Стиль модерн как источник вдохновения в моделировании костюма конца XIX начала XX века
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Культурно-историческая специфика стиля модерн 9
1.1 Становление стиля модерн 9
1.2 Основные черты и принципы стиля модерн 21
1.3 Синтез в искусстве стиля модерн 32
ГЛАВА 2. Стиль модерн в женском костюме конца XIX начала XX века ... 44
2.1 Художественные источники как свидетельство трансформации
женского костюма 1870-1914 годов 44
2.2 Использование объемных форм стиля модерн в силуэте женской одежды
2.3 Отражение форм и принципов стиля модерн в женском костюме конца
XIX начала XX века 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 86
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ГЛАВА 1. Культурно-историческая специфика стиля модерн 9
1.1 Становление стиля модерн 9
1.2 Основные черты и принципы стиля модерн 21
1.3 Синтез в искусстве стиля модерн 32
ГЛАВА 2. Стиль модерн в женском костюме конца XIX начала XX века ... 44
2.1 Художественные источники как свидетельство трансформации
женского костюма 1870-1914 годов 44
2.2 Использование объемных форм стиля модерн в силуэте женской одежды
2.3 Отражение форм и принципов стиля модерн в женском костюме конца
XIX начала XX века 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 86
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Актуальность исследования. «Ар Нуво», «Новый стиль», «стиль Либерти», «стиль Сецессион», «Югенстиль» и, наконец, модерн - все это национальные обозначения одного и того же явления, возникшего на рубеже XIX-XX веков и объединившего художников разных взглядов творческих манер, устремлений. «Новое движение возникло одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга» [26 с.11]. Новый стиль был создан сознательно как альтернатива эклектике и существовал в целом около 30-лет.
Наследие стиля модерн многолико, сложно, содержит не только неоспоримые ценности, художественные открытия, но и свидетельства неразрешенных эстетических противоречий. Чтобы дать какую-либо оценку необходимо рассмотреть более глубоко, гибко и многогранно.
Противоречивая природа стиля модерн послужила причиной того, что до сих пор отношение к нему не однозначно. Некоторые культурологи и историки искусства воспринимают его лишь как проявление упадка буржуазной культуры. Другие исследователи считают, что модерн не решил последовательно те задачи, которые стремились поставить художественные направления более раннего времени. В иных случаях о нем просто забывают при воссоздании общей картины эстетических исканий в истории искусства в XIX-XX веках, не принимают во внимание его вклад в культуру. Однако на сегодняшний день можно констатировать постоянный и устойчивый исследовательский интерес к стилю модерн и к проявлению его типологических черт в разных видах искусства. Причина интереса к стилю модерн, прежде всего, коренится в его особенностях, оригинальности художественно-эстетической концепции, двоякой функции - итога по отношению к предшествующим историческим стилям и прозрения в будущее искусство ХХ1 века.
Актуальность работы заключается в необходимости расширить и углубить культурологические представления о природе и сущности стиля модерн. Выбор темы задан востребованностью эстетических принципов этого стиля в настоящее время, когда остро встает проблема формирования среды человека, его внешнего вида, в частности костюма, целью которой является стремление привнести «красоту» в жизнь.
Тема данного исследования затрагивается широким кругом научной литературы. В основном это труды, в которых рассматривается проблематика стиля модерн, разработанность его в разных видах искусства, индивидуальном творчестве мастеров. Однако западные и отечественные ученые по-разному подходят к этой проблематике.
