Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОНЯТИЕ КАРМЫ В ОРТОДОКСАЛЬНЫХ И НЕОРТОДОКСАЛЬНЫХ УЧЕНИЯХ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №93412

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Понятие кармы в ортодоксальных школах древнеиндийской философии
1.1. Доктрина кармы в философии йоги и санкхьи 9
1.2. Понимание кармы в философии ньяи и вайшешики 18
1.3. Представление о карме в философской системе веданты (уттара - мимансы) 25
1.4. Учение о карме в философии пурва-мимансы 29
Глава II. Концепция кармы в неортодоксальных философских течениях Древней Индии
2.1. Теория кармы в философском учении «раннего» буддизма 37
2.2. Интерпретация кармы в философии «позднего» буддизма 43
2.3. Понимание кармы в философии джайнизма 54
Заключение 67
Библиографический список

Актуальность темы.
В результате своего многовекового развития, на данный момент, индийская философия представляет собой значительный комплекс оригинальных философских идей, которые оказали влияние как на соседние с Индией страны, в частности Тибет, Китай, Шри-Ланку, так и распространились далеко за пределы региона - влияние индийской философии можно обнаружить как в европейской философии, так и в философско-религиозных учениях Японии. Кроме того, на сегодняшний день, буддизм, трансформировавшись на своём «позднем» этапе в религиозно-философское учение, является признанной мировой религией и оказывает существенное влияние на философские и религиозные концепции далеко за пределами как Индии, так и всего Евразийского континента. Таким образом, можно отметить, что индийская философия, в тот или иной период своего развития, распространялась на всё большие территории за пределами Индии, и, на данный момент, влияние индийской философской мысли можно проследить во многих регионах мира.
Несмотря на многовековую историю развития, индийская философия не представляет собой какого-либо однородного концептуального единства, а является собирательным названием для многих философских школ и концепций, которые, условно, можно разделить на ортодоксальные и неортодоксальные. Основанием такого деления выступает интенция философских школ по отношению к древнеиндийским религиозно - философским источникам: ведам. Так, неортодоксальные философские концепции пытались создать самостоятельные учения, отличные от ведического, ортодоксальные же концепции появились как реакция на неортодоксальные и пытались отстоять авторитет ведического учения. Почему же деление является условным? Потому как, с одной стороны, и ортодоксальные философские школы, не смотря на свою направленность в сторону ведического учения, создают, в различной степени, отличные от вед концепции; с другой же стороны, в концепциях неортодоксальных школ можно увидеть, что окончательно отойти от вед им не удалось - и буддизм, и джайнизм, будучи неортодоксальными течениями индийской философской мысли, поддерживают те или иные идеи и учения вед.
Одним из таких учений, которое поддерживается как представителями ортодоксальных, так и представителями неортодоксальных школ, является учение о карме. Термин «карма» в буквальном значении означает действие (в санскрите karma, в палийском kamma — «обряд», «действие», «деяние») и проистекает из ведических источников. Затем, по мере развития индийской философской мысли, вместе с философскими концепциями, в особенности благодаря буддизму, понятие «карма» в шестом веке н.э. появляется в Китае в школе молчания Чань. Далее термин начинает распространение по всему региону и вместе с буддизмом достигает берегов Японии. В Европе понятие «карма» появляется в Новое время на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков - именно в это время представители немецкого романтизма, братья Фридрих и Август Шлегели, впервые начали переводить наиболее философскую часть вед, упанишады, на европейский язык.
Возвращаясь к учению о карме, следует отметить, что в соответствии с данным учением признаётся детерминация причинно-следственных связей над человеком в феноменальном мире. Что это значит? Характер действий человека в феноменальном мире определяет его дальнейшее существование в этом мире. Если, условно говоря, человек совершает благие действия, то его дальнейшее существование в феноменальном мире будет соответствующим.
