ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Онтогенез грамматического строя речи у детей в норме и с
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся, имеющих
интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 13
1.3. Характеристика грамматического строя речи у обучающихся младшего
школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 24
2.1. Принципы, организация и методика логопедического обследования
обучающихся младшего школьного возраста 24
2.2. Анализ результатов логопедического обследования обучающихся
младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 29
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ 52
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 52
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста,
имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что необходимо формировать языковую личность, владеющую русским языком как средством общения в различных сферах жизни. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями важным является своевременность и комплексность коррекционной работы. Отмечается необходимость логопедической коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями не только на уроках русского языка, но и на логопедических занятиях для профилактики и коррекции нарушений устной и письменной речи.
Важно отметить, что данная тема недостаточно изучена в теоретическом и практическом направлениях.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили:
Особенности общего и речевого развития умственно отсталых детей в психологическом аспекте изучены многими авторами Л. С. Выготский, В. И. Бельтюков, А. Н. Гвоздев, В. Петрова, М. Певзнер, И. Карлин, М. Стразулла, К. Лонэ, С. Борель-Мезонни, Шлезингер, М. Зееман, В. И. Лубовский и другие. Создание специальных условий в процессе обучения младших школьников с интеллектуальными нарушениями традиционно рассматривается, как один из решающих факторов их успешного психического и речевого развития (А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, Г. М. Дульнев, В. Занков, К. К. Карлеп, О. И. Кукушкина, Н. Н. Малофеев, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф).
Объект исследования — уровень сформированности грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость).
Предмет исследования — процесс логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость).
Цель исследования — выявить нарушения грамматического строя речи и спланировать, провести и оценить эффективность логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость).
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать уровень разработанности проблемы формирования и коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на основе анализа литературы.
2. Определить особенности грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость).
3. На основе теоретического анализа литературы и полученных результатов констатирующего эксперимента разработать и реализовать логопедическую работу по коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость), а также проанализировать динамику на основе специально разработанных критериев оценки.
Гипотеза исследования: предполагаем, что для качественного формирования грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями необходима специально разработанная и научно-обоснованная коррекционная работа, направленная на коррекцию навыков словообразования и словоизменения. Для этого требуется система коррекционной работы, позволяющая дополнить используемые упражнения, оптимизировать процесс обучения, а также закрепить связь между уроками русского языка и логопедическими занятиями, что позволит выявить потенциальные возможности и будет способствовать положительной динамике коррекции нарушений грамматического строя речи.
Методики обследования были выбраны с учетом объекта и предмета изучения, а также цели и задач исследования:
1. Обследование грамматического строя речи: составление предложений по карточке с изменением соответствующей грамматической формы слова. Исправление деформированных предложений (Г.В. Чиркина).
2. Обследование навыков словообразования и словоизменения, а также навыков согласования, управления и примыкания (Н.М. Трубникова).
3. Обследование связной речи (В.К. Воробьева).
Практическая новизна исследования определяется тем, что получен новый материал, который дополнит имеющиеся сведения о нарушениях грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В данной диссертации:
• Разработанная методика коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения, направлена на совершенствование навыков словообразования и словоизменения.
• Предложенная система заданий направлена на развитие речевых и познавательных способностей обучающихся.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Для первой главы ВКР «Теоретический обзор литературы по проблеме исследования» был проведен теоретический анализ источников литературы по данной проблеме.
Для второй главы ВКР «Констатирующий эксперимент и анализ его результатов» были подобраны диагностический инструментарий и база исследования.
Третья глава ВКР «Логопедическая работа по коррекции грамматического строя речи у обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные (умственную отсталость)».
Данное исследование посвящено проблеме коррекции нарушений грамматического строя речи у обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость). Анализ специальной научной и методической литературы (Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович и др.) по проблеме коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у данной категории детей свидетельствуют о недостаточной изученности вопросов повышения результатов коррекции. В связи с этим, особую актуальность приобретает создание модели коррекции грамматического строя речи, позволяющей повысить эффективность логопедической работы, которая учитывает общие закономерности и особенности развития школьников с легкой степенью умственной отсталости.
