Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВ ОКНА В ЖИВОПИСИ ХУДОЖНИКОВ АЛТАЯ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ ХХ ВЕКА

Работа №93391

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1 Семантическая функция окна 10
1.1 Понятие мотив в изобразительном искусстве 10
1.2 Окно как символ в искусстве 16
Глава 2 Мотив окна в произведениях живописцев Алтая в контексте отечественных художественных традиций ХХ века 22
2.1 Окно как смысловой акцент в живописных произведениях натюрмортного и интерьерного жанра отечественных художников ХХ века 22
2.2 Семантические функции окна в Жанровых произведениях
отечественных художников ХХ века 34
2.3 Мотив окна в живописи алтайских художников ХХ века 43
Заключение 48
Список иллюстраций 53
Иллюстрации 55
Список источников и литературы 66
Приложение 72


Понятие «мотив» в изобразительном искусстве представляет собой то существенное в содержании или в художественной идее живописных произведений, что определяет характер впечатления, ими производимого. Мотив выражает собой отношение художника к избранному им сюжету и служит основной причиной настроения зрителя при созерцании художественного произведения.
Мотив окна часто присутствует в произведениях изобразительного искусства. В зависимости от выбранного сюжета и оригинальной композиции произведения, он раскрывает или философские представления художника о мире, или более конкретную авторскую идею. Окно как мотив в живописи алтайских художников ХХ века и отечественной живописи в целом - одна из традиционных составляющих, бытующая в разных жанровых «ролях»: в натюрморте это главный герой, в портрете - атрибут, в жанровой картине - предмет обстановки. Окно символизирует надежду, ожидание, одиночество или открытость новому, стремление навстречу неизведанному. Окна позволяют обыгрывать тему границ, рубежа и пространства.
Актуальность темы исследования. Живопись Алтая ХХ века как и в целом отечественного искусства этого периода - сложное и неоднозначное явление, в последнее время все чаще подвергающееся пересмотру и более углубленному изучению. Углубленно изучаются феномен массового сознания, понятие «соцреалистический канон», изучается творчество художников, путь которых пролегал через данный промежуток времени. Значительно меньшее внимание уделяется семантическому анализу предметного мира натюрморта, живописных работ интерьерного жанра, жанровой тематической картины, портрета (в частности такого явления как мотив окна). Исследование мотива окна в искусстве Алтая и в целом отечественного этого периода - это, в первую очередь, исследование отношения к определенному мотиву, в котором мы найдем отражение политической и культурной жизни, а также общественной мысли той поры.
Степень изученности темы. В ходе исследования изучен обширный, но разрозненный теоретический материал, относящийся к теме исследования, его можно поделить по следующей направленности: труды, затрагивающие проблему семантики и мотива (в частности мотива окна) в изобразительном искусстве - в общетеоретическом плане и в применении к рассматриваемому отрезку отечественного искусства; литература, освещающая особенности культуры и искусства ХХ века, а так же обращающая нас к особенностям таких жанров в живописи как натюрморт, интерьерный жанр, портрет, жанровая картина; труды, обращающие нас к жизни и творчеству художников Алтая и отечественных художников в целом, а так же к культурно-историческим особенностям данного периода.
Вопросам семантики и семиотики посвящены классические труды Р. Барта «Избранные работы. Семиотика. Поэтика» и Б. Успенского «Семиотика искусства». В работе Р. Барта, анализирующего особенности вещи как особой знаковой системы, а также вещи как носителя мифа, содержится мысль о связи любой коннотации с идеологией. В работе Б. Успенского сформулирована структуралистская общность принципов построения художественного текста в литературе и изобразительном искусстве. Для настоящей работы важен проделанный Б. Успенским семиотический анализ натюрморта и анализ символа в культуре.
Проблемы семантики в советской живописи частично освещены в трудах Н. Степанян «Искусство России XX века», В. Манина «Искусство в резервации: Художественная жизнь России 1917-1941 гг.», А. Якимович «Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда», статье Н. Адаскиной «Проблемы изучения советского искусства», - поддерживают положение о «пересимволизации» общественного пространства, 4 о произошедшей «семантической революции» в советском искусстве. Так же в данных трудах рассматриваются некоторые распространенные мотивы - фигуры в белом с цветами в руках, символические образы сияющего солнечного пространства, а также символ некоего радостного Начала, Расцвета, Пробуждения, Весны, в который сливаются воздух, вода и солнце. Отмечается существование классификации явлений культуры с появлением сопутствующих терминов «дворянское, буржуазное, пролетарское» (Н. Степанян); делается попытка обозначить в самых общих чертах истоки новой семантики.