Исследование западноевропейских теоретических источников, начинается с работ предшественников модерна Дж. Рёскина и У. Мориса, в которых закладываются основные эстетические принцы нового стиля. Дж. Рёскин, связывая архитектуру с общественным состоянием, один из первых указал на ее упадок в современном буржуазном обществе и выдвинул идеал, с этим обществом не совместимый. Эти идеи оказались близки У. Морису и во многом повлияли на его концепцию. Современное буржуазное общество, по Морису, неблагоприятно для архитектуры. Распадение красоты и пользы привело к господству голого утилитаризма. А вместе с тем исчезли ансамблевость, синтетизм в подходе к искусству предметного мира, бывшие ранее выражением целостности человеческого существования.[68 с. 3]
В разработку теоретических основ модерна большой вклад внесли архитекторы, особенно австрийские и немецкие. Следует выделить венского зодчего Отто Вагнера. В своей книге «Современная архитектура», вышедшей в 1895 году, он провозгласил новые принципы стиля, которые по его мнению должны развивать художественные формы только из конструкций и учитывать новые строительные материалы. Активным теоретиком нового стиля был бельгийский художник и архитектор Анри ван Вельде, который считал одной из самых актуальных проблем нового стиля, связь с промышленным прогрессом. Не менее популярна была книга Макса Клингера «Живопись и рисунок», вышедшая в 1908 году в русском переводе.
Вопросами, связанными с изучением западноевропейского модерна, занимались и отечественные ученые. Впервые этот интерес в советском искусстве проявил себя в 1970-1980-е годы. Исследования западноевропейских ученых в этот период были известны в России, и это побудило отечественных искусствоведов заняться изучением этого стиля. Появились труды таких авторов, как Д.В. Соарабьянов, Л.Н. Монахова, В.С. Турчин, Л. Гурова, Т. Володина, А. Берсенева. В этих работах авторы рассматривают как общие проблемы стиля модерн в его Западноевропейском варианте, так и национальные его проявления.
Пути развития стиля модерн в отечественном изобразительном искусстве во многом предопределяли установки символизм. Для понимания содержания и художественных особенностей стиля модерн огромное значение имеет изучение наследия русских поэтов и теоретиков символизма, среди которых А. Белый, А. Блок, В. Брюсов. Также большой вклад в осмысление стиля модерн внесла литература эссеистического характера, статьи писателей, художников, критиков, в том числе А. Бенуа, С. Маковского, М. Волошина, С. Дягилева.
Изучение русского стиля модерн в отечественной науки началось в 20¬е годы XX столетия. В этой связи следует назвать А.А. Федорова-Давыдова и А.В. Бакушинского. Это были первые работы в советском искусствознании, в которых очевидна попытка проследить проявления стиля модерн в архитектуре, живописи, прикладных искусствах, скульптуре и графике. Однако в последующие десятилетия, в плоть до 1970-х годов, стиль модерн редко становился предметом научного искусствоведческого интереса. Среди единичных исследований, посвященных этой теме, появившихся в период с 1930-х до 1970-х годов, можно выделить лишь статью Г.Недошивина.
Отдельно следует рассмотреть работы современных отечественных историков архитектуры, которые анализируют на материале русского зодчества специфику и своеобразие стилевой системы модерна, выявляют ряд закономерностей присуще этому стилю, показывают его историческое место в мировом архитектурном процессе. Особое внимание следует обратить на работы Е.И. Кириченко, которая свой опыт изучения стиля модерн обобщила в ряде монографий. Автор анализирует принципы пространственного построения композиционной системы стиля. Среди других историков архитектуры, которые также внесли не малый вклад в изучение русского модерна, следует назвать Е.А. Борисову и Т.П. Каждан, В.В. Кириллова и М.В. Нащекину.
Большой интерес представляет труд Е.А. Борисовой и Г.Ю. Стернина, в котором рассматриваются художественные процессы, протекавшие в русском искусстве на рубеже XIX-XX веков. В этой книге авторы подробно анализируют и прекрасно иллюстрируют особенности архитектуры и прикладного творчества (мебели, ювелирного дела, изделий из серебра, фарфора и стекла). Но особенно ценно то, что авторы задаются вопросам о том, каким же способом входила живопись в содержательную и образную систему русского модерна.
Особый круг научных исследований составляют искусствоведческие труды, в которых рассматриваются вопросы русского стиля модерн в изобразительном искусстве. Это прежде всего работы Д.В. Сарабьянова, A. А. Русаковой, Г.Ю. Стернина, Н.А. Дмитриевой.
