Период изготовления: июнь 2022 года.
Учебное заведение: неизвестно.
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: сотрудники МЧС г. Барнаула
Выборка: 57 человек в возрасте от 25 до 40 лет.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы эмоционального выгорания сотрудников МЧС 7
1.1 Понятие «эмоционального выгорания» в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Структура и признаки эмоционального выгорания 12
1.3 Особенности эмоционального выгорания сотрудников МЧС 19
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики эмоционального выгорания сотрудников МЧС 30
2.1 Программа эмпирического исследования специфики эмоционального выгорания сотрудников МЧС 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования специфики эмоционального выгорания сотрудников МЧС 34
2.3 Рекомендации по преодолению эмоционального выгорания сотрудников МЧС 43
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 60
Актуальность исследования. В современных реалиях сотрудники МЧС выполняют задания в условиях повышенной экстремальности и опасности, что способствует возникновению у них с течением времени, состояния напряжения и эмоциональной тревожности. В процессе выполнения профессиональных функций, сотрудники МЧС с одной стороны, испытывают постоянно стресс, с другой стороны – эмоциональное напряжение. Все это способствует возникновению предпосылок для развития эмоционального выгорания, оказывающее негативное влияние не только на выполнение сотрудников МЧС своих профессиональных функций, но и на их личную жизнь, куда они переносит свои эмоции переживания.
Сотрудники МЧС, работающие в сфере «человек – человек» в экстремальных условиях, подвержены личностному дистрессу, повышающему возможность развития синдрома эмоционального выгорания. При этом под эмоциональным выгоранием принято рассматривать неблагоприятную реакцию на стрессогенные факторы в рамках профессиональной деятельности. Экстремальные ситуации провоцируют эмоциональное выгорание, которое проявляется в снижении эффективности профессиональной деятельности, в негативных изменениях личностных качеств сотрудников МЧС, в утрате смысла профессионального развития. Сказанное позволяет заключить, что психологическое и эмоциональное напряжение сотрудников МЧС обусловлено условиями, в которых они выполняют свои профессиональные функции. В связи с тем, что эмоциональное выгорание оказывает негативное воздействие на качество профессиональной деятельности сотрудников МЧС, на качество их жизни вообще, необходимо проводить работу по профилактике и снижению данного синдрома. Для того, что бы такая работа психолога дала результаты, он должен знать специфику эмоционального выгорания сотрудников МЧС.
Степень разработанности проблемы. Проблема синдрома эмоционального выгорания представлена в научных трудах зарубежных ученых таких, как Г. Фройденбергер, Г. Маслач и др., в исследованиях отечественных ученых – В.В. Бойко, И.В. Малкиной-Пых, О.Н. Поляковой, Р.А. Хохлова и др. В.А. Бодров, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова и др. определили сущность понятия «синдром эмоционального выгорания», выявили факторы и причины формирования синдрома эмоционального выгорания. Т.Г. Дубова, Е.М. Семенова, О.Н. Стародубцева и др. изучили синдром эмоционального выгорания в контексте самоактуализации личности. А.Н. Султанова, А.В. Шленков и др. раскрыли факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МЧС. Л.А. Милорадова, Т.М. Харламова и др. проанализировали проблемы профессиональной деформации личности сотрудников МЧС в условиях экстремальности профессии. Несмотря на достаточное количество исследований, посвященных особенностям эмоционального выгорания представителям разного рода профессий, в том числе и экстремальных, прикладных исследований, которые бы раскрывали специфику эмоционального выгорания сотрудников МЧС, недостаточно. Данное положение обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования – изучить специфику эмоционального выгорания сотрудников МЧС.
Объект исследования – эмоциональное выгорание.
Предмет исследования – специфика эмоционального выгорания сотрудников МЧС.
Гипотезы исследования:
1. Эмоциональное выгорание сотрудников МЧС обусловлено личностными особенностями.
2. Выдвинуто предположение о том, что экстремальные условия профессиональной деятельности, рутина, напряженный график и другие факторы могут привести организм человека к истощению, не только эмоциональных ресурсов человека, но еще личностных, а также его энергетических ресурсов. Внедрение тренинга по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МЧС, который предусматривает формирование навыков саморегуляции, снижение эмоционального напряжения и уровня тревожности, окажет существенное воздействие на уменьшение эмоционального выгорания сотрудников пожарных частей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы синдрома эмоционального выгорания в научной литературе.
