ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО¬
СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Закономерности развития лексико-семантической стороны речи у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая и речевая характеристика детей с задержкой
психического развития 14
1.3. Закономерности развития лексико-семантической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 31
2.1. Принципы и организация исследования лексико-семантической стороны речи у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 31
2.2. Результаты исследования лексико-семантической стороны речи у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
ГЛАВА3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ШКОЛЬКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 47
3.1. Цели, задачи, принципы и направления работы по развитию лексико-
семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 47
3.2. Содержание работы по развитию лексико-семантической стороны речи у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 49
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
Сегодня исследованиям касательно личности ребёнка, его внутренней природы, а также обеспечению максимально комфортной среды для всестороннего развития имеющихся талантов и потенциала уделяется повышенное внимание. Уже более десяти лет в образовательной сфере Российской Федерации практикуется интеграция детей с нарушениями развития в учебные заведения и программы для стандартно развивающихся сверстников. Если опираться на проведённые Институтом коррекционной педагогики Российской академии наук исследования, можно с уверенностью утверждать, что по крайней мере те дети, психологическое развитие и речевые навыки которых максимально приближены к ровесникам, могут вполне успешно вписаться в общую группу, ничем особенно не выделяясь.
Между речью и мышлением существует единство, речь является формой существования мысли (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). При наличии задержки психического развития (далее ЗПР) недостаточно эффективными являются именно мыслительные функции, что становится причиной сложностей при формировании речи, не в последнюю очередь и её лексико-семантической стороны (далее ЛССР), являющейся основным показателем
содержательности и осмысленности речи.
Главными составляющими разностороннего развития речевой деятельности ребёнка является объём словарного запаса и умения правильно применять его содержимое. В связи с этим для устранения проблем с мыслительными процессами и речью при задержке психологического развития чрезвычайно важно правильно формировать ЛССР. Это поможет не только ускорить развитие ребёнка, но и даст возможность устранить существующие дефекты речи.
Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская и прочие учёные, занимавшиеся изучением данной проблематики, говорят о необходимости исследования конкретных аспектов отклонений в речи при комплексных нарушениях развития, как о наиболее важном для коррекци онной деятельности этапе. Согласно мнению В. И. Лубовского, Р. И. Лалаевой и С. Г. Шевченко основным фактором, определяющим характер отклонений речи, является семантика.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на сегодня основной задачей логопедии являются создание методик исправления отклонений в речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития, а также исследования ЛССР в этом сегменте.
Объектом исследования является: лексико-семантическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: процесс формирования лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на логопедических занятиях средствами коррекционного обучения и воспитания.
Цель исследования: теоретически и практически обосновать, разработать, апробировать содержание логопедической работы по развитию лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами коррекционного обучения и воспитания.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретическое исследование научных трудов относительно поставленной проблематики;
2. Подобрать диагностические методы и приемы, позволяющие оценить развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3. Определить направления и содержание коррекционной работы по развитию лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на логопедических занятиях средствами коррекционного обучения и воспитания;
4. Ознакомиться с результатами экспериментов, контрольного и констатирующего характера с целью проведения их сравнительного анализа, позволяющего оценить эффективность проведенной работы.
Методологическую основу исследования составили положения о лексико-семантической структуре языка (В. В. Виноградов, Г. В. Степанова, A. A. Уфимцева, А. Н. Шрамм), концепции о соотношении речи и мышления, речи и языка (Н. Д. Арутюнова, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, A. A. Залевская, A. A. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн), концепции о единстве закономерностей патологического и нормального развития (Л. С. Выготский, Т. А. Власова, P. E. Левина), актуальные взгляды на психологические особенности и специфику речевого развития детей с ЗПР (Н. Ю. Борякова, Т. А. Власова, Т. Н. Волковская, К. С. Лебединская, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова, Е. С. Слепович).
