Формирование личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятия «универсальные учебные действия» и «базовые
учебные действия» как научный феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
легкой умственной отсталостью 14
1.3. Особенности формирования личностных учебных действий у
обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 23
2.2. Методы и методики, направленные на экспериментальное
изучение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 27
2.3. Анализ результатов уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью
на уровне начального образования 29
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 34
3.1. Программа внеурочной деятельности по формированию
личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 34
3.2. Анализ результатов апробации программы внеурочной
деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 42
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования во внеурочной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 97
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятия «универсальные учебные действия» и «базовые
учебные действия» как научный феномен 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
легкой умственной отсталостью 14
1.3. Особенности формирования личностных учебных действий у
обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Характеристика базы исследования и контингента обучающихся,
задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 23
2.2. Методы и методики, направленные на экспериментальное
изучение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 27
2.3. Анализ результатов уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью
на уровне начального образования 29
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 34
3.1. Программа внеурочной деятельности по формированию
личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 34
3.2. Анализ результатов апробации программы внеурочной
деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования 42
3.3. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования во внеурочной деятельности 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 97
Проблема исследования. Проблема формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования рассматривалась в разное время, разными авторами и отражена в многочисленных трудах отечественных и зарубежных дефектологов, которые отмечают ряд существенных психологических особенностей детей данной категории, которые препятствуют успешному овладению знаниями, умениями и навыками. Личностные учебные действия являются основным структурным компонентом учебной деятельности, и рассматриваются как предмет целенаправленного формирования в организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - АООП) на протяжении всего обучения в урочное и внеурочное время, как на уровне начального образования, так и в последующем на уровне основного общего образования.
Актуальность темы обоснована введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО (ИН)), а также актуальностью проблемы формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Степень разработанности. Проблема формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования в настоящее время ещё недостаточно изучена. Наблюдается острая нехватка и литературы по проблеме исследования, и развернутых практических рекомендаций для оценки уровня сформированности личностных учебных действий как на момент поступления в организации, реализующие АООП, так и к моменту завершения уровня начального общего образования.
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта [36, с. 4].
У обучающихся с легкой умственной отсталостью нарушения психического развития носят системный характер, отмечается недоразвитие познавательных процессов и снижение познавательной активности. Следовательно, учебные действия формируются не в полном объеме и им необходимо коррекционно-развивающее обучение, целью такого обучения является создание специальных условий, способствующих развитию личности обучающегося и эффективному усвоению им учебного материала.
Констатирующий этап экспериментального исследования проводился в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области, реализующем адаптированные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» (далее - ГБОУ «Центр «Дар»).
В констатирующем этапе экспериментального исследования участие принимало 7 обучающихся, из них 5 мальчиков и 2 девочки, имеющих легкую умственную отсталость.
Объект исследования - личностные учебные действия у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - выявить особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и составить программу внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие личностные учебные действия в психолого-педагогической литературе.
2) Рассмотреть особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
3) Определить уровень сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
4) Составить программу внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Для реализации цели и задач работы были использованы методы беседы с родителями и педагогами, наблюдение, эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Введение предусматривает описание проблемы исследования, ее актуальности, уровень ее разработанности, место и смысл в науке и практике.
В первой главе рассматривается теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и психолого -педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Во второй главе отражены: характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования; методы и методики, направленные на экспериментальное изучение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования; проведение констатирующего этапа экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
Методы исследования: беседа с родителями, с педагогами, со специалистами; наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Методики исследования: «Лесенка» В. Г. Щур; Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. В. Лусканова; «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.
В третьей главе рассматриваются: процесс составления программы внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования; даны методические рекомендации по реализации программы; проведение контрольного этапа экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
В заключении приведены общие выводы по проблеме исследования.
В списке источников и литературы представлены труды ученых по проблеме исследования.
Актуальность темы обоснована введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ) и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО (ИН)), а также актуальностью проблемы формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Степень разработанности. Проблема формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования в настоящее время ещё недостаточно изучена. Наблюдается острая нехватка и литературы по проблеме исследования, и развернутых практических рекомендаций для оценки уровня сформированности личностных учебных действий как на момент поступления в организации, реализующие АООП, так и к моменту завершения уровня начального общего образования.
Умственная отсталость - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта [36, с. 4].
У обучающихся с легкой умственной отсталостью нарушения психического развития носят системный характер, отмечается недоразвитие познавательных процессов и снижение познавательной активности. Следовательно, учебные действия формируются не в полном объеме и им необходимо коррекционно-развивающее обучение, целью такого обучения является создание специальных условий, способствующих развитию личности обучающегося и эффективному усвоению им учебного материала.