Большой вклад в изучение истории костюма данного периода внесли исследователи в об искусствознания: И.А. Алпатов, С.М. Ваньковичь, B. М. Зайцев, Е.В. Киреев, Т.В. Козлова, Р.М. Кирсанова, Э Гийом, Т.Г. Маринко, Ф.М. Пармон, В.И. Толстых. Энциклопедический характер носят труды: М.Н. Мерцаловой, Л. Кибаловой, Р.П. Андреевой, И.В. Блохиной, в которых охарактеризованы стилистические изменения европейского костюма. Ф.М. Парамон позиционировал силуэт как базовый инструмент моды, где в построении композиции костюма важны законы, правила и знания традиций. Значимо системное исследование о видоизменениях костюма, проведенное Г.С. Гориной. О.В. Калашникова ввела в научный оборот архивные франко - немецкие материалы, что расширило познания о роли аксессуаров в женском светском костюме Франции 1870-1910гг.
Источниковый характер носят публикации коллекции костюма Института Киото. Однако, статьи, сопровождающие эти публикации носят поверхностный характер. На протяжении последних десятилетий большой вклад в изучение европейского костюма, данного периода, внес театральный художник, историк моды, А.А. Васильев. Он, изучив литературу мемуарного характера, анализируя костюмы и аксессуары собственной коллекции, отразил неуловимую атмосферу ушедших десятилетий, детально представил развитие европейского костюма в статьях и эссе.
Важной страницей в библиографическом списке являются каталоги, которые представляют коллекции костюмов мировых музеев: Бруклинского музея, музея моды и текстиля в Парижском Лувре, коллекции института Киото, а также Российского музея моды в Москве и коллекции одежды Государственного Эрмитажа.
Таким образом, как показал анализ источников, связь с темой диссертационного исследования, стиль модерн как источник вдохновения в моделировании костюма конца XIX начала XX века не проводилось и задач таких не ставилось.
Цель исследования заключается в изучении стиля модерн, его влияния на костюм конца XIX - начала XX века и составлении каталога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить культурно-историческую специфику модерна в процессе его становления и развития;
- раскрыть понятие «стиля» и определить основные черты и признаки стиля модерн;
- определить проявление стиля модерн в живописи, архитектуре, костюме;
- составить каталог одежды.
Объектом исследования является стиль модерн.
Предмет исследования. Проявления стиля модерн в костюме XIX - начала XX века.
Методология исследования основана на современной концепции культурного наследия, предусматривающей комплексность и междисциплинарность подходов к проблеме ее изучения и эволюции систематизации. Основой исследования явились концептуальные позиции разработанные в трудах отечественных искусствоведов, исследующих проблемы стиля и формообразования в эпоху модерна: Д.В. Сарабьянов, А.А. Русакова, А.В. Иконников, Л.Н. Монахов, В.С. Турчин, Л. Гурова, Т. Володина, A. Берсенева. Кроме того, были использованы теоретические положения искусствоведческой науки, изложенные в трудах по теории моды: И.А. Алпатов, С.Н. Зенкина, Ф.М. Пармон, Л.В. Петров, Т.Г. Маринко, Ж. Лакан, B. М. Зайцев. Эстетика и искусствоведение в области костюма: Р.В. Захаржевская, А. Фукай, Т. Суо, М. Ивагами, А.А. Васильев, С.М. Ваньковичь, Е.В. Киреев, Т.В. Козлова, Р.М. Кирсанова.
Методика базируется на историко-культурном и искусствоведческом анализах, которые включают в себя принципы историзма, конкретности и объективности. Каждое явление рассматривается в хронологическом аспекте, с учетом местных особенностей и в совокупности с другими культурными явлениями, а также в связи с исторической действительностью эпохи и общекультурными методами, которые включают в себя анализ, синтез, комплексность, сравнительный подход к изучаемому материалу и его обобщение в женском костюме конца XIX и начала XX века.