Учение о карме неразрывно связано с учением о сансарическом бытии и концепцией освобождения от него. Согласно учению о сансаре, существование человека в феноменальном мире представляет собой бесконечную череду постоянных перевоплощений, условия жизни в которых зависят от действий человека, как в прошлых воплощениях, так и в нынешнем. Пребывание человека в феноменальном мире признаётся отягчающим, а сам феноменальный мир - неистинным, иллюзорным, в связи с чем появляется концепция освобождения от кармы, а, следовательно, и от сансары, как способ трансцендирования за пределы феноменального мира.
Таким образом, можно сказать, что рассмотрение понятия кармы в ортодоксальных и неортодоксальных учениях древнеиндийской философии является весьма актуальным на сегодняшний день ввиду того значительного влияния на философские и религиозные концепции, которое оказывает индийская философская мысль, одним из атрибутов которой выступает учение о карме, в различных регионах мира.
Степень разработанности проблемы.
Ввиду значительного влияния, которое оказывает индийская философия, интерес к её изучению среди исследователей, как индийских, так и неиндийских, постоянно нарастает. Среди работ современных индийских исследователей, которые затрагивают понятие кармы, можно выделить работы Радхакришнана, С. Чаттерджии и Д. Датта. Среди же неиндийских исследователей следует выделить работы Рамачараки Й. (В. Аткинсона), Торчинова Е.А., Васильева Л.С., Клайва Эррикера, М. Элиаде, Швейцера А. Фундаментальная работа по исследованию философии джайнизма проделана Железновой Н.А. Однако следует отметить, что все названные исследователи, по преимуществу, в своих работах рассматривают понятие кармы в контексте философских концепций, не акцентируя внимание на конкретном исследовании кармы в этих концепциях, не говоря уже о сравнительном межконцептуальном анализе понятия кармы.
Также следует отметить работы таких авторов, как Николаева М., Крывелев И.А., Мень А. и т.д., в чьих трудах понятие кармы рассматривается с точки зрения религиоведения, вновь не затрагивая межконцептуального анализа. Ввиду чего мы можем говорить о недостаточной разработанности проблемы.
В данной работе качестве объекта исследования выступает понятие «карма».
Предметом исследования является интерпретация данного понятия в ортодоксальных (йога, санкхья, уттара-миманса, пурва-миманса) и неортодоксальных (буддизм, джайнизм) течениях древнеиндийской философии.
Целью исследования выступает определение понятия кармы в ортодоксальных и неортодоксальных течениях индийской философии, а также проведение сравнительного межконцептуального анализа определённых интерпретаций данного понятия в исследуемых философских направлениях.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- рассмотреть особенности понимания кармы ортодоксальными философскими школами (йога, санкхья, веданта (уттара-миманса), пурва- миманса);
- определить специфику понимания кармы философией неортодоксальных течений (раннего буддизма, хинаяны, махаяны, джайнизма);
- провести сравнительный анализ понимания кармы в данных философских течениях.
Методологическая основа исследования.
В состав методологической основы исследования понятия кармы входят следующие концептуальные представления:
- учение об Атмане как Абсолюте, рассмотренном с субъективной точки зрения;
- идея о тождестве Атмана и Брахмана, заключающаяся в том, что Брахман как Абсолют, рассмотренный со стороны объекта, творя относительный мир за счет выделения особой энергии - майи, сохраняет свой абсолютный статус, который в мире феноменов представлен как относительный, вследствие существования майи;
- концепция сансарического существования и освобождения из колеса сансары, констатирующая понимание сансары как круговорота рождения и смерти и предполагающая возможность освобождения от этого круговорота, за счет достижения просветления.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
- сравнительно - исторический метод;
- общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение;
- герменевтический метод.
Научная новизна исследования состоит в том, что, в ходе исследования, во-первых, выявлены отличия в интерпретации кармы в ортодоксальных и неортодоксальных течениях индийской философской мысли; во-вторых, проведён межконцептуальный анализ выявленных интерпретаций кармы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Концепция кармы признается всеми ортодоксальными и большинством неортодоксальных течений древнеиндийской философии. Несмотря на условное разделение древнеиндийской философии на ортодоксальную и неортодоксальную, можно выделить, во-первых, различия в трактовке кармы между концепциями как в ортодоксальных, так и в неортодоксальных философских течениях; во-вторых, сходства в интерпретации кармы между концепциями ортодоксальных и неортодоксальных течений индийской философской мысли.
