Педагогические условия формирования познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Понятие «познавательная активность», как научный феномен 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 10
1.3. Особенности познавательной активности у обучающихся с
умственной отсталостью 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 21
2.2. Описание процесса педагогической диагностики уровня
сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью 24
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной 31 отсталостью
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 36
3.1. Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности 36
3.2. Коррекционно-развивающая программа направленная на
формирование познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью 39
3.3. Методические рекомендации для родителей по формированию
познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в условиях их обучения на дому 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Понятие «познавательная активность», как научный феномен 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью 10
1.3. Особенности познавательной активности у обучающихся с
умственной отсталостью 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 21
2.2. Описание процесса педагогической диагностики уровня
сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью 24
2.3 Анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования, направленного на изучение уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной 31 отсталостью
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 36
3.1. Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в учебной и внеурочной деятельности 36
3.2. Коррекционно-развивающая программа направленная на
формирование познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью 39
3.3. Методические рекомендации для родителей по формированию
познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в условиях их обучения на дому 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77
Проблема исследования.
Развитие познавательной активности обучающихся - одна из актуальных проблем в теоретическом и практическом развитии современной педагогики. Развитие самостоятельности, инициативности, активности и творческого подхода к делу - это требования жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует усовершенствовать образовательный процесс. Задача современных учителей это поиск путей развития познавательной активности обучающихся, и развитие познавательных навыков.
Актуальность исследования.
В нынешнее время особую тревогу вызывает рост числа обучающихся с умственной отсталостью. Во всем мире отмечается рост количества таких обучающихся, поэтому проблема трудностей в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности. [40].
Степень ее разработанности и место в науке.
Познавательная активность описана в научной литературе многими учеными (М. Г. Блюмина, Г. Е. Сухарева, С. Я. Рубинштейн и др.), которые изучали детей с данной патологией развития и заметили у них снижение интереса к окружающему миру, вялость и безынициативность. [2].
Чтобы добиться успехов в образовательном процессе, нужно активизировать процессы формирования и развития познавательного интереса к изучаемому материалу, повысить творческую активность для углубления познавательной деятельности.
Работать над развитием познавательной активности у обучающихся - это значит формировать положительное отношение их к учебной деятельности и развивать стремление к познанию изучаемых предметов, желание познать и освоить все новое, что происходить в окружающем мире.
Объект исследования - познавательная активность у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - формирование познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать теоретический материал по проблеме «познавательная активность» у обучающихся с умственной отсталостью, провести диагностику уровня сформированности познавательной активности, а также составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования «познавательной активности» и ее особенностей у обучающихся с умственной отсталостью.
2. Подобрать методы и методики педагогической диагностики, направленные на выявление уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью и проанализировать результаты экспериментального изучения уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию познавательной активности для обучающихся с умственной отсталостью.
4. Составить методические рекомендации родителям по формированию познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
Методы исследования: метод наблюдения, беседы, анкетирования
Методики исследования: Диагностические авторские методики изучения познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
База исследования и апробация коррекционно - развивающей программы: ГКОУ СО «Полевская школа», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы составляет 55 страниц (без приложения).
Развитие познавательной активности обучающихся - одна из актуальных проблем в теоретическом и практическом развитии современной педагогики. Развитие самостоятельности, инициативности, активности и творческого подхода к делу - это требования жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует усовершенствовать образовательный процесс. Задача современных учителей это поиск путей развития познавательной активности обучающихся, и развитие познавательных навыков.
Актуальность исследования.
В нынешнее время особую тревогу вызывает рост числа обучающихся с умственной отсталостью. Во всем мире отмечается рост количества таких обучающихся, поэтому проблема трудностей в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности. [40].
Степень ее разработанности и место в науке.
Познавательная активность описана в научной литературе многими учеными (М. Г. Блюмина, Г. Е. Сухарева, С. Я. Рубинштейн и др.), которые изучали детей с данной патологией развития и заметили у них снижение интереса к окружающему миру, вялость и безынициативность. [2].
Чтобы добиться успехов в образовательном процессе, нужно активизировать процессы формирования и развития познавательного интереса к изучаемому материалу, повысить творческую активность для углубления познавательной деятельности.
Работать над развитием познавательной активности у обучающихся - это значит формировать положительное отношение их к учебной деятельности и развивать стремление к познанию изучаемых предметов, желание познать и освоить все новое, что происходить в окружающем мире.
Объект исследования - познавательная активность у обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - формирование познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать теоретический материал по проблеме «познавательная активность» у обучающихся с умственной отсталостью, провести диагностику уровня сформированности познавательной активности, а также составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования «познавательной активности» и ее особенностей у обучающихся с умственной отсталостью.
2. Подобрать методы и методики педагогической диагностики, направленные на выявление уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью и проанализировать результаты экспериментального изучения уровня сформированности познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию познавательной активности для обучающихся с умственной отсталостью.
