ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Культурно-историческая специфика стиля модерн 9
1.1 Становление стиля модерн 9
1.2 Основные черты и принципы стиля модерн 21
1.3 Синтез в искусстве стиля модерн 32
ГЛАВА 2. Стиль модерн в женском костюме конца XIX начала XX века ... 44
2.1 Художественные источники как свидетельство трансформации
женского костюма 1870-1914 годов 44
2.2 Использование объемных форм стиля модерн в силуэте женской одежды
2.3 Отражение форм и принципов стиля модерн в женском костюме конца
XIX начала XX века 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 86
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Актуальность исследования. «Ар Нуво», «Новый стиль», «стиль Либерти», «стиль Сецессион», «Югенстиль» и, наконец, модерн - все это национальные обозначения одного и того же явления, возникшего на рубеже XIX-XX веков и объединившего художников разных взглядов творческих манер, устремлений. «Новое движение возникло одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга» [26 с.11]. Новый стиль был создан сознательно как альтернатива эклектике и существовал в целом около 30-лет.
Наследие стиля модерн многолико, сложно, содержит не только неоспоримые ценности, художественные открытия, но и свидетельства неразрешенных эстетических противоречий. Чтобы дать какую-либо оценку необходимо рассмотреть более глубоко, гибко и многогранно.
Противоречивая природа стиля модерн послужила причиной того, что до сих пор отношение к нему не однозначно. Некоторые культурологи и историки искусства воспринимают его лишь как проявление упадка буржуазной культуры. Другие исследователи считают, что модерн не решил последовательно те задачи, которые стремились поставить художественные направления более раннего времени. В иных случаях о нем просто забывают при воссоздании общей картины эстетических исканий в истории искусства в XIX-XX веках, не принимают во внимание его вклад в культуру. Однако на сегодняшний день можно констатировать постоянный и устойчивый исследовательский интерес к стилю модерн и к проявлению его типологических черт в разных видах искусства. Причина интереса к стилю модерн, прежде всего, коренится в его особенностях, оригинальности художественно-эстетической концепции, двоякой функции - итога по отношению к предшествующим историческим стилям и прозрения в будущее искусство ХХ1 века.
Актуальность работы заключается в необходимости расширить и углубить культурологические представления о природе и сущности стиля модерн. Выбор темы задан востребованностью эстетических принципов этого стиля в настоящее время, когда остро встает проблема формирования среды человека, его внешнего вида, в частности костюма, целью которой является стремление привнести «красоту» в жизнь.
Тема данного исследования затрагивается широким кругом научной литературы. В основном это труды, в которых рассматривается проблематика стиля модерн, разработанность его в разных видах искусства, индивидуальном творчестве мастеров. Однако западные и отечественные ученые по-разному подходят к этой проблематике.
Исследование западноевропейских теоретических источников, начинается с работ предшественников модерна Дж. Рёскина и У. Мориса, в которых закладываются основные эстетические принцы нового стиля. Дж. Рёскин, связывая архитектуру с общественным состоянием, один из первых указал на ее упадок в современном буржуазном обществе и выдвинул идеал, с этим обществом не совместимый. Эти идеи оказались близки У. Морису и во многом повлияли на его концепцию. Современное буржуазное общество, по Морису, неблагоприятно для архитектуры. Распадение красоты и пользы привело к господству голого утилитаризма. А вместе с тем исчезли ансамблевость, синтетизм в подходе к искусству предметного мира, бывшие ранее выражением целостности человеческого существования.[68 с. 3]
В разработку теоретических основ модерна большой вклад внесли архитекторы, особенно австрийские и немецкие. Следует выделить венского зодчего Отто Вагнера. В своей книге «Современная архитектура», вышедшей в 1895 году, он провозгласил новые принципы стиля, которые по его мнению должны развивать художественные формы только из конструкций и учитывать новые строительные материалы. Активным теоретиком нового стиля был бельгийский художник и архитектор Анри ван Вельде, который считал одной из самых актуальных проблем нового стиля, связь с промышленным прогрессом. Не менее популярна была книга Макса Клингера «Живопись и рисунок», вышедшая в 1908 году в русском переводе.
Вопросами, связанными с изучением западноевропейского модерна, занимались и отечественные ученые. Впервые этот интерес в советском искусстве проявил себя в 1970-1980-е годы. Исследования западноевропейских ученых в этот период были известны в России, и это побудило отечественных искусствоведов заняться изучением этого стиля. Появились труды таких авторов, как Д.В. Соарабьянов, Л.Н. Монахова, В.С. Турчин, Л. Гурова, Т. Володина, А. Берсенева. В этих работах авторы рассматривают как общие проблемы стиля модерн в его Западноевропейском варианте, так и национальные его проявления.