Методы решения задач: теоретическое изучение и анализ учебно-методической, психолого-педагогической, нейропсихологической,
психолингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение материала; изучение и анализ анамнестических данных, наблюдение, беседа, сравнение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
База исследования. Опытно-экспериментальный этап работы реализуется на базе филиала МАОУСОШ № 14 - детский сад № 24 «Умка» Серовский городской округ. Контингент испытуемых представлен обучающимися старшей и подготовительной группы в количестве 12 человек.
Этапы проведения исследования:
Первый этап. Аналитическая и исследовательская деятельность относительно литературы психолингвистической, педагогической и научно-методической направленности; постановка задач и цели проведения исследования (сентябрь 2019 - январь 2020 гг.).
Второй этап. Создание программы экспериментальных исследований, а также проведение констатирующего эксперимента и приведение всех полученных данных в единую систему (январь 2020 г).
Третий этап. Экспериментальное обучение детей с ЗПР с учётом действующей программы образовательного учреждения по корректирующей методике. Анализ результатов на основе проведения контрольного эксперимента (январь - май 2020 г).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
Эта работа была посвящена исследованию процессу формирования ЛССР у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, с различными типами дефектов нарушений речевой деятельности.
Если изучить и проанализировать современные теории в направлении лингвистики и психолингвистики, то можно сделать вывод, что в качестве фундамента для словарного запаса каждого индивидуума выступает лексико-семантическая языковая система. Естественно, это говорит о том, что коррекционная деятельность в отношении детей с ЗПР должна начинаться в первую очередь исправления данной составляющей речевой деятельности.
В ходе констатирующего эксперимента было отмечено недостаточное развитие ЛССР у его участников. При этом можно сказать, что проявления этой проблемы индивидуальны - ну некоторых уровень развития ЛССР близок к среднестатистическому, у других - значительно занижен. Само собой, ожидать высокого уровня развития ЛССР не приходится.
Проанализировав данные констатирующего эксперимента, мы выделили три уровня развития лексико-семантической стороны речи (далее ЛССР) у детей с ЗПР: высокий, средний, низкий. Распределив дошкольников по уровням развития ЛССР, определили, что большая часть детей с ЗПР с СНР (61%) находится на низком уровне, остальные дети (39%) - на среднем уровне. Дети с ЗПР с НВСНР продемонстрировали средний уровень в 59% случаев и низкий - 49% случаев. Все эти данные учитывались при построении концепции контрольного эксперимента, для того, чтобы достичь максимального эффекта при коррекционной деятельности в направлении ЛССР. В соответствии с уровнем развития детей был осуществлён дифференцированный отбор методов, приёмов, форм и средств логопедической работы, специальных упражнений и заданий на наглядно-действенной основе, а также лексического материала.
Было выбрано несколько направлений формирования и развития ЛССР: уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса на основе расширения и дифференциации представлений об окружающем мире, формирование речевой и познавательной активности; формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений параллельно с активизацией словарного запаса; формирование парадигматических отношений лексико-семантической стороны речи; формирование структуры значения слова; совершенствование синтагматических отношений лексико-семантической стороны речи.
Работа логопеда по исправлению проблем с ЛССР велась вкупе со стимулированием детей к познавательной деятельности, направленной на повышение уровня речевой деятельности в целом, а также развитие навыков коммуникации, грамматики, формулирование целей и содержания мыслей и перевода их в речевое высказывание.
При проведении обучающего эксперимента использовали адаптированный комплекс специальных приёмов: приёмы организации коррекционного обучения; приёмы, обеспечивающие доступность предлагаемой информации; приёмы логической переработки информации.
Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента с данными контрольного эксперимента подтвердил эффективность экспериментальной работы по развитию лексико-семантической стороны речи на основе дифференцированного подхода у старших дошкольников с задержкой психического развития с различными речевыми нарушениями.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Недоразвитие лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ЗПР характеризуется недоразвитием всех компонентов значения (в наибольшей степени - понятийного), отсутствием тенденции к обобщению лексического материала, диффузным характером значений, что обусловлено структурой дефекта задержки психического развития.
2. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с СНР наблюдается низкий уровень развития коммуникативных навыков, бедность продуктивного и рецептивного словарного запаса, недостаточность парадигматических и синтагматических отношений на лексическом уровне, деформированность структуры значения слова, отсутствие самоконтроля за речью.
3. Для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с НВСНР типично: при достаточно развитом рецептивном словарном запасе снижение объема продуктивного словарного запаса, склонность к использованию одних и тех же лексических единиц, наличие универсальных слов- заменителей в активном словаре, при относительно сформированных синтагматических отношениях недоразвитие парадигматических отношений на лексическом уровне, недостаток понятийного компонента значения слова, развитие коммуникативных навыков на уровне обиходно-бытовой тематики, низкий уровень развития навыков контроля за собственной речевой продукцией. Выделенные особенности свидетельствуют о выраженном недоразвитии лексико-семантической стороны речи данной группы детей и необходимости специальной коррекционной работы.
4. Положительную динамику в развитии лексико-семантической системы языка у старших дошкольников с задержанным психическим развитием обеспечивает применяемый в коррекционной работе дифференцированный подход (внутренняя дифференциация).
5. Благодаря большим потенциальным возможностям компенсации дети старшего дошкольного возраста с ЗПР обеих групп, могут преодолеть недостаточность лексико-семантической стороны речи и достигнуть уровня возрастной нормы в её развитии.
6. Организация и проведение системной работы по развитию лексико-семантической стороны речи, основанной на коммуникативном и дифференцированном подходах, формировании структуры значения слова, развитии мотивации речевой деятельности, предполагающей единство компенсации и коррекции лексико-семантической, грамматической и фонетической сторон речи, у старших дошкольников с ЗПР позволяет эффективно скорректировать недостаточность лексико-семантической стороны речи как у детей с ЗПР с СНР, так и у детей с ЗПР с НВСНР.
Эффективность и результативность представленной системы коррекционно-развивающей работы по развитию лексико-семантической стороны речи дает возможность её использования в практике логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста различных категорий. Результаты проведенного исследования были опубликованы в сборнике научно-практической конференции и других информационных источниках (см. Приложение 14).
1. Бабина Г. В., Белобородова E. B. Как понимают образные значения олицетворений дошкольники с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. № 5. С. 4-8.
2. Бабина Г. В. Особенности понимания глагольной лексики с отвлечённым значением учащимися с речевой патологией // Дефектология. 1989. № 5. С. 51-57.
3. Бабкина Н. В. Особенности познавательной деятельности и её саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2002. № 5. С. 40-45.
4. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной
деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. 2003. № 6. С. 46-50.
5. Баряева Л. Б., Лебедева И. И. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития : (на модели рассказывания по картине) // Логопедия. 2005. № 1 (7). С. 11-21.
6. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития : учеб. пособие. М., 2004. 136 с.
7. Борякова Н. Ю., Касицына М. А. Коррекционно-педагогическая работа в
детском саду для детей с задержкой психического развития:
(организационный аспект) : метод. пособие. М., 2007. 79 с.
8. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых
высказываний детьми 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку // Дефектология. 1983. № 3. С. 53-58.
9. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учеб.-метод. пособие. М., 2000. 64 с.
10. Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания 1953. № 5. С. 10-17.
11. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 16 с.
12. Воробьева В. К. Лексико-семантические особенности речи детей с алалией // Расстройства речи и голоса в детском возрасте / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М., 1973. С. 176-186.
13. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. : в 6 т. М., 1984. Т. 4. С. 243-403.
14. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
15. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2005. 151 с.
16. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996. 13 с.
17. Гончарова В. А. Общие и специфические особенности формирования
лексики у дошкольников с различными нарушениями речи :
дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. 206 с.
18. Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике. М., 2003 320 с.
19. Грибова O. E. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология. 1999. № 3. С. 3-11.
20. Грибова O. E. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие. М., 2005. 96 с.
21. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекц.-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. М., 2001. 224 с.
...