4. Составить методические рекомендации родителям по формированию познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
Методы исследования: метод наблюдения, беседы, анкетирования
Методики исследования: Диагностические авторские методики изучения познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
База исследования и апробация коррекционно - развивающей программы: ГКОУ СО «Полевская школа», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы составляет 55 страниц (без приложения).
В работе рассматривается одна из самых актуальных проблем современной психологии и педагогики - проблема развития познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью.
Познавательная активность - главный мотив учебной деятельности. Проблема познавательной активности раскрывается во всем мире в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов (М. Г. Блюмина, Г. Е. Сухарева, С. Я. Рубинштейн, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной). Это позволило провести тщательный анализ психологической и учебной литературы по этому вопросу. Познавательная активность - это проявление самостоятельности, инициативы и творчества в процессе деятельности.
Также была приведена характеристика обучающихся с умственной отсталостью. Где было обнаружено, что у обучающихся с умственной отсталостью наблюдается заметная задержка в развитии высших психических функций. Кроме того, существуют ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти и словесно-логического мышления, что существенно усложняет познавательную активность таких обучающихся, создает необходимость создания особых условий для их обучения.
При изучении теоретического материала выявлены особенности формирования познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью. Обучающиеся, которые нормально развиваются благодаря правильному воспитанию, развивают все типы потребностей друг для друга, включая когнитивные. У обучающихся с умственной отсталостью слабо выражены порывы к разным видам деятельности, недостаточно развито любопытство, нет потребности в познании. Такая дисгармония в развитии потребностей также определяет неадекватное развитие некоторых личностных качеств. Это еще раз дало толчок, для проведения экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование состояло из констатирующего и формирующего этапа. Исследование проходило на базе ГКОУ СО «Полевская школа», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса, где реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1-7 человек, вариант 2-1 человек, и адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) - 1 человек. Всего в классе 9 обучающихся.
На экспериментальном этапе был изучен уровень сформированности познавательной активности у обучающихся с у умственной отсталостью. Для этого использовались методики диагностики: Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич), «Выбор картинок», «Сахар» (Прохорова Л.Н.); методы: анкетирование (Л. А. Червякова), наблюдение.
Анализ полученных данных, экспериментального этапа показал, что у большинства обучающихся отсутствует познавательная активность или находится на среднем и низком уровне. Поскольку они не проявляли инициативу и независимость в процессе выполнения заданий, они теряли к ним интерес в трудные времена, вызывали отрицательные эмоции, такие как грусть и раздражение, и не задавали познавательные вопросы. Необходимо было пошаговое объяснение условий для выполнения задачи. Некоторые обучающиеся не хотят посещать школу. На уроках часто занимаются странными вещами, играми. Испытывают серьезные трудности в учебной деятельности. У большинства преобладают игровой и оценочный мотивы обучения.
На основании результатов проведенного экспериментального этапа, был изучен материал об урочной и внеурочной деятельности. Для того чтобы увеличить у обучающихся познавательную активность, необходимо применять в своей работе различные подходы, методы, приемы и технологии обучения. Для этого на формирующем этапе эксперимента была разработана и частично апробирована коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В целом было проведено несколько занятий во внеурочное время, и различные дидактические игры и упражнения на разных этапах в урочной деятельности. После частичной апробации программы обучающиеся проявили следующие результаты: обучающиеся стали адекватно вести себя в незнакомой и знакомой ситуациях; проявлять умение начинать, продолжать и вести диалог со своими сверстниками и взрослыми; умение выражать свои чувства (радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие); учились быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или другой практической деятельности; умение высказывать свою самооценку; снизился уровень негативного восприятия на ситуации неудачи; с удовольствием приходили на занятия.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что составленная программа курса при ее реализации в дальнейшем в образовательной организации будет способствовать более эффективному результату по развитию познавательной активности.
В связи с нынешней ситуацией в стране, из за пандемии коронавируса, не возможно было провести контрольный этап эксперимента. Но со слов учителя, работающего постоянно на классе, было выявлено, что обучающиеся более активно стали вести себя на уроках. С интересом посещать внеурочные мероприятия. Частично повысился интерес к учебным предметам. А также повысилась эффективность в обучении. Для того, чтобы увидеть у обучающихся более высокий результат, необходимо программу реализовать полностью.
Удалось увидеть то, что введение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий, игр и различных творческих заданий способствует углублению познавательного интереса, а значит повышению познавательной активности, учебной мотивации и развитию коммуникативных умений. Также необходимо отметить то, что именно совместная реализация данной деятельности в ходе урочной и внеурочной работы способствовала эффективному развитию познавательной активности.
Также были рассмотрены принципы развития обучающихся с умственной отсталостью в семье и даны рекомендации родителям в виде информативного буклета.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в начале работы, были решены.
