ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО- 8 ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
1.1. Социальная реабилитация молодых инвалидов: сущность и содержание 8
1.2. Направления и формы использования художественно-творческих 17 технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов
2. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ 26 ИНВАЛИДОВ (НА ПРИМЕРЕ ОГБУ «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»)
2.1. Анализ опыта и проблемы реализации художественно-творческих 26
технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов (на примере ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов»)
2.2. Рекомендации по совершенствованию реализации художественно- 35
творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов в условиях ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования определена изменившимися в современной России принципами и условиями реализации социальной политики государства в отношении инвалидов, а также общецивилизационными тенденциями развития, характеризующимися гуманистическими представлениями о равных правах человека, независимо от его физических или умственных особенностей.
Сложившиеся экономические и социальные условия требуют особого внимания к молодым инвалидам как представителям наиболее социально уязвимых групп населения.
Основой для социальной политики в отношении молодых инвалидов является их реабилитация как базис формирования и укрепления психофизиологического, социального и культурного потенциала личности. Процесс социальной реабилитации молодых инвалидов весьма многогранен, и предполагает использование целого комплекса подходов, технологий, методов в силу многогранного характера реальных проблем молодого человека с инвалидностью.
Одним из видов инновационных технологий в системе социальной реабилитации инвалидов являются художественно-творческие технологии. Базируясь на принципах мультидисциплинарного подхода, художественно - творческие технологии включают в себя практики социальной реабилитации молодых инвалидов, осуществляемые субъектами социальной работы путем использования средств эстетического взаимодействия, арт-терапии. Активизируя внутренние ресурсы индивида и обладая значительным потенциалом личностного развития, художественно-творческие технологии позволяют формировать гуманистическую, творческую направленность личности молодого инвалида.
Содержательно художественно-творческие технологии социальной работы отражают различные виды и формы музыкальной, изобразительной, драматической деятельности. Данный вид технологий применяется с целью качественного преобразования индивида в ходе творческого взаимодействия, организации коллективной художественно-творческой деятельности, содержащей ресурсы для реализации внутреннего потенциала молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, активизации и обогащения его скрытых личностных ресурсов.
Однако результаты исследований отечественных ученых убедительно доказывают, что в настоящее время использование художественнотворческих технологий в социальной реабилитации инвалидов требует качественных изменений, совершенствования форм, методов и технологий работы [72, 45].
Следовательно, в условиях современной действительности актуализируется необходимость научного осмысления и внедрения практик креативных технологий в реабилитационный процесс молодых инвалидов.
Степень научной разработанности проблемы. Реабилитационный процесс как система исследуется представителями различных наук.
В настоящее время активно развиваются исследования проблем социальной работы с молодыми инвалидами, среди которых ведущее место принадлежит публикациям С.А. Беличевой, Л.К. Грачева, C.H. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, В.В. Колкова, О.С. Лебединской, П.Д. Павленка, А.С. Сорвиной, Е.И. Холостовой, Ю.Б. Шапиро, Т.В. Шеляг, Н.П. Щукиной.
Существенное значение для настоящего исследования имеют труды И.Ф. Албеговой и И.С. Корешковой, посвященные анализу основных направлений, форм, методов, технологий социальной реабилитации молодых инвалидов, а также изучению молодых инвалидов как особой социальной группы и объекта социальной работы.
Работы отечественных ученых А.И. Арнольдова, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Когана, Ю.А. Лукина посвящены анализу взаимодействия инвалида и социально-культурной среды, проблемам формирования коммуникативных навыков для успешной интеграции в социум.
При анализе образовательной и творческой деятельности молодых инвалидов нами использовались выводы исследователей в области социально-культурной деятельности Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркова, М.С. Жирова, О.Я. Жировой, А.С. Каргина, Т.Г. Киселевой,
Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова.
Важное значение для выявления специфики и проблем развития креативных способностей у молодых инвалидов средствами социальнокультурной деятельности внесли Т.И. Ариарский, Ю.С. Моздокова, Е.О. Самохина.
Принципиальное значение для исследования проблем реализации художественно-творческих технологий в системе социальной реабилитации молодых инвалидов имеют труды А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, посвященные разработке проблем получения инвалидами социокультурного опыта.
Основой для разработки рекомендаций по совершенствованию социальной реабилитации молодых инвалидов художественно-творческими средствами явились труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблемам формирования инвалида и его социализации (А.П. Графов, В.3. Кантор, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, А.Е. Шапошников).
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем реализации художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов, многие аспекты данного вида деятельности остаются недостаточно исследованными.
Объект исследования - социальная реабилитация молодых инвалидов.
Предмет исследования - особенности реализации художественнотворческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику применения художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов и разработать рекомендации по совершенствованию их реализации в условиях ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов».
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы изучения художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов;
- выявить специфику реализации художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов;
- проанализировать опыт и разработать рекомендации по совершенствованию реализации художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов в условиях ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов»...
Решение проблем социальной реабилитации молодых инвалидов средствами художественно-творческих технологий имеет как теоретическое, так и практическое значение.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
- раскрыты теоретические основы изучения художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов;
- выявлена специфика реализации художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов;
- проанализирован опыт и разработаны рекомендации по совершенствованию реализации художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов в условиях ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов».
Как подчеркивает Е.С. Набойченко, реабилитация подразумевает определенное функциональное, а также социально-трудовое восстановление людей с инвалидностью, воплощенное в действительность путем комплексного применения психологических, педагогических, медицинских, юридических, общественных мероприятий» [57, 18]. На наш взгляд, данная позиция соотносится с концепцией нашего исследования. Современное понимание реабилитации тесно связано с социальным контекстом. Под реабилитацией подразумевают как восстановление психофизического здоровья человека, так и интегрирование его в современное общество, содействие в приобретении статуса равноправного члена общества. Таким образом, социальная реабилитация рассматривается с точки зрения социальности.
Художественно-творческие технологии, базируясь на принципах мультидисциплинарного подхода, представляют собой способы практической деятельности субъектов социальной работы по решению проблем социальной реабилитации молодых инвалидов преимущественно через средства эстетического взаимодействия. Активизируя внутренние ресурсы индивида и обладая значительным потенциалом личностного развития, художественно-творческие технологии позволяют формировать гуманистическую, творческую направленность личности молодого инвалида.
Как отмечает Е.В. Белоусова, творчество - процесс и результат деятельности, открывающий качественно новое, оригинальное и уникальное, обладающее общественно-исторической и личностной значимостью. Исследователь подчеркивает, что в основе творчества лежит креативное отношение человека к миру [16, 70].
В последние годы в практике социальной работы разных стран все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Согласно международной классификации (European Consortium for Arts Therapies Education, 1999, 2002, 2005), психотерапия искусством представлена четырьмя модальностями: арт-терапией (терапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (терапией- посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (терапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (терапией посредством звуков и музыки).
Согласно точке зрения Е.А. Белецкой и Н.В. Таволжанской, творчество - преобразовательная, прогрессивная и гуманистическая деятельность. Будучи продуктом человеческой деятельности, творчество является таким его видом, в котором содержится преобразовательное начало, при этом главное - в процессе творчества возможно преодоление стереотипности, штампов, т.е. изменение происходит на основе качественного преобразования.
Содержательно художественно-творческие технологии социальной работы отражают различные виды и формы музыкальной, изобразительной, драматической деятельности. Данный вид технологий применяется с целью качественного преобразования индивида в процессе совместной художественно-творческой деятельности, обеспечивающей возможность для реализации внутреннего потенциала инвалида, активизации и обогащения его социально-личностных ресурсов.
Нами было разработано авторское определение понятия «художественно-творческие технологии социальной работы», под которыми мы рассматриваем совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности специалиста социальной сферы средствами художественного творчества в профессиональном поле социальной работы с целью актуализации внутренних ресурсов индивида или группы.
Мы пришли к выводам, что художественно-творческие технологии социальной работы - специально организованная система знания о способах и процедурах использования социально-психологического, педагогического, аксиологического потенциала художественного творчества и социальнокультурной деятельности с целью позитивного преобразования конкретного социального объекта или ситуации, оптимизации жизнедеятельности, решения конкретной социальной проблемы, посредством спланированного алгоритма действий.
Художественно-творческие технологии в социальной реабилитации молодых инвалидов - система организационных приёмов и методов воздействия средствами художественного творчества, культурно-досуговой деятельности и предоставления услуг молодым инвалидам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности, развития их духовных интересов, потребностей и потенциальных возможностей, преодоления социальной эксклюзии.
В результате комплексной диагностики нами установлено, что в ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» ведется целенаправленная и систематическая работа по вовлечению инвалидов в художественно - творческую деятельность, активно используется реабилитационный потенциал художественно-творческих технологий, разрабатываются культурно-досуговые программы различного уровня.
Однако в современной действительности требуется новый подход к использованию художественно-творческих технологий в системе социальной реабилитации молодых инвалидов, основанный на всестороннем изучении проблем молодых инвалидов, требующий создания институциональных основ обеспечения устойчивого формирования социально-культурной среды для людей с ограниченными возможностями, а также повышения качества услуг в рамках совершенствования системы социальной реабилитации инвалидов.
Анализ теоретических основ изучения художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов, анализ опыта использования художественно-творческих технологий в социальной реабилитации, а также социальное исследование, проведенное на базе данного учреждения, позволило нам разработать рекомендации по совершенствованию использования художественно-творческих технологий в системе социальной реабилитации молодых инвалидов:
- применение индивидуального подхода при реализации художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов с учетом их потребностей и возможностей;
- создание организационной структуры (координационный совет) по обеспечению эффективной социальной реабилитации молодых инвалидов средствами художественно-творческих технологий;
- расширение практики обмена опытом в области использования художественно-творческих технологий в социальной реабилитации инвалидов;
- укрепление материально-технической базы центра, увеличение финансирования культурно-досуговых мероприятий;
- популяризация результатов использования художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов посредством обмена опытом, проведения совместных семинаров, конференций, круглых столов и т.д.;
- обеспечение межведомственного взаимодействия органов и учреждений социальной защиты, учреждениями культуры и др. на основе организационной преемственности;
- привлечение внимания общественности к проблемам молодых инвалидов.
Реализация художественно-творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов должна осуществляться со следующими приоритетами:
- единство норм и ценностей концепции независимого образа жизни;
- расширение спектра форм проведения занятий (индивидуальных, групповых, семейных);
- признание уникальности каждого участника процесса;
- вовлечение молодых инвалидов в активную жизнь городского сообщества с целью их активизации и самореализации;
- реализация социального и творческого потенциала молодых инвалидов;
- оказание консультативной помощи и информационного обеспечения молодых инвалидов по всем интересующим вопросам;
- диагностика индивидуальных проблем и потребностей молодых инвалидов;
- развитие добровольчества (примером этого может служить сотрудничество студии инклюзивного танца «Тандем» со студентами социально-теологического факультета имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова);
- развитие негосударственными, некоммерческими, общественными организациями и объединениями, заинтересованными в решении проблем молодых инвалидов.
Среди критериев эффективности использования художественно- творческих технологий в социальной реабилитации молодых инвалидов следует выделить:
1. Систематическое проведение мероприятий по социальной реабилитации средствами художественно-творческой деятельности.
2. Соответствие проводимых мероприятий потребностям, возможностям, здоровью молодых инвалидов.
3. Высокая квалификация, вежливость, чуткость специалистов центра.
4. Комфортность условий, в которых проводятся мероприятия, высокий уровень их организации.
5. Удовлетворенность молодых инвалидов проводимыми культурнодосуговыми мероприятиями, высокая степень вовлеченности инвалидов в работу студий и других творческих объединений центра.
На наш взгляд, разработанные рекомендации будут способствовать повышению эффективности реабилитационного процесса не только в условиях центра, но и в целом, в условиях муниципального образования.
1. Конвенция о правах инвалидов. Принята Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106 /
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [федер. закон от 23 декабря 2013г. № 442-ФЗ (ред. 21.07.2014)] / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka- dok.html.
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [федер. закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2017] / [Электронный ресурс]: Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559.
4. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020
годы: постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 / [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://government.ru/programs/215/events.
5. Аверина, Е.А. Теоретические основы социальной политики в области социальной защиты инвалидов в современной России / Е.А. Аверина // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. - 2012. - Вып.4(12). - С.38-45.
6. Албегова, И.Ф. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии / И.Ф. Албегова, И.С. Корешкова // Вестник социально-политических наук. - 2016. - № 11. - С. 23-26.
7. Албегова, И.Ф. Молодые инвалиды как социальная группа и объект социальной работы / И.Ф. Албегова, И.С. Корешкова // Социальные и гуманитарные знания. - 2017. - Том 3. - № 1. - С. 50-54.
8. Аничкин, Г.В. Фестивальное движение творчества инвалидов: путь в мир равных прав и возможностей / Г.В. Аничкин // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2016. - Вып.7. - С.44-49.
9. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как
предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. - СПб., 2008. - 791 с.
10. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность в
условиях модернизации духовной жизни России / М.А. Ариарский // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
- 2013. - Т. 195. - С. 8-15.
11. Балан, С.И. Влияние творческой деятельности на самореализацию личности / С.И. Балан // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. Серия: Теория и методика профессионального образования. - 2011. - Вып.3. - С.26-29.
12. Балина, Т.Г. Значение художественно-творческих технологий духовного воспитания в системе художественного образования / Т.Г. Балина.
- Человек в мире культуры. - 2014. - С.38-42.
13. Белецкая, Е.А. Социокультурные подходы к ребилитации и адаптации лиц с нарушениями жизнедеятельности (на примере Белгородской области) / Е.А. Белецкая, Н.В. Таволжанская // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - Вып.4. - С. 94-100.
14. Белоусова, Е.В. Арт-технологии в социальной работе /
Е.В. Белоусова, О.В. Шишкина. - Ульяновск: УлГУ, 2006. - 270 с.
15. Больницкая, А.Н. Инвалиды и общество / А.Н. Больницкая // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
- 2014. - №4(122). - С.119-126...