Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития посредством игровой деятельности

Работа №93502

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2021
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков в дошкольном
возрасте 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 10
1.3. Особенности взаимоотношений у детей старшего дошкольного
возраста с взрослыми и сверстниками 14
1.4. Специфика коммуникативной деятельности у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. Этапы и организация исследования развития коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
2.2. Определение уровня развития коммуникативных навыков у детей 5-6
лет с задержкой психического развития 34
ГЛАВА 3. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности 45
3.1. Игровая деятельность старших дошкольников с задержкой
психического развития как условие развития коммуникативных навыков 45
3.2. Содержание системы коррекционной работы 49
3.3. Оценка эффективности системы коррекционной работы по развитию
коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством игровой деятельности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ

Модернизация дошкольного образования, отраженная в документах последних лет (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования»), определяет одним из ведущих приоритетов образования создание условий для социально-коммуникативного развития детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [4, с. 36].
Актуализация новых ценностей в образовании является значимым, т. к. развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
В развитии дошкольников ведущая роль принадлежит коммуникативным способностям. Они дают возможность отличать те или иные ситуации общения, понимать состояние окружающих людей в этих ситуациях и на базе этого адекватно выстроить собственное поведение.
Коммуникация позволяет ребенку разрешать различного рода задачи, которые возникают в общении: преодолевать эгоцентризм (то есть понимать позицию и состояние других людей, которые не совпадают с его собственными), распознавать разные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации собственное поведение адекватно и творчески.
Опыт первых взаимоотношений со сверстниками выступает тем фундаментом, на котором базируется будущее становление личности ребенка. Данный первый опыт значительно может обогатить жизнь детей, раскрасить яркими красками область их чувств, во многом определить характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в общем.
На данном этапе развития психолого-педагогической науки, проблема конструктивной коммуникации весьма актуальна, в связи с тем, что растет уровень агрессивности, жестокости и конфликтов в окружающей обстановке ребенка. Все неблагоприятные воздействия оставляют свои следы на процессе общения между детьми.
В нашем современном обществе перед родителями возникает много нерешенных задач, неправильно расставленные приоритеты и нехватка времени приводит к ограниченному общению с детьми. А ведь ребенку дошкольного возраста так важно общение с близкими, и именно оно закладывает основу для дальнейшего гармоничного его развития. Под действием внешне складывающихся обстоятельств ребенок вынужден вбирать в себя ненужную информацию, тем самым искажая свою личностную структуру. У ребенка из-за недостатка общения с близкими повышается эмоциональная восприимчивость и стремление привлечь к себе внимание, отсюда конфликты с воспитателем и детьми в группе, уход в себя и депрессивно-невротические нарушения психики, вспыльчивость, гнев. Такие дети испытывают сложности с приобретением необходимых навыков общения.
В отечественной педагогике и психологии вопросами о развитии, сущности, особенностях коммуникативных навыков, занимались такие выдающиеся личности, как И. А. Алексеев, О. А. Анисимова, Н. Н. Богомолова, Л. В. Куликова, В. Н. Снетков, В. А. Сонин, Е. С. Яхонтова, и многие другие; все авторы уверены в том, что необходимо работать над формированием коммуникативных навыков у детей уже с дошкольного возраста.
У детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеются трудности в формировании коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с ЗПР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной [12, с. 36].
Так, на сегодняшний день изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является важным аспектом в воспитании, помогающим понять процессы общения и снизить агрессивные тенденции в поведении, решить вопросы обособленности ребёнка в коллективе и включить в жизнь группы.
Актуальность данной проблемы в том, что возникает необходимость создания благополучных условий для развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования - коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования - применение игровой деятельности в системе коррекционной работы для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель - разработка системы коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить теоретические источники по обозначенной проблеме
2. Выявить особенности детей с задержкой психического развития.
3. Организовать и провести диагностику уровня развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР;
4. Описать игровую деятельность как средство развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Проведение диагностики уровня сформированности
коммуникативных навыков старших дошкольников с ЗПР в детском саду №203 г. Екатеринбург.
6. Разработка системы коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ЗПР посредством игровой деятельности.
7. На контрольном этапе экспериментальной работы проанализировать достигнутые результаты.
Гипотеза исследования: целенаправленная работа по развитию коммуникативных навыков с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития будет более успешной в игровой деятельности.
Методы исследования:
1. Наблюдение старших дошкольников с задержкой психического развития в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
2. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментальных исследований.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с целью данного исследования - разработка системы коррекционной работы для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровой деятельности, были решены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Планирование, организация, проведение и анализ результатов изучения формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Описание условий для коррекции коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности.
4. Составление и апробация программы для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Анализ литературы, посвященной проблеме исследования развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития показал, что у детей недостаточно развиты навыки коммуникации и нет заинтересованности в совместной деятельности со сверстниками. Они не умеют правильно проявлять желание в общение со сверстниками и взрослыми. С помощью экспериментального исследования можно сделать выводы, что детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития мешает для полноценного взаимодействия с коллективом невысокий уровень развития коммуникативных навыков. Дети не заинтересованы в общении со сверстниками и не умеют себя вести при совместной деятельности. Это указывает на то, что для таких детей необходимо организовывать специальные условия, в которых будет осуществляться коррекционная работа по целенаправленному развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В работе представлены специальные условия для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Кроме этого, была составлена и реализована коррекционно-развивающая программа, она является главным условием для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа содержит специальные занятия в виде дидактических, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, которые направлены на развитие коммуникативных навыков. В работе были проведены, в ходе экспериментального исследования, констатирующий и контрольный этапы. Исходя из результатов, можно увидеть, что при контрольном этапе у детей имеется положительная динамика. В созданных специальных условиях и при применении составленной коррекционно - развивающей программы у детей наблюдалось взаимодействие друг с другом, интерес к деятельности сверстника, дети стали более инициативны и принимали инициативу от других детей. Также у дошкольников чаще стал проявляться интерес к игровой деятельности, которая была организована взрослыми. Это свидетельствует о том, что для более успешного развития коммуникативных навыков, должны быть созданы специальные условия и коррекционно-развивающие программы, направленные на преодоление тех или иных проблем, которые возникают у детей при взаимодействии с коллективом. Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи решены. Материалы ВКР могут быть актуальны для педагогов дошкольных образовательных организаций (воспитателей, дефектологов и психологов); студентов, обучающихся по направлению подготовки специальное (дефектологическое) образование.