Наследие стиля модерн многолико, сложно, содержит не только неоспоримые ценности, художественные открытия, но и свидетельства неразрешенных эстетических противоречий. Чтобы дать какую-либо оценку необходимо рассмотреть более глубоко, гибко и многогранно.
Противоречивая природа стиля модерн послужила причиной того, что до сих пор отношение к нему не однозначно. Некоторые культурологи и историки искусства воспринимают его лишь как проявление упадка буржуазной культуры. Другие исследователи считают, что модерн не решил последовательно те задачи, которые стремились поставить художественные направления более раннего времени. В иных случаях о нем просто забывают при воссоздании общей картины эстетических исканий в истории искусства в XIX-XX веках, не принимают во внимание его вклад в культуру. Однако на сегодняшний день можно констатировать постоянный и устойчивый исследовательский интерес к стилю модерн и к проявлению его типологических черт в разных видах искусства. Причина интереса к стилю модерн, прежде всего, коренится в его особенностях, оригинальности художественно-эстетической концепции, двоякой функции - итога по отношению к предшествующим историческим стилям и прозрения в будущее искусство ХХ1 века.
Актуальность работы заключается в необходимости расширить и углубить культурологические представления о природе и сущности стиля модерн. Выбор темы задан востребованностью эстетических принципов этого стиля в настоящее время, когда остро встает проблема формирования среды человека, его внешнего вида, в частности костюма, целью которой является стремление привнести «красоту» в жизнь.
Тема данного исследования затрагивается широким кругом научной литературы. В основном это труды, в которых рассматривается проблематика стиля модерн, разработанность его в разных видах искусства, индивидуальном творчестве мастеров. Однако западные и отечественные ученые по-разному подходят к этой проблематике.
Исследование западноевропейских теоретических источников, начинается с работ предшественников модерна Дж. Рёскина и У. Мориса, в которых закладываются основные эстетические принцы нового стиля. Дж. Рёскин, связывая архитектуру с общественным состоянием, один из первых указал на ее упадок в современном буржуазном обществе и выдвинул идеал, с этим обществом не совместимый. Эти идеи оказались близки У. Морису и во многом повлияли на его концепцию. Современное буржуазное общество, по Морису, неблагоприятно для архитектуры. Распадение красоты и пользы привело к господству голого утилитаризма. А вместе с тем исчезли ансамблевость, синтетизм в подходе к искусству предметного мира, бывшие ранее выражением целостности человеческого существования.[68 с. 3]
В разработку теоретических основ модерна большой вклад внесли архитекторы, особенно австрийские и немецкие. Следует выделить венского зодчего Отто Вагнера. В своей книге «Современная архитектура», вышедшей в 1895 году, он провозгласил новые принципы стиля, которые по его мнению должны развивать художественные формы только из конструкций и учитывать новые строительные материалы. Активным теоретиком нового стиля был бельгийский художник и архитектор Анри ван Вельде, который считал одной из самых актуальных проблем нового стиля, связь с промышленным прогрессом. Не менее популярна была книга Макса Клингера «Живопись и рисунок», вышедшая в 1908 году в русском переводе.
Вопросами, связанными с изучением западноевропейского модерна, занимались и отечественные ученые. Впервые этот интерес в советском искусстве проявил себя в 1970-1980-е годы. Исследования западноевропейских ученых в этот период были известны в России, и это побудило отечественных искусствоведов заняться изучением этого стиля. Появились труды таких авторов, как Д.В. Соарабьянов, Л.Н. Монахова, В.С. Турчин, Л. Гурова, Т. Володина, А. Берсенева. В этих работах авторы рассматривают как общие проблемы стиля модерн в его Западноевропейском варианте, так и национальные его проявления.
