Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения образа ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов 8
1.1 Образ ребенка как категория научно-психологического исследования 8
1.2. Психологические особенности ребенка дошкольного возраста 15
1.3. Специфика родительского отношения к ребенку дошкольного возраста . 21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей образа ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов 36
2.1. Программа и методы эмпирического исследования 36
2.2 Особенности образа ребенка дошкольного возраста в представлении
матерей и отцов 41
2.3. Взаимосвязь содержания образов реального и идеального ребенка и
родительского отношения у матерей и отцов 54
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложения 77
Актуальность проблемы исследования. Родительская семья влияет на успешность преодоления ребенком жизненных трудностей и решение важных задач, которые непосредственно связаны с формированием у ребенка взглядов на семейную жизнь и полоролевые отношения. Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка.Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. У детей этого возраста отмечается большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.
Детско-родительские отношения являются наиболее влияющим фактором на развитие личности ребенка. И качество данных отношений во многом зависит от представлений родителей о собственном ребенке. Для научного исследования актуальность состоит в анализе образа ребенка дошкольного возраста и влияния на него особенностей родительских установок и отношения, а также выявление различий в представлениях о ребенке у матерей и отцов для его дальнейшего использования в работе психолога.
Степень изученности проблемы исследования. Исследованию темы образа человека посвящен ряд исследований. Так исследованием образа человека в области субъективного бихевиоризма занимались такие ученые: Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Также исследованию образа человека посвящены работы Р.А. Зобова, В.Л. Обухова, Л.И. Сугакова. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, а так же в сознании субъектов педагогического процесса был изучен В.Л. Ситниковым. Особенности дошкольного возрастного периода изучались такими отечественными учеными как Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина. Специфику и симптомы кризиса трех лет подробно описал Л.С. Выготский.
К определению понятия родительского отношения применялись разные подходы. Это подходы таких авторов, изучающих проблему родительского отношения, как А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, Э.Г. Эйдемиллер, модель родительского отношения Э. Шефера и Р. Бэлла. В психологической науке изложены классификации типов родительского отношения М.Н. Поповой, А.Н. Ганичева, Е.А. Архина, Ю.Б. Баскиной, О.Л. Зверевой, классификация А.Я. Варги и В.В. Столина. Так же многие ученые такие как И.С. Багдасарьян, В.Н. Дружинин, Л.С. Печникова, В. Романова, Н.Ю. Синягина определяют факторы влияющие на формирование данного типа отношений.
Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - специфика содержания образа ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов в контексте анализа родительского отношения.
Объект выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - образ ребенка как психологический феномен.
Предмет выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - образ ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения
образа ребенка дошкольного возраста у матерей и отцов.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа ребенка дошкольного возраста у матерей и отцовв контексте анализа типа родительского отношения.
3. Выявить и описать особенности образа ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов.
4. Определить взаимосвязь содержания образа реального и идеального ребенка и показателей родительского отношения у матерей и отцов.
5. Осуществить практическое применение результатов
исследования.
Гипотезы:
1. Вероятно, содержание образа ребенка дошкольного возраста имеет свою специфику в представлении матерей и отцов.
2. Предположительно, содержательное наполнение образов «идеального» и «реального» ребенка у матерей и отцов будет взаимосвязано с показателями родительского отношения.
Теоретико-методологической основой исследования выступили подход к определению понятия «образ ребенка» В.Л. Ситникова; характеристика дошкольного возраста и кризиса трех лет в работах Л.С. Выготского, Е.Л. Бережковской и Е.Е. Кравцовой; определение понятия родительское отношение А.Я. Варга и В.В. Столина.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
• анкетный опрос;
• методика PARI (Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптация Т.В. Нещерет);
• методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и
В.В. Столина;
• метод субъективного шкалирования,
• математико-статистические методы анализа данных (Т-критерий
Стьюдента, факторный анализ, корреляционный анализ).
Обработка данных производилась с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 22.0».
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - «Детский сад №132» и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №257». В исследовании приняли участие 60 родителей детей в возрасте 3-4 лет, посещающих данные дошкольные учреждения, из которых 30 матерейи 30 отцов.
Научная новизна исследования заключается в том, что были выявлены особенности содержательного наполнения образа реального и идеального ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов, в контексте анализа родительскогоотношения.
Теоретическая значимость работы:
дополнено понимание психологической категории «образ ребенка» через выделение особенностей содержательного наполнения образа «реального» и «идеального» ребенка дошкольного возраста у матерей и отцов.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы для разработки тренинговых занятий, индивидуальных консультаций с родителями с целью гармонизации образа ребенка и повышения родительской компетентности. Так же результаты могут быть применены при проведении индивидуальных консультаций с родителями.
Положения, выносимые на защиту:
1. Образ ребенка дошкольного образа имеет свою специфику в
представлении матерей и отцов, которая заключатся в
содержательном наполнении образа реального ребенка более
положительными характеристиками именно отцами, в свою очередь, образ идеального ребенка у матерей и отцов различается не по содержанию, а по структуре. Также существуют особенности в расхождении оценок реального и идеального ребенка у отцов и матерей.
2. Показатели родительского отношения и характеристики образа реального и идеального ребенка взаимосвязаны у матерей и отцов, воспитывающих детей дошкольного возраста. Так, у отцов больше взаимосвязей между показателями родительского отношения и характеристик образа идеального ребенка, а у матерей - между показателями родительского отношения и содержания образа реального ребенка.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам диссертационного исследования написана научная статья по теме: «Образ ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов» и представлена на Межвузовском научном конгрессе: «Высшая школа: научные исследования» (31 декабря 2019 год), получен диплом участника конгресса. Материалы исследования включены в «Сборник научных статей по итогам работы Межвузовского научного конгресса Высшая школа: научные исследования (Москва, 2019).
Результаты проведенного эмпирического исследования были использованы при разработке информационно буклета для матерей и отцов, воспитывающий детей 3-4лет. Данный информационный буклет был внедрен в работу МБДОУ ЦРР «Детский сад №193».
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию образа ребенка, функции образа ребенка в сознании детей и взрослых, схемы построения данных образов, так же были рассмотрены подходы к определению родительского отношения и его классификации. Можно сделать вывод о том, изучение образа ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов является актуальной и малоизученной в психологической науке темой.
Данные полученные в ходе проведенного эмпирического исследования помогли в выявлении особенностей построения образа реального и идеального ребенка у матерей в зависимости от характеристик родительского отношения у матерей и отцов.
Итак, в результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Анализ литературных источников позволил обобщить и структурировать имеющиеся в психологической науке знания , касающиеся понятий образ ребенка и родительское отношение, помог выделить структурные компоненты данных научных категорий.
3. Особенности формирования образа ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов, выражаются в наполненности образа реального ребенка положительными характеристиками у отцов, в то время как различия в идеальном образе выражены в особенностях структуры, а не содержательных характеристик. В расхождении оценок образа реального и идеального ребенка у матерей и отцов тоже есть своя специфика.
3. Отмечается взаимосвязь показателей родительского отношения матерей и отцов и характеристик образа реального и идеального ребенка. У отцов, воспитывающих детей 3-4 лет, большее количество взаимосвязей показателей родительского отношения и характеристик образов ребенка, у матерей же большее количество взаимосвязей родительского отношения и параметров образа реального ребенка.
4. По результатам эмпирического исследования был разработан и внедрен в работу дошкольного учреждения информационный буклет для матерей и отцов, воспитывающих детей 3-4 лет (приложение 23). Также результаты исследования используются в индивидуальной и групповой работе педагога-психолога.
Таким образом, выдвинутые гипотезы подтверждены, положения, выносимые на защиту, доказаны, задачи решены, цель достигнута.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов.
— Изд 6-е., перераб. и доп. — М : Академический Проект, 2003. — 496 с
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1995. 240 с.
3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тексты. - М.: Изд- во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 208 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999—375 с.
5. Андреева Г.М. Психология социальных познаний. - М.: Владос, 2000.
6. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб.пособие. - СПб: Речь, 2007. - 384 с.
7. Асеев В.Г. Возрастная психология. 1989 г.
8. Баева И. А.. Психологическая безопасность в образовании: Монография.
— СПб.: СОЮЗ, 2002. — 271 с.
9. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии.- 2001.- N 4.- С.31-38.
10. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Знание, 1986.
11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Педагогика,1982.
12. Божович Л И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995. 352с.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.
14. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979, № 2. С. 47-56 (сообщение второе).
15. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. -М.:Педагогика, 1990. - 140 с.
16. Бурлачук Ф.А. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностики.- Киев, 1987.
17. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии.- №3.- 2001.- С. 17—26.
18. Вересов Н., Хаккарайнен П. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников // Вопросы психологии. -№1.-2001.- С. 37—46.
19. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: МГУ.- 1982. - 78 с.
20. Выготский Л. С. Мышление и речь. - СПб.: Питер, 2017. - 790 с. - (Серия «Мастера психологии»).
21. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1996.
22. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. -М.: Юрайт, 2017. -359 с.
23. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. - М.: Педагогика. - 2012.
24. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М., Просвещение, 2006.-340 с.
25. Гальперин П.Я., Запорожец А.И., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.-118с.
26. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
27. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.
28. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 4 - е, доп. Учеб.пособие для вузов. М., «Высш. школа», 2002. - 368 с.
29. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии.-2004.-№ 1.-С.34-40
30. Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога. Диссерт. к.пс.н., СПб., 2000.
31. Даунис И.Б. Связь уровня целевой регуляции действия и личностных характеристик у дошкольника. - Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 44-52
32. Денисенкова Н. Ваш ребенок познает мир//Дошкольное воспитание.- 2000.-№1.-С.100-106
33. Детская практическая психология: Учебник // Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М. :Гардарика, 2000.- 112 с.
34. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психология развития дошкольника. 1971 г.
35. Елфимова Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников //Вопросы психологии.-2002.-№ 2.-С.60-66
36. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.
37. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.- М.: Просвещение, 1986.
38. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Специфика психического образа, регулирующего действия человека в условиях искаженной афферентации // Вопросы психологии.-1984.-.№2.- С. 26-34.
39. Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи в России // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия / Авторы-составители И.В. Добряков, О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. - с.19-24.
40. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1. - М., 1985. 152 с.
41. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. 1986 г.
42. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1996.- 210 с.
43. Захарова А. В. Генезис самооценки: Авто-реф. докт. дис. М., 1989.-23 с.
44. Зеньковский В.В. Психология детства. М.-1995.-230 с.
45. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии.-1991.- № 2 .- С. 15-37.
46. Зобов Р.А., Обухов В.Л., Сугакова Л И. Основы человековедения: человек как микрокосм., М. 1999, 382с.
47. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.:Академия.- 2000.-416 с.
48. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.
49. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Педагогика, 1989.
50. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. 1971 г.
51. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6., с. 39
52. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - 992 с. - (Серия «Мастера психологии»).
53. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983. С. 4 - 15.
54. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.:Педагогика.-1973.-230 с.
55. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.
56. Крутецкий В.А. Психология. 1986 г.
57. Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.-220 с.
58. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. 1997 г.
59. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175(2) с.
60. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. -М.:Педагогика, 1971.-120 с.
61. Леонтьев А Н. Личностный смысл и трансформация психического образа. Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. №2. -М., 1988. - С.3-14
62. Леонтьев А Н. Образ мира. Избранные психологические произведения. Т.2. -М., 1983. -с.251-261
63. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Педагогика, 1959.
64. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1979. №2.С,3-13.
65. Леонтьев Н.Н. Проблемы развития психики. - М., 1984.-340 с.
66. Липкина И.Б. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976.
67. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.
68. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
69. Ломов Б.Ф. Проблема образа в психологии // Вестник Академии наук СССР.-1985.- № 6.- С.85-92.
70. Марцинковкая Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М.:Прогресс.- 1998.-117 с.
71. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре/ Под ред. М.:Просвещение, 1979.-159 с.
72. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.:Педагогика,1982. - 235 с.
73. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структуры поведения. - М.. 1965. С. 33.
74. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.:Педагогика.-1990.- 290 с.
75. Мухин Ю. М. Инвариантность и отражательная функция зрительного образа // Психология познавательной деятельности. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975.