В первой главе представлен анализ изучения: закономерностей и особенностей развития грамматического строя речи в онтогенезе и детей с умственной отсталостью. Анализ данных литературы позволил сделать следующие выводы: для усвоения грамматической стороны речи необходима сохранность центральной нервной системы. Для детей с умственной отсталостью характерно значительное недоразвитие грамматического строя, которое проявляется в разной степени с различными формами речевых нарушений.
Во второй главе определены и описаны: цель, задачи и методы исследования, организация и методика проведения констатирующего эксперимента, который был направлен на изучение: моторной сферы, фонетической стороны речи, фонематического слуха и восприятия и лексико-грамматического строя речи.
В результате констатирующего эксперимента, который проходил на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12» с 10 обучающимися с интеллектуальными нарушениями. У детей наблюдалось нарушение всех компонентов речи в разной степени.
Таким образом, экспериментальное изучение состояния грамматического строя речи у школьников, имеющих интеллектуальные нарушения на констатирующем этапе подтвердило зависимость между уровнем сформированности лексической и грамматической сторонами речи.
В третьей главе нами представлены: теоретическое обоснование, основные принципы, цель, задачи и этапы коррекционно-развивающей работы, проведен анализ результатов формирующего эксперимента в количественном и качественном аспектах. Уровень сформированности грамматического строя речи явился важным фактором в определении дифференцированного подхода в логопедической работе с данной категорией детей. Принимая во внимание общедидактические и специальные принципы, анализ специальной научной и методической литературы, а так же результаты констатирующего эксперимента.
Таким образом, учитывая структуру клинического и речевого дефекта, уровень сформированности грамматического строя речи и особенности каждого ребенка, в формирующем эксперименте были выделены следующие направления: 1) нормализация моторной сферы; 2) коррекция нарушений фонетической стороны речи; 3) формирования функций фонематического слуха и фонематического восприятия; 4) коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.
Чтобы выявить эффективность используемой технологии были отобраны 10 обучающихся в возрасте 10-11 лет. Сравнивались результаты констатирующего и контрольного экспериментов всех обучающихся, так как коррекционная работа проводилась со всеми детьми.
Основное внимание на подгрупповых занятиях уделялось обогащению словарного запаса и формированию у обучающихся умения грамотно формулировать свои мысли при ответах на вопросы и составлении рассказов. Обучающимся напоминалось о необходимости отвечать на вопросы полными ответами. Также внимание уделялось формированию у детей мелкой и общей моторики. Проводилась работа по развитию дыхания, мелодико-интонационной стороны речи, по формированию функций фонематического слуха и восприятия. Итогом коррекционной работы был формирующий эксперимент, включающий диагностику грамматического строя речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Таким образом, анализ и сопоставление данных констатирующего и контрольного экспериментов подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что для качественной коррекции нарушений грамматического строя речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями необходима специально разработанная и научно-обоснованная программа коррекционной работы, направленная на коррекцию навыков словообразования и словоизменения по актуальным, базовым лексическим темам. Для этого в коррекционной работе использовались упражнения, которые оптимизировали процесс обучения, а также закрепляли связь логопедических занятий с уроками русского языка. Следовательно, данное исследование показало незначительную положительную динамику коррекции нарушений грамматического строя речи.
На протяжении всего исследования были разработаны и опубликованы тексты статей:
1. Статья «Характеристика грамматического строя речи у детей в норме и с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)» (Кузнецова М.А., УрГПУ Институт специально образования, г. Екатеринбург, 2019 год).
2. Публикация конспекта занятия «Дифференциация звуков [ш] и [ж]», 4 класс («Обучение и воспитание обучающихся школ, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы», учебно-методическое пособие / под ред. Ю. Ф. Кузнецова - Екатеринбург, 2019 год).
1. Абкович, А. Я. Изучение внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Я. Абкович. - Екатеринбург : Специальное образование, 2014. - № 4. - с 5-9.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина ; М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Алексина, Л. С. Динамика речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи : автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. психол. наук / Л. С. Алексина. - М. : [б. и.], 1977. - 22 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. — 296 с.
5. Багичева, Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства / Н. В. Багичева. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2004. - Вып. 11. - 16-27 с.
6. Балакирева, А. С. Логопедия. Ринолалия / А. С. Балакирева. - М. : Секачёв, 2011. - 208 с.