Пути развития стиля модерн в отечественном изобразительном искусстве во многом предопределяли установки символизм. Для понимания содержания и художественных особенностей стиля модерн огромное значение имеет изучение наследия русских поэтов и теоретиков символизма, среди которых А. Белый, А. Блок, В. Брюсов. Также большой вклад в осмысление стиля модерн внесла литература эссеистического характера, статьи писателей, художников, критиков, в том числе А. Бенуа, С. Маковского, М. Волошина, С. Дягилева.
Изучение русского стиля модерн в отечественной науки началось в 20¬е годы XX столетия. В этой связи следует назвать А.А. Федорова-Давыдова и А.В. Бакушинского. Это были первые работы в советском искусствознании, в которых очевидна попытка проследить проявления стиля модерн в архитектуре, живописи, прикладных искусствах, скульптуре и графике. Однако в последующие десятилетия, в плоть до 1970-х годов, стиль модерн редко становился предметом научного искусствоведческого интереса. Среди единичных исследований, посвященных этой теме, появившихся в период с 1930-х до 1970-х годов, можно выделить лишь статью Г.Недошивина.
Отдельно следует рассмотреть работы современных отечественных историков архитектуры, которые анализируют на материале русского зодчества специфику и своеобразие стилевой системы модерна, выявляют ряд закономерностей присуще этому стилю, показывают его историческое место в мировом архитектурном процессе. Особое внимание следует обратить на работы Е.И. Кириченко, которая свой опыт изучения стиля модерн обобщила в ряде монографий. Автор анализирует принципы пространственного построения композиционной системы стиля. Среди других историков архитектуры, которые также внесли не малый вклад в изучение русского модерна, следует назвать Е.А. Борисову и Т.П. Каждан, В.В. Кириллова и М.В. Нащекину.
Большой интерес представляет труд Е.А. Борисовой и Г.Ю. Стернина, в котором рассматриваются художественные процессы, протекавшие в русском искусстве на рубеже XIX-XX веков. В этой книге авторы подробно анализируют и прекрасно иллюстрируют особенности архитектуры и прикладного творчества (мебели, ювелирного дела, изделий из серебра, фарфора и стекла). Но особенно ценно то, что авторы задаются вопросам о том, каким же способом входила живопись в содержательную и образную систему русского модерна.
Особый круг научных исследований составляют искусствоведческие труды, в которых рассматриваются вопросы русского стиля модерн в изобразительном искусстве. Это прежде всего работы Д.В. Сарабьянова, A. А. Русаковой, Г.Ю. Стернина, Н.А. Дмитриевой.
Большой вклад в изучение истории костюма данного периода внесли исследователи в об искусствознания: И.А. Алпатов, С.М. Ваньковичь, B. М. Зайцев, Е.В. Киреев, Т.В. Козлова, Р.М. Кирсанова, Э Гийом, Т.Г. Маринко, Ф.М. Пармон, В.И. Толстых. Энциклопедический характер носят труды: М.Н. Мерцаловой, Л. Кибаловой, Р.П. Андреевой, И.В. Блохиной, в которых охарактеризованы стилистические изменения европейского костюма. Ф.М. Парамон позиционировал силуэт как базовый инструмент моды, где в построении композиции костюма важны законы, правила и знания традиций. Значимо системное исследование о видоизменениях костюма, проведенное Г.С. Гориной. О.В. Калашникова ввела в научный оборот архивные франко - немецкие материалы, что расширило познания о роли аксессуаров в женском светском костюме Франции 1870-1910гг.
Источниковый характер носят публикации коллекции костюма Института Киото. Однако, статьи, сопровождающие эти публикации носят поверхностный характер. На протяжении последних десятилетий большой вклад в изучение европейского костюма, данного периода, внес театральный художник, историк моды, А.А. Васильев. Он, изучив литературу мемуарного характера, анализируя костюмы и аксессуары собственной коллекции, отразил неуловимую атмосферу ушедших десятилетий, детально представил развитие европейского костюма в статьях и эссе.
Важной страницей в библиографическом списке являются каталоги, которые представляют коллекции костюмов мировых музеев: Бруклинского музея, музея моды и текстиля в Парижском Лувре, коллекции института Киото, а также Российского музея моды в Москве и коллекции одежды Государственного Эрмитажа.
Таким образом, как показал анализ источников, связь с темой диссертационного исследования, стиль модерн как источник вдохновения в моделировании костюма конца XIX начала XX века не проводилось и задач таких не ставилось.