2. Основное сходство в понимании кармы между представителями ортодоксальных и неортодоксальных философских течений заключается в том, что основной причиной кармы признаётся неведение (авидья, в джайнизме-моха, синонимична авидьи).
3. Отличия трактовок кармы в ортодоксальных и неортодоксальных направлениях древнеиндийской философской мысли связаны с выделением разных источников кармы, которыми являются: в йоге - читта (интеллект), в санкхье - лингадеха (тонкое тело), в ньяя и вайшешика носителем кармы выступает манас как индивидуальный ум, в веданте - майя или особая энергия Брахмана, в пурва-мимансе - это душа (джива); носителем кармы что в «раннем», что в «позднем» буддизме, является виджняна или сознание, в джайнизме же таким носителем выступает тонкое кармическое тело. Кроме этого, и ортодоксальные и неортодоксальные школы предлагают разные классификации видов кармы, обусловленные разными основаниями, в качестве которых выступают время действия кармы, виды деятельности, результаты деяний и т.д.
4. Буддизм махаяны является единственным философским направлением, среди ортодоксальных и неортодоксальных философских течений, которое говорит о наличии коллективной кармы и возможности освобождения от индивидуальной кармы, с помощью кармической заслуги людей, достигших просветления.
5. Школа вайшешика является единственным направлением древнеиндийской философии, которая, в отличие от остальных ортодоксальных и неортодоксальных философских течений, признаёт в качестве кармы физическое действие и даёт строгую классификацию этих действий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поставив перед собой в данной работе задачи исследования понятия кармы в ортодоксальных и неортодоксальных течениях древнеиндийской философии, мы пришли к следующим результатам.
Учение о карме признается всеми ортодоксальными школами древнеиндийской философии. В связи с тем, что данные течения, в той или иной мере, признавали авторитет Вед, таким образом, имея общую теоретическую поддержку, что, однако, не исключило некоторых различий в трактовке кармы: если в санкхье, йоге, ньяйи и уттара - мимансе её можно в общем виде интерпретировать как этическое действие, дающее рано или поздно результат, то в школе вайшешика карма определяется как физическое действие, а в школе в пурва-миманса карма понимается как действие, связанное с долгом, предписанным ведами, и за возникновение результата отвечает концепция апурвы.
Также следует отметить и различие в определении носителя кармы: в йоге таким носителем выступает читта (интеллект), а в санкхье - лингадеха (тонкое тело), в ньяя и вайшешика носителем кармы выступает манас как индивидуальный ум; в веданте носителем кармы выступает майя или особая энергия Брахмана, в пурва-мимансе - это душа (джива). Но как бы то ни было, носитель кармы неразрывно связан с авидьей или неведением. Освобождение, таким образом, в ортодоксальных течениях заключается в устранении авидьи.
Однако между ортодоксальными школами нет единой концепции освобождения от кармы : в школе йога концепция освобождения
представлена восьмиступенчатым путём практических действий, а школа санкхья, хоть и принимает эту концепцию, однако смещает аспект с практики на познание, то в школе ньяя концепция освобождения от кармы, разделяемая также школой вайшешика, представлена трёхэтапным путём с явным преобладанием когнитивного аспекта над практическим. Пурва- миманса, в начале, говорит не об освобождении, как остальные представители ортодоксального течения, а о сварге или блаженстве на небесах, но позже философы мимансы склоняются к тому, что идеал - это, все же, не сварга, а освобождение.
