ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1. Общее понятие о мышлении 6
1.2. Особенности развития логического мышления 16
1.3. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.... 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СОСТОЯНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 28
2.1. Организация и методика исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 38
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 50
3.1. Содержание коррекционной работы по развитию логического мышления у детей с нарушением зрения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
На сегодняшний день проблема нарушения зрения велика. Ребенок, у которого наблюдаются нарушение зрения, подвергается тому, что у него концентрация внимания ниже, чем у зрячего ребенка. Нарушение зрения может влиять на когнитивные процессы, ребенок не сможет мыслить, воспринимать и запоминать действия, предназначение, использование предметов. Поэтому нужно начинать, как можно раньше развивать интеллектуальную подготовку ребенка, чтобы в будущем не было проблем в школе, взрослой жизни.
Чтобы ребенок смог решить проблемы, ему понадобится развитое мышление. В задачу педагогов и родителей входит то, чтобы научить ребенка объединять предметы в группы, находить общий признак (цвет, форма), обобщать предметы и находить аргумент на свой ответ.
Цель работы - определение уровня логического мышления детей 5 лет.
Объект исследования - логическое мышление дошкольников с нарушением зрения.
Предмет исследования - состояние логического мышления слабовидящих детей 5 лет.
При диагностике были задействованы дети дошкольного возраста с нарушением зрения.
1. Слабовидящий ребенок с остротой зрения 0.03 на левом глазу, 0.05 на правом
2. Слабовидящий ребенок с остротой зрения 0.05 на левом глазу, 0.02 на правом
Диагностика проводилась индивидуально.
Гипотеза заключается в том, что развитие мыслительных операций слабовидящих дошкольников имеет специфические особенности, обуславливающий сложный структурный дефект. При соблюдении следующих условий:
1. Проведения занятий 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25 минут.
2. Подход к обучению с учетом психологических, педагогических, возрастных интересов и возможностей обучающегося.
3. Создание положительной мотивации.
4. Организация учебной деятельности, которая будет проходить в форме игры.
5. Формирование логического мышления в строгой последовательности.
Применяя вышеперечисленные условия на практике, развитие логического мышления детей дошкольного возраста с нарушением зрения будет проходить более эффективно.
Метод исследования: Анализ литературы, проведение исследования, количественные и качественные показатели данных, проведение эксперимента и его количественный анализ.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы.
2. Изучить логическое мышление.
3. Подобрать методику обследования логического мышления.
4. провести качественный анализ полученных результатов
Дипломная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Применение методики «Четвертый лишний» дает важный диагностический материал об особенностях мышления детей и взрослых.
При применении методики мы можем исследовать такие функции как обобщение, абстрагирование, анализ и синтез ясность и умение аргументировать свой выбор.
Плюс данной методики, то что она подходит как детям, так и взрослым, единственное различие, что для более взрослых людей, картинки будут, более сложнее.
В этой методике имеется много достоинств: ее можно использовать, в игровой форме, в методике простая инструкция, не надо после каждого блока заданий, говорить новые правила.
Изначально был проведен констатирующий эксперимент, чтобы показать уровень сформированности логического мышления.
Исследование проводилось с двумя детьми 5 лет.
По методике «4 лишний» представлены таблицы, показывающие уровень сформированности логического мышления. Исследование показало. Что у детей средний уровень сформированности. Но каждый ребенок имеет свои минусы и плюсы в различных показателях.
Исходя из этого были сформированы этапы работы, которые включали в себя основные требования:
1. разработка программы с учетом индивидуальных особенностей;
2. применение различных методов работы с детьми;
3. создание положительных эмоций и мотивации у детей.
При проведении исследования и последующем его сравнительном анализе была замечена эффективность работы с детьми дошкольного возраста. Уровень сформированности логического мышления имеет положительную динамику и отмечается его рост.
Проведение исследования может подтвердить то, что если у ребенка есть нарушения со зрением, то не обязательно, что у него будет недостаточно развито мышление, слабовидящий ребенок вполне может не уступать по развитию мышления зрячего ребенка.
При рассмотрении цели исследования, можно утверждать, что она достигнута и реализована.
1. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика / Н. Л. Белопольская. - М., 2009. - 115 с.
2. Белопольская Н. Л. Хрестоматия по патопсихологии / Н. Л. Белопольская. - М. : УРАО, 1998. - 224 с.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Н. Ю. Борякова. - М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2002. - 64 с.