7. Бгажнокова, И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И. М. Бгажнокова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 342 с.
8. Белоусова, Е. Г. Особенности устной речи детей с аутистическими расстройствами и с выраженной умственной отсталостью / Е. Г. Белоусова, А. В. Кубасов ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2013. - 40-45 с.
9. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - М. Педагогика, 1977. - 176 с.
10. Бондаренко, А. А. Индивидуальные особенности в освоении грамматики детьми 2-5 лет : дис. канд. филол. Наук / А. А. Бондаренко ; гос. пед. ун-т. Им. А.И Герцена. - Санкт-Петербург : 2011. - 365 с.
11. Ваганова, О. Г. Формирование грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста / О. Г. Ваганова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - 103 с.
12. Виноградова, В. В. Русский язык: грамматическое учение о слове / В. В. Виноградова. - М. : Высшая школа, 1986. - 719 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
14. Волкова, Г. Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи / Г. Л. Волкова. - СПб. : Сайма, 1993. - 61 с.
15. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воровьёва. - М. : АСТ. Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 433 с.
17. Гладковская, Л. М. Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР на логоритмических занятиях / Л. М. Гладковская. - М. : Методическая гостиная. - 2009. - 28-33 с.
18. Громова, О. Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз / О. Е. Громова. - М. : «Просвещение» 2007. - 56 с.
19. Грибова, О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи : Пособие для учителя / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова, Н. Л. Ипатова. - М. : Просвещение, 1992. - 96 с.
20. Гридина, Т. А. Диагностика грамматико-словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи как основа коррекционной работы / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Специальное образование, 2016. - 39-50 с.
21. Гриншпун, Б. М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью / Б. М. Гриншпун, В. И. Селиверстов ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Дефектология, 1988. - 81-84 с.
22. Доброва, Г. Р. О влиянии социальных и биологических факторов на особенности освоения языка детьми / Г. Р. Доброва ; Рос. гос. пед. ун-т А.И Герцена - Санкт-Петербург : [б. и.], 2013. - 19-28 с.
23. Зимина, В. В. Использование современных подходов при формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / В. В. Зимина ; Белоярский : [б. и.], - 2015. - 9 с.
24. Зенкова, Е. А. Подготовительная работа по освоению грамматического строя речи дошкольниками через игру / Е. А. Зенкова ; Томск : Педагогическое образование, 2018. - 120 с.
25. Калмыкова, Л. А. Работа по формированию грамматического строя речи / Л. А. Калмыкова. - М. : Дошкольное воспитание : [б. и.], - 1982. - 8-10 с.
26. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова ; Логопед : [б. и.], 2004. - 26-34 с.
27. Кузнецова, Н. А. Использование моделей при формировании грамматического строя речи у детей с общин недоразвитием речи / Н. А. Кузнецова. - Дошкольная педагогика : [б. и.], - 2013. - 33-36 с.
28. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
29. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева - М. : ВЛАДОС, 2004. - 224 с.
30. Лалаева, Р. И. Некоторые особенности лексико-грамматического строя речи у умственно отсталых детей с дислексиями / Р. И. Лалаева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Дефектология, 1976. - 9-12 с.
31. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М. : Либроком, 2014. - 216 с.
32. Лубовский, В. И. Специальная психология : учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. В. И. Лубовского, Т. В. Розановой, Л. И. Солнцевой. - М. : 2006. - 484 с.
33. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов. - М. : Академия, 2012. - 30 с.
34. Львов, М. Р. Развитие грамматического строя письменной речи четвероклассников / М. Р. Львов. - М. : Академия, 1974. - 41- 46 с.
35. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1992. - 95 с.
36. Матросова, Т. А. Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. канд. пед. наук / Т. А. Матросова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. — М. : [б. и.], 2006. - 24 с.
37. Михайлова, Н. Ю. Речевой онтогенез в теории и эксперименте : автореф. дис. канд. филол. наук / Н. Ю. Михайлова ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М. : [б. и.], 2006. - 566 с.
38. Назарова, Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. - М.: АСАОБМА, 2000. - 186 с.