Кроме того, между ортодоксальными школами нет единства и в классификации кармы: школы ньяя и санкхья выделяют два вида кармы - благую и не благую, школа пурва - мимансы и уттара-мимансы выделяют три вида кармы, однако исходя из различных оснований: если в уттара- мимансе основанием служит время действия результатов кармы, и, в соответствии с этим, карма разделяется на прарабдха-карму (действия, накопленные в текущем воплощении и подлежащие реализации в нём) , самчита-карму (действия, произведенные в предыдущем воплощении или в настоящем, но оставшиеся в потенциальном состоянии) и агамин-карму (действия, накопленные в этом воплощении, но подлежащие реализации а последующих), то в пурва-мимансе основанием выступают действия, которые человек должен выполнять для достижения состояния освобождения, и, на основании чего, карма делится на нитья карму (обязанности, которые человек должен обязательно выполнить), наймиттика карму (благоприятные обстоятельства, которые очищают человека от тяжких грехов), камья карму (добровольная карма, изменяемая при совершении ритуала и других целенаправленных действиях). В школе йога выделяются четыре вида кармы - белая, чёрная, белая-чёрная, ни-белая-ни-чёрная, а в школе вайшешика пять видов: уткшепана (подъем), авакшепана (опускание), акунчана (сжатие), прасарана (расширение) и гамана (передвижение).
Также как и ортодоксальные школы, неортодоксальные течения признают концепцию кармы и трактуют ее по-разному. Карма в буддизме понимается как действие, исходящее из последствий человеческих деяний и определяющее условия жизни человека, как текущей, так и будущей. Хинаяна полностью повторяет концепцию кармы, предложенную ранним буддизмом. Доктрина кармы в буддизме махаяны содержит некоторые специфические черты по сравнению с ранним буддизмом. Так, одной из особенностей является наличие коллективной кармы. Из этой особенности вытекает следующая - это возможность передачи своей положительной кармической заслуги (пунья) другим. Но могут сделать это не все, только бодхисатвы, или достигшие освобождения. Своеобразие концепции кармы у джайнов следует видеть в том, что карма рассматривается в качестве определенной тонкой материи, которая содержит в себе все результаты действий индивида.
Носителем кармы, что в «раннем», что в «позднем» буддизме, является виджняна или сознание, в джайнизме же таким носителем выступает тонкое кармическое тело. Коренные различия обнаруживаются при анализе классификаций кармы: «ранний» буддизм и хинаяна выделяют, подобно школам ньяя и санкхья, два вида кармы - благую и не благую, махаяна к этим двум видам привносят коллективную кармы как третий вид. Наиболее сложной является классификация кармы в джайнизме, так, из -за неоднородности учения, в частности ввиду различий между двумя основными сектами - дигамбаров и шветамбаров, в джайнизме можно выделить три типа классификаций кармы - первая совпадает с классификацией буддизма, согласно же другим карма, с одной стороны, может быть физической или психической, основанной на мохе (авидьи), а с другой, подразделяться на восемь видов (затемняющая знание, затемняющая видение, порождающая чувства и вводящая в заблуждение, определяющая продолжительность жизни и формирующая тело, определяющая семью и затемняющая силу) и иметь четыре причины (ложность, отсутствие самоконтроля, страсти и деятельность души).
Если же говорить о концепциях освобождения в неортодоксальных течениях, то «ранний» буддизм разрабатывает концепцию «благородного восьмеричного пути», который признаётся и хинаяной; если же говорить о махаяне, то представители этого направления создают десятиступенчатую концепцию освобождения. Джайнистская концепция освобождения базируется на учении о «трех жемчужинах»: правильная вера, правильное познание и правильное поведение.
Страдание, по мнению неортодоксальных течений древнеиндийской философии, заключается в неведении (авидьи, мохе). Схожих же концепций придерживаются и представители ортодоксального направления. Несмотря на то, что ортодоксальные школы признавали авторитет Вед, а неортодоксальные направления стремились от них отойти, мы, вслед за многими другими исследователями, считаем, что корнями своими концепция кармы уходит в веды. Кроме того, на основании проведённого исследования, можно сказать, что окончательно отойти от вед неортодоксальным течениям не удалось - и «ранний», и «поздний» буддизм, а также джайнизм, хоть и отрешаются от вед в целом, однако признают ряд их положений, в частности это применимо к тезисам упанишад. Таким образом, можно объяснить то общее сходство трактовок, которое обнаружилось в ходе исследования.
