкина Т. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2008. - № 9. C. 23.
15. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для ср. спец. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - С.70...