Познавательная активность - главный мотив учебной деятельности. Проблема познавательной активности раскрывается во всем мире в трудах отечественных и зарубежных ученых и педагогов (М. Г. Блюмина, Г. Е. Сухарева, С. Я. Рубинштейн, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной). Это позволило провести тщательный анализ психологической и учебной литературы по этому вопросу. Познавательная активность - это проявление самостоятельности, инициативы и творчества в процессе деятельности.
Также была приведена характеристика обучающихся с умственной отсталостью. Где было обнаружено, что у обучающихся с умственной отсталостью наблюдается заметная задержка в развитии высших психических функций. Кроме того, существуют ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти и словесно-логического мышления, что существенно усложняет познавательную активность таких обучающихся, создает необходимость создания особых условий для их обучения.
При изучении теоретического материала выявлены особенности формирования познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью. Обучающиеся, которые нормально развиваются благодаря правильному воспитанию, развивают все типы потребностей друг для друга, включая когнитивные. У обучающихся с умственной отсталостью слабо выражены порывы к разным видам деятельности, недостаточно развито любопытство, нет потребности в познании. Такая дисгармония в развитии потребностей также определяет неадекватное развитие некоторых личностных качеств. Это еще раз дало толчок, для проведения экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование состояло из констатирующего и формирующего этапа. Исследование проходило на базе ГКОУ СО «Полевская школа», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 класса, где реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 1-7 человек, вариант 2-1 человек, и адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) - 1 человек. Всего в классе 9 обучающихся.
На экспериментальном этапе был изучен уровень сформированности познавательной активности у обучающихся с у умственной отсталостью. Для этого использовались методики диагностики: Диагностическая проективная методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич), «Выбор картинок», «Сахар» (Прохорова Л.Н.); методы: анкетирование (Л. А. Червякова), наблюдение.
Анализ полученных данных, экспериментального этапа показал, что у большинства обучающихся отсутствует познавательная активность или находится на среднем и низком уровне. Поскольку они не проявляли инициативу и независимость в процессе выполнения заданий, они теряли к ним интерес в трудные времена, вызывали отрицательные эмоции, такие как грусть и раздражение, и не задавали познавательные вопросы. Необходимо было пошаговое объяснение условий для выполнения задачи. Некоторые обучающиеся не хотят посещать школу. На уроках часто занимаются странными вещами, играми. Испытывают серьезные трудности в учебной деятельности. У большинства преобладают игровой и оценочный мотивы обучения.
На основании результатов проведенного экспериментального этапа, был изучен материал об урочной и внеурочной деятельности. Для того чтобы увеличить у обучающихся познавательную активность, необходимо применять в своей работе различные подходы, методы, приемы и технологии обучения. Для этого на формирующем этапе эксперимента была разработана и частично апробирована коррекционно-развивающая программа по развитию познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В целом было проведено несколько занятий во внеурочное время, и различные дидактические игры и упражнения на разных этапах в урочной деятельности. После частичной апробации программы обучающиеся проявили следующие результаты: обучающиеся стали адекватно вести себя в незнакомой и знакомой ситуациях; проявлять умение начинать, продолжать и вести диалог со своими сверстниками и взрослыми; умение выражать свои чувства (радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие); учились быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или другой практической деятельности; умение высказывать свою самооценку; снизился уровень негативного восприятия на ситуации неудачи; с удовольствием приходили на занятия.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что составленная программа курса при ее реализации в дальнейшем в образовательной организации будет способствовать более эффективному результату по развитию познавательной активности.
В связи с нынешней ситуацией в стране, из за пандемии коронавируса, не возможно было провести контрольный этап эксперимента. Но со слов учителя, работающего постоянно на классе, было выявлено, что обучающиеся более активно стали вести себя на уроках. С интересом посещать внеурочные мероприятия. Частично повысился интерес к учебным предметам. А также повысилась эффективность в обучении. Для того, чтобы увидеть у обучающихся более высокий результат, необходимо программу реализовать полностью.
Удалось увидеть то, что введение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий, игр и различных творческих заданий способствует углублению познавательного интереса, а значит повышению познавательной активности, учебной мотивации и развитию коммуникативных умений. Также необходимо отметить то, что именно совместная реализация данной деятельности в ходе урочной и внеурочной работы способствовала эффективному развитию познавательной активности.
Также были рассмотрены принципы развития обучающихся с умственной отсталостью в семье и даны рекомендации родителям в виде информативного буклета.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в начале работы, были решены.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования познавательной активности у
обучающихся с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022 - Развитие познавательной активности у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык» у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся с умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательного интереса к учебному предмету «Русский
язык» у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального
образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование активного словарного запаса по теме: «Профессии» у обучающихся с умственной отсталостью посредством проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022