Сходство заключается в том, что любое действие приносит свой результат, но кармическое действие, в строгом смысле слова, носит ярко выраженную этическую окраску. Происходит это действие из авидьи (неведения), только ортодоксальные течения говорили о неведении истинной сущности Абсолюта, а неортодоксальные - о незнании истинной природы феноменального мира.
И ортодоксальные и неортодоксальные направления признавали необходимость освобождения (мокши, нирваны и т.д.). Идею освобождения все течения признают как высшую цель жизни. Освобождение - это состояние совершенства, состояние, которое, согласно учению индийских мыслителей - джайнистов, буддистов, последователей школы санкхьи, ведантистов - может быть достигнуто даже в этой жизни.
В ходе исследования выявились специфические особенности понимания кармы, которые отличают его от различных общих трактовок. Карма неразрывно связана с метафизическими представлениями данных философских направлений. Мы видим, что концепция кармы проработана на разных уровнях, например, веданта предлагает классификацию кармы в зависимости от времени действия результата и т.п. Это объясняется тем, что наличие знаний о карме - это один из первых шагов на пути освобождения.



1. Аблеев, С. Йога. Мистическая философия и духовная практика освобождения в классической йоге / С. Аблеев. - М.: Амрита-Русь, 2004. - 256с.
2. Альбедиль, М.Ф. Индия: беспредельная мудрость / М.Ф. Альбедиль. - СПб.: Алетейя, 2003. - 414 с.
3. Альбедиль, М.Ф. Индуизм / М.Ф. Альбедиль. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 256 с.
4. Андросов, В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм / В.П. Андросов. - М.: Вост. лит., 2000. - 508 с.
5. Аникеев, В.П. о материалистских традициях в индийской философии (древность и раннее средневековье) / В.П. Аникеев. - М.: Наука, 1965. - 260с.
6. Аникеева, Е.Н. общечеловеческие ценности и индийское философское наследие// человек как философская проблема: Восток-Запад / Е.Н. Аникеева. - М.:1991.
7. Андросов, В.П. Буддийская классика Древней Индии. Слово Будды и трактаты Нагарджуны / В.П. Андросов. - М.: Открытый мир, 2008. - 512с.
8. Антонова, К.А. История Индии: крат, очерк / К. А. Антонова, Г. М. Бонгард-Левин, Г. Г. Котовский. - М.: Мысль, 1979. - 608 с.
9. Баскин, М.П. Философия и жизнь / М.П. Баскин. - М.: Знамя, 1961.-40с.
10. Большая книга восточной мудрости. - М.: Эксмо, 2012. - 800 с.
11. Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия.
Религия. Наука / Г.М. Бонгард-Левин. - М.: Правда, 1980. - 333с.
12. Бонгард-Левин, Г.М. Древнеиндийская цивилизация. История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур / Г.М. Бонгард - Левин. - М.: восточная литература, 2000. - 495с.
13. Бонгард-Левин, Г.М., Герасимов А.В. Мудрецы и философы древней Индии / Г.М. Бонгард-Левин. - М., 1975. - 367с.
14. Бонгард-Левин, Г.М. Индия и античный мир / Г.М. Бонгард-Левин, М.Д. Бухарин, А.А. Вигасин. - М.: Изд. фирма «Вост.лит.» РАН, 2002. - 359 с.
15. Бонгард-Левин, Г.М. От Скифии до Индии / Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский. - М.: Мысль, 1974. - 126 с.
16. Брейзиер, К. Буддистская психология / К. Брейзиер. - М.:АСТ - Астрель, 2006. - 352с.
17. Бродов В.В. Индийская философия нового времени / В.В. Бродов. - М.: Изд-во МГУ, 1967. - 284с.
18. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии: Йога: методология практических занятий / В.В. Бродов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 222с.
19. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 216 с.