Цель исследования заключается в изучении стиля модерн, его влияния на костюм конца XIX - начала XX века и составлении каталога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить культурно-историческую специфику модерна в процессе его становления и развития;
- раскрыть понятие «стиля» и определить основные черты и признаки стиля модерн;
- определить проявление стиля модерн в живописи, архитектуре, костюме;
- составить каталог одежды.
Объектом исследования является стиль модерн.
Предмет исследования. Проявления стиля модерн в костюме XIX - начала XX века.
Методология исследования основана на современной концепции культурного наследия, предусматривающей комплексность и междисциплинарность подходов к проблеме ее изучения и эволюции систематизации. Основой исследования явились концептуальные позиции разработанные в трудах отечественных искусствоведов, исследующих проблемы стиля и формообразования в эпоху модерна: Д.В. Сарабьянов, А.А. Русакова, А.В. Иконников, Л.Н. Монахов, В.С. Турчин, Л. Гурова, Т. Володина, A. Берсенева. Кроме того, были использованы теоретические положения искусствоведческой науки, изложенные в трудах по теории моды: И.А. Алпатов, С.Н. Зенкина, Ф.М. Пармон, Л.В. Петров, Т.Г. Маринко, Ж. Лакан, B. М. Зайцев. Эстетика и искусствоведение в области костюма: Р.В. Захаржевская, А. Фукай, Т. Суо, М. Ивагами, А.А. Васильев, С.М. Ваньковичь, Е.В. Киреев, Т.В. Козлова, Р.М. Кирсанова.
Методика базируется на историко-культурном и искусствоведческом анализах, которые включают в себя принципы историзма, конкретности и объективности. Каждое явление рассматривается в хронологическом аспекте, с учетом местных особенностей и в совокупности с другими культурными явлениями, а также в связи с исторической действительностью эпохи и общекультурными методами, которые включают в себя анализ, синтез, комплексность, сравнительный подход к изучаемому материалу и его обобщение в женском костюме конца XIX и начала XX века.
В данной работе рассматривалась культурно-историческая специфика стиля модерн его развитие и становление. Было выявлено, что наследие стиля модерн многолико, сложно, содержит не только неоспоримые ценности, подлинные художественные открытия, но и свидетельства неразрешенных противоречий, растерянности перед лицом жизненных сложностей и социального прогресса. В модерне таились и прогрессивные социальные возможности, особенно наглядно проявившиеся в архитектуре и области печатной графики, которая получила в конце XIX — начале XX века чрезвычайно широкое распространение благодаря большим тиражам журналов, книг, других изданий самого различного рода (например, календарей, театральных программ и т.д.).
В лучших своих проявлениях стиль модерн связан с утопическими представлениями о судьбе человечества и о возможности эстетическими средствами эту судьбу исправить. Утопия нередко была путеводной звездой для искусства. Целые эпохи и великие стили проходили и формировались под воздействием утопических идеи о возможности искусства "совершенствовать реальность". Но только в модерне эта утопия выступила в виде программы художественной деятельности. Художники модерна наделяли искусство необычайно широкими "полномочиями", видели в нем панацею от всех бед, стремились создать такие формы объединения деятелей искусств, которые могли бы стать образцом идеального общественного порядка. Эта программа оказалась довольно жизнестойкой и перешла в наследство более позднему этапу развития художественной культуры.
В модерне сосуществуют произведения, близкие друг другу по сюжету, по характеру интерпретации тех или иных элементов формы, по художественным приемам, и вместе с тем противоположных друг другу. Эта противоположность образуется за счет различного толкования вопросов художественной правды, глубины понимания жизни, честности и чистоты отношения к задачам художественного творчества. Модерн знает глубокую человеческую правду поздних портретов В. А. Серова (вспомним хотя бы "Княгиню Орлову" или "Иду Рубинштейн") и поверхностное глубокомыслие Клингера; глубокое чувство горечи, страшную правду Тулуз-Лотрека и изысканную поверхностность модного парижского плакатиста Альфонса Мухи; чистую мечту этих "парах" первые тяготеют к правде и глубине переживания, вторые намеренно отступают от жизни, ищут утешения в иллюзиях, хотя подчас какую-то правду и прозревают. В искусстве нередко вымысел бывает важнее плоской правды. Он глубже, чем подобие жизни, раскрывает ее конечную истину. Но среди художников стиля модерн, ориентированного в основном на вымысел, метафору, мифологизм. есть немало таких, которые свой вымысел обрекают на убогую прозрачную аллегорию, модное "воспарение" в выдуманный, эфемерный мир.