Пути развития стиля модерн в отечественном изобразительном искусстве во многом предопределяли установки символизм. Для понимания содержания и художественных особенностей стиля модерн огромное значение имеет изучение наследия русских поэтов и теоретиков символизма, среди которых А. Белый, А. Блок, В. Брюсов. Также большой вклад в осмысление стиля модерн внесла литература эссеистического характера, статьи писателей, художников, критиков, в том числе А. Бенуа, С. Маковского, М. Волошина, С. Дягилева.
Изучение русского стиля модерн в отечественной науки началось в 20¬е годы XX столетия. В этой связи следует назвать А.А. Федорова-Давыдова и А.В. Бакушинского. Это были первые работы в советском искусствознании, в которых очевидна попытка проследить проявления стиля модерн в архитектуре, живописи, прикладных искусствах, скульптуре и графике. Однако в последующие десятилетия, в плоть до 1970-х годов, стиль модерн редко становился предметом научного искусствоведческого интереса. Среди единичных исследований, посвященных этой теме, появившихся в период с 1930-х до 1970-х годов, можно выделить лишь статью Г.Недошивина.
Отдельно следует рассмотреть работы современных отечественных историков архитектуры, которые анализируют на материале русского зодчества специфику и своеобразие стилевой системы модерна, выявляют ряд закономерностей присуще этому стилю, показывают его историческое место в мировом архитектурном процессе. Особое внимание следует обратить на работы Е.И. Кириченко, которая свой опыт изучения стиля модерн обобщила в ряде монографий. Автор анализирует принципы пространственного построения композиционной системы стиля. Среди других историков архитектуры, которые также внесли не малый вклад в изучение русского модерна, следует назвать Е.А. Борисову и Т.П. Каждан, В.В. Кириллова и М.В. Нащекину.
Большой интерес представляет труд Е.А. Борисовой и Г.Ю. Стернина, в котором рассматриваются художественные процессы, протекавшие в русском искусстве на рубеже XIX-XX веков. В этой книге авторы подробно анализируют и прекрасно иллюстрируют особенности архитектуры и прикладного творчества (мебели, ювелирного дела, изделий из серебра, фарфора и стекла). Но особенно ценно то, что авторы задаются вопросам о том, каким же способом входила живопись в содержательную и образную систему русского модерна.
Особый круг научных исследований составляют искусствоведческие труды, в которых рассматриваются вопросы русского стиля модерн в изобразительном искусстве. Это прежде всего работы Д.В. Сарабьянова, A. А. Русаковой, Г.Ю. Стернина, Н.А. Дмитриевой.
Большой вклад в изучение истории костюма данного периода внесли исследователи в об искусствознания: И.А. Алпатов, С.М. Ваньковичь, B. М. Зайцев, Е.В. Киреев, Т.В. Козлова, Р.М. Кирсанова, Э Гийом, Т.Г. Маринко, Ф.М. Пармон, В.И. Толстых. Энциклопедический характер носят труды: М.Н. Мерцаловой, Л. Кибаловой, Р.П. Андреевой, И.В. Блохиной, в которых охарактеризованы стилистические изменения европейского костюма. Ф.М. Парамон позиционировал силуэт как базовый инструмент моды, где в построении композиции костюма важны законы, правила и знания традиций. Значимо системное исследование о видоизменениях костюма, проведенное Г.С. Гориной. О.В. Калашникова ввела в научный оборот архивные франко - немецкие материалы, что расширило познания о роли аксессуаров в женском светском костюме Франции 1870-1910гг.
Источниковый характер носят публикации коллекции костюма Института Киото. Однако, статьи, сопровождающие эти публикации носят поверхностный характер. На протяжении последних десятилетий большой вклад в изучение европейского костюма, данного периода, внес театральный художник, историк моды, А.А. Васильев. Он, изучив литературу мемуарного характера, анализируя костюмы и аксессуары собственной коллекции, отразил неуловимую атмосферу ушедших десятилетий, детально представил развитие европейского костюма в статьях и эссе.
Важной страницей в библиографическом списке являются каталоги, которые представляют коллекции костюмов мировых музеев: Бруклинского музея, музея моды и текстиля в Парижском Лувре, коллекции института Киото, а также Российского музея моды в Москве и коллекции одежды Государственного Эрмитажа.