20. Буддизм. Четыре благородных истины: сб. / сост. Я Боцман. - Харьков: Фолио, 1999. - 989 с.
21. Буддийский взгляд на мир / В.И. Рудой, Е.П. Островская и др. - СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 461 с.
22. Буддийский мир: Альманах / Гл. ред. Б. Дондоков. - М.: Раритет. - 206 с.
23. Бурмистров, С.Л. Брахман и история. Историко-философские
концепции современной веданты / С.Л. Бурмистров. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 186с.
24. Бэшем, Артур Чудо, которым была Индия : пер. с англ. / А. Бэшем ; предисл. Г. М. Бонгард-Левин, А. А. Вигасин. 2-е изд. - М. : Издательство иностранной литературы., 2000. - 613 с.
25. Веданта Сутра (Брахма Сутры): Пер. с санскр. Рагоза Д.М. - СПб.: Изд- во ОВК, 1995. - 206 с.
26. Веданта сутра. - СПб: Общество ведической культуры, 1995. - 208с.
27. Вивекананда С. Карма-йога//[электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.ariom.ru/litera/2003-html/vivekananda/vivekananda-01.htm
28. Вивекананда, С. Миссия Будды; Миру; Буддизм как завершение индуизма; О Будде / С. Вивекананда. - СПб.: Об-во Рамакришны, 1992.
- 21 с.
29. Востриков, А.И. Тибетская историческая литература / А.И. Востриков.
- Спб: Петербургское Востоковедение, 2007. - 336 с.
30. Гачев, Г. Образы Индии (опыт экзистенциальной культурологии) / Г. Гачев. - М.: Наука, 1993. - 389 с.
31. Генон, Р. Размышления об индуизме / Р. Генон. - М.: Олита, 2003. - 116с.
32. Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте //
[электронный ресурс] // Режим доступа:
http://psylib.org.ua/books/ genon01/index.htm
33. Гендюн Ринпоче. Закон Кармы// [электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.buddhism.ru/teach/gendun-karma.php
34. Гессе, Г. Сиддхартха: Индийская повесть / Г. Гессе. - СПб.: Азбука- классика, 2007. - 224с.
35. Гусева, Н.Р. Джайнизм / Н. Р. Гусева. - М.: Наука. ГРВЛ, 1968. - 125с.
36. Гусева, Н. Р. Индия в зеркале веков: Религия, быт, культура / Н. Р. Гусева. - М.: Вече, 2002. - 448 с.
37. Гусева, Н. Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика / Н. Р. Гусева. - М.: Наука, 1977.
38. Гусева, Н. Р. Многоликая Индия / Н. Р. Гусева. - М. : Мол. гвардия, 1971. - 255 с.
39. Гхош, А. Основы индийской культуры / А. Гхош. - СПб.: Изд. фирма «Роза мира», 1998. - 417 с.
40. Гхош, А. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавад - гита / А. Гхош. - СПб.: Адити, 2001. - 618 с.
41. Гхош, А. Перерождение и карма / А. Гхош. - М.: ФАИР., 1995. - 141 с.
42. Дао: гармония мира. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд- во Фолио, 2000. - 864 с.
43. Древнеиндийская философия. Начальный период / пер. с санскрита. - М.: Мысль, 1963; 1972. - 271с.
44. Дхаммапада // Буддизм. Четыре благородных истины: сб. / сост. Я Боцман. - Харьков: Фолио, 1999. - С.23-90.
45. Ермакова, Т.В. Классический буддизм / Т.В. Ермакова, Е.П.
Островская. - СПб.: Петерб. Востоковедение, 1999. - 288с.
46. Железнова, Н.А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма / Н.А. Железнова; Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит., 2005. - 343с.
47. Индийская философия и мировая культура. Сборник/ отв. ред. Степанянц М.Т. - М., 1983. - 118с.
48. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь/ под общей ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М. - М.: Республика, 1996. - 576с.
49. Избранные тексты. Индийская философия // Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1997. - С. 113-249.
50. Индийская философия и мировая культура: сборник. К XVII Всемир. филос. конгр., 27.8.1983 г., Монреаль / ред.-сост. В. Мезенцева. - М. : ИФ, 1983.- 118 с.
51. Исаева, Н.В. Шанкара и индийская философия / Н.В. Исаева. - М.: Наука, 1991. - 200с.
52. История философии. - М.: Институт философии РАН, 2000. - 299с.
53. Индийская философия: Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц; Институт философии РАН - М.: Вост. лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009. - 950с.
54. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь / под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. - М.: Республика, 1996. - 576 с.
55. Индуизм: традиции и современность: сборник. - М.: Наука, 1985. - 281с.
56. Канаева, Н.А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное пособие / Н.А. Канаева. - М., 2008. - 255с.
57. Копцева, Н.П. История, религия, мифология, философия древней и средневековой Индии: Учебное пособие / Копцева. - Красноярск: КГУ, 2003. - 312с.
58. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. - 260 с.
59. Классическая йога.//[электронный ресурс]//Режим доступа:
http://psvlib.org.ua/books/patania/ostru/index.htm
60. Конзе, Э. Буддизм: сущность и развитие. Пер. с англ. Беляева И. / Э. Конзе. - СПб.: Наука, 2003. - 287 с.
61. Костюченко, В.С. Интегральная веданта (критический анализ
философии Ауробиндо Гхоша) / В.С. Костюченко. - М.: Наука. ГРВЛ, 1970. - 192с.
62. Костюченко, В.С. Классическая веданта и неоведантизм / В.С. Костюченко. - М.: Мысль, 1983. - 270с.
63. Кузнецов, Б.И. Ранний буддизм и философия индуизма по тибетским источникам / Б.И. Кузнецов. - М.:Шечен, 2002. - 125с.
64. Культура Древней Индии. - М.: Наука, 1975. - 429 с.
65. Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока. - Л. : Аврора, 1975. -135 с.
66. Лестер, Р. Буддизм. Путь к нирване / Р. Лестер // Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - С. 264-373.
67. Лунный свет Санкхьи: ишваракришна. «Санхья-карика», гаудапада «Санкхья карика бхашья», вачаспати миштра «Таттва каумуди»/ сост. Шохин В.К., отв. ред. Бонгард-Левин Г.М. - М.:Ладомир, 1995. - 326с.
68. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. - М., 1989. - 208с.
69. Лысенко, В.Г. Индийская философия природы. Атомизм школы вайшешика / В.Г. Лысенко. - М.: Наука. ГРВЛ, 1986. - 200с.
70. Лысенко, В.Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма /
В.Г. Лысенко, А.А. Терентьев, В.К. Шохин. - М.: Восточная
литература, 1994. - 383с.
71. Мендель, Е. Будда: жизнь и мысли Великого Учителя / Е. Мендель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 253 с.
72. Мень, А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни / А. Мень. - М.: Мирос, 1994. - 184 с.
73. Миркина, Великие религии мира / Миркина, Г. Померанц. - М. : РИПОЛ, 1995.- 416 с.
74. Моноронджон, Р. История индийской философии. Греческая и
индийская философия / Р. Моноронджон. - М.: Иностранная
литература, 1958. - 550с.
75. Мюллер М. Шесть систем индийской философии//[электронный
ресурс]//Режим доступа: http://psvlib.org.ua/books/mullm01/index.htm
76. Николаева, М. Власть кармы. Непрерывное воплощение / М.
Николаева. - М.: Старклайт, 2006. - 160с.
77. Огурцов, А.П. Фундаментальный труд по индийской философии / А.П. Огурцов // Вопросы философии. - 2010. - № 6. - С. 167-174.
78.Ольденбург, С.Ф. Культура Индии / С.Ф. Ольденбург. - М.: Наука, 1991. - 277 с.
79.Осборн, Р. Восточная философия / Р. Осборн, Б. Ван Лоон. - Ростов н/Д : Феникс, 1997.- 173 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