В общей характеристике стиля следует отметить еще одно важное обстоятельство. Сравнительно с предшествующими стилевыми направлениями изобразительного искусства в модерне значительно снижен уровень познавательной направленности. Живопись и графика этого стиля редко обращаются к прямому диалогу с натурой. Это вовсе не значит, что художники не рисуют с натуры. Но созданные им рисунки, демонстрируя точность воспроизведения человеческой фигуры, изображенной в сложном ракурсе, в активном движении, свидетельствуют о том, что у художника форма уже готова, он ее "выучил" и теперь остается лишь применить свои познания. Процесса постижения натуры, проникновения в нее здесь нет.
Все эти сложности и противоречия стиля модерн находят свое разъяснение в том сложном, противоречивом времени, которому этот стиль принадлежал. Но существенные недостатки и ограниченность стиля модерн не закрывают его безусловных достижений. Существенно то, что модерн был устремлен к созданию полноценного стиля. Стилевое единство, возрожденные идеи синтеза искусств представлялись способом преодоления противоречий времени, кризисной ситуации, как бы давали возможность встать над ними. Эта устремленность к стилю — одно из главных достоинств модерна.
Стиль обладает собственной закономерностью движения, он проходит обычные свои стадии — становления, зрелости, упадка. Серьезным подтверждением подлинности стиля является принцип его спонтанного, непроизвольного, независимого от воли художника происхождения и развития. Лишь в исключительных случаях в истории искусств стиль создавался волевым усилием конкретных лиц. Таким исключительным случаем и был модерн. Возникла эта воля к стилю в результате ситуации, сложившейся в середине XIX века. Его рождала сама действительность, жизнь того времени, новая философия, идея жизнестроения получившая широкое распространение.
Проведенное исследование позволяет выявить основные черты и принципы стиля модерн. Его «флориальное» начало, в нем копировались природные формы, прежде всего растительные, с подчеркиванием их динамики, движения, роста — линии вьющихся, волнистых растений: лилий, камыша, цикламенов, ирисов. Изображение петлеобразного изогнутого стебля цветка цикламена стала главным признаком «нового стиля».
Особое место занимал в искусстве Модерна символизм. В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начала XX в. В России этот период получил название «серебряного века».
Большое значение имело также знакомство с восточным, в особенности японским искусством. Изысканная пластика линий и декоративность цветовых пятен японских гравюр оказала в свое время воздействие на прерафаэлитов, затем и импрессионистов, постимпрессионистов, понт-авен-цев и «набидов». А после выхода в свет монографии Э. Гонкура о К. Утамаро (1891) «японизмы» стали всеобщей модой. Любимые мотивы художников Модерна — морская волна, лебединая шея, томные женские фигуры с распущенными волнистыми волосами, извивами рук, в развивающихся складках одежд.
Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. В каждом случае художники Модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений — изображения и плоскости, отсюда атектоническая декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий; орнамента и конструкции — «орнамента-лизации» конструктивных элементов — стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства, интерьера и экстерьера.
Синтез искусств также явился отличительной чертой стиля модерн, тенденция взаимозаменяемости видов искусства, взаимной имитации является одной из существенных особенностей формообразования модерна. Тяготение друг к другу разных видов искусства явилось стимулом к созданию «малых» синтезов, их было много.
В ходе исследования был изучен женский костюм конца XIX - начала XX века. Источниками явились каталоги, которые представляют коллекции костюмов мировых музеев: Бруклинского музея, Музея моды и текстиля в Парижском Лувре, коллекции института Киото, а также Российского музея моды в Москве и коллекции одежды Государственного Эрмитажа. А также свидетельство трансформации женского костюма 1870-1914 годов явились картины, портреты, фотографии и журналы данного периода.
Проведенный анализ подтвердил влияние стиля модерн на женский костюм конца XIX - начала XX века. Модерн проявил себя в женском костюме, его формах, линиях и декоре не менее ярко и выразительно, чем в архитектуре и прикладном искусстве. Костюм стиля модерн - яркий пример заданной искусственной формы, совершенно не отвечающей анатомическому строению женской фигуры, но тем не менее, он обладал бесспорной композиционной слаженностью и эмоционально-эстетической привлекательностью. Подчеркивал и утрировал женственность телосложения и придавал фигуре вычурную, рафинированную форму. Необычным был профильный S-образный изгиб фигуры, создававшийся корсетом особой формы, который не только затягивал талию, но и придавал специфическую форму бедрам и абсолютно прямую линию животу. Изгиб фигуры акцентировался также покроем деталями костюма. Женская фигура в костюме приобретала горделивую и грациозную осанку с выпрямленной спиной, втянутым животом, очень прямо поставленной головой и перегибом в области талии. Уникальность стиля модерн заключается и том, что затянув женскую талию максимально, через некоторое время он окончательно освободил ее из оков, убрав корсет.