1. Аверин, В. А. Психология личности : учебное пособие /
В. А. Аверин. - СПб. : Изд-во Михайлова, 2001. - 89 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб для студентов
вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект-Пресс, 2012. - 382 с.
3. Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. :
Педагогика, 2003. - 124 с.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 464 с.
5. Винникова, Е. А. Формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях меняющегося мира : учеб.-метод. пособие / Е. А. Винникова. - Минск : БГПУ, 2011. - 272 с.
6. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984. - 119 с.
7. Деятельность и взаимоотношения детей дошкольного возраста / под ред. Т. А. Репиной. - М. : Просвещение, 1987. - 207 с.
8. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах : учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. - М. : Аст, 2010. - 446 с.
9. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная
адаптация/ И. А. Коробейников. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
10. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников /
А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, O. A. Шаграева. - М. : Академия, 2003. - 176 с.
11. Лисина, М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное / М. И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. - СПб. : Питер, 2001. - С. 126-131.
12. Лубовский, В. И. Задержка психического развития / под ред. В. И. Лубовского. - М. : Речь, 2003. - 206 с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М. : Психология, 1998. - 276 с.
14. Мясищев, В. Н. Психология отношений : избр. психол. труды / под ред. В. Н. Мясищев, А. А. Бодалева. - М. : МодэкМПСИ, 2004. - 356 с.
15. Никишина, В. Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью / В. Б. Никишина // Ярославский педагогический вестник. - 2002. - № 4. - С. 19.
16. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева [и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2002. - 480 с.
17. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин [и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 2008. - 272 с.
18. Петрова В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Флинта, 2000. - 104 с.
19. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. - Москва, 2004. - 300 с.
20. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада / Т. А. Репина. - М. : Педагогика, 1988. - 230 с.
21. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Рузская. - М. : Педагогика, 2009. - 216 с.
22. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Владос, 2003. - 160 с.
23. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
24. Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
25. Смирнова, Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста : автореф. дис... канд. дис. / Р. А. Смирновой. - Москва, 1981. - 54 с.
26. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2005. - 464 с.
27. Теплов, Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы и их психологических проявлениях / отв. ред. Б. М. Теплов,
Э. А. Голубева, Е. П. Гусева. - М. : Наука, 2004. - 342 с.
28. Терещук, Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р. К.Терещук.- Кишинев : Штиинца, 1989. - 190 с.
29. Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития / У. В Ульенкова, В. В. Кисова // Дефектология. - 2001. - № 1. - С. 26-33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