2. Определить особенности эмоционального выгорания сотрудников МЧС в эмпирическом исследовании.
3. Разработать рекомендации по результатам эмпирического исследования по профилактике синдрома эмоционального выгорания для сотрудников МЧС.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; методы аналогии и классификации, синтез и обобщение;
2) теоретико-познавательные: методы анализа и синтеза, описания и интерпретации;
3) эмпирические: тестирование; методика «Исследование эмоционального выгорания» В. В. Бойко; методика (MBI) «Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой).
4) методы обработки данных: t-критерий Стьюдента. Обработка осуществлялась с помощью программы для статистической обработки данных IBM SPSS Statistics Base Campus Edition (Лицензионный договор с ЗАО «Прогностические решения» №22211004-1 от 04.10.2021).
Выборка исследования: сотрудники МЧС в количестве 57 человек: мужчин, средний возраст которых составил 33 года.
База исследования:
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, получены в эмпирическом исследовании могут быть использованы в работе практических психологов по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МЧС.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2021 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (октябрь 2021 г. – ноябрь 2021 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни определения синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МВД. Осуществлялся сбор эмпирических данных.
Третий этап (декабрь 2021 г.) заключительно-обобщающий – обработка эмпирических данных, их интепретация, формулировка выводов по результатам проведенного исследования. Оформление результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Дипломная работа на тему «Специфика эмоционального выгорания сотрудников МЧС» направлена на изучение специфики эмоционального выгорания сотрудников МЧС, что соответствует цели исследования.
В ходе решения первой задачи исследования был проведен обзор научных источников, что позволило сформулировать вывод о том, что синдром эмоционального выгорания – это защитный механизм психологической защиты от стресса, возникающий в трудовой сфере. Понятие эмоционального выгорания обычно используется для определения пережитого человеком состояния вызываемого физического, эмоционального и психического истощения длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь чаще всего является следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.
Синдром эмоционального выгорания может сформироваться при постоянном стрессе, в котором живет человек. Этот синдром может привести организм человека к истощению, не только эмоциональных ресурсов человека, но еще личностных, а также его энергетических ресурсов. Данная проблема может возникнуть из-за негативных эмоций, у которых нет выхода.
Объективными причинами эмоционального выгорания сотрудников может быть увеличение рабочей нагрузки, сложности с пониманием своих обязанностей, неадекватная психосоциальная поддержка со стороны коллег и близких. Субъективные причины, способные привести к эмоциональному выгоранию, – индивидуальные и возрастные особенности, высокий уровень ожиданий от деятельности, неспособность отказывать при необходимости, завышенный порог моральных принципов. Главными причинами синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МЧС считаются экстремальные условия профессиональной деятельности, рутина, напряженный график и другие факторы.
Для решения второй задачи исследования было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого сделан вывод о преобладании у сотрудников МЧС выраженности фазы «Резистенции», характеризующейся тревожной напряженностью, при которой человек стремится избегать действия экстремального характера. Также было установлено, что большинство сотрудников МЧС имеют в основном высокий уровень эмоционального истощения.
По результатам корреляционного анализа был сформулирован вывод о том, что напряжение оказывает влияние эмоциональное истощение сотрудников МЧС (r=,0,56*), резистенция не оказывает влияние на эмоциональное истощение – отрицательная корреляция, так как сопротивляемость организма низка уже при эмоциональном истощении (r=-0,57*). Профессиональные успехи также находятся в прямой зависимости от истощения в эмоциональном плане (r=0,61**). Сотрудники МЧС, которым не свойственна деперсонализация, у которых не наблюдается эмоциональное истощение, профессионально успешны (r=-0,49*), так как на выполнение их профессиональных обязанностей не влияют разного рада психологические и эмоциональные факторы. Сотрудники МЧС, у которых наблюдается высокий уровень эмоционального истощения, высокий уровень деперсонализации , как правило, не успешны в профессиональной деятельности (r=-0,48*).
Полученные результаты в эмпирическом исследовании послужили основанием для разработки тренинга по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МЧС, который предусматривает формирование навыков саморегуляции, снижение эмоционального напряжения и уровня тревожности, что, в свою очередь, было направлено на решение третьей задачи исследования.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.
