ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Определение понятия «речемыслительная деятельность», 7
развитие речемыслительной деятельности у дошкольников в норме
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи III уровня 10
1.3. Особенности речемыслительной деятельности у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 17
2.1. Организация, принципы и методики констатирующего этапа
исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования моторики, устной речи и
речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
III УРОВНЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 40
3.1. Цель, задачи, принципы организации логопедической работы по формированию речемыслительной деятельности старших дошкольников
с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях 40
3.2. Содержание работы учителя-логопеда по формированию
речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
У каждого человека речевые функции играют главную роль и являются важными функциями среди всех. Нарушение речи отрицательно сказывается на развитие ребёнка в целом и затрудняет его общение с окружающими, задерживает познавательные процессы, исходя из этого у ребёнка возникают трудности в формировании собственной личности. Дошкольный возраст благоприятный период для коррекционной работы. Один из показателей готовности обучающегося к обучению в школе - правильная речь.
Речь - важнейшая способность человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции. Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе.
Дети с развитой речью могут легко вступать в контакт с окружающими, а также выражать свои мысли и желания. А у ребёнка с не развитой речью затрудняется взаимоотношение с окружающими. Дети с нарушением речи к старшему дошкольному возрасту начинают осознавать свои дефекты и могут стать стеснительными, молчаливыми и раздражительными.
Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие, считают речь - речевой деятельностью. Речевая деятельность осуществляется в двух вариантах: речевое общение и индивидуальная речемыслительная
деятельность, которая реализуется внутренней речью.
Адаптация детей в социуме зависит от развития речи и мыслительных операции, которые обеспечивают раскрытие мысли во внешней речи с помощью знаков языка. Благодаря символизации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление психических процессов: словесно-логическое мышление, речемыслительная деятельность, воля, самосознание.
Незрелость речемыслительной деятельности ограничивает потребности общения и препятствует познавательным возможностям детей.
И. Т. Власенко, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и другие посвящали свои работы изучению взаимосвязи мышления и речи в онтогенезе.
Важной задачей подготовки дошкольников к школе является становление речемыслительной деятельности.
Речемыслительная деятельность - процесс создания мысли и речи, которая влияет на социализацию и успешность обучения детей.
Ведущие ученые в области логопедии, которые занимались изучением общего недоразвития речи: Н. С. Жуков, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева и другие. Развитие речи тесно связано с развитием интеллектуальных способностей детей. У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы и психических процессов.
Формирование речевой деятельности предполагает формирование точного и полного выражения мысли. Дети в процессе общения усваивают знаки и используют их для управления внутренней психической жизни. Формируется знаковая функция сознания, а также происходит становление психических процессов, таких как речемыслительная деятельность, самосознание и словесно-логическое мышление.
В последнее время выросло количество плохо говорящих или неговорящих детей, которым требуется помощь таких специалистов как: логопед, дефектолог, психолог, которые помогут выстраивать вербальное взаимодействие.
Необходимо разработать программу, которая позволит: сформировать речемыслительную деятельность, развить высшие психические функции и установить взаимоотношение с близким окружением.
Именно поэтому проблема формирования речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной.
Объект исследования: моторика, устная речь и речемыслительная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня на логопедических занятиях.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать содержание логопедической работы по формированию речемыслительной деятельности старших дошкольников с ОНР 3 уровня на логопедических занятиях.
Задачи исследования:
- изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- выявить особенности речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях;
- определить принципы и содержание коррекционной работы учителя- логопеда по формированию речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
1. Метод теоретического исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Метод практического исследования: проведение констатирующего эксперимента. Проведение логопедического обследования с использованием рекомендации Н. М. Трубниковой и анализ полученных данных с целью определения направлений и содержания логопедической работы.
Исследование проводилось на базе филиала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 33 «Веснушки» - детский сад № 72 "Березка" в г. Серове, численность обследуемых составила 5 детей.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Речь - важная психическая функция человека. Речь и мышление являются неотъемлемой частью друг друга. И не могут существовать раздельно.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня имеется отставание в становление словесно-логического мышления. Речь ребёнка с общим недоразвитием речи недостаточно фонетически оформлена и аграмматична. Отмечается быстрая отвлекаемость детей, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности.
Перечисленные нарушения негативно влияют на развитие других сторон речи и затрудняют процесс школьного обучения детей. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо решать коррекционные задачи для успешного овладения речемыслительной деятельностью.