39. Нигаев, А. Н. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии : опыт словаря-справочника / А. Н. Нигаев, О. Л. Алексеев, Е. В. Шиврина. - Екатеринбург, 2003. - 118с.
40. Павлова, Н. В. Формирование функционально-семантической стороны качественной лексики младших школьников с нарушением интеллекта : дис. канд. пед. наук / Н. В Павлова ; М. : [б. и.], 2002. - 252 с.
41. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников : учебное пособие / Г. В. Петрова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
42. Правдина, О. В. Логопедия : учебное пособие для студентов дефектолог. факультетов педагогических институтов / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
43. Русская грамматика : в 2-ух т. Т. 1 : Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология / под ред. Н. Ю. Шведова, Н. Д. Артюнова, А. В. Бондаренко, В. В. Иванов, В. В. Лопатин, И. С. Улуханов. - М. : Наука, 1980. - 792 с.
44. Сахарный, Л.В. Введение в психолингвистику / Л. В. Сахарный. - Л. : Издательство ленинградского университета, 1989. - 184 с.
45. Сизова, О. Б. Порождение именных форм в речи детей
дошкольного возраста: взаимодействие синтагматического и
парадигматического аспекта автореф. дис. ... кандидата филол. наук / О. Б. Сизова. - Санкт-Петербург, - 2008. - 266 с.
46. Скоробогатова, Н. В. Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / Н. В. Скоробогатова, Д. И. Лоханева. - Шадринск : Вестник, - 2014. - 5 с.
47. Соковых, С. В. Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи / С. В. Соковых. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - 279 с.
48. Сохин, Ф. А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка : автореф. дис. ... кандидата психологических наук / Ф. А. Сохин. - М. , 1955. - 15 с.
49. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи / Л. Ф. Сохин. - М. : Педагогика, 1980. - 192 с.
50. Суркова, М. М. Обследование грамматического строя речи у детей 8-10 лет с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости / М. М. Суркова А. В. Мамаева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2011. - с 122.
51. Сыропятова, Е. Е. Совершенствование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста / Е. Е. Сыропятова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2011. - с 117.
52. Тенкачева, Т. Р. Онтогенез формирования грамматической стороны речи у дошкольников : науч. метод. журн / Т. Р. Тенкачева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Специальное образование, 2013. - с 66 - 72.
53. Тенкачева, Т. Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста : научн. метод. журн. / Т. Р. Тенкачева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Специальное образование, 2014. - 68 - 78 с.
54. Тенкачева, Т. Р. Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников в условиях инклюзивного образования / Т. Р. Тенкачева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2014. - 34 с.
55. Тенкачева, Т. Р. Словообразование как основа для формирования грамматического строя речи у дошкольников / Т. Р. Тенкачева ; Урал. гос. пед. ун-т ; - Екатеринбург : [б. и.], 2013. - 151-154 с.
56. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.
57. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина ; М. : ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
58. Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова. - Екатеринбург : Дефектология, 2004. - 4-16 с.
59. Федосеева, Н. Н. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях / Н. Н. Федосеева. - М. : Дошкольная педагогика. - 2016. - 38-41 с.
60. Филичева, Т. Б. Обследование детей с ОНР и ФФНР : пособие для логопедов и студ. дефект. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2003. - 76 с.
61. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. Наук / Т. Б. Филичева. - М. : Коррекционная педагогика, 2000. - 148 с.
62. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. инститтов по спец. психологии и педагогике / Т. Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - . М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
63. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи : учебное пособие / С. Н. Цейтлин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
64. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркина.- М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
65. Чуковский, К. И. От двух до пяти. / К. Чуковский - М. : 1957. - 387 с.
66. Шадринцева, О. В. Направления коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня / О. В Шадринцева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2009. - с 224-229.
67. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учебн. пособие для студентов высш. проф. образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина.. - М. : Академия, 2014. - 256 с.
68. Barsalou, L. W. Grounding conceptual knowledge in modality-specific systems / Lawrence W. Barsalou, W. Kyle Simmons, Aron K. Barbey and Christine D. Wilson. - Department of Psychology, Emory University, Atlanta, USA, 2003. - 103 с.
69. Gary, S. Stages in sentence production: An analysis of speech error data. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior / S. Gary, А. Reich ; USA : Volume 2010, 611-629 с.