Таким образом, как показал анализ источников, связь с темой диссертационного исследования, стиль модерн как источник вдохновения в моделировании костюма конца XIX начала XX века не проводилось и задач таких не ставилось.
Цель исследования заключается в изучении стиля модерн, его влияния на костюм конца XIX - начала XX века и составлении каталога.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить культурно-историческую специфику модерна в процессе его становления и развития;
- раскрыть понятие «стиля» и определить основные черты и признаки стиля модерн;
- определить проявление стиля модерн в живописи, архитектуре, костюме;
- составить каталог одежды.
Объектом исследования является стиль модерн.
Предмет исследования. Проявления стиля модерн в костюме XIX - начала XX века.
Методология исследования основана на современной концепции культурного наследия, предусматривающей комплексность и междисциплинарность подходов к проблеме ее изучения и эволюции систематизации. Основой исследования явились концептуальные позиции разработанные в трудах отечественных искусствоведов, исследующих проблемы стиля и формообразования в эпоху модерна: Д.В. Сарабьянов, А.А. Русакова, А.В. Иконников, Л.Н. Монахов, В.С. Турчин, Л. Гурова, Т. Володина, A. Берсенева. Кроме того, были использованы теоретические положения искусствоведческой науки, изложенные в трудах по теории моды: И.А. Алпатов, С.Н. Зенкина, Ф.М. Пармон, Л.В. Петров, Т.Г. Маринко, Ж. Лакан, B. М. Зайцев. Эстетика и искусствоведение в области костюма: Р.В. Захаржевская, А. Фукай, Т. Суо, М. Ивагами, А.А. Васильев, С.М. Ваньковичь, Е.В. Киреев, Т.В. Козлова, Р.М. Кирсанова.
Методика базируется на историко-культурном и искусствоведческом анализах, которые включают в себя принципы историзма, конкретности и объективности. Каждое явление рассматривается в хронологическом аспекте, с учетом местных особенностей и в совокупности с другими культурными явлениями, а также в связи с исторической действительностью эпохи и общекультурными методами, которые включают в себя анализ, синтез, комплексность, сравнительный подход к изучаемому материалу и его обобщение в женском костюме конца XIX и начала XX века.
В данной работе рассматривалась культурно-историческая специфика стиля модерн его развитие и становление. Было выявлено, что наследие стиля модерн многолико, сложно, содержит не только неоспоримые ценности, подлинные художественные открытия, но и свидетельства неразрешенных противоречий, растерянности перед лицом жизненных сложностей и социального прогресса. В модерне таились и прогрессивные социальные возможности, особенно наглядно проявившиеся в архитектуре и области печатной графики, которая получила в конце XIX — начале XX века чрезвычайно широкое распространение благодаря большим тиражам журналов, книг, других изданий самого различного рода (например, календарей, театральных программ и т.д.).
В лучших своих проявлениях стиль модерн связан с утопическими представлениями о судьбе человечества и о возможности эстетическими средствами эту судьбу исправить. Утопия нередко была путеводной звездой для искусства. Целые эпохи и великие стили проходили и формировались под воздействием утопических идеи о возможности искусства "совершенствовать реальность". Но только в модерне эта утопия выступила в виде программы художественной деятельности. Художники модерна наделяли искусство необычайно широкими "полномочиями", видели в нем панацею от всех бед, стремились создать такие формы объединения деятелей искусств, которые могли бы стать образцом идеального общественного порядка. Эта программа оказалась довольно жизнестойкой и перешла в наследство более позднему этапу развития художественной культуры.
