ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 10
1.1. Становление устной речи у детей в норме 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 18
1.3. Закономерности становления фонематических процессов у детей
старшего дошкольного возраста в норме и при дизартрии 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ПРОСОДИКИ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 25
2.1. Организация, принципы, цель и задачи изучения состояния
артикуляционной моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 25
2.2. Содержание изучения состояния артикуляционной моторики,
звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и анализ полученных результатов 29
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 48
3.1. Организация и принципы работы логопеда по формированию
фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 48
3.2. Содержание работы логопеда по коррекции выявленных нарушений
артикуляционной моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 53
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Речь - это средство общения между людьми, которое включает в себя процесс говорения (речепорождение) и понимание (речевосприятие). Речь является одной из высших психических функций, служит показателем общего развития ребенка, так как развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием. Речь не является врожденной способностью, как и другие психические функции наиболее чувствительна к неблагоприятным факторам в период интенсивного формирования и может быть подвержена различным нарушениям.
В современном мире повышаются требования к обучению дошкольников уже на начальной ступени образования. Однако многими специалистами отмечается рост количества детей, имеющими речевые нарушения разного генеза и степени тяжести, которые приводят к возникновению проблем с первых дней обучения в школе. Одна из часто встречающихся патологий - общее недоразвитие речи (далее ОНР). Основной характеристикой детей с ОНР (при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте) является несформированность всех языковых средств.
Для них характерно отклонение в речи говорящего от нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой
деятельности, полностью или частично препятствующее речевому общению, ограничивающее возможности социальной адаптации человека [13].
Изучением этиологии данного нарушения, а также описание методов и приемов логопедической работы занимались такие авторы как Р. И. Лалаева [20], Л. В. Лопатина [22], Н. В. Серебрякова [36], Т. А. Ткаченко [38], Т. Б. Филичева [43], М. Е. Хватцев [50], Г. В. Чиркина [51] и другие.
Легкая степень псевдобульбарной дизартрии наиболее распространенная форма дизартрии, которая встречается среди детей дошкольного возраста. Это речевое нарушение произносительной стороны речи (неясная, смазанная монотонная речь), в основе которой лежат органические нарушения центральной нервной системы, ведущие к парезу мышц органов артикуляции.
Актуальность исследования обусловлена важностью правильной устной и письменной речи для готовности к обучению ребенка в школе. Если наблюдаются нарушения в устной речи, то и письменная речь будет нарушена. В дальнейшем могкт возникнуть нарушение письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Одним из основных условий успешного овладения устной и письменной речью является сформированность фонематических процессов.
Вопрос формирования фонематических процессов у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии является одним из направлений в современной логопедии. В научных исследованиях, посвященных этому вопросу, отмечается, что нарушение фонематических процессов являются распространенными и имеют стойкий характер.
В работах Р. И. Мартыновой [32], О. В. Правдиной [34] и других исследователей изучаются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «стертость» артикуляции.
Дефектное звукопроизношение, нарушение произносительной стороны речи сочетается с нарушением, прежде всего с артикуляционной моторикой и речевым дыханием. А это ведет к недоразвитию фонематического слуха, что в дальнейшем отразится в процессе развития фонематического восприятия.
Несформированность фонематического восприятия приводит к трудностям обучения ребенка в школе. Поэтому, своевременное проведение логопедической работы позволит устранить причины неуспеваемости детей в начальной школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
В настоящее время накоплен достаточно большой объем информации по проблеме исследования в работах Е. Ф. Архиповой [1], А. Н. Гвоздева [9], Р. И. Лалаевой [20], Р. Е. Левиной [21], Н. Х. Швачкина [43], Д. Б. Эльконина [53] и других. Как считает Т. А. Ткаченко [38], в современной логопедии вопросу о состоянии фонематического восприятия уделяется огромное внимание. Но, по мнению Л. В. Лопатиной [22] и Н. В. Серебряковой [34] проблема особенностей восприятия речи у детей с псевдобульбарной дизартрией является недостаточно изученной.