4. Бутон. Ш. Развитие речи / Ш. Бутон. - М. : Прогресс, 2007. - 324 с.
5. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон - М. : Просвещение, 1967. - 502 с.
6. Выготский, Л. С. Нейропсихология / Л. С. Выготский. - Издательство МГУ, 1984. - 125 с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2006. - 512 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2004. - 312 с.
9. Гаврина, С. Е. Вся школьная программа «Мышление» / С. Е. Гаврина. - М. : РОСМЭН, 2006. - 72 с.
10. Григорьева, Л. П. Основные методы развития зрительного восприятия при нарушениях зрения / Л. П. Григорьева. - М., 1990. - 345 с.
11. Дзюба, О. В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е. А. Левановой. - Выпуск 23. - Калининград : Изд- во КГУ, 2009. - С. 56-60.
12. Дубова, Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ЗПР / Н. В. Дубова // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 36-38.
13. Екжанова, Е. А., Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта : учебник / Е. А. Екжанинова, Е. А. Стребелева ; под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.
14. Ендовицкая, Т. В. Психология детей дошкольного возраста : учебник / Т. В. Ендовицкая ; под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М., 1964. - 352 с.
15. Ермаков, В. П., Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учебник / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин ; под ред. Г. А. Якунина. - М. : Просвещение 1990. - 167 с.
16. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПБ. : Питер, 2003. - 192 с.
17. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию / С. Д Забрамная - М. : Новая школа, 1998. - 144 с.
18. Кукушкина, В. С. Коррекционная педагогика / В. С. Кукушкина. - М. : ИКЦ «МарТ», 2004. - 481 с.
19. Крупская, Н. К. Дошкольное воспитание / Н. К. Крупская. - М. : Просвещение, 1978. - 452 с.
20. Козловский, О. В. Диагностика интеллекта / О. В. Козловский. - М. : Бао-Пресс, 2005. - 703 с.
21. Лалаева, Р. И. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.] ; под ред. Л. С. Волковой. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 280 с.
22. Лапковская, В. П. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ЗПР / В. П. Лапковская, Н. П. Володькова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 56 с.
23. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей / Н. В. Новотворцева. - Ярославль : Гринго, 2015. - 64 с.
24. Орлова, Е. А. Клиническая психология. : учеб.-метод. пособие / Е. А. Орлова, Н. Т. Колесник ; под ред. Г. И. Ефремовой. - М., 2013. - 363 с.
25. Перова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Перова. - М. : ИНФРА-М., 2000. - 94 с.
26. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб. : Мозаика-Синтез, 2011. - 416 с.
27. Плаксина, Л. И. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина. - М. : АСАДЕМА, 1978. - 349 с.
28. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина. - М. : Г ороД, 1998. - 389 с.
29. Поддьяков, Н. Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду / Н. Н. Поддъяков. - М. : Просвещение, 1965. - 392 с.
30. Понятийно-терминологический словарь: специальная педагогика / под редакцией В. И. Бондаря. - М. : Альма-матер, 2003. - 265 с.
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /
С. Л. Рубинштейн. - М. : Питер, 2004. - 460 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Экспериментальные методики
патопсихологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Эксмо-пресс, 1999. - 448 с.
33. Сапарова, Ж. А. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста / Ж. А. Сапарова // Научные аспекты современных исследований. - 2015. - № 2. - С. 81-83.
34. Столяренко, А. М. Психология и педагогика / А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 543 с.
35. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 2011. - 144 с.
36. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления у детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. - Ярославль. : Гринго, 2012. - 240 с.
37. Турыгина, Л. В. Формирование логического мышления у детей дошкольного возраста / Л. В. Турыгина // Филологическое образование в период детства. - 2013. - № 2. - С. 264-266.
38. Урунтаева, Г. А. Детская психология/ Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2010. - 360 с.
39. Ушакова, О. С. Придумай слово / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ «Сфера», 2010. - 105 с.
40. Филимонова, О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх / О. Ю. Филимонова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 128 с.
41. Хасанова, Г. Р. Понятийное мышление и его формирование в дошкольном возрасте / Г. Р. Хасанова // Молодежь Сибири - науке России. - 2016. - № 8. - С. 392-394.
42. Шулахова, Г. Ж. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте / Г. Ж. Шулахова // Наука и образование. - 2015. - № 2. - С. 77-80.
43. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. - М. : Академия, 2000. - 272 с.