В трудах Б. Колоницкого «Символы и борьба за власть. К изучению политической культуры Российской революции 1917 года», К. Вашика и Н.Бабуриной « Реальность утопии: Искусство русского плаката XX века» помимо таких общих символов будущего как заря, солнце, свет, день (Б. Колоницкий), выделяются и более узкая, интересная для нашего исследования символика окна (К. Вашик и Н. Бабурина). В книге Н.Соколова «Интерьер в зеркале живописи: заметки об образах и мотивах интерьера в русском и советском искусстве», исследующего жанр интерьера на материале русской и советской живописи, есть, в частности, интересный в свете нашей темы очерк, посвященный мотиву окна, его роли как особого художественного мотива в интерьере - автор концентрирует свое внимание, в основном, на периодах XIX- начала XX вв. и 1960-1980-х гг.
Следует признать, что в литературе вопрос семантики окна в живописи Алтайских и отечественных художников ХХ века в целом, на сегодняшний день существует лишь в самых общих положениях.
Особенности отечественной культуры и искусства ХХ века, а так же теорию и историю таких жанров живописи, как натюрморт, интерьерный жанр, портрет и жанровая тематическая картина освещают труды Якимович А. «Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда», Степанян Н. «Искусство России XX века», Пунина Н. «Русское и советское искусство» идет речь об особенностях русского искусства и его развитии в ХХ веке, в частности в его первой половине, а так же о влиянии на искусство политических и социально - культурных изменений в стране.
Определение понятия натюрморт, история развития натюрморта как жанра и его особенности в отечественном искусстве ХХ века раскрыты в трудах Виппера Б. Р. «Проблема развития натюрморта», Болотиной И. «Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи», «Русский натюрморт». Хотя эти труды и не являются исчерпывающей историей натюрморта, но здесь ясно видна картина далекого и недавнего прошлого о самых важных и значительных эпизодах истории натюрморта - от далекой древности до наших дней.
Труды Горелова Р. «Рисунок и живопись интерьера» и Соколова Н. «Интерьер в зеркале живописи: заметки об образах и мотивах интерьера в русском и советском искусстве» раскрывают определение понятия интерьера как жанра в изобразительном искусстве, историю его развития, а так же особенности развития этого жанра в искусстве ХХ века.
Определение понятия «портрет», история развития портрета как жанра в изобразительном искусстве и особенности его развития в искусстве ХХ века раскрыты в трудах Ельшевской Г. «Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете», Зингера Л. «Советская портретная живопись», Алпатова М. «Очерки по истории портрета», Андрониковой М. «Об искусстве портрета» Труды Владимирова Е. «Мастера мировой живописи», Жабцева В. «Русская жанровая живопись», Григорьяна И. «Русская жанровая живопись» раскрывают понятие жанровая живопись в изобразительном искусстве, историю его развития, а так же в данных трудах идет речь об особенностях развития портрета в искусстве ХХ века (Жабцев В.)
К жизни и творчеству художников Алтая и отечественных художников ХХ века в целом, работавших в жанрах натюрморт, интерьерном жанре, портрете и жанровой живописи, в произведениях которых встречается мотив окна, нас обращают труды Т. Степанской, М. Шишина, Ю. Виноградова, А. Басырова, Р. Власовой, П. Муратова, М. Нейман, Н. Адаскиной, В. Тамурчи, Ю. Русакова, А.Михайловой, С. Дурылина, М. Алдониной и Р. Горелова, Д. Сарабьянова.
В трудах Басырова А. «К. А. Коровин», Власовой Р. «К. Коровин», Мамонтова В. «Воспоминания о русских художниках» говорится о К.А. Коровине как о блестящем мастере пленэрной живописи, основоположнике русского импрессионизма, оставившем огромное художественное наследие, авторы воссоздают яркую картину творческой деятельности и окружения живописца на фоне богатой событиями исторической эпохи.
Труды Муратова П. « Живопись Кончаловского», Нейман М. «П.П. Кончаловский», посвящено творчеству П.П. Кончаловского, как одному из крупнейших русских живописцев ХХ века. Здесь идет речь не только о творчестве художника, но и о его биографии.
