Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение «познавательные учебные действия» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Современное определение понятия «умственная отсталость» и
психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 10
1.3. Характеристика познавательных учебных действий у обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 15
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
умственной отсталостью в экспериментальных условиях 21
2.2. Обзор методов и методик изучения уровня сформированности
познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 28
2.3. Процесс диагностической работы и анализ результатов определения
уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 33
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ 42
3.1. Процесс составления программы работы олигофренопедагога по
формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью 42
3.2. Педагогические условия апробации программы работы
олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 48
3.3. Анализ результатов апробации программы работы
олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Определение «познавательные учебные действия» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Современное определение понятия «умственная отсталость» и
психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 10
1.3. Характеристика познавательных учебных действий у обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования 15
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
УСЛОВИЯХ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся с
умственной отсталостью в экспериментальных условиях 21
2.2. Обзор методов и методик изучения уровня сформированности
познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 28
2.3. Процесс диагностической работы и анализ результатов определения
уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 33
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ 42
3.1. Процесс составления программы работы олигофренопедагога по
формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью 42
3.2. Педагогические условия апробации программы работы
олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 48
3.3. Анализ результатов апробации программы работы
олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 71
Проблема исследования. Познавательные учебные действия (ПУД) это нужные и простые части общеобразовательного процесса, становление которых гарантирует овладение содержательной частью образования обучающимися с умственной отсталостью. Познавательные учебные действия складываются и реализовываются исключительно во взаимной работе педагога-дефектолога с обучающимся с умственной отсталостью [23].
К функциям познавательных учебных действий относятся:
1) выделение некоторых существенных, общих свойств и хорошо известных предметов; 2) установление видо-родовых отношений предметов;
3) способность делать простые обобщения, умение соотносить, сгруппировать на иллюстрации; 4) умения читать, писать, выполнять простые счетные действия; 5) умение наблюдать под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей вокруг нас среды [23].
Актуальность исследования проблемы формирования ПУД у обучающихся данной категории обусловливается тем, что перемены, которые происходят в мире, создали потребность в создании и в вводе молодого поколения образовательных норм образования, в том числе, для обучающихся с умственной отсталостью. Важностью федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью считается исполнение адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
В наше время ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью [28] верно задает условия, которые требуются к результату обучения усвоения АООП и, несмотря на высокий интерес к вопросу развития личностных и предметных компетенций обучающихся, имеющиеся учебные программы нуждаются в явной поправке с учетом требований ФГОС к планируемым результатам. Огромную роль в учебном процессе играет формирование именно базовых учебных действий (БУД). Имеющиеся в данном направлении разработки еще не очень многочисленны, требуют дальнейшего совершенствования с учетом особенностей формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Проблемной задачей исследования формирования ПУД у обучающихся с умственной отсталостью в разное время проявляли интерес Г. М. Дульнев, М. С. Левитан, М. М. Нудельман. Ученые работали под руководством психологов Л. В. Занкова и И. М. Соловьева. Были произведены испытательные исследования, как правило, на познавательную деятельность и в кое-какой степени личность обучающихся с умственной отсталостью. Эти экспериментальные изучения подразумевали выявление потенциальных возможностей их развития, а не только недостатков у обучающихся с умственной отсталостью.
Объект исследования - особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - определить уровень сформированности познавательных учебных действий с помощью педагогических средств диагностики и на основе полученных данных составить и апробировать программу их формирования у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники и психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составить программу работы олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
4. Апробировать программу и проанализировать результаты апробации.
5. Выполнить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа № 6», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Методики и методы исследования:
- методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской);
- методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю.Субботиной);
- методика «наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях».
-беседа;
-наблюдение;
- эксперимент.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений (четыре приложения). Объем работы - 87 страниц машинописного текста. В списке источников и литературы 39 наименований.
К функциям познавательных учебных действий относятся:
1) выделение некоторых существенных, общих свойств и хорошо известных предметов; 2) установление видо-родовых отношений предметов;
3) способность делать простые обобщения, умение соотносить, сгруппировать на иллюстрации; 4) умения читать, писать, выполнять простые счетные действия; 5) умение наблюдать под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей вокруг нас среды [23].
Актуальность исследования проблемы формирования ПУД у обучающихся данной категории обусловливается тем, что перемены, которые происходят в мире, создали потребность в создании и в вводе молодого поколения образовательных норм образования, в том числе, для обучающихся с умственной отсталостью. Важностью федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью считается исполнение адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
В наше время ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью [28] верно задает условия, которые требуются к результату обучения усвоения АООП и, несмотря на высокий интерес к вопросу развития личностных и предметных компетенций обучающихся, имеющиеся учебные программы нуждаются в явной поправке с учетом требований ФГОС к планируемым результатам. Огромную роль в учебном процессе играет формирование именно базовых учебных действий (БУД). Имеющиеся в данном направлении разработки еще не очень многочисленны, требуют дальнейшего совершенствования с учетом особенностей формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
Проблемной задачей исследования формирования ПУД у обучающихся с умственной отсталостью в разное время проявляли интерес Г. М. Дульнев, М. С. Левитан, М. М. Нудельман. Ученые работали под руководством психологов Л. В. Занкова и И. М. Соловьева. Были произведены испытательные исследования, как правило, на познавательную деятельность и в кое-какой степени личность обучающихся с умственной отсталостью. Эти экспериментальные изучения подразумевали выявление потенциальных возможностей их развития, а не только недостатков у обучающихся с умственной отсталостью.
Объект исследования - особенности формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - определить уровень сформированности познавательных учебных действий с помощью педагогических средств диагностики и на основе полученных данных составить и апробировать программу их формирования у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать источники и психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью.
3. Составить программу работы олигофренопедагога по формированию познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
4. Апробировать программу и проанализировать результаты апробации.
5. Выполнить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Артинского городского округа «Артинская средняя общеобразовательная школа № 6», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Методики и методы исследования:
- методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской);
- методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю.Субботиной);
- методика «наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях».
-беседа;
-наблюдение;
- эксперимент.
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений (четыре приложения). Объем работы - 87 страниц машинописного текста. В списке источников и литературы 39 наименований.
□знакомясь данными психолого-педагогической литературы, возникают последующие заключения: сложности в психическом становлении обучающихся с умственной отсталостью обоснованы чертами их высшей нервной работы (вялостью действий возбуждения и торможения, медленным становлением условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением сотрудничества первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющей части случаев интеллектуальные нарушения, существующие у обучающихся с умственной отсталостью, характеризуются присутствием органического поражения ЦНС в вводных шагах онтогенеза.
Изучив источники и литературу, можно прийти к выводу, что неполная выраженность познавательных БУД у обучающихся с умственной отсталостью аргументирована их сложностями в обучении. На базе этих проблем лежат индивидуальности их психического развития, типологические и личные особенности, нарушения интеллектуального развития. Совместный Соединяющий всех их симптом заключается в недоразвитии познавательной сферы.
В диагностической работе с обучающимися применялись такие методики, как: методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской), методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю. Субботиной), наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях и экспериментальные задания по учебным предметам.
Перечисленные методики и задания позволили определить уровень сформированности познавательных действий (умения «делать простейшие обобщения») у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Констатирующий этап экспериментального опыта показал, что сформированность познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся находится, как правило, на низком уровне.
Составленная и частично апробированная программа «Развитие мыслительных операций», направленная на формирование познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, содержит 3 направления работы: с обучающимися, с педагогами, с родителями обучающихся.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали в целом положительную динамику формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Это не означает, что далее не нужно будет проводить такую работу. Программа требует дальнейшей апробации и совершенствования.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Изучив источники и литературу, можно прийти к выводу, что неполная выраженность познавательных БУД у обучающихся с умственной отсталостью аргументирована их сложностями в обучении. На базе этих проблем лежат индивидуальности их психического развития, типологические и личные особенности, нарушения интеллектуального развития. Совместный Соединяющий всех их симптом заключается в недоразвитии познавательной сферы.
В диагностической работе с обучающимися применялись такие методики, как: методика «Что лишнее» (невербальный вариант) (в модификации Н. Л. Белопольской), методика «Обобщение понятий» (в модификации Л. Ю. Субботиной), наблюдение за достижениями обучающихся в учебных ситуациях и экспериментальные задания по учебным предметам.
Перечисленные методики и задания позволили определить уровень сформированности познавательных действий (умения «делать простейшие обобщения») у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования.
Констатирующий этап экспериментального опыта показал, что сформированность познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся находится, как правило, на низком уровне.
Составленная и частично апробированная программа «Развитие мыслительных операций», направленная на формирование познавательных учебных действий (на примере обобщения) у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования, содержит 3 направления работы: с обучающимися, с педагогами, с родителями обучающихся.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали в целом положительную динамику формирования познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования. Это не означает, что далее не нужно будет проводить такую работу. Программа требует дальнейшей апробации и совершенствования.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с
умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных базовых учебных действий у
обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального
образования
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных учебных действий у
обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности
на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование мотивации к обучению у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Формирование мотивации к обучению у обучающихся с умственной
отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