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение особенностей и уровня развития моторных функции, устной речи, мыслительных операции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, как составляющих при формировании речемыслительной деятельности.
Для достижения данной цели был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого изучалось состояние моторной сферы, устной речи и речемыслительной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальное исследование проводилось на базе филиала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей № 33 «Веснушки» - детский сад № 72 "Березка" в г. Серове.
В качестве материала для обследования были взяты методические рекомендации Н. М. Трубниковой «Речевая карта», альбом для логопеда О. Б. Иншаковой.
Для исследования речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи использовались следующие методики:
- «Классификация понятий» (Л. С. Выготский, Б. В. Зайгарник);
- «Последовательность событий» (А. Н. Берштейн);
- «Четвертый лишний» (Н. Л. Белопольская).
Анализируя результаты констатирующего эксперимента, было выявлено, что у детей имеются нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики; звукопроизношения, слоговой структуры слова. Уровень развития лексической и грамматической сторон речи не соответствует возрасту.
Проанализировав результаты исследования речемыслительной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, можно сделать вывод, что 60% (Богдан, Кристина, Женя) детей имеют низкий уровень овладения общей структурой мыслительной деятельности. Низкий уровень предполагает, что дети заинтересованы и увлечены решить определённую задачу (рассмотреть картинки по категориям, разложить сюжетные картинки в правильном порядке, описать что на них происходит и так далее), но к сути занятия дети относились безразлично и не увлечённо. Детям доступны простые поставленные задачи, они нуждаются в повторном разъяснении задания. Так же необходима помощь взрослого в плане практических действии.
Общим для всех обследованных детей с общим недоразвитием речи III уровня является недостаточный объём словарного запаса, ограничены знания об окружающем мире, имеются затруднения в решении словесно-логических заданиях. У детей наблюдаются трудности со стороны вербального мышления, которое проявляется в нарушении смыслового высказывания, нарушения логико-грамматических отношении, а также трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи.
Средний уровень сформированности речемыслительной деятельности у 40% (Злата, Савелий), дети в целом справлялись с поставленными задачами, но допускали ошибки. Правильно классифицировали карточки по некоторым группам, соблюдали верную последовательность событий, но с составлением грамматически связного рассказа справлялись частично, в речи присутствовали аграмматизмы, замены, перестановки слов. Выявляли лишний предмет, но были сложности в аргументировании своего выбора.
При проведении констатирующего эксперимента были выявлены недостатки речемыслительной деятельности детей. Для их преодоления было составлено содержание логопедической работы по формированию речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня. Были описаны направления работы, упражнения и игры. Работа проводилась по следующим направлениям: развитие моторной сферы; развитие устной речи; формирование речемыслительной деятельности.
Занятия целесообразно проводить систематически в рамках индивидуальной и подгрупповой работы, на протяжении длительного времени. Так как работа по формированию речемыслительной деятельности очень трудоемка и требует активного участия логопеда, воспитателя, родителей и самих детей.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2006. - 319 с.
3. Баль, Н. Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР на коррекционных занятиях : пособие для педагогов учреждений образования / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. - Минск : Народная асвета, 2015. - 110 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. - Москва : Изд-во Педагогика, 1990. - 152 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов
дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - Москва : изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
7. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Т. В. Волосовец. - Москва : Сфера, 2008. - 256 с.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 654 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 161 с.
11. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. - Москва : Аркти, 2002. - 144 с.
12. Горонина, Т. П. Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии / Т. П. Горонина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 49-51. — URL : https://moluch.ru/th/1 /archive/99/3473/ (дата обращения: 31.10.2021).
13. Дубровина, И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова. - Москва : Просвещение, 2003. - 148 с.
14. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Москва : Арт ПТД, 1998. - 245 с.
15. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
16. Костромина, Н. Л. Развитие речемыслительной деятельности дошкольников 3-4 лет : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н. Л. Костромина, Л. С. Кравченко, И. Б. Масленкова. - Мозырь : ООО ИД Белый ветер, 2009. - 65 с.
17. Кудинова, М. И. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений / М. И. Кудинова. - Москва : 2016. - 364 с.
18. Лазаренко, О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи / О. И. Лазаренко, А. В. Ястребова. - Москва : АРКТИ, 2001. - 144 с.
19. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова - Санкт-Петербург : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
...