Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №93508

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 7
1.2. Особенности формирования и развития памяти у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками 30
1.3. Дидактическая игра как средство развития когнитивной сферы у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.1. Анализ методик обследования произвольной памяти у старших
дошкольников с задержкой психического развития 46
2.2. Констатирующий эксперимент: определение уровня развития
произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития 50
2.3. Анализ результатов обследования уровня развития произвольной
памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития 61
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 65
3.1. Организация формирующего эксперимента. Перспективный план работы по развитию произвольной памяти на год 65
3.2. Коррекционная работа по развитию произвольной памяти у
старших дошкольников с задержкой психического развития 75
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного
этапов эксперимента (контрольный срез) 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 106


Память является важным показателем уровня сформированности интеллектуального развития обучающихся. Одна из причин необходимости качественной диагностики уровня развития высших психических функций (ВПФ) неуспевающих в школе детей (50 % из которых составляют дети с ЗПР) - оказание им коррекционной помощи. В последнее время все более актуальным становится изучение уровня сформированности ВПФ обучающихся в дошкольных учреждениях. Однако можно отметить, что проблема изучения памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) недостаточно освещена в современной научной литературе, а главное - все еще недостаточно работ прикладного характера, в которых бы освещался опыт педагогов по развитию памяти данной категории детей.
Актуальность исследования: развитие технического прогресса привело к тому, что современные дети вынуждены гораздо быстрее, чем их сверстники лет 50 назад, адаптироваться к условиям взрослой, технически насыщенной жизни.
По данным П. И. Зинченко [18], дошкольники, у которых имеется ЗПР, характеризуются затруднениями в процессе обучения в силу того, что у них не сформирована саморегуляция мнемических процессов. Для того, чтобы целенаправленно приобретать знания, требуется развитие памяти, являющейся произвольной.
Вопросы, связанные с развитием указанного вида памяти у дошкольников, у которых имеется ЗПР, составляли предмет исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Т. А. Власова [6], Ю. Г. Демьянов [13], Т. В. Егорова [15], М. С. Певзнер [6], Н. Г. Поддубная [40]. Исследователями выделены особенности, присущие памяти дошкольников, у которых имеется ЗПР, в виде отсутствия навыков рационального контроля и организации собственной работы, ограниченности развития таких видов памяти, как слуховая и зрительная, сниженных скорости запоминания и объема памяти, и др.
Основу учебного процесса составляет в основном произвольная память, и в этой связи возможности качественного обучения при недостаточной сформированности произвольной слуховой, зрительной памяти являются весьма ограниченными. По замечанию М. С. Певзнер, Т. А. Власовой, одна из ключевых причин, обуславливающих затруднения в процессе обучения детей, у которых имеется ЗПР, состоит в том, что произвольная память у данных детей является сниженной [6].
В публикациях Л. С. Выготского акцентировано внимание на том, что ключевая особенность развития познавательной сферы в дошкольном возрасте состоит в следующем- развитие ребенка сопровождается формированием новой системы функций, среди которых определяющее значение принадлежит памяти [9]. В дошкольном детстве роль памяти является доминирующей.
Указанные обстоятельства обуславливают актуальность темы выпускной квалификационной работы: «Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития». Соответственно, проблема исследования состоит в определении состава дидактических игр, позволяющих результативно развивать произвольную память детей старшего дошкольного возраста, у которых имеется задержка психического развития.
Объект - произвольная память у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет - развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР при использовании на занятиях дидактической игры.
Цель - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать программу развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе дидактической игры.
В основу исследования положена следующая гипотеза: мы исходили из предположения, что целенаправленная коррекционная работа по развитию произвольной памяти старших дошкольников на основе использования дидактической игры будет способствовать развитию произвольной памяти детей этой возрастной группы.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности произвольной памяти у детей с ЗПР.
3. Разработать и апробировать программу по развитию произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе использования дидактической игры.
4. Выявить эффективность программы по развитию произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе использования дидактических игр на занятиях.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, наблюдение, беседа, обучающий эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам изучения психолого-педагогических публикаций по теме исследования представляется необходимым указать, что память есть процесс, обеспечивающий возможность повторного воспроизведения выученного на основе сохранения предшествующего опыта. Способности человека основываются на памяти. Память является когнитивным процессом, составляющим основу выработки навыков, умений, приобретения знаний, научения в целом. Данный процесс обеспечивает единство, индивидуальность психики, связь между прошлым человека, его настающим и будущим. В процессе осуществления той или иной деятельности человек основывается на опыте- как собственном, так и историческом. Данный процесс реализуется на каждом уровне деятельности, в каждом ее виде.
Память становится произвольной к концу дошкольного детства. Произвольная память представлена в виде деятельности мнемического характера, специально ориентированной на то, чтобы запомнить тот или иной материал. Для того, чтобы запомнить или воспроизвести что-либо, требуются усилия воли. Следует отметить существенное значение в развитии дошкольников слуховой, зрительной памяти. Указанные виды памяти составляют основу школьного обучения.
