Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ

Работа №120535

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 8
1.2 Характеристика бумагопластики как средства коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 12
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики 17
2.1 Выявление уровня развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 17
2.2 Содержание работы по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики 33
2.3 Выявление динамики развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 46
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения 61

Современная коррекция лексико-грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения. Речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов, которые рассматривали такие ученые как Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Г.Р. Шашкина и другие.
Ряд ученых М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, В.И. Яшина доказали, что овладение речью, речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребенка об окружающем мире. В процессе речевого развития ребенок начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде. Исследования А.М. Бородич, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой показали, что речевые отклонения отрицательно влияют на все составляющие психического развития. Расстройства речи, нарушая ее коммуникативную и познавательную функцию, отрицательно влияют на формирование интеллекта ребенка, ведут к нарушению эмоционально-волевой сферы, мешают развитию связной речи и, что особенно важно, отражаются на готовности к обучению, усвоению грамоты, затрудняют общение с окружающими.
Дети с плохо развитой речью с трудом усваивают школьную программу, долго не могут научиться читать и писать, а многие из них производят впечатление умственно отсталых.
Такие ученые, как Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева отмечали, что в настоящее время основной контингент специально-организованных групп для детей с нарушением речи составляют дети III уровня общего недоразвития речи, у которых наблюдается нарушение сформированности каждого из компонентов языка.
Проблема коррекции лексико-грамматического строя речи актуальна для старшего дошкольного возраста. Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Источники и средства развития языка ребенка и его лексико-грамматического строя речи многообразны. Одним из эффективных на наш взгляд, средством является бумагопластика. В процессе работы с бумагой развивается мелкая моторика рук, которая тесно связана с процессом развития речи. Также во время работы с бумажной массой, быстрее происходит знакомство с новыми словами, их понимание, различение и употребление, уточняются их лексические, грамматические и фонетические оттенки.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием бумагопластики в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики.
Объект исследования: процесс коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: бумагопластика как средство коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: коррекция лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики будет эффективна, если:
• обогащен изобразительный центр материалом для бумагопластики: бумажной массой, объемными формами-заготовками, алгоритмами изготовления для организации совместной образовательной деятельности;
• разработана и апробирована совместная образовательная деятельность взрослого и детей на основе бумагопластики, направленная на развитие компонентов лексико-грамматического строя речи.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики.
2. Выявить уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать, апробировать содержание работы по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; диагностические методики; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• положение о структуре дефекта (Л.С. Выготский);
• исследования о взаимосвязи развитости мелкой моторики рук с развитием мышления и речи детей (Л.А. Леонтьев, И.П. Павлов, А.Р. Лурия);
• исследования об особенностях развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева);
• положения об использовании нетрадиционных техник изобразительной деятельности в группах с общим недоразвитием речи (Н.Е. Милосердова).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования бумагопластики для коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные конспекты совместной образовательной деятельности по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 81 «Медвежонок» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (38 источников), 5 приложений. Работа содержит 23 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Своевременная коррекция лексико-грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка.
Нами были рассмотрены теоретические основы коррекции лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и определена роль бумагопластики в данном процессе.
На констатирующем этапе мы выявили уровни развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Проанализировав полученные данные, мы пришли к следующему выводу: высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня в ЭГ не был выявлен, а на низком уровне находятся 9 детей (90%) всех испытуемых. В КГ высокий уровень также не выявлен, низкий уровень показали 7 детей (70%). Уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня обоих групп находится приблизительно на одном уровне.
Мы предположили, что коррекция лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики будет эффективна, если:
• обогащен изобразительный центр материалом для бумагопластики: бумажной массой, объемными формами-заготовками, алгоритмами изготовления для организации совместной образовательной деятельности;
• разработана и апробирована совместная образовательная деятельность взрослого и детей на основе бумагопластики, направленная на развитие компонентов лексико-грамматического строя речи.
На контрольном этапе мы выявили динамику развития уровня лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством бумагопластики, о чем свидетельствуют следующие результаты: показатель среднего уровня лексико-грамматического строя речи повысился на 30% в ЭГ, в то время как в КГ не изменился; показатель низкого уровня лексико-грамматического строя речи снизился на 30% в ЭГ, а в КГ также остался неизменным. Высокого уровня не достигнуто ни в одной группе.
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня возрос.
Сопоставляя результаты исследования с предварительно выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтверждена.


1. Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст] / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - М. : Аким. 2013. - 149 с.
2. Александровская, М.А. Некоторые вопросы преодоления недостатков произношения у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.А. Александровская. - М. : Академия, 2011. - 128 с.
3. Венгер, Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] /Л. Вегнер. - М. : Детство, 2009. - 149 с.
4. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е.Н. Винарская. - М. : Просвещение, 2011. - 212 с.
5. Волков, Б.С. Методы изучения психики ребенка [Текст] / Б.С. Волков. - М. : Профессиональное образование, 2004. - 133 с.
6. Васильева, В.П. Воспитание дошкольников [Текст] / В.П. Васильева. - М. : Логос, 2012. - 319с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АСТ, 2012. - 346с.
8. Галигузова, Л.Н. Ступени общения от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М. : Академия, 2010. - 185 с.
9. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М. : Айрис, 2011. - 320 с.
10. Донильдсон, М. Развитие руки у ребенка - дорога в его будущее [Текст] / М. Донильдсон. - М. : Академия, 2012. - 356с.
11. Дронова, О. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте [Текст] /О. Дронова. - М. : Детство, 2011. - 123 с.
12. Евсеев, Г.А. Бумажный мир [Текст] / Г.А. Евсеев. - М. :АРТ. 2009. - 169 с.
13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 2012. - 173 с.
14. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Мозайка, 2009. - 256 с.
15. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб, 1999. - 180 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