Приверженность стиля модерн к растительным и зооморфным формам прослеживается в стремлении придать женскому силуэту нереальные, загадочные черты: женщина сирена, женщина русалка, нимфа, не земное существо, укутанное в дорогие текучие ткани модерна, которые орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строение цветов и листьев. Узор располагался ассиметрично. Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовы, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового, болотные, белые, бледно-желтые и тепло-травяные тона окрасили крепы и тафту, муслины и крепдешины на блузках и платьях, плюш пальто и вечерних бальных ротонд. Нереальные шляпки всевозможных конструкций украшали головки небесных красавиц, порой становясь насмешкой для карикатуристов.
Стиль модерн дал такие имена в мире моды как: Чарльз Ворд, Поль Пуаре, Мариано Фортени, Иозефом Хоффманом.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате исследования выводы позволяют использовать в разработке каталога костюма конца XIX начала XX века, источником вдохновения для которого явился стиль модерн.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее и единственное решение поставленной проблемы. Перспективы дальнейших исследований мы видим в изучении влияния стиля модерн на современный костюм.
1. Азизян И. А. Диалог искусств Серебрянного века / И. А. Азизян. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 400 с.
2. Балдано И. Ц. Мода ХХ века / И. Ц. Балдано. - М.: Олма-пресс,
2002. - 399 с.
3. Бердник Т. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики / Т. Бердник. - Ростов-н/Д : Феникс, 2001. - 320 с.
4. Бертенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей: учеб. Пособие / И. А. Бертенев, В. Н. Батажкова. - М. : Искусство, 1989. - 384 с.
5. Бессон Ж.-Л. Мода / Ж.-Л. Бессон. - М.: Астрель, 2002. - 80 с.
6. Блейз А. История костюма. От фараона до денди / А. Блейз. - М.: Олма-пресс, 2002. - 176 с.
7. Бодо Ф. Шик и Шарм/ Ф. Бодо. - М.: Слово, 2006. - 400 с.
8. Бойко С., Романенко Ю. Винтажная мода. Платья / С. Бойко, Ю. Романенко. - М. : BBPG, 2010. - 224 с.
9. Борев Ю. Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Борев. - М. : Высшая школа, 2002. - 511 с.
10. Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Эфрон. - М. : Русское слово, 1996. - 5547 с.
11. Буксбаум Г. Иконы стиля. История моды ХХ века / Г. Буксбаум. - Санкт-Петербург : Амфора, 2009. - 465 с.
12. Буровик К. А. Родословная вещей / К. А. Буровик. - М.: Мысль, 1991. - 400 с.
13. Бушуева С. С. Классические мотивы в моде XX-XXI веков / С.С Бушуева // Технико-технологические проблемы сервиса. - Санкт-Петербург, 2013. - Вып. 1. С.121-126.
14. Васильев А. А. Красота в изгнании: русские дома моды: Париж, Лондон, Нью-Йорк / А. А. Васильев. - М.: Слово, 2008. - 368 с.
15. Васильев А. А. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода / А. А. Васильев. - М.: Слово, 1998.- 479 с.
16. Васильев А. Бюстгалтер / А. А. Васильев // Смена. - 2006. - № 10. - С. 68 - 69.
17. Васильев А. Хранитель моды / А. А. Васильев // Вокруг света. - 2008. - № 6. - С. 174 - 178.
18. Васильев, А. Александр Васильев рассказывает... / А. Васильев. - М. : Этерна, 2009. - 103 с.
19. Васильев, А. Этюды о моде и стиле / А. Васильев. - М. : Глагол, 2011. 558 с.
20. Вильтшнигг Э. Богиня или роковая женщина? Жженские образы в творчестве Густава Климта // Европейский символизм. - СПб., 2006. - С. 437-457.
21. Виппер Б. Р. Ренесанс - барроко - классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII веков / Б. Р. Виппер. - М., 1966. - 512 с.
22. Володин В. А. Мода и стиль / В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 480 с.
23. Врубель : Переписка. Воспоминания о художнике. - Л., 1976. - 364 с.
24. Гофман И.М. Головин-портретист / И. М. Гофман. - Л., 1981. - 164 с.
25. Ворт, Жан Филипп / Пер. С англ. А.А. Бряндинской // Предисловие и фотографии А.А. Васильева.-М.:Этерна,2013.- 288 с.:Ил.
26. Давидич Т. Р. Стиль как язык архитектуры / Т. Р. Давидич. - Харьков : Гуманитарный центр, 2010. - 336 с.
27. Дудникова Г. История костюма / Г. Дудникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 416 с.
28. Ермилова Д. Ю. История домов моды / Д. Ю. Ермилова. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
29. Зайцев В. Такая изменчивая мода / В. Зайцев. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 208 с.