Проведенный в МАДОУ № 14 в г. Красноуфимске констатирующий эксперимент позволил выявить, что произвольная память у старших дошкольников преимущественно развита на среднем уровне.
Дошкольники с ЗПР демонстрируют сниженную точность и объем произвольного запоминания, многообразные нарушения памяти. Выявлен низкий уровень произвольной регуляции запоминания.
Продолжительность времени, требующаяся дошкольникам для того, чтобы выполнить задачу, является существенно большей в сравнении с детьми, развитие которых соответствует норме. Выявлено наличие отклонений в области таких видов памяти, как слуховая и зрительная. При этом нарушения последнего из указанных видов памяти в сопоставлении с остальными ее разновидностями являются менее выраженными.
В отсутствие достаточной сформированности вышеуказанных видов памяти обучение сопряжено с ощутимыми затруднениями. В этой связи у детей с ЗПР наблюдается отставание в темпах освоения школьной программы.
Формирование поведения, являющегося произвольным, происходит у дошкольников в деятельности игрового характера, которая является ведущим видом деятельности в указанный период.
Для того, чтобы развивать произвольную слуховую, зрительную память, следует использовать возможности дидактической игры, обеспечивающей упорядочение поведение дошкольника. Дошкольники принимают правила игры, и их поведение приобретает осознанный, осмысленный характер. Дидактическая игра обеспечивает развитие самоконтроля. При этом запоминаемость материала ощутимо возрастает.
Проведение дидактических игр, связанных с развитием у дошкольников с ЗПР таких видов памяти, как слуховая и зрительная, предполагает необходимость учета присущих подобным детям особенностей.
В рамках данного исследования осуществлена разработка программы коррекционной работы, ориентированной на то, чтобы развивать с помощью использования дидактических игр произвольную память у детей старшего дошкольного возраста, у которых имеется ЗПР, а также осуществлена апробация указанной программы посредством проведения формирующего эксперимента.
Сформулирован комплекс рекомендаций по обеспечению условий, необходимых для результативного проведения дидактических игр:
- требуется многократно повторять инструкцию, использовать приемы мнемотехники;
- необходимо повышать число деталей объектов, которые требуется запоминать, усложнять содержание материала, т.е. обеспечить повышение сложности дидактических игр;
- запоминание необходимо начинать с восприятия, являющегося специально организованным, ориентированного на то, чтобы вычленять присущие объекту свойства, такие как величина, форма и цвет.
По результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что уровень развития произвольной памяти стал выше. Дети стали использовать мнемические приёмы запоминания, проговаривание.
Таким образом, анализ полученных результатов проведенного нами исследования доказывает эффективность использования разработанной нами программы на основе использования дидактической игры для повышения уровня развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Следовательно, поставленная цель достигнута, задачи решены, выдвинутая рабочая гипотеза подтверждена.



1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : книга для воспит. дет. садов / А. Г. Арушанова. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. - М. : НЦ «ЭНАС», 2004. - 136 с.
3. Блонский, П. П. Память и мышление : учеб. Пособие / П. П. Блонский. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
4. Богуславская, З. М. Развивающие игры / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
5. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : учеб. метод. пособие / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 107 с.
6. Власова, Т. А О детях с отклонениями в развитии : учеб. -метод. пособие / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 235 с.
7. Власова, Т. А. Дети с задержкой психического развития : учеб. пособие / Т. А. Власова. - М. : Мозаика-Синтез, 1984. - 205 с.
8. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций : учеб. пособие / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 328 с.
9. Выготский, Л. С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка : учеб. пособие / Л. С. Выготского. - М. : Педагогика, 1983. - 534 с.
10. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий : учебное пособие / П. Я. Гальперин. - М. : Психология, 1976. - 298 с.
11. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания : учебник / П. Я. Гальперин, Л. А. Кабыльницкая. - М. : Просвещение, 1974. - 201 с.
12. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания : учеб. пособие / П. Я. Гальперин, Л. М. Кабыльницкая. - М. : Моск. ун-та, 1981. - 397 с.
13. Демьянов, Ю. Г. Диагностика психических нарушений : учебник / Ю. Г. Демьянов. - СПБ. : ИД «МиМТоо» Респекс, 2001. - 214 с.
14. Дунаева З. М. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического психического развития / З. М. Дунаева. - М. : 1985. - 236 с.
15. Егорова, Т. В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР / Т. В. Егорова // Дефектология. - 1992. - № 4. - С. 23-25.
16. Захарюта, Н. В Психологическая диагностика развития детей : учебное пособие / Н. В. Захарюта. - А. : Психология, 2002. - 101 с.
17. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития : учеб. пособие / О. В. Защиринская. - СПб. : Педагогика, 2009. - 309 с.
18. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность : учебное пособие / П. И. Зинченко - М. : Академия, 1961. - 562 с.
19. Истомина, З. М. Развитие памяти : учебное пособие / З. М. Истомина. - М. : Психология, 1978. - 236 с.
20. Истомина, З. М. Развитие памяти / З.М. Истомина. - М. : Педагогика, 1978. - 290 с.
21. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения : учеб. метод. пособие / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, Р. Д. Шевченко. - М. : Высш. шк., 2009. - 301 с.
22. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Е. Е. Кравцова - М. : Просвещение, 1996. - 160 с.
23. Кудина, Н. А. Пальчиковая живопись как средство развития воображения у младших дошкольников с задержкой психического развития :
диплом. раб. / Н. А. Кудина. - М., 2017. - URL :
http://refleader.ru/jgeqasqasotr.html(дата обращения: 21.01.2019).
24. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени. - М. : Академия, 2003. - 480 с.
25. Кульчицкая, Е. И. Формирование взаимоотношений детей : учебное пособие / Е. И. Кульчицкая - М. : Дошк. воспитание, 1964. - 213 с.
26. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей методич.
разработка / Т. А. Давыдова. - М., 2000. - URL :
http://www.studmed.ru/ladyzhenskaya-ta-red-rechevye-sekrety f39b8c1adbb.html(дата обращения: 11.01.2019).
27. Лебединский, В. В Нарушения психического развития в детском возрасте : учебник / В. В. Лебединский.- М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
28. Леонтьев, А. Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : учебное пособие / А. Н. Леонтьев. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144 с.
29. Лубовский, В. И. Обучение детей с задержкой психического развития : учеб. Пособие / В. И. Лубовский. - Смоленск : Педагогика, 1994. - 324 с.
30. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Лурия. - М. : Просвещение, 1968. - 307 с.
31. Лутонян Н. Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с ЗПР / Н. Г. Лутонян // Дефектология. - 1977. - № 3. - С. 37-40.
32. Маркина, А. И. Особенности восприятия детей с ЗПР : метод. разраб. воспитания / А. И. Маркина. - М. : Вече, 2016 - 480 с.
33. Марцинковская, Е. Н. Развитие осознания элементарных действий у детей дошкольного возраста / Е. Н. Марцинковская. - М. : Рукопись, 1952. - 218 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология : учебное пособие /
B. С. Мухина. - М. : Академия, 1999. - 309 с.
35. Неверова, А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А. А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. - Челябинск, 2015. - URL :https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7212/(дата обращения: 18.03.2019).
36. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М. : Психология образования, 2003. - 209 с.
37. Носкова, Л. П. Дошкольное воспитание аномальных детей : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина - М. : Академия, 2008. - 409 с.
38. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы : учеб. пособие. / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2005. - 360 с.
39. Оливер, Р. И. Исследование развития познавательной деятельности / Р. И. Оливер, Дж. А. Брунера, П. В. Гринфилд ; под ред. Дж. Брунера. - М. : Просвещение, 1971. - 432 с.
40. Поддубная, Н. Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР / Н. Г. Поддубная // Дефектология. - М., 1980. - № 4. - С. 34-40.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие /
C. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 344 с.
42. Саенко, Ю. В. Специальная психология : учебно-метод. пособие / Ю. В. Саенко. - Таганрог: ТИУиЭ, 2002. - 142 с.
43. Симонова, Л. Ф. Память детей 5 - 7 лет : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. Ф. Симонова. - Ярославль : Просвещение, 2000. - 290 с.
44. Слепович, Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя / Е. С. Слепович. - Мн. : Народная света, 1989. - 64 с.
45. Сорокин, В. М. Специальная психология : учебник. /
В. М. Сорокин. - СПб. : Просвещение, 2008. - 198 с.
46. Субботна, Т. В Наглядно-действенное мышление : выпуск.
квалиф. раб. / Т. В. Субботиной. - М., 2016.- URL :
https://infourok.ru/kartoteka-igr-na-razvitie-mishleniya-737520.html (дата
обращения: 15.01.2019).
47. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольника : хрестоматия / Г. А.Урунтаева. - М. : Академия, 2007. - 384 с.
48. Чапко, А. Е. Коррекция воображения детей старшего
дошкольного возраста с детским церебральным параличом посредством нетрадиционных техник рисования : выпус. квалиф. раб./ А. Е. Чапко. - М., 2016.- URL :http://docplayer.ru/62012368-Korrekciya-voobrazheniya-detey-
starshego-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 17.02.2019).
49. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей : учебное пособие / Л. В. Черемошкина. - Я. : Психология, 1997. - 278 с.
50. Шевченко, С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко // Дефектология.- 1976. - № 4. - С. 139-140.
51. Шипицына, Л. М. Специальная психология : учебник для студентов ВУЗов / Л. М. Шипицына. - СПб. : Педагогика, 2010. - 347 с.
52. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 212 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