1. Андрейчик, Н. В. Исследование синдрома эмоционального выгорания у пожарных – сотрудников службы МЧС / Н. В. Андрейчик // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы одиннадцатого круглого стола со Всероссийским и международным участием. – 2020. – С. 191-193.
2. Абрамова, О. С. Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей / О. С. Абрамова // Молодой ученый. –2022. – № 18 (413). – С. 447-450.
3. Ахметшина, А. Я. Проблемы эмоционального выгорания муниципальных служащих: сущность и пути решения / А. Я. Ахметшина // В сборнике: Студенческая наука – аграрному производству. материалы 79 студенческой (региональной) научной конференции. – Казань, 2021. – С. 112-116.
4. Баринов, П. Н. Профессиональная деструкция личности сотрудников МЧС / П. Н. Баринов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2018. – № 1-2 (76-77). – С. 47-50.
5. Белашева, И. В. Эмоциональная компетентность и проблема эмоционального выгорания у сотрудников организации / И. В. Белашова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-4. – С. 329-333.
6. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2017. – 463 с.
7. Бычкова, О. В. Связь уровня развития эмпатии и риска эмоционального выгорания личности / О. В. Бычкова // В сборнике: Актуальные вопросы психологической практики. Сборник научных статей. –Москва, 2020. – С. 71-79.
8. Вержицкая, Е. Н. Профессиональное выгорание и индивидуально-типологические особенности сотрудников МЧС / Е. Н. Вержицкая // В сборнике: Общество, педагогика, психология: теория и практика. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. – Чебоксары, 2021. – С. 371-378.
9. Водопьянова, Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МВД / Н. Е. Водопьянова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. – 159 с.
10. Григорьева, П. М. Исследование связи эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у работников здравоохранения как актуальная проблема современной психологии / П. М. Григорьева // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. – С. 123.
11. Григорьева, П. М. Развитие эмоционального интеллекта в целях преодоления синдрома эмоционального выгорания: методологический аспект / П. М. Григорьева // Символ науки: международный научный журнал. – 2020. –№ 12-2. – С. 166-167.
12. Глинская, Е. С. Травматический стресс и эмоциональное выгорание сотрудников МЧС / Е. С. Глинская // В сборнике: Инновационный потенциал молодежи – 2018. Сборник работ по результатам Всероссийского фестиваля научного творчества. Составители и ответственные редакторы: Михайлова И.В., Салахова В.Б. – 2018. – С. 72-74.
13. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж.Гринберг. – СПб.: Питер, 2002. – 471 с.
14. Дороженкин, И. Н. Синдром хронической усталости / И. Н. Дороженкин // Врач. – 2018. – № 4. – С. 19-22.
15. Дубова, Т. Г. Результаты психодиагностического исследования степени выраженности синдрома эмоционального выгорания среди медицинских работников Тульской области / Т. Г. Дубова, И. А. Попов // Вестник новых мед. технологий. – 2016. – Т. XIV, № 1. – С. 157-159.
16. Евдокимов, В. И. Факторы риска формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной службы МЧС России / В. И. Евдокимов// Вестник психотерапии. – 2006. – № 19 (24). – С. 71-82.
17. Зобнина, Л. Я. Психология преобразований / Л. Я. Зобнина. – СПб.: Питер, 2017. – 523 с.
18. Золотова, И. В. Особенности эмоционального выгорания у психологов по работе с личным составом органов внутренних дел / И. В. Золоторева // В сборнике: Ментальное здоровье – интеграция подходов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 131-134.
19. Иванова, Е. А. Исследование психологической устойчивости лиц помогающих профессий / Е. А. Иванова // Мир психологии. – 2017. – №4. – С. 96-99.
20. Игнатенко, С. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС / С. А. Игнатенко // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. – 2018. – № 1 (1). – С. 72-78.
21. Карасёва, Т. В. Психологическое сопровождение профилактики эмоционального выгорания сотрудников МЧС / Т. В. Карасева // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 39. – С. 910-914.
22. Карсакова, Е. В. К Вопросу о взаимосвязи ценностей и эмоционального выгорания сотрудников МЧС / Е. В, Карсакова // В сборнике: Проблемы теории и практики современной психологии. материалы XVI ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Иркутский государственный университет. – 2017. – С. 426-430.
23. Катунин, А. П. Эмоциональное выгорание: сущность и содержание / А. П. Катунин // Молодой ученый. – 2020. – № 18 (308). – С. 399-401.
24. Клепикова, А. Е. Изучение эмоционального выгорания сотрудников МЧС / А. Е. Клепикова // Форум молодых ученых. – 2020. – № 2 (42). – С. 142-147.
25. Кодлубовская, Т. Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания / Т. Б. Кодлубовская // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 75-80.
26. Комиссарова, М. М. Феномен эмоционального выгорания и способы его преодоления у сотрудников МЧС / М. М. Комиссарова // В сборнике: Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы. сборник научных трудов. Под редакцией Е.Н. Ткач. –2019. – С. 255-258.
27. Кошкаров, В. С. Факторы риска и модель формирования эмоционального выгорания сотрудников пожарных частей МЧС России 05.26.03 – пожарная и промышленная безопасность / В. С. Кошкаров: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., 2014. – 146 с.
28. Ларенцова, Л. И. Феномен эмоционального выгорания: механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов / Л. И. Ларенцова, Н. В. Терехина // Прикладная юридическая психология. – 2019. – № 2. – С. 37-48.
29. Либина, А. В. Эмоции и стресс / А. В. Либина, А. В. Либин. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2017. – 248 с.
30. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование / А. Лэнгле // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 3-16.
31. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2015. – 992 с.
32. Майсак, Н. В. Профилактика личностных деформаций и деструкций специалистов стрессогенных профессий: учеб.-метод. пособие / Н. В. Майсак. – М.: Моск. психол.-социал. ун-т, 2019. – 287 с.
33. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2019. – 421 с.
34. Милорадова, Л. А. Эмоциональное выгорание сотрудников МЧС / Л. А. Милорадова // В книге: Качество жизни: современные риски и технологии безопасности. Материалы II Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 101-104.
35. Мисайлова, К. Б. Исследование факторов, влияющих на уровень эмоционального выгорания работников МЧС / К. Б. Мисайлова // В сборнике: Проблемы теории и практики современной психологии. Материалы XVII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – 2018. – С. 374-376.
36. Мозолевская, Н. В. Специфика синдрома эмоционального выгорания медицинских работников / Н. В. Мозолевская // Молодой ученый. – 2020. – № 5 (295). – С. 274-275.
37. Назарова, О. М. Влияние профессионального стажа на эмоциональное выгорание преподавателей педагогического вуза / О. М. Назарова // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. – № 4 (24). –С. 84-88.
38. Нежкина, Л. Ю. Психологическая поддержка сотрудников органов внутренних дел с синдромом эмоционального выгорания / Л. Ю. Нежкина // В сборнике: Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения. материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – С. 672-674.
39. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В. Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – № 3. – 2021. – С. 48-54
40. Пайнс, Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб.: Питер, 2015. – 528 с.
41. Пашкин, С. Б. Результаты исследования удовлетворенности трудом и эмоционального выгорания у служащих / С. Б. Пашкин // Природные и техногенные риски (физико-математические и прикладные аспекты). – 2021. – № 3 (39). – С. 39-50.
42. Печенева, И. А. Факторы эмоционального выгорания спасателей МЧС / И. А. Печенева // В сборнике: Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы экономики, достижения и инновации. Материалы международной студенческой научной конференции: в 5 частях. – 2018. – С. 193-197.
43. Платонов, Ю. П. Феномен эмоционального выгорания личности: структурно-функциональный анализ / Ю. П. Платонов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2018. – Т. 29. – № 1. – С. 7-13.
44. Полякова, О. Б. Профессиональная образовательная среда на защите будущих специалистов от профессиональных деформаций / О. Б. Полякова // Мир психологии. – 2017. – № 4. – С. 120-131.
45. Рыбакова, Л. А. Гармонизация эмоциональной сферы педагогов, находящихся в резистентной фазе эмоционального выгорания / Л. А. Рыбакова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 144-150.
46. Семенова, Е. М. Противодействие стрессу / Е. М. Семенова // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 48-52
47. Соболева, Е. В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е. В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2019. – №3 (3). – С. 42-45.
48. Соловьева, А. Н. Происхождение и ключевые факты понятия эмоционального выгорания / А. Н. Соловьева // StudNet. – 2021. – Т. 4. – № 6. – С. 23-26.
49. Стародубцева, О. Н. Характеристика эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России / О. Н. Стародубцева // NovaInfo.Ru. – 2020. – Т. 4. – № 57. – С. 465-469.