30. Засосов Д. А. Одежда и мода 1890-1910 гг. / Д. А. Засосов // Техническая эстетика и промышленный дизайн. - 2006 г. - №3. - С. 8 - 12.
31. Захаржевская Р. В. История костюма / Р. В. Захаржевская. - М.: РИПОЛ-классик, 2005. - 288 с.
32. Захаржевская Р. История костюма: от античности до современности / Р. Захаржевская. - М. : РИПОЛ-классик, 2008. - 306 с.
33. Из материалов каталога Российские императрицы. Мода и стиль. Конец XVIII - начало XX века. / сост. С. Балан, Т. Шакирова. - М.: Кучково поле, 2013
34. Иконников А. В. Архитектура ХХ в. Утопии и реальность: в 2 т.: т. I / А. В. Иконников. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с., 1055 ил.
35. История костюма, составленная Н. Будур. - М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 480 с.
36. Каминская М. Н. История костюма / М. Н. Каминская. - М.: Лёгкая индустрия, 1977. - 128 с.
37. Каплун А.И. Стиль и архитектура / А. И. Каплун. - М. : Стройиздат, 1985. - 262 с.
38. Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре / Р. М. Кирсанова. - М.: Большая российская энциклопедия, 1995. - 383 с.
39. Киселев М. Ф. Густав Климт и русское искусство «серебряного века» / М. Ф. Киселев // Две империи — три столицы: культурно¬исторические параллели и взаимодействия в конце XIX начале XX вв. - Будапешт, 2006. - С. 98-108.
40. Кобякова Н. Начало ХХ века: одежда бельевого стиля / Н. Кобякова // Ателье. - 2006 г. - № 5. - С. 48-49
41. Козлова Т. В., Ильичева Е. В. Стиль в костюме XX века / Т. В. Козлова, Е. В. Ильичева. - М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. - 160 с.
42. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века : учеб. пособие по культурологии для высших учеб. заведений / М. И. Козьякова. - М. : Весь Мир, 2002. - 360 с.
43. Коллонтай А. Социальные основы женского вопроса [Электронный ресурс] / А. Коллонтай // Режим доступа:http://sbiblio.com/biblio/archive/kolontay isbr/02.aspx.
44. Коршунова Т. Т. Костюм в России XVIII - начала XX века: из собрания государственного Эрмитажа / Т. Т. Коршунова. - Л.: Художник РСФСР, 1979. - 358 с.
45. Косарева Е. Мода. ХХ век. Развитие модных форм костюма / Е. Косарева. - Санкт-Петербург : Петербургский институт печати, 2006. 465 с.
46. Которн Н. История моды в XX в /Н. Которн. - М.: Искусство, 1998. - 173 с.
47. Которн, Н. История моды в ХХ веке / Н. Которн. - М. : Тривиум, 1997. 176 с.
48. Кэссин-Скотт Д. История костюма и моды: наглядная эволюция стилей одежды с 1066 г. до настоящего времени / Д. Кэссин-Скотт. - М.: Наука, 2002. - 190 с.
49. Латурн, Анн волшебники парижской моды./Пер. с фр. Е.А. Макаровой.//предисловие и фотографии А.А. Васильева.-М.:Этерна,2012.-424 с.:Ил.
50. Леняшин В.А. Валентин Александрович Серов / В. А. Леняшин. - Л.: Художник РСФСР, 1989. - 248с.
51. Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов / В. А. Леняшин. - Л., 1980. - 260 с.
52. Малинина Н. Художественный образ в моде / Н. Малинина // Вестник ТОГУ. - Хабаровск, 2010. - Вып. 3 (18). - С. 291-298.
53. Маца И. Л. К вопросу о стиле / И. Л. Маца // Декоративное искусство: журн. - 1959 - №1(6).
54. Мерцалова М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова. - М.: Наука, 1978 - 423 с.
55. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов: Т. 3, 4 / М. Н. Мерцалова. - СПб.: Чарт Пилот, 2001
56. Модный курьер: Журн. моды хоз. и литературы [Электронный ресурс]. -СПб., 1899 г. - Режим доступа: http://leb.nlr.ru/edoc/324743/.
57. Модный курьер: Журн. моды хоз. и литературым [Электронный
ресурс]. - СПб., 1900 г. - Январь, №1. - Режим доступа:
http://leb.nlr.ru/edoc/323146/.
58. Модный курьер: издание для портних [Электронный ресурс]. - СПб., 1905 г. - Режим доступа: http://leb.nlr.ru/edoc/320044/.
