Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Работа №93530

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Онтогенез речевого развития у детей дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
1.3. Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 25
2.1. Организация и методика логопедического обследования речи старших дошкольников
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
Выводы второй главе 51
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ 111УРОВНЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
3.1. Основные принципы и направления работы с использованием метода изобразительной деятельности для коррекции общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста
с псевдобульбарной дизартрией
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции речи у детей с
общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией с использованием изобразительной деятельности
Выводы по третьей главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68


Актуальность исследования состоит в том, что психолого-педагогические исследования в области коррекционного образования показывают [37,58],что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи. Среди них большая категория детей с общим недоразвитием речи [37].
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные дефекты речи, когда у детей нарушается формирование всех компонентов языковой системы по отношению к звуковой и смысловой стороне. Одной из главных задач дошкольного образования и воспитания детей является развитие речи и речевого общения[37].
Адольф Куссмауль-немецкий терапевт писал, что человеческая речь является результатом движений, выражающих мысли характерными движениями и произносимыми и изображаемыми словами [8]. Артикуляция, как двигательный акт, связана с внешним речевым аппаратом, а также с периферическими центральными нервными аппаратами, с помощью которых возникают разнообразные регулярные внутренние и внешние движения, формирующие звуки, слоги и слова. Все нарушения артикуляции должны называться дизартрическими нарушениями речи.
Основываясь на исследовании проблемы, мы подчеркиваем объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: состояние звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования: изучить нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией, а также теоретически обосновать, разработать содержание логопедических занятий по коррекции речи с использованием изобразительной деятельности.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
Задачи исследования
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня с псевдобульбарной дизартрией и проанализировать полученные результаты.
3.Определить основные принципы, направления и содержание логопедической работы по коррекции нарушений речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и псевдобульбарной дизартрией с использованием изобразительной деятельности.
База исследования: МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 215, расположенный по адресу: 620012, г. Екатеринбург, ул. Кировоградская 3-а.
Теоретическими и методическими аспектами общего недоразвития речи и дизартрии занимались исследователи: Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, А. М. Быховская, Л. С. Волкова, Е. Н. Винарская, Л. И. Ефименкова, Г. И. Жаренкова, Н. И. Жинкин, Н.С. Жукова, Р. И. Лалаева, Р.Е. Левина,Е. М. Мастюкова, З. А. Репина, Г. В Чиркина, Л. В. Лопатина, М. Б. Эйдинова и другие[2,4, 5, 8,7,17,18,19,20, 21,32,42,50,62,63].
Структура работы: - введение, в котором значимость проблемы раскрывается, а также выделены объект, предмет, цель и задачи исследования.
I глава, состоящая из трёх параграфов: где раскрывается «Онтогенез речевого развития у детей дошкольного возраста» ; «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией»; «Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
II глава, состоящая из двух параграфов: «Организации и методики обследования речи старших дошкольников», «Анализа результатов констатирующего эксперимента».
III глава, состоящая из двух параграфов: «Основные принципы и направления работы с использованием- метода изобразительной деятельности для коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией» и «Содержание логопедической работы по коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня и псевдобульбарной дизартрией с использованием изобразительной деятельности».
В конце каждой главы сделан вывод, имеется заключение, есть список источников и литературы, а также приложения к работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Правильная речь - важнейшее условие многостороннего полного формирования ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему выражать свои мысли, многогранными способностями в познании окружающего мира, более ярким и продуктивным общением со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его умственное развитие. Общая неразвитость речи является нарушением формирования всех компонентов речевой системы, связанных как со звуковой, так и со смысловой стороной речи.Для детей с общим недоразвитием речи характерно ограниченность словарного запаса, т.е. расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено. Поэтому основной коррекционной целью является уточнение, расширение и активизация словаря.
Теоретическими и методическими аспектами общего недоразвития речи и дизартрии занимались исследователи: Е. Ф. Архипова, Л. И. Белякова, Л. С. Волкова, Е. Н. Винарская, Л. И. Ефименкова, Г.И. Жеренкова, Н. И. Жинкин, Н.С. Жукова, В. В. Коноваленко, Р. И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е. М. Мастюкова, З. А. Репина, Г. В Чиркина, Л. В. Лопатина, М. Б. Эйдинова и другие[2 ,4, 8, 7, 17, 18,19,20,21,30, 32,43,50,62,63].
Дизартрия - это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные проявления дизартрии заключаются в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, изменения темпа речи, ритма и интонации. Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности.. Большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Зрительная активность развивает мышление, внимание, память, восприятие, воображение, мелкую моторику. Учит выполнять действия по словесной инструкции, соблюдать последовательность действий. Это все тесно связано с формированием активной речи ребенка. В результате изучения темы были рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся формирования лексической стороны речи у детей. Изучена характеристика детей с общим недоразвитием речи, легкая степень псевдобульбарной дизартрии и значения занятий по ИЗО в развитии словарного запаса. Целью исследования было изучение нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, а также теоретически обосновать, разработать содержание логопедических занятий по коррекции речи с использованием изобразительной деятельности.