50. Степанова, Т. С. Cиндром эмоционального выгорания у врачей-стоматологов детских / Т. С. Степанова // Смоленский медицинский альманах. – 2020. – № 3. – С. 170-173.
51. Султанова, А. Н. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников экстренных служб / А. Н. Султанова // В сборнике: Наука и социум. материалы Х Международной научно-практической конференции. научный ред. М.Г. Чухрова. – 2019. – С. 77-81.
52. Султанова, А. Н. Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта у сотрудников Call-центра / А. Н. Султанова // Медицина Кыргызстана. – 2020. – № 4. – С. 53-55.
53. Тамазов, Б. С. Влияние симптомов эмоционального выгорания на развитие профессионально важных качеств сотрудников МЧС / Б. С. Тамазов // В сборнике: Личность как субъект управленческой деятельности. Посвящен 80-летию Пятигорского государственного университета. –Пятигорск, 2019. – С. 242-249.
54. Шинкоренко, И. А. Склонность к эмоциональному выгоранию у сотрудников МЧС / И. А. Шинкаренко // В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. Под редакцией П.В. Ткаченко. –2019. – С. 301-307.
55. Шленков, А. В. Влияние особенностей организационной культуры на сотрудников в подразделениях МЧС России / А. В. Шленков // Научно-аналитический журнал Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. – 2019. – № 2. – С. 131-137.
56. Щавелева, М. В. Эмоциональное выгорание как проблема социальной психологии / М. В. Щавелева, Л. В. Шваб, И. А. Байкова // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 73-77.
57. Щиглинская, А. В Взаимосвязь эмоционального выгорания и профессионально важных качеств (ПВК) сотрудников МЧС России / А. В. Щиглинская // В сборнике: Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. материалы XI международной научно-практической конференции молодых ученых. – 2016. – С. 146-151.
58. Филиппченкова, С. И. Особенности формирования профессионального стресса и эмоционального выгорания у пожарных-спасателей / С. И. Филиппченкова // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2021. – № 4 (32). – С. 131-137.
59. Харламова, Т. М. Особенности эмоционального выгорания сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / Т. М. Харламова // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 3-4. – С. 411-412.
60. Хохлов, Р. А. Влияние синдрома профессионального выгорания на стереотипы врачебной практики и клиническую инертность / Р. А. Хохлов // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. – 2021. – № 1. – С. 12-22.
61. Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. – 2-е изд. / Л. С. Чутко. – М.: МЕДпреcс-информ, 2018. – 256 с.
62. Цуцунава, М. Р. Эмоциональное выгорание – потерянный смысл в жизни / М. Р. Цуцунава // Специалист здравоохранения. – 2016. – № 10. – С. 32-35.
63. Яковлева, Н. Г. Хрестоматия по зарубежной психологии / Н. Г. Яковлева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2017. – 874 с.
64. Berry, K. The relevance of attachment theory for psychiatric rehabilitation and implications for practice / K. Berry, R. Drake // Advances in Psychiatric Treatment. – 2020. – Vol. 16 (4). – P. 308–315
65. Bianchi, R. Burnout: Absence of binding diagnostic criteria hampers prevalence estimates / R. Bianchi, I.S. Schonfeld, E. Laurent // International Journal of Nursing Studies. – 2021. – Vol. 52 (3). – P. 789–790.
66. Maslach, C., Jachson, S. E. The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behaviour / С. Maslach, S. E. Jachson. – 1981. – №2. – рр. 99-113.
67. Freudenberger, H. J. Staff burnout / H. J. Freudenberger // Journal of Social Issues. – 1974. – vol. 30. – pp. 159-165.
68. Storlie, F. Burnout: Theelaboration of a concept / F . Storlie // Am J Nurs. – 1974. December. – рр. 2108–2111.
69. Hemati Allamdarloo, G. Job burnout in public and special school teachers / G. Hemati Allamdarloo // Clinical Psychology and Special Education. – 2021. – Т. 10. – № 2. – С. 63-75.
70. Wаtеrmаn, А. S. Idеntitу dеvеlopmеnt from аdolеsсеnсе to аdulthood: Аn ехtеnsion of thеorу аnd а rеviеw / А. S. Wаtеrmаn // Dеvеl. Psусhol. – 1982. –V.18. – № 3.