В трудах Адаскиной Н. «Петров-Водкин», Тамручи В. «К.С. Петров- Водкин» подробно описан творческий путь и биография К. С. Петрова-Водкина с наиболее значимыми датами и событиями его творческой жизни, сделан акцент на биографии художника, а так же говорится о ее влиянии на его творчество. В монографии Русакова Ю. «Петров-Водкин» идет речь о творческой деятельности живописца на фоне богатой событиями исторической эпохи, а так же представлен анализ его работ.
О творчестве мастера живописи интерьерного жанра в первой половины ХХ века С.Ю. Жуковского идет речь в трудах Горелова М. «Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество», Алдониной Р. и Майоровой Н. «Станислав Жуковский».
Монографии Дурылина С. «Нестеров-портретист», Михайлова А. «М. В. Нестеров. Жизнь и творчество» посвящены творчеству художника М. В. Нестерова, как одного из крупнейших русских живописцев конца Х1Х - начала ХХ вв. А так же, что особенно важно для темы нашего исследования, идет речь о портретном творчестве мастера, представлен анализ его работ в контексте событий эпохи.
Творчеству Алтайских художников посвящен ряд энциклопедических изданий, посвященных культуре Алтайского края (Т.М. Степанская «Культура и искусство: Энциклопедия Алт. края в 2-х томах», Л.И. Леонова «Художники Алтая ХХ век», Биографический справочник «Художники Алтайского края»в 2-х томах). Более подробно о становлении художественной жизни Алтая, наиболее ярких представителях художественной жизни региона говорится в «Очерках истории искусства Алтая» Т.М. Степанской.
Творчеству И.Р. Рудзите посвящена монография Ю.А. Виноградова «Художница Илзе Рудзите», в ней представлен глубокий анализ биографии и творческой деятельности художницы.
Объект исследования - живописные произведения художников Алтая в контексте отечественной художественной традиции ХХ века.
Предмет исследования - окно как мотив в изобразительном искусстве Алтая этого периода.
Цель исследования - выявить семантические особенности мотива окна в живописных работах художников Алтая и отечественных художников ХХ века в целом, и определить трансформацию семантических функций мотива окна в живописи Алтая этого периода. Для достижения поставленной цели необходимо решить 4 основных задачи.
Задачи:
1. Определить понятие мотив в искусстве, раскрыть особенности основных архетипических мотивов, используемых в изобразительном искусстве.
2. Исследовать семантическую составляющую окна в изобразительном искусстве.
3. Провести всесторонний (формальный и иконологический) анализ живописных произведений ведущих художников Алтая и в целом отчественных живописцев ХХ века ( М.Д Ковешникова, Г.А. Белышев, И.С. Хайрулинов, И.Р. Рудзите, С.Ю. Жуковский, П.П. Кончаловский, К.А. Коровин, К.С. Петров-Водкин, М.В. Нестеров, Ю.И. Пименов.).
4. Проанализировать развитие семантической функции окна на примере произведений художников Алтая в контексте отечественных художественных традиций ХХ века в целом.
В магистерской диссертации использованы такие базовые методы исследования как анализ и синтез, которые позволяют получить необходимую информацию о структуре объекта исследования. Так же использованы такие общенаучные методы, как структурный метод, позволяющий исследовать структуру произведения искусства, взаимоотношение его частей и их соподчиненности; типологический метод, позволяющий расчленить художественные системы и объекты и сгруппировать их с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; исторический метод позволяет изучить эволюцию мотива окна в искусстве на фоне событий эпохи; культурно-исторический, с помощью которого можно выделить особенности изображения окна в живописи художников Алтая и в целом отечественной живописи ХХ века. Применяя такие сугубо искусствоведческие методы, как метод формально-стилистического анализа и описательный метод, выделяем устойчивые черты в формально-содержательной и образной структуре произведения искусства. С помощью иконологического метода исследуем семантическую функцию мотива окна для определения ее значения и смысла в контексте культуры Алтая и России ХХ века в целом, выявления отраженных в ней черт мировоззрения людей той эпохи.
Структура Магистерской диссертации:
Данная Магистерская диссертация включает введение, две главы, заключение, список литературы, список иллюстраций, иллюстрации и приложение. В первой главе дается определение понятие мотив в изобразительном искусстве и характеристики основных архетипических мотивов в искусстве, а так же раскрываются особенности семантической составляющей мотива окна как символа. Во второй главе идет речь о семантической составляющей мотива окна в таких жанрах живописи как натюрморт, интерьерный жанр, портрет и жанровая живопись в творчестве живописцев Алтая и в целом отечественной живописи ХХ века, а так же изменении семантической составляющей на всех этапах истории отечественной живописи ХХ века. В заключении представлены выводы по каждой главе данной работы. В приложении представлен краткий словарь терминов, используемых в исследовании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мотив в изобразительном искусстве — то существенное в содержании или в художественной идее произведений живописи, скульптуры или архитектуры, что определяет характер впечатления, ими производимого. Мотив в живописи - это повторяющаяся идея, шаблон, рисунок или тема, то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи. Мотивы имеют важное иконографическое значение в произведениях изобразительного искусства.
Окно - важный мифопоэтический символ, реализующий такие семантические оппозиции, как внешний — внутренний и видимый — невидимый и формируемое на их основе противопоставление открытости — укрытости, соответственно опасности (риска) — безопасности (надёжности). Мотив окна часто присутствует в живописи, графике и скульптуре. В зависимости от выбранного сюжета и оригинальной композиции произведения, он раскрывает или философские представления художника о мире, или более конкретную авторскую идею. Художественный образ окна в живописи очень ёмкий и насыщенный. Он позволяет художнику придать определённое настроение, создать ощущение глубины и открытого пространства в своём произведении.
Отечественное искусство ХХ века - сложное и неоднозначное явление и в то же время это одна из самых ярких страниц в истории культуры России. В начале века на фоне глобальных перемен в обществе мотив окна в произведениях живописи как будто бы совсем выпал из виду, а между тем именно в это время он попал в совершенно специфическое положение, положение идеологически важной единицы. Первые десятилетия ХХ века отличают движение натюрморта в сторону бытовых подробностей, а в предметном мире натюрморта используются мотивы, иллюстрирующие достаток и роскошь, используется, изгнанная позже тема дорогих предметов и изобилия. Мотив окна и цветов в натюрмортах и интерьерной живописи начала ХХ века сконцентрировал в себе очень многие и разнообразные архетипы, идеи русской религиозной философии, русской литературы, символизма и авангарда начала века.
Все эти тенденции ярко выражены в натюрмортах К.А. Коровина и интерьерах С.Ю. Жуковского.
Конец десятых - двадцатые годы ХХ века - переломная точка, начиная с которой заметны изменения в предметном мире натюрморта, а мотив окна в натюрмортах становится одним из центральных и в нем читается семантический смысл. С начала существования нового государства развернулся процесс внедрения новых базовых смыслов и значений, захвативший абстрактные понятия и обыденные предметы - и те, и другие приобрели отчетливую классовую окраску. Основными, наиболее распространенными мотивами стали окно, цветы, особое место занял мотив сирени (сирени на окне). В произведениях живописи мотив окна - это проводник солнца и воздуха, символический проем (часто - открытый) в солнечный (социалистический) мир. Отправной точкой для того, чтобы свет и воздух (а, следовательно, и окно) заняли такое важное место в искусстве, по всей видимости, послужил первоисточник - в произведениях К.Марса и Ф.Энгельса неоднократно упоминаются «свет и воздух» как простейшая потребность и как то, чего лишает рабочего капиталист, в частности, похищающий время, «чтобы пользоваться свежим воздухом и солнечным светом».
Окно как мотив в самом общем смысле символизировало выход в свободную широкую жизнь, возможность этого выхода («все пути открыты»), и в этом смысле оно, как правило, сопутствовало молодости, юности и частому их спутнику - цветам. Одновременно, оно непосредственно связано и с пропагандой здорового образа жизни. Все эти аспекты: окно и светлое социалистическое будущее, окно и молодость, окно и свежий воздух и прочие - в итоге слились в один глобальный всеобъемлющий символ, немаловажную роль в закреплении которого сыграла и его общедоступность, массовость, что по тем временам было немаловажно.
Эти тенденции ярко выражены в натюрмортах П.П. Кончаловского и жанровых произведениях Ю.И. Пименова.
В натюрмортах второй половины ХХ века семантическое значение мотива окна усиливается, приобретает наиболее яркие специфические смысловые оттенки, в произведениях этого периода образ окна подчеркивает контраст между происходящим за окном и пространством внутри комнаты, являясь своего рода некой метафорой человеческих чувств. Такие тенденции можно увидеть в творчестве Ю.И. Пименова, А.И. Лактионоа и Н.И. Андронова.
Наиболее яркую семантическую окраску мотив окна приобретает в жанровой живописи ХХ века. Тематическая картина, а с нею портрет и натюрморт в этот период «одомашниваются», прорастают бытом, эту бытовизацию нельзя понимать как бытописательскую, поскольку используемые сюжетные или предметные мотивы всегда имеют некий «над» смысл, некое символическое значение, тематически более важное, нежели группа художественно скомпонованных предметов. Например, жанровых произведениях К.С. Петрова-Водкина, К.А. Коровина, П.П. Кончаловского, Ю.И. Пименова, А.И. Лактионова, А.А. Пластова.
Портрет, автопортрет или изображение человека в бытовой сцене (жанровая живопись) на фоне окна, даже схематично изображенного, означал сопричастность портретируемого миру за ним, свидетельствовал о том, что он не изолирован от общественных процессов, что он откликается на них. И если в первые десятилетия ХХ века на портретных изображениях на фоне окна наряду с изображением портретируемого изображены, так называемые, «предметы роскоши», садовые цветы, а так же атрибуты уходящей в прошлое усадебной культуры, то в послереволюционных портретах мы видим атрибуты новой жизни, указывающие на стремление к светлому социалистическому будущему, например новостройки (портреты М.В. Нестерова, жанровая живопись Ю.И. Пименова, А.А. Пластова, А.И. Лактионова, Т.Н. Яблонской и т.д. ).
Отечественное искусство ХХ века характеризуется развитием региональных художественных школ. В этот период происходит становление художественных традиций Алтая. Значительные достижения изобразительного искусства Алтая, в частности живописи, были осуществлены, главным образом, во второй половине ХХ века. Получают интенсивное развитие такие жанры как портрет, натюрморт, интерьерный жанр и жанровая живопись, в которых появляется мотив окна. В зависимости от выбранного сюжета и оригинальной композиции произведения, он раскрывает или философские представления художников Алтая о мире, или более конкретную авторскую идею. Окно мы видим в алтайских живописных произведениях и как центральный образ картины, и как фон на втором и заднем планах художественных работ для подчёркивания и углубления выражения замысла художника.
В творчестве некоторых живописцев Алтая мотив окна является одним из центральных, например, в натюрмортах Г.А. Белышева, натюрмортах, портретах и жанровых композициях М.Д. Ковешниковой. Мотив окна встречается и в художественных произведениях таких художников как И.С. Хайрулинов, И.Р. Рудзите, А.Е. Емельянов, М.И. Каприлов, Ю.Ю. Никитюк, не занимая главенствующее место в их творчестве. Используя разные изобразительные возможности, художники добиваются выразительности в передаче художественного образа окна и общего настроения картины. Образ окна в алтайской живописи, как и в отечественной живописи в целом, очень ёмкий и насыщенный. Окно позволяет придать определённое настроение, создать ощущение глубины и открытого пространства в живописном произведении. Оно, как правило, несет весьма существенные образные функции. Иногда, зрительно продолжая замкнутое интерьерное пространство, оно оказывается своего рода подспорьем перспективы. Вместе с тем окно предстает метафорой человеческих чувств, знаком мироздания, открывающегося за пределами комнаты.
Главной задачей исследования было выявление скрытого за типичными мотивами окна семантического текста, его структуры и динамики в живописных произведениях художников Алтая в контексте отечественного искусства ХХ века в целом.



1. Алтай в изобразительном искусстве России XX-XXI веков [каталог выставки, посвящ. Дням культуры Алт. края в Москве, 20-30 сент. 2007 г. / авт. текста Н. Царева [ и др.]. - Барнаул : Алтапресс, 2007. - 49с.
2. Владимирова, Е. Мастера мировой живописи: Елена Владимирова — М.: Эксмо, Альди-Принт, 2010.- 312 с.
3. Государственный художественный музей Алтайского края. Барнаул. - М.: Белый город, 2006. - 64с.
4. Коровин К. Альбом. - М.: Белый город, 2001. - 57с.
5. Леонова, Л.И. Космос лета: живопись. Альбом/ Майя Ковешникова; [авт. вступ. ст. Л. И. Леонова]. - Барнаул : Алт. дом печати.2011 - 91с.
6. Леонова, Л.И. Майя Ковешникова: живопись:буклет / авт. текста Л. Леонова. - Барнаул, 2006. - 6 с.
7. Леонова, Л.И. Художники Алтая, XX век: Альбом/ Авт. вступ. ст. и сост. Л. И. Леонова. - Барнаул : Алт. полигр. комбинат, 2001. - 295с.
8. Лихацкая, Л. Н. 70 лет со дня рождения художницы М.Д.Ковешниковой // Страницы истории Алтая. 1996. - С. 38.
9. Манин, В. С. Шедевры русской живописи. - М.: Белый город, 2000
10. Соколов, М.Н. Интерьер в зеркале живописи: заметки об образах и мотивах интерьера в русском и советском искусстве. - М.: Советский художник, 1986. - 228 с.
11. Сидоров, А.Ю. Юрий Иванович Пименов. Альбом. - М.: Советский художник, 1986. - 54с.
12. Степанская, Т. М. Ковешникова Майя Дмитриевна - живописец, засл. художник России. Род. в 1926 г.// Энциклопедия Алтайского края. - Барнаул, 1996. - Т. 2. - С. 177
13. Степанская, Т.М. Ковешникова Майя Дмитриевна - живописец,
заслуженный художник России (1986), член СХ России (1968). Род. в 1926 г. / Степанская Т.М. // Барнаул: Энцикл. - 2000. - С. 145
14. Степанская, Т.М. Очерки истории искусства Алтая; М-во образования и науки РФ, Алт. гос. ун-т. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. - 166с.
15. И. Хайрулинов И.С.: живопись, графика: буклет/ Союз художников Алтая, 2003. - 7с.
16.Чарующий Алтай. Каталог выставки / [Администрация Алт. края, Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Гос. художеств. музей Алт. края, Алт. краев. творч. обществ. орг. нар. ремесленников "Город мастеров" ; авт. текстов: Л. Г. Красноцветова-Тоцкая, Н. С. Царева ; сост. кат.: Т. А. Боровцова и др. ; науч. ред. Л. Г. Красноцветова-Тоцкая]. - Барнаул : Графика, 2013. - 43с.
17.Чарующий Алтай = Fascinating Altai : из собрания Гос. художеств. музея Алт. края : альбом-каталог выставки / [М-во культуры Рос. Федерации, Администрация Алт. края, Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Гос. художеств. музей Алт. края ; авт. текстов и сост. кат.: Н. С. Царева и др.].
- Барнаул : Гос. художеств. музей Алт. края, 2013 (Алтапресс). - 99 с.
Литература
18. Адаскина, Н.Л. Петров-Водкин. - М.: Изобразительное искусство, 1970.
- 40 с.
19. Адаскина, Н.Л. Проблемы изучения советского искусства 1930-х годов/ Н.Л.Адаскина // Искусство.- 1989 №6.- С. 13-17.
20. Алдонина, Р.П. Н.О. Майорова. Станислав Жуковский. - М.: Белый город, 2005. - 304с.
21. Алпатов, М.В. Очерки по истории портрета. - М.: Искусство, 1937. - 105с.
22. Андроникова, М. И. Об искусстве портрета. - М.: Искусство, 1975. - 326с.
23. Арасс, Д. Деталь в живописи / Пер. с фр. Г.А. Соловьевой. - СПб.: Азбука - классика, 2010. - 464с.
24. Бабурина, Н. Реальность утопии: Искусство русского плаката XX века. - М.: Культура и искусство, 2004. - 418с.
25. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика/ Пер. с франц. Сост. Г. К. Косиков. - М.: Прогресс , 1989. - 616 с.
26. Басыров, А. Я. К.А. Коровин.- Л.: Худ. РСФСР, 1985. - 104с.
27. Батракова, С.П. Художник XX века и язык живописи. М.: Искусство, 1996. - 167с.
28. Болотина, И. Проблемы русского и советского натюрморта. Исследования и статьи. - М.: Изобразительное искусство, 1989. - 323с.
29. Виппер, Б.Р. Проблема развития натюрморта. - СПб.: Азбука - классика, 2005. - 412с.
30. Власова, Р.И. К. Корвин. - Л.: Творчество Худ. РСФСР, 1969. - 193с.
31. Всеобщая история искусства. Искусство XX века. Т.6, кн.2. / Под ред. Б.В. Вейнмарн, Ю.Д. Колпинского. - М.: Искусство, 1966. - 531с.
32. Голомшток, И. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1994. - 347с.
33. Горелов, М.Н. Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество. - М.: Искусство, 1982. - 271с.
34. Горелов, Р.Г. Рисунок и живопись интерьера. - М.: Искусство, 1978. -
246с.
35. Григорьян, И.И. Русская жанровая живопись. - М.: Олма Медиа Групп, 2010. - 96 с.
36. Дурылин, С.Н. Нестеров-портретист, - Л.: Худ. РСФСР, 1969. - 214с.
37. Ельшевская, Г.В. Модель и образ. Концепция личности в русском и советском живописном портрете. - М.: Советский художник, 1984. - 216 с.
38. Жабцев, В.М. Русская жанровая живопись. — СПб.: Харвест, 2008. - 128с.
39. 3ингер, Л.С. Советская портретная живопись. - М.: Изобразительное
искусство, 1968. - 346с.
40. Ильина, Т.В. Великая утопия. Русский советский авангард 1915-1932. - М.: Галарт, 1993. - 187с.
41. История русского и советского искусства - М.: Высшая школа, 1989. - 352с.
42. Кассирер, Э. Философия символических форм//Т. 2. Мифологическое мышление. - СПб.: Харвест, 2002. - 408с.
43. Кириллова, Г.С. Юрий Иванович Пименов. - Л.: Художник РСФСР,
1980. - 170с.
44. Колоницкий, Б.И. Символы и борьба за власть. К изучению политической культуры Российской революции 1917 года. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 349 с.
45. Лейзеров, Н.Л. Образность в искусстве. - М.: Искусство, 1974. - 315с.
46. Мамардашвили, М.К. Символы и сознание. Метафизические размышления о сознании, символике и языке / Под общей редакцией Ю. П. Сенокосова. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 456с.
47. Мамонтов, В.С. Воспоминания о русских художниках. - М.: Тиссо- Полиграф, 2006. - 90с.
48. Манин, В.С. Искусство в резервации: Художественная жизнь России 1917-1941 гг. - М.: Едиториал, 1999. - 264с.
49. Михайлов, А.М. В. Нестеров. Жизнь и творчество - М.: Искусство, 1958.
- 165с.
50. Муратов, П. Живопись Кончаловского. - М.: Творчество, 1923. - 86с.
51. Нейман, М. П.П. Кончаловский. - М.: Советский художник, 1964. -
105с.
52. Неменский, Б.М. Познание искусством. - М.: Издательство УРАО, 2000.
- 219с.
53. Никонова, И. М.В. Нестеров. - М.: Искусство, 1962. - 98с.
54. Пунин, Н. Русское и советское искусство. - М.: изобразительное
искусство, 1976. - 346с.
55. Раппапорт, А. Девяносто девять писем о живописи. - М.: Новое
литературное обозрение, 2004. - 344с.
56. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. - М.: Тиссо-Полиграф, 2004. - 362с.
57. Ротко, М. В неведомый мир. - М.: Гараж, Центр Современной
Культуры, 2010. - 96 с.
58. Русаков, Ю. Петров-Водкин. - Л.: Искусство, 1975. - 136 с.
59. Сарабьянов, Д. Николай Андронов, - М., Советский художник, 1982, - 78с.
60. Северюхин, Д.Я. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932) / Справочник. - СПб.: Чернышев, 1992. - 400 с.
61. Серов, А. Этюды натюрморта // Художник. - 1961, № 2. С.43-47.
62. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия. Под общ. ред. В. Л. Телицына. - М.: Белый город, 2005. - 238с.
63. Смолев, Д. В интерьере // наше наследие. - 2006, № 77. - C. 158-169.
64. Степанян, Н. Искусство России XX века. - М.: Искусство, 1999. - 320с.
65. Тамручи, В.А. К.С. Петров-Водкин. - Л.: Художник РСФСР, 1977. - 58с.
66. Топоров, В.Н. К символике окна в мифопоэтической традиции. Балто-славянские исследования. - М.: Художник, 1983. - 204с.
67. Успенский, Б.А. Семиотика искусства. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.
68.Чегодаев, А.Д. Юрий Иванович Пименов. - М.: Искусство, 1964. - 125с.
69. Юнг, К.Г. К вопросу о подсознании. Человек и его символы. - М.: Тиссо-Полиграф, 1997. - 458с.
70. Якимович, А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда. — М.: Искусство, 2004. — 492 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