Особенность работы с детьми старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях логопедического пункта ДОУ (далее логопункт) заключается в том, что основываясь на программу, которая рассчитана на логопедическую группу реализовать ее в данных условиях. Учитывая, что для детей логопедической группы в расписании ДОУ реализуются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия, а также выделено время для заданий с воспитателем во второй половине дня, то в условиях логопункта это реализовать достаточно сложно.
Во-первых, ограниченное количество времени на логопедическое занятие в расписании ДОУ. Дети на логопункте занимаются в форме подгрупповых и индивидуальных занятий 2 раза в неделю. Во-вторых, воспитатели не имеют возможности выделить время во второй половине дня для индивидуальной работы по закреплению материала с каждым ребенком.
А также хочется отметить, что в настоящее время не существует единой логопедической программы, которая предназначена для работы логопеда в условиях логопедического пункта.
Таким образом, проблемой исследования является обоснование содержания логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях логопункта ДОУ.
Гипотезой исследования предполагается, что для обеспечения эффективности работы формирования фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях логопедического пункта ДОУ необходимо опираться на результаты логопедического обследования детей, гибко адаптировать содержание занятий с учетом структуры речевого нарушения.
Цель -теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и ее апробировать.
Объект - состояние устной речи и фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет - процесс логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования по вопросам коррекции нарушения фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Подобрать методики и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и проанализировать полученные результаты.
3. Экспериментально проверить эффективность логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Методы исследования
Для решения задач данного исследования было выбрано комплексное применение теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту и предмету исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, анализ медико-психолого-педагогической документации; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическая основа исследования
* представления о соотношении мышления, языка и речи, взаимосвязи речи с другими психическим процессами (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, Д. Слобин и другие);
* представления о речевой деятельности как о сложном, иерархически организованном процессе (В. И. Бельтюков, Л. С. Выготский, А. А. Залевская, А. А. Леонтьев, В. Ф. Петренко и другие);
* представления о закономерностях усвоения ребенком родного языка (А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин и другие);
* представления о структуре речевого нарушения, его проявлениях и системном подходе (Г. И. Жаренкова, Н. С. Жукова, Р. Л. Лалаева, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Е.Ф. Соботович, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина и другие)
Опытно-экспериментальная база исследования:
Базой исследования является МАДОУ № 300 города Екатеринбурга. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 5 лет, 6 месяцев - 6 лет
(старшая группа) с логопедическим заключением: ОНР 3 уровня, легкая степень псевдобульбарной дизартрии.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список источников и литературы и приложение.
Организация исследования
На первом этапе - поисково-теоретическом (2019-2020) осуществлен анализ научной литературы по проблеме исследования, определены теоретические и методологические основы эксперимента, его предмет, объект, сформулированы гипотеза, цель и задачи, разработаны методики констатирующего эксперимента.
На втором этапе - экспериментальном (2020-2021) - проведены:
1) констатирующий эксперимент, направленный на выявление состояния фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста исследуемой группы;
2) формирующий эксперимент, в ходе которого апробировалась логопедическая работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
3) контрольный эксперимент по определению эффективности разработанной логопедической работы.
На третьем этапе - обобщающем (2021) - проанализированы,
обобщены, систематизированы и описаны полученные результаты экспериментальной работы, сформулированы выводы, осуществлено внедрение результатов исследования в практику образовательного учреждения.
Теоретическая новизна исследования
- теоретически обосновать необходимость логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста;
- расширить и уточнить теоретические представления о сущности и значимости процесса формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования
- внедрение в практическую деятельность логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии;
- возможность использования материалов исследования на лекционных курсах и специальных семинарах по логопедии, при составлении программ и учебных пособий для студентов;
- материалы исследования были апробированы на Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» в апреле 2021 года.
Дошкольное детство в жизни ребенка является сензитивным периодом для усвоения речи. Именно в этот период ребенок активно овладевает нормами родного языка, происходит формирование всех сторон речи, в частности фонематических процессов.
Анализируя источники литературы по проблеме исследования таких авторов как Е. Ф. Архипова, В. И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н.Х. Швачкин были определены закономерности становления устной речи у детей с нормальным речевым развитием.
Многие исследователи такие как: Р. И. Лалаева, Р.Е. Левина, В. К. Орфинская, М. Ф. Фомичева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, и другие отмечают, что фонематические нарушения являются распространенными в структуре речевого дефекта у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Определение эффективных путей коррекции фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии является одной из актуальных проблем в настоящее время.
Логопедическая работа, направленная на развитие звукопроизношения тесным образом связана с фонематическим слухом. При нарушенном звукопроизношении у ребенка формируются неправильные кинестетические ощущения, которые приводят к нарушению кинестетического анализа артикуляционного образа звука и тормозят формирование фонематического слуха. В дальнейшем приводит к несформированности фонематического восприятия, а это, в свою очередь, влияет на развитие лексико-грамматического строя речи, пополнению словарного запаса, а в дальнейшем приведет к нарушению чтения и письма.
Нарушения звукопроизношения у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеют стойкий характер.
Сформированность фонематических процессов в целом обеспечивают готовность к обучению в школе.
Логопедическая работа проводилась в условиях логопункта с октября 2020 по март 2021 года.
Логопедические занятия с детьми экспериментальной группы проводились 2-3 раза в неделю в течение всего срока обучения, за исключением больничных дней ребенка. Таким образом, с каждым ребенком было проведено 70 занятий в индивидуальной форме.
По результатам констатирующего эксперимента были составлены индивидуальные планы работы на каждого ребенка, была проведена коррекционная работа на основе рекомендаций, изложенных в трудах Р. И. Лалаевой, Е. Ф. Архиповой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой.
В работе были использованы пособия С. В. Коноваленко, Л. А. Комаровой, Н. В. Нищевой, Т. А. Ткаченко, которые помогли осуществлять работу в интересной для детей форме, повышали стремление детей к работе на занятии.
Логопедическая работа на логопункте ДОУ «вклинивается» в образовательный процесс, дети получают коррекционную помощь порционно. Большая часть работы отводится на работу родителей по тетрадям Л. А Комаровой, А. В. Костюк, Н. Э. Теремковой,. Тетради доступны для самостоятельной работы родителей под контролем логопеда.
Соотношение результатов обследования фонематических процессов на констатирующем и контрольном этапе показало преимущественную положительную динамику. Проведенная нами логопедическая работа по формированию фонематических процессов у дошкольников с легкой степенью дизартрии была апробирована и оказалась эффективной для большинства детей.
Таким образом, цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены, гипотеза подтверждена.
1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом : кн. для логопеда. М., 1989. 76 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. 320 с.
3. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1964. 91 с.
4. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2006. 141 с.
5. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : кн. для логопеда. М., 1989. 160 с.
6. Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. М., 2004. 330 с.
7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960. 500 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 472 с.
9. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2005. 351 с.
10. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи : сб. науч. тр. / отв. ред. В. И. Селиверстов. М., 1982. С. 76-77.
11. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. 157 с.
12. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей : учеб. пособие. Екатеринбург, 1998. 320 с.
13. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М., 2009. 227 с.
14. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 1985. 207 с.
15. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 2004. 58 с.
16. Козырева Л. М. Развитие речи : дети 5-7 лет. Ярославль, 2002. 160 с.
17. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет : учеб.-метод. пособие. М., 2007. 94 с.
18. Куторова Т. В. Коррекция нарушения речи у старших дошкольников с
дизартрией // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов,
магистрантов, аспиратнов и слушателей, 24 апр. 2014 г., Екатеринбург / Урал. гом. пед. ун-т ; науч. ред. И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. Екатеринбург, 2014. Ч. 1. С. 277-279.
19. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи : учеб.-метод. пособие. СПб., 2006. 102 с.
20. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей : избр. тр. М., 2005. 221 с.
...