59. Модный свет: илл. журн. для дам [Электронный ресурс]. - 1915 г. - Январь, № 1. - Режим доступа: http://leb.nlr.ru/edoc/322879.
60. Моды 1937 г.: вып. 3. Осень [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. nlr.ru/exib/moda_hist/catalog. html.
61. Нанн Дж. История костюма 1200-2000 /Дж Нанн.. М.: Аст, 2008. - 343 с.
62. Неклюдова Т. П. История костюма / Т. П. Неклюдова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 336 с.
63. Петров Л. В. Мода как общественное явление / Л. В. Петров. - Л. : Знание, 1973. - 103 с.
64. Плаксина Е. Б. История костюма: стили и направления / Е. Б. Плаксина. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
65. Пожарская М. Н. Александр Головин: путь художника. Художник и время / М. Н. Пожарская. - М., 1990. - 264 с.
66. Последние моды: журн. для женщин [Электронный ресурс] - М., 1928 г. - № 7. - Режим доступа: http://www.nlr.ru/exib/moda_hist/catalog.html.
67. Раппапорт А. Г. Сталинский ампир - гипнотизм и наркотозм стиля [Электронный ресурс] / А. Г. Раппапорт. - Материалы конференции НИИТАГ РААСН «Сталинский ампир», ноябрь 2007 г. - Режим доступа: http://www.niitag.ru/info/dok/? 150
68. Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды / М. Б. Романовская. - Спб.: РИПОЛ-классик, 2010. - 442 с.
69. Романовская М. История костюма и гендерные сюжеты моды / М. Романовская. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2010. - 442 с.
70. уан К. Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700-1917 / К. Руан; пер. с англ. К. Щербино. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 416 с
71. Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ / Д. В. Сарабьянов. - М., 1980. - 258 с.
72. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн школ / Д. В. Сарабьянов. - М. : Искусство, 1989. - 294 с.
73. Сарабьянов Д. В.История русского искусства конца XIX - нала ХХ века школ / Д. В. Сарабьянов. - М. : Аст-пресс, 2001. - 301 с.
74. Тиль Э. История костюма / Э. Тиль. - М.: Наука, 1977. - 400 с
75. Хорошилова О. А. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II / О. А. Хорошилова. - М.: Этерна, 2012. - 512 с.
76. Хорошилова О. А. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II. / О.А. Хорошилова. - М.: Изд- во Этерна, 2012, с.388
77. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / А. Н. Чудинов. - М., 1910. - 1008 с.
78. Шехтель Ф. О. Сказка трех сестрах: живописи, архитектуре, скульптуре. 1919 г. / Ф. О. Шехтель // Мастера советской архитектуры об архитектуре: Т. 1. - М, 1975. - С. 20-21.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Пьер Огюст Ренуар «Парижанка» 1874 г., Национальный музей Уэльса, Кортифф
2. Клод Моне «Госпожа Годибер» 1868 г. Масло, холст. Лувр, Париж.
3. Джон Сингер Сарджент «Портрет госпожи Пайерон» 1879 г. Художественная галерея Коркоран, Вашингтон
4. Пьер Огюст Ренуар «Ложа» 1874 г. Холст, масло. Галерея института Курто, Лондон.
5. Эдуард Мане «В оранжерее» 1879 г. Холст, масло. Берлин
6. Эдуард Моне «Весна» 1881 г. Холст, масло. Нью-Йорк. Собрание Г.П. Бингема. Портрет Жанны Демарси
7. Эдуард Мане Портрет Нины де Каллас. 1873-1874 г. Музей де, Орсэ, Париж
8. Лючио Росси «Портрет девушки парижанки с книгой» 1878 г. Институт искусств Кларк, Вильямстаун, США
9. Пьер Огюст Ренуар «Танец в Буживале» 1883 г. Холст, масло. Музей искусств, Бостон.
10. Эдуард Мане «Бар «Фоли Бержер» 1881-1882 гг. Институт Курто, Лондон
11. Джеимс Тиссо «Девушка в магазине» 1883-1885 гг.
Художественная галерея Онтарио, Торонто
12. Фредерик Чаильд Гассам «Дождливый Нью-Йоркский день» ок.1888 бумага, пастель, карандаш. США
13. Фредерик Чаильд Гассам «Женщина с зонтиком в парке Грн-при в Париже» холст, масло. США
14. Джеимс Тиссо «Принцесса де Бройль» 1895 г. Пастель. Сотбис, Нью-Йорк
15. Генрих Эвенпол «В кафе де Аркур в Латинском квартале» Париж. 1897 г. Художественный институт, Франкфурт-на-Майне
16. Василий Пукирев «Прием приданого по росписи» 1873 г. Холст, масло Государственная Третьяковская галерея Москва
17. Крамской Иван Николаевич «Портрет Веры Николаевны Третьяковой» 1876 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
18. Крамской Иван Николаевич Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве 1879 Холст, масло
19. Крамской Иван Николаевич «Портрет певицы Елизаветы
Андреевны Лавровской на эстраде в Дворянском собрании» 1879 г.
20. Крамской Иван Николаевич «Портрет Софьи Ивановны
Крамской»
21. К. Маковский «Семейный портрет жены и дочерей» 1881 г. Г осударственный Русский музейСанкт-Петербург
22. Валентин Александрович Серов «Портрет княгини Юсуповой» 1902 г. Государственный русский музей, Снкт Питербург
23. Валентин Александрович Серов «Мамонтовой-Муравьевой» 1894 г.
24. Валентин Александрович Серов «Портрет гр. В.В. Мусиной- Пушкиной» 1895г.
25. Репин «Портрет Т.Л.Толстой,
26. Валентин Александрович Серов «Портрет Софьи Боткиной» 1899 г. Государственный русский музей, Снкт Питербург
27. О.Э. Браза «Портрет Толстая» 1900 г
28. Валентин Александрович Серов «М.Н. Акимова» 1908 г. Ериван национальная галерея Армении
29. Валентин Александрович Серов «Семья Грузенберг»1910 г.
30. К. Сомова. «Портрет Е.П. Носовой» 1911 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
31. Платье женское, 1870-е гг. Франция. Из собрания
Государственного Исторического музея
32. Платье женское конец 1870-х гг. Россия. из собрания Государственного Исторического музея
33. Платье, принадлежавшее императрице Марии Федоровне, 1886-1893 гг. Франция. Из собрания Государственного Исторического музея
34. Цесаревна и великая княгиня Мария Федоровна с детьми и мопсом. Слева направо: Георгий, Ксения, Николай. Французский фотограф Бергамаско Карл Иванович, 1878 г.
35. Модные картинки - раскрашенные вручную гравюры из
французского журнала "La Mode Francaise", за 1888 г.
36. Модные картинки - раскрашенные вручную гравюры из
французского журнала "Le Salon de la Mode"за 1882 г.
37. Мария Луиза Марси, 1880-е г.В платье Ворта, Париж
38. Платье женское, 1902-1905 гг. Москва, мастерская Н. П.
Ламановой, из собрания Государственного Исторического музея
39. Платье женское, 1895-1896 гг. Франция, из собрания
Государственного Исторического музея
40. Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1892, бархат шан-жан, искусственные цветы, кружево, Г осударственный Эрмитаж
41. Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1890-е, атлас, шелк, бархат, металлическая нить, Государственный Эрмитаж
42. Чарльз Ворт, платье императрицы Марии Фёдоровны, 1898 г., шифон, тафта, атлас, кружево; набивной узор, Государственный Эрмитаж
43. Чарльз Ворт, Чайное платье, 1905 год, музей Бруклена
44. Вечерние платье сестер Калло, 1908 г. Коллекция Института Киото
45. Мастерская Н. Ламановой, Платье принадлежало В.В. Карахан - жене известного дипломата, (лиф и юбка) из белого атласа и тюля. Москва 1910-е
46. Жан Ланвен, вечернее платье, 1911 г. Париж; неизвесный автор,вечерние плаите, 1911 г. ; Жан Пакен, 1911 г. Париж. К. Коллекция
Института Киото
47. К.П. Степанов «Портрет Н. Юсуповой» 1903 г. масло, Государственный Эрмитаж
48. Актриса Эдна Гудрич в бальном платье, 1902 г. во время своей официальной церемонии 22 апреля 1903 г.; США
49. Чарльз Ворт, Вечерние платье, около 1900 г. Коллекция Института Киото
50. Неизвестный автор, платье из хлопчатобумажного ирландского кружева, около 1908 г. Италия, Коллекция Института Киото
51. Из коллекции Института костюма Киото: шляпа изготовлена неизвестным мастером в 1900-е годы, бежевый шелковый тюль с хлопчато-бумажным кружевом; украшение из хлопчатобумажного тюля; пряжка и страусовое перья
52. Дама в широкой шляпе, украшенной крыльями птиц, Париж, 1912 г., из коллекции А. Васильева
53. Певица Лина Кавальери соломенной шляпке, Париж, 1899 г., из коллекции А. Васильева
54. Платье из серой шерсти с саржевым перенлетение, Коллекция Института Киото
55. Рене Лалик, брошь "Мак". Золото, серебро, бриллианты, эмаль. 1897, Париж
56. Рене Лалик, Брошь "Поцелуй". Серебро, стекло. 1904-1906, Париж