При проведении констатирующего эксперимента полученные данные диагностики указывают, У всех детей, участвующих в эксперименте:
- нарушена статическая и динамическая координация движений (дети не могут повторить движения за логопедом, объем и амплитуда движений малы, не могут удержать позу, чередовать движения);
- нарушено развитие произвольной моторики пальцев рук (дети не могут соединять большой палец с остальными попеременно, не могут выполнить пробу на двух руках одновременно и по словесной инструкции);
- нарушено развитие моторики артикуляционного аппарата (дети не могут принять заданную артикуляцию, язык у всех напряженный, не удается движения языка вверх);
- нарушена черепно - мозговая иннервация (дети не могут закрыть только правый, левый глаз, подмигнуть, мимически выразить эмоцию);
- нарушено произношение нескольких групп звуков (свистящих, шипящих, аффрикатов, сонорных);
- наблюдаются искажения, замены, смешения, пропуски.
Структура дефекта речи у всех детей однородна: 10 человек имеют общее недоразвитие речи III уровня с псевдобульбарной дизартриией. В качестве средств коррекции речевого развития были подобраны методы и приемы, которые используются на занятиях по изобразительной деятельности и при коррекции общего недоразвития речи. На основе этих методов и приемов были разработаны конспекты занятий для обогащения, уточнения и активизации лексического словаря детей. Данный формирующий эксперимент, разработанный мной в теоретическом плане, показал, что при регулярных занятиях уровень развития словаря детей может приблизиться к норме.
Занятия художественно-творческой деятельностью:
1. Способствует формированию ориентации и вербализации
пространственных отношений;
2. формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
3. позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
4. помогает развитию связной речи;
Интересные, увлекательные, познавательные занятия по изобразительной деятельности дают возможность формировать у детей с общим недоразвитием речи психическую, сенсорно-двигательную сферу. А систематические занятия позволяют не только улучшить мелкую моторику, развить сенсорную и познавательную деятельность, но и обогатить, уточнить и активизировать словарь детей.
Таким образом, моё исследование подошло к концу, в работе раскрыт объект, предмет исследования, достигнута поставленная цель, решены задачи.



1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ.ред. и вст. ст. В. П. Шестакова). -Москва, “Прогресс”,1974. -392 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - Москва : АСТ: Астрель,2008.- 254 с.
3. Безруких, М. М. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму / М.М. Безруких, С. П. Ефимова - Тула:
Арктоус, 2012. -88 с.
4. Белякова,Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб.пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Быховская, А. М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР : [методический комплект программы Н. В. Нищевой] / А. М. Быховская, Н. А. Казова. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. - 32 с.
6. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва :Астрель, 2005. - 384 с.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ: Астрель, 2006. - 141 с.
8. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии : учеб.пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений в 2 т. / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстова. - Москва :Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 1997. - 218 с.
9. Волкова, Л. С.Логопедия : учебник для студ. Дефектологических факультетов педагогических высш. учеб.заведений / Л. С. Волкова. - Москва:«ВЛАДОС», 2007. - 703 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 361 с.
11. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С. Е, Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - Москва: Просвещение, 2006. -93с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва :Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - №3. - С. 13-24.
14. Громова, О. Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: методическое пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. - Москва : ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
15. Гурьянов, Е. В. Психология обучения письму / Е. В. Гурьянов. - Москва:
Просвещение, 2011. -87c.
16. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка / Н. В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М. М. Безруких. - Москва: ВЛАДОС, 2006.- 143 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): книга для логопеда / Л. Н. Ефименкова . - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 111 с.
18. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - Москва: Национальный книжный центр, 2016. - 175 с.
19. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи): сб. науч. работ / Г. И. Жаренкова. - Москва :Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 111 с.
20. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. - Москва: Наука, 1982. - 159 с.
21. Жукова, Н. С. Отклонение в развитии детской речи / Н. С. Жукова. - Москва : УНПЦ «Энергонаш», 1994. - 128 с.
22. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова. - Москва :Издательство «ВЛАДОС», 2018. - 279 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
23. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1971. - 192 с.
23. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : Пособие для логопеда / Г.А. Каше. - Москва :Просвещение, 1985. - 207 с.
25. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. - Москва : «Сов. Россия», 1973. - 159 с.
26. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка : (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребёнка)/ Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. - Москва : Педагогика, 1973.- 143 с.
27. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество : метод.пособие для воспитателей и педагогов : для работы с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005 (ГУП Чехов. полигр. комб.). - 117, [2] с., [4] л. ил., цв. ил. : табл.; 24 см. - (Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду")Для занятий с детьми 2-7 лет. - Москва : МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2017. - 176с.:цв.вкл.
28. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа :для занятий с детьми 6-7 лет : [0+] / Т. С. Комарова. - Москва :Мозаика-Синтез, 2016. - 103, [5] с., [4] л. цв. ил. : ил.; 24 см. - (Соответствует ФГОС) (Библиотека программы "От рождения до школы".Современный образовательный стандарт).- Москва : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. - 112 с.: цв. вкл.
29. Комарова, Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. / Т. С. Комарова. - Москва: Просвещение, 1991. - 256 с.
30. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения : Пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. - 3-е изд., исправленное и доп. - Москва : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. - 216 с.
31. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду:[ Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)»] / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. - Москва : Просвещение, 1977. - 253 с.
32. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников :(Формирование лексики и граммат. строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. -Санкт-Петербург : Союз, 1999. - 158, [1] с. : ил.; 20 см. - (Библиотека логопеда).
33. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология : учебное пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 285 c.- (Коррекционная педагогика).
34. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - Москва : Альянс, 2013.- 367с.
35. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей:избранные труды / Р. Е. Левина ; [ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин]. - Москва : АРКТИ, 2005. - 221, [1] с. : ил., портр., факс.; 22 см. - (Федеральная программа "Культура России").
36. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1968. - 173 с.
37. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина - Москва: Просвещение, 2009.- 159с.
38. Леонтьев, А. А. Лекции по общей психологии : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под редакцией А. Н. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - Москва : Смысл, 2008. - 511 с.
39. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В.
Серебрякова. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2000. - 192 с.
40. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. - Москва : Изд-во МГУ, 1975. - 253 с.
41. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А. К. Маркова. - Москва: Педагогика,2016.- 239 с.
42. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - Москва : Просвещение, 1985. - 189 с.
43. Медведева, Т. В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития / Т. В. Медведева // Дефектология. - 2007. - №3. - С. 84-92.
44. Мелехова, Л. В. Речь дошкольников и ее исправление / Л. В. Мелехова, М. Ф. Фомичева. - Москва : Просвещение, 1987. -112 с.
45. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей. / Е.В. Новикова. - Москва:
Просвещение, 2007. - 34с.
46. Новоторцева, Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду / Н.В. Новоторцева. - Ярославль :Академия развития, 2006. - 240с.
47. Нищева, Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет :[комплект программы Н. В. Нищевой] / Н. В. Нищева. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2015. - 232, [1] с.; 24 см. - (Разработано в соответствии с ФГОС).
48. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до7 лет / Н. В. Нищева. - 4-еизд.,испр.и доп. - Санкт-Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. - 544с.
49. Озерецкий, Н. И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей / Сост. ... д-р Н. И. Озерецкий ; С предисл. д-ра М. О. Гуревича, проф. - Орехово-Зуево : [б. и.], 1923. - 76 с.
50. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина ; М-во социальной защиты населения Свердловской обл., Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Уральский гос. пед. ун-т", Ин-т спец. образования. - Екатеринбург : Уральский гос. пед. ун-т, 2008. - 139 с.
51. Роден, О. :Сборник статей о творчестве : Пер. с нем. и фр. / [Общая ред. и предисл.И. М. Шмидта]. - Москва : Изд-во иностр. лит.,1960. - 124, [5] с., 30 л. ил. : ил.; 34 см.
52. Светлова, И. Е. Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша / Под ред. Л. Кондрашовой. - Москва : Изд-во Эксмодетство, 2008. - 160 с.
>■_... ms/BBonibtabiiiBbUk*
53. Спирова, Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи / Под ред. Р. Е. Левиной ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - 55 с. : схем.; 22 см.
54. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно : система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. Москва : ГНОМ и Д, 2004. - 140,[1] с. : ил.; 21 см. -(Серия "Практическая логопедия") (В первый класс без дефектов речи).
55. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998. - 51 с.
56. Филичева, Т. Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей и логопедов / Т. Б. Филичева, Г. А. Каше. - Москва : Просвещение, 1990. -27 с.
57. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
58. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. - Москва: Монография, 2000. - 314 с.
59. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: [В 2 ч.] учебное пособие / Т. Б.
Филичева, Г. В. Чиркина. - [2-е изд., испр.]. - Москва : Альфа, 1993. - 22 см.
Ч. 1: Первый год обучения : (Ст. группа). - М. : Альфа. - 99,[2] с.
Ч. 1: Первый год обучения : (Ст. группа). - М. : Альфа. - 99,[2] с.
60. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : АЙРИС ПРЕСС, 2008. - 224 с.
61. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму :Влияние спец. физ. упражнений на эффективность формирования граф.навыков : Метод.пособие / С. О. Филиппова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 92, [1] с. : ил.; 21 см.
62. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / [Г. В. Чиркина и др.]. - 2. изд., испр. - Москва : АРКТИ, 2003 (Домодедово : ДПК). - 239, [1] с. : табл.; 21 см. - (Библиотека практикующего логопеда).
63. Эйдинова, М. Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления / М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва: Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 275с.
64. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы : Пособие для учителей-логопедов. - Москва : Просвещение, 1978 - 103 с.
65. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - Москва : АРКТИ, 1996. - 159с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