В модерне сосуществуют произведения, близкие друг другу по сюжету, по характеру интерпретации тех или иных элементов формы, по художественным приемам, и вместе с тем противоположных друг другу. Эта противоположность образуется за счет различного толкования вопросов художественной правды, глубины понимания жизни, честности и чистоты отношения к задачам художественного творчества. Модерн знает глубокую человеческую правду поздних портретов В. А. Серова (вспомним хотя бы "Княгиню Орлову" или "Иду Рубинштейн") и поверхностное глубокомыслие Клингера; глубокое чувство горечи, страшную правду Тулуз-Лотрека и изысканную поверхностность модного парижского плакатиста Альфонса Мухи; чистую мечту этих "парах" первые тяготеют к правде и глубине переживания, вторые намеренно отступают от жизни, ищут утешения в иллюзиях, хотя подчас какую-то правду и прозревают. В искусстве нередко вымысел бывает важнее плоской правды. Он глубже, чем подобие жизни, раскрывает ее конечную истину. Но среди художников стиля модерн, ориентированного в основном на вымысел, метафору, мифологизм. есть немало таких, которые свой вымысел обрекают на убогую прозрачную аллегорию, модное "воспарение" в выдуманный, эфемерный мир.
В общей характеристике стиля следует отметить еще одно важное обстоятельство. Сравнительно с предшествующими стилевыми направлениями изобразительного искусства в модерне значительно снижен уровень познавательной направленности. Живопись и графика этого стиля редко обращаются к прямому диалогу с натурой. Это вовсе не значит, что художники не рисуют с натуры. Но созданные им рисунки, демонстрируя точность воспроизведения человеческой фигуры, изображенной в сложном ракурсе, в активном движении, свидетельствуют о том, что у художника форма уже готова, он ее "выучил" и теперь остается лишь применить свои познания. Процесса постижения натуры, проникновения в нее здесь нет.
Все эти сложности и противоречия стиля модерн находят свое разъяснение в том сложном, противоречивом времени, которому этот стиль принадлежал. Но существенные недостатки и ограниченность стиля модерн не закрывают его безусловных достижений. Существенно то, что модерн был устремлен к созданию полноценного стиля. Стилевое единство, возрожденные идеи синтеза искусств представлялись способом преодоления противоречий времени, кризисной ситуации, как бы давали возможность встать над ними. Эта устремленность к стилю — одно из главных достоинств модерна.
Стиль обладает собственной закономерностью движения, он проходит обычные свои стадии — становления, зрелости, упадка. Серьезным подтверждением подлинности стиля является принцип его спонтанного, непроизвольного, независимого от воли художника происхождения и развития. Лишь в исключительных случаях в истории искусств стиль создавался волевым усилием конкретных лиц. Таким исключительным случаем и был модерн. Возникла эта воля к стилю в результате ситуации, сложившейся в середине XIX века. Его рождала сама действительность, жизнь того времени, новая философия, идея жизнестроения получившая широкое распространение.
Проведенное исследование позволяет выявить основные черты и принципы стиля модерн. Его «флориальное» начало, в нем копировались природные формы, прежде всего растительные, с подчеркиванием их динамики, движения, роста — линии вьющихся, волнистых растений: лилий, камыша, цикламенов, ирисов. Изображение петлеобразного изогнутого стебля цветка цикламена стала главным признаком «нового стиля».
Особое место занимал в искусстве Модерна символизм. В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начала XX в. В России этот период получил название «серебряного века».
Большое значение имело также знакомство с восточным, в особенности японским искусством. Изысканная пластика линий и декоративность цветовых пятен японских гравюр оказала в свое время воздействие на прерафаэлитов, затем и импрессионистов, постимпрессионистов, понт-авен-цев и «набидов». А после выхода в свет монографии Э. Гонкура о К. Утамаро (1891) «японизмы» стали всеобщей модой. Любимые мотивы художников Модерна — морская волна, лебединая шея, томные женские фигуры с распущенными волнистыми волосами, извивами рук, в развивающихся складках одежд.
Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. В каждом случае художники Модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений — изображения и плоскости, отсюда атектоническая декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий; орнамента и конструкции — «орнамента-лизации» конструктивных элементов — стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства, интерьера и экстерьера.
Синтез искусств также явился отличительной чертой стиля модерