ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ особенностей явлений гендера
и гендерных стереотипов в вопросе руководства и лидерства 9
1.1 Понятие и анализ основных теоретических подходов к определению
сущности гендерных стереотипов 9
1.2 Направления в изучении гендерных стереотипов как социально -
психологического феномена 21
1.3 Гендерные стереотипы в контексте профессионального отбора на
руководящие должности 25
Глава 2. Эмпирическое исследование и анализ структуры гендерных стереотипов учитываемых в ходе профессионального отбора на руководящие
должности на примере администраций муниципальных образований Хабарского района 33
2.1 Этапы и методы эмпирического исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
3.3 Анализ эмпирических результатов программы тренинга направленного на
расширение представлений о гендерных стереотипах с целью формирования профессиональных перспектив в работе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список использованной литературы 61
Приложение
Актуальность исследования. В последнее десятилетие гендерный подход, в изучении социальных явлений, приобрел практическую направленность, в том числе, в формировании и структурировании взаимоотношений людей в трудовых и профессиональных коллективах, являясь одним из действенных рычагов выстраивания внутрикорпоративных связей для достижения максимальной продуктивности рабочего персона, что, в конечном счете, влияет на экономическую успешность организации.
Изучение гендерных ролей, сформированных под воздействием стереотипных взглядов по поло-ролевому принципу, достаточно актуально в экономической и социальной сферах современной России т.к. содержат в себе дополнительные ресурсы экономического развития страны , освобождая от привычного «усредненного взгляда» на процессы, мотивы, ценности, культурные нормы и иные немаловажные факторы, влияющие на экономическую эффективность хозяйствующих субъектов. Именно по этому экономика должна опираться на исследования гендерных явлений, позволяющих понять, как гендерные различия влияют на деловую активность тех или иных субъектов рыночной экономики, какие гендерные модели достижения успеха в бизнесе существуют, как они трансформируются со временем. Интерес в данном случае вызывают методы и формы лидерства, проявляемые в экономической сфере мужчинами и женщинами, а также сложившиеся стереотипные взгляды на должное поведение мужчины или женщины- руководителя. Ожидаемое поведение, приписываемое руководителю по поло-ролевому признаку, влияет не только на его назначение на должность, но и на его восприятие трудовым коллективом и вышестоящим руководством.
Степень изученности проблемы. Изучение гендерных стереотипов имеет обширную историю, но в контексте профессиональной деятельности можно отметить не так много работ представленных такими исследователями как Ш. Берн, С. Беем, Б.Г. Ананьев, А.Л. Журавлев, Т.С. Кабаченко, А.Г. Комендант, Г.С. Михайлов. Проблемам гендерной дифференциации принятия управленческого решения посвящены работы Г.В. Гнездилова, Н.Ю. Ерофеевой, Е.П. Ильина и др. Основные компоненты гендерной идентификации и дифференциации раскрыты в трудах И.С. Клециной, И.И. Омарова и др.
Объектом исследования в данной работе являются гендерные стереотипы.
Предмет исследования - гендерные стереотипы, участвующие в создании идеального образа руководителя в представлении лиц уполномоченных назначать руководящий состав.
Цель исследования: выявить и описать гендерные стереотипы лиц, уполномоченных назначать руководящий состав, учитываемые при оценке профессионального потенциала соискателей претендующих на занятие, руководящих должностей на примере администраций Хабарского района Алтайского края.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач.
- провести теоретический анализ работ по проблемам гендерной дифференциации принятия управленческого решения.
- рассмотреть основные компоненты гендерной идентификации и дифференциации.
- выявить в эмпирическом исследовании гендерные стереотипы, участвующие в формировании идеального образа руководителя, учитываемого при оценке профессионального потенциала лиц, которые претендуют на руководящие должности.
Гипотеза исследования: 1) существуют различия в стереотипах мужчин и женщин об образе руководителя; 2) мужчины оценивают руководителя с позиции деловых качеств; 3)женщины с точки зрения эмоциональности, отношения к подчиненным и занимаемого статуса.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы познания социальных явлений, а также научные труды российских (С.Г. Айвазова, Е.П. Ильин, И.С. Кон, И.С. Клецина, Н.Л. Пушкарева и др.) и зарубежных специалистов (К. До, Д. Тэйнор, Э. Эмсвейлер, С. Брейер, С. Беем и др.) разрабатывающих проблемы пола в психологии, педагогике, социологии, истории, антропологии и других наук.
Методологическую базу исследования составляют отечественные и зарубежные исследования, проведенные, в сфере:
- проблематики психологии гендера: О.А. Воронина, Э. Гидденс, С. Бэм;
- психологии управления: И.В. Дубровина, А.Л. Журавлев, Е.П. Ильин;
- гендерной психологии лидерства: И.В. Васильев, И.С. Кон, И.С. Клецина;
- исследований в области ценностей: Э. Аронсон, Д.Н. Баринов, П. Бурдье, и др.
Методы и методики исследования. Достижение поставленных цели и задач социально-психологического исследования определили необходимость использования теоретического анализа, обобщения и интерпретацию научных данных, единства научной объективности, дедукцию и индукцию, логическое сравнение, критику и систематизацию, аналогию анализа и синтеза идей, позволяющих рассмотреть специфику основных феноменов, а также обобщения теоретических источников и эмпирических данных, дающих возможность оценить состояние изучаемой проблемы. В рамках выбранной методологии исследования использовались следующие эмпирические методы: тестирование, анкетирование, методы статистики.
Обработки эмпирических данных производилась при помощи программы IBM SPSS Statistics 22. Для проверки гипотезы о достоверности различий между двумя группами мы использовали не параметрический критерий для независимых выборок U-тест по методу Манна и Уитни. W- критерий Уилкоксона для связанных выборок предназначенный для сравнительного анализа данных внутри групп респондентов.
Методики исследования:
1. Исследование гендерных стереотипов методом личностных семантических дифференциалов О.Л. Кустовой [22 с.93].
2. Методика «Мои представления о руководителе» Л.И. Дементий [26 с.241].
Теоретическая значимость исследования. Теоретико¬
методологические основы исследования представлены методологическими подходами, а так же концептуальными положениями теорий организационной психологии.
Практическая значимость исследования.
- Использование результатов проведенного исследования расширяет возможности использования более гибкого подхода к формированию психологического портрета руководителя, что будет способствовать разработке системы мероприятий по подготовке кадрового резерва.
- результаты исследования могут быть использованы в программах подготовки специалистов служб по управлению персоналом, разработке спецкурсов по психологии управления, а так же разработки и внедрения в практику целевых тематических программ по формированию и отбору кадрового резерва.
Новизна исследования заключается в подходе к отбору руководящих кадров на основе психодиагностического метода, с учетом гендерных стереотипов.
Положения, выносимые на защиту:
- гендерные стереотипы являются одной из основ для создания образа идеального руководителя.
-базовые группы гендерных стереотипов формируют и определяют отношение руководящего состава к физическим, поведенческим и характерологическим особенностям личности мужчин и женщин, являющихся в конечном счете основой для распределения трудовых ролей.
- в представлении руководителей-мужчин и руководителей-женщин составляющие образ руководителя коммуникативные, организаторские и лидерские качества различны, и имеют, в том числе, гендерную характеристику.
- давление консервативных и традиционных гендерных стереотипов, применяемых без их критического переосмысления, искажает социальное значение личности и её возможностей для полной самореализации в трудовой сфере, являясь, при этом, одним из определяющих факторов при кадровом отборе.
Эмпирическая база исследования.
Эмпирическую базу исследования составили муниципальные служащие занимающие руководящие посты в 11 муниципальных образований Хабарского района Алтайского края, включающих в себя Администрации Хабарского, Коротоякского, Зятьково -Реченского, Мартовского, Мичуринского, Новоильинскикого, Плесо-Курьинского, Свердловского, Тополинского, Утянского сельсоветов и Администрацию Хабарского района (далее- администрации Хабарского района), и наделенные правом назначать руководящий состав соответствующих отделов, подразделений и управлений.
Выборка: 20 мужчин в возрасте от 30 до 45 лет, 20 женщин в возрасте от 30 до 45 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования были представлены на научной конференции всероссийский научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель 2018)
Опубликованы материалы исследования:
- Е.А. Алексеенко «Гендерные стереотипы о руководстве - мифы или реальность»// Научный журнал «Вестник магистратуры». 2019 №9 (96)
- Е.А. Алексеенко «Особенности изучения гендерных стереотипов в контексте профессионального отбора на руководящие должности»// Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 30(81)
Этапы исследования:
Первый этап организационно-подготовительный - изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап содержательно-технологический - выявлялись показатели определения специфики гендерных стереотипов в контексте отбора на руководящую должность. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировались выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап заключительно-обобщающий - систематизировались и обобщались итоги исследовательской работы, оформлялись результаты исследования.
Проблема гендерных стереотипов, шаблонов восприятия и ролевых ожиданий в требованиях предъявляемых к руководителю и к его качествам, является существенным фактором, как успешности самого руководителя, так и эффективности деятельности подчиненного ему трудового коллектива. Анализ содержания гендерных стереотипов об идеальном руководителе важен постольку, поскольку отражает систему требований к методам и стилю управления руководителя.
Из приведенного выше теоретического и эмпирического исследования следует:
1. Ожидание относительно образа, качеств и характеристик руководителя формируются под воздействием, в том числе, гендерных стереотипов.
2. Гендерные стереотипы имеют биполярный характер, неся в себе с одной стороны функцию схематизации восприятия мира для облегчения процесса установления межличностного контакта, а с другой стороны стимулируя в нас склонность акцентировать внимание на примерах подтверждающих наши устойчивые убеждения относительно поло-ролевых стереотипов.
3. Г ендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин во многих областях жизни, в том числе, профессиональной.
4. Гендерные стереотипы формируются у человека на протяжении всей жизни под воздействием общественных и социальных институтов и понуждают личность к определению себя посредством гендерной идентичности с позиции маскулинных или фемининных черт личности, а так же принятию стереотипов и установок, связанных с выбором моделей поведения.
5. Принятие моделей поведения продиктованных гендерной идентичностью и сформированных под воздействием гендерных стереотипов ведет к усилению у себя полоспецифичных черт и уменьшению степени выраженности неполоспецифичных черт, что может тормозить личностное и профессиональное развитие человека.
6. Согласно проведенным эмпирическим исследованиям в представлении мужчин и женщин коммуникативные, организаторские и лидерские качества руководителя различны и имеют выраженную гендерную характеристику, что подтверждает гипотезу исследования.
7. Давление гендерных стереотипов искажает объективность восприятия личности при оценке ее профессиональных способности, что может приводить к необъективности при решении вопроса о назначении на должность.
Сложившиеся гендерные стереотипы демонстрируют устойчивость т.е. способность существовать в неизменном виде в течение продолжительного периода времени (годы, столетия и т.д.). Костная природа сложившихся однажды гендерных стереотипов не позволяет им быть достаточно гибкими, что бы быть чутким барометром современного общества и происходящих в нем изменений. Таким образом, возникает необходимость по проведению работы по расшатыванию традиционно сложившегося мнения о безусловной объективности гендерных стереотипов.
В качестве рекомендаций по работе в данной сфере могут быть приведены следующие предложения:
- необходим новый взгляд на поло-ролевые стереотипы, образующиеся на базе гендерной идентичности.
- внедрение в работу с трудовыми коллективами методик стимулирующих развитие эмпатии, например, через театрализацию и обмен ролями.
- проведение работы по коррекции гендерных стереотипов путем стимулирования личности к проявлению личных склонностей индивида.
- необходимо проведение с трудовыми коллективами работы по осознанию гендерной стереотипизации в трудовой сфере, а так же снятия
- необходимо практиковать проведение методик, направленных на расшатывание сложившихся гендерных стереотипов и на формирование более гибкого гендерного восприятия. На основании проведенного эмпирического изыскания можно порекомендовать разработанную и апробированную в работе тренинговую программу «Преодоление гендерных стереотипов у руководителей». Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу положен такой теоретический конструкт, как «гендерные стереотипы». Эффективность тренинговой программы была проверена в контрольном эксперименте. Результаты по методикам были обработаны методом факторного анализа. Основным выводом является то, что гендерная принадлежность кандидата на руководящую должность для женщин-руководителей и мужчин - руководителей после проведения тренинга значения не имеет.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 N 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»//ПРЪ: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_36589/
2. Закон АК от 07.12.2007 №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае»// URL: http://www.consultant.ru
3. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа// Женщины: свобода слова и творчества: сборник статей. - М.: Эслан, 2001. - 200 с.
4. Акбулатова А. М. Основные направления совершенствования кадровой политики [Текст]/А. М. Акбулатова//«Научно -практический журнал Аллея Науки». 2018. №1(17). С. 1-4.
5. Амбарова П. А. Общественные страхи: понятие, сущность и стратегии преодоления//Вестник ВЭГУ. Серия: Социально-общественные и экономические науки. 2013. № 1 (63). С. 12-18.
6. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/пер. с англ. Аспект Пресс. М., 1999. 307с.
7. Бабаян Э. А. Пути повышения эффективности кадровой стратегии/Э.А. Бабаян [Текст]//Институт экономики им. М. Котаняна Национальной Академии Наук Республика Армения. 2018. №9. С. 63-68.
8. Баринов Д. Н. Тревога и страх: историко-философский
очерк//Психология и психотехника. 2013. № 3. С. 14-21.
9. Берн Ш. Гендерная психология/Берн Шон; [пер. с англ. С.Рысев, Л.Царук], 301с.
10. Боголепова И.Н., Иллариошкин С.Н., Свешникова А.В., Ловчицкая А.О. Гендерные особенности строения гиппокампа мозга мужчины и женщины// Журнал анатомии и гистопатолоии. 2016. Т.5.№1 (17). С.15-19.
11. Бурдье П. Социология политики: Пер с фр./Сост., общ ред и предисл. Н. А. Шматко./ М.: Socio-Logos, 1993. 336с.
12. Валиуллина В. Э. Современные особенности профессионального развития персонала [Текст]/В.Э. Валиуллина//Молодой ученый. - 2015. - №12. - С. 393-395.
13. Васильев И.В. Мотивационная сфера сотрудников на этапе становления [Текст]/И.В. Васильев// Социус.2013. №1. С.12-17.
14. Введение в психологию. Авторы - Р.Л. Аткинсон Р.С. Аткинсон
Э.Е. Смит Д.Дж. Бем С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007. 418с.
15. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии [текст]/ Воронина О.А. - М.: МЦГИ-МВШСЭН,2011. 416с.
16. Воронова А.В. Гендерная психология: некоторые проблемы и перспективы// Ярославский педагогический вестник. - 2018. извлечено от URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-psihologiya-nekotorye- problemy-i-perspektivy.
17. Галмагова Г.М., Кокаревич М.Н. Типология форм социокультурной идентичности Ярославский педагогический вестник. -
2018. извлечено от URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-form- sotsiokulturnoy-identichnosti.
18. Герчикова В. И. Мотивационная сфера специалиста технической направленности [Текст]/В. И. Герчикова//Вопросы психологии. 2019. №4. - С.27-31.
19. Гидденс Э. Гендерная социология/Э.Гидденс Э. - М.,2000. 210c.
20. Гнездилов Г.В. Профессиональная карьера: условия достижения [Текст]/Г.В. Гнездилов//Социус.2012. С.22-28.
21. Гордиенко Ю. Ф. Управление персоналом [Текст]/Ю. Ф.
Гордиенко. -Ростов на Дону: Феникс, 2016. С. 523.
22. Дементий Л. И. Методы изучения личности управленческих кадров [Текст]/Л. И. Дементий//В сб. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26-28 сент. 2013 г.: в 2 т./отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - Т. 1. - С. 241-243.
23. Джеймс Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения.: Джеймс Ф.Л. - СПб.: Питер, 2001. - С. 144-161.
24. Диксон У. Инженерная психология [Текст]/ У.Диксон, Э.Мэйо.- Москва: АСТ,2014. 452c.
25. Дубовская Е.М., Кочеткова А.А. Гендерные особенности
межличностного общения в юношеском возрасте// Ярославский педагогический вестник. - 2017. извлечено от
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-mezhlichnostnogo- obscheniya-v-yunosheskom-vozraste.
26. Дубровина И.В. Психология профессиональной деятельности/ И.В. Дубровина.- Москва: Эксмо,2014. 253c.
27. Евтушенко И.Н. Особенности гендерного воспитания детей школьного возраста. // Ярославский педагогический вестник. - 2018. извлечено от URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gendernogo- vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta.
28. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика: учеб.пособие. Ижевск: ERGO, 2010. 381c.
29. Женщины и мужчины России. 2012: Стат.сб./ Росстат - М., 2012., С.41
30. Журавлев А. Л. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом. Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива [Текст]/ А. Л. Журавлев В. А. Хащенко Н. Н. Хащенко. - М.: Проспект, 2007. 420с.
31. Ильин Е.П. Пол и гендер - Санкт-Петербург. 2010. - 688с.
32. Кабалевская А.И. Гендерные стереотипы и их роль в основных сферах общественной жизни/А.И. Кабалевская//Российский научный журнал. 2011. №2 (21). С. 176-181.
33. Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии/А.И. Кабалевская// Психологические исследования. 2019. № 2(22). С. 104.
34. Калмыкова О. Ю. Факторы повышения производительности труда в организации [Текст]/О. Ю. Калмыкова, А.В. Гагаринский// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия Экономика
2019. № 2. С. 8.
35. Каримова Ж.К. Социальные практики женщин-математиков Франции и Казахстана: гендерная асимметрия в научно-образовательном пространстве//Диссертация на соискание ученой степени доктора философии по специальности социология республика Казахстан, Алматы, 2011. с.40.
36. Кирилина А.В. Гендерные компоненты этнических представлений (по результатам пилотажного эксперимента)// Гендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999. С. 46-53.
37. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 1998. 318с.
38. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы. [Текст]: психологические проблемы самореализации личности. Вып.2./ И.С. Клецина. - СПб.: Изд-во СпбГУ,2008. 202с.
39. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на западе. - М., 2001. С. 20-23
40. Козлов В.В., Шухова Н.А. Гендерная психология. Учебник для вузов. - СПб.: Речь, 2010. 368с.
41. Комаров Е.И., Жукова В.Ф. Гендерный менеджмент: Учебник. — М.: РИОР:ИНФРА-М, 2012. С. 21.
42. Кон И.С. Мужские исследования: меняющийся мужчина в
изменяющемся мере Ч.1 [Текст]: учебное пособие под ред.
И.А.Жеребкиной.-СПб.: Алетейя, 2010. 606с.
43. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]/ И.С. Кон.- М.: Республика, 2009. 776с.
44. Конова И.В. Совершенствование технологий отбора и оценки персонала в современных организациях [Текст]/И. В. Конова, И.Г. Шадская//Новое поколение. 2017. № 14-2 (4). С. 249-254.
45. Косикова И.В. Введение в гендерные исследования: [текст]/ учебное пособие/ под ред. И.В. Костиковой.-М.: Изд-во МГУ, 2010. 290с.
46. Креативность. Коммуникация и культурные ценности [Текст]/ К. Негус М. Пикеринг; пер. с англ. О. В. Свинченко. - Харьков: Гуманитарный центр, 2011. - 299 с. - Библиогр. С. 291-299.
47. Матвиенко В.В. Гендер как социокультурный феномен//
Ярославский педагогический вестник. - 2019. извлечено от
иКГ:й11рз://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/депбег-как-зо1зюки11игпуу-1епошеп
48. Мелков С.В. Представления о гендере и гендерной идентичности в современном психоанализе. // Ярославский педагогический вестник. 2016. извлечено от иКЕ:к11рз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/ргебз1ау1етуа-о-депбеге-1- депбегпоу-хбепйсйпозй-у-зоугешеппош-рзШоапа^е.
49. Меренков А.В. Социология стереотипов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001. 161с.
50. Микова М.В. К проблеме гендерного воспитания и формирования
гендерной идентичности в процессе профессиональной подготовки педагогов// Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2016 № 1 извлечено от ПРЕ:
й11р://]оигпа1.ази.ги/у1?р/агйс1е/у1е’№/1141.
51. Номеровская А.Д. Понятие нормативности в современных теориях гендерной идентичности// Ярославский педагогический вестник. 2019. извлечено от иКЬ:ййрз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/ЙУ17Йизсй1е-811у- 81апоу1етуа-депйегпоу-1йепйсйпозй-1-ее-кут1еззеп1д1уа.
52. Обожина М.И. Женщина в гражданском обществе: (на примере женского предпринимательства в России)//Формирование гражданского общества как национальная идея России XXI века: (материалы к форуму). СПб., 2012. С. 41-48.
53. Общество в гендерной перспективе: Сборник статей/Сост. Е.Г. Луговицкая. - Новгород, 2002. - С. 62-81.
54. Осмонова Д.А. Гендер и религия как факторы этнической идентификации // Ярославский педагогический вестник. 2017. извлечено от иКЬ:суЬег1ешпка.ги>Грнти>п/17603700.
55. Осмонова Д.А. Движущие силы становления гендерной идентичности и ее квинтэссенция// Ярославский педагогический вестник. 2017. извлечено от иКк:й11рз://суЬег1етпка.ги/агйс1е/п/бу17Йизсй1е-з11у- з1апоу1етуа-депбегпоу-1бепйсйпозй-1-ее-кут1еззеп1щуа.
56. Панов В.И. Информационная среда в контексте
экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки [Электронный ресурс]//Х11 Международная научно - практическая конференция «Психология личностно -профессионального развития: современные вызовы и риски»/Под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Перо», 2016. С.23-27. ПРЕ:
й11р://’№’№№.р1гао.ги/1тадез/пе’№з/2016/08/Х11-¥у7оуу-1-К1зктрб1? (дата
обращения: 05.06.2017).