Констатирующий этап экспериментального исследования проводился в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области, реализующем адаптированные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» (далее - ГБОУ «Центр «Дар»).
В констатирующем этапе экспериментального исследования участие принимало 7 обучающихся, из них 5 мальчиков и 2 девочки, имеющих легкую умственную отсталость.
Объект исследования - личностные учебные действия у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Предмет исследования - процесс формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Цель исследования - выявить особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и составить программу внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Задачи исследования:
1) Изучить понятие личностные учебные действия в психолого-педагогической литературе.
2) Рассмотреть особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
3) Определить уровень сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
4) Составить программу внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Для реализации цели и задач работы были использованы методы беседы с родителями и педагогами, наблюдение, эксперимент.
Структура выпускной квалификационной работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Введение предусматривает описание проблемы исследования, ее актуальности, уровень ее разработанности, место и смысл в науке и практике.
В первой главе рассматривается теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования и психолого -педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью.
Во второй главе отражены: характеристика базы исследования и контингента обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования; методы и методики, направленные на экспериментальное изучение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования; проведение констатирующего этапа экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
Методы исследования: беседа с родителями, с педагогами, со специалистами; наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Методики исследования: «Лесенка» В. Г. Щур; Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. В. Лусканова; «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н. В. Кулешовой.
В третьей главе рассматриваются: процесс составления программы внеурочной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования; даны методические рекомендации по реализации программы; проведение контрольного этапа экспериментального исследования и анализ полученных результатов.
В заключении приведены общие выводы по проблеме исследования.
В списке источников и литературы представлены труды ученых по проблеме исследования.
В рамках написания выпускной квалификационной работы ставилась цель выявить особенности формирования личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью и составить программу внеурочной деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи.
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Дано определение сущности и значения понятий «универсальные учебные действия» и «базовые учебные действия».
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерно формирование не универсальных учебных действий, а только их «основ» - базовых учебных действий, которые формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в урочное и внеурочное время.
Проведенный теоретический анализ позволил подобрать методы и методики педагогической диагностики сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Полученные данные на констатирующем этапе экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью позволяют сделать вывод, что необходимо проводить целенаправленную работу по повышению уровня сформированности личностных учебных действий в процессе всего обучения в организациях, реализующих АООП. Для этого была составлена программа внеурочной деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и проведена работа, направленная на формирование личностных учебных действий.
Результаты, полученные при проведении повторной диагностики сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на контрольном этапе исследования, показали, что у всех обучающихся, задействованных в исследовании, отмечается незначительная положительная динамика. Они стали проявлять больший интерес к обучению, стали лучше понимать чувства других людей, оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, научились давать адекватную оценку происходящим действиям.
Для улучшения и закрепления результатов необходимо продолжить работу по формированию личностных учебных действий в урочное и внеурочное время на протяжении всего периода обучения в организации, реализующей АООП, с обязательным привлечением всех участников образовательного процесса.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи.
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Дано определение сущности и значения понятий «универсальные учебные действия» и «базовые учебные действия».
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерно формирование не универсальных учебных действий, а только их «основ» - базовых учебных действий, которые формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в урочное и внеурочное время.
Проведенный теоретический анализ позволил подобрать методы и методики педагогической диагностики сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
Полученные данные на констатирующем этапе экспериментального исследования, направленного на выявление уровня сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью позволяют сделать вывод, что необходимо проводить целенаправленную работу по повышению уровня сформированности личностных учебных действий в процессе всего обучения в организациях, реализующих АООП. Для этого была составлена программа внеурочной деятельности по формированию личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования и проведена работа, направленная на формирование личностных учебных действий.
Результаты, полученные при проведении повторной диагностики сформированности личностных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью на контрольном этапе исследования, показали, что у всех обучающихся, задействованных в исследовании, отмечается незначительная положительная динамика. Они стали проявлять больший интерес к обучению, стали лучше понимать чувства других людей, оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, научились давать адекватную оценку происходящим действиям.
Для улучшения и закрепления результатов необходимо продолжить работу по формированию личностных учебных действий в урочное и внеурочное время на протяжении всего периода обучения в организации, реализующей АООП, с обязательным привлечением всех участников образовательного процесса.
Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Формирование личностных учебных действий у обучающихся с легкой
умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие личностных учебных действий у обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уровне
начального образования во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Работа олигофренопедагога по развитию познавательных учебных
действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование познавательных учебных действий у третьеклассников с легкой умственной отсталостью в условиях разных образовательных маршрутов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных учебных действий у
обучающихся с умственной отсталостью в урочной деятельности
на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыков осознанного чтения задач по математике в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью с опорой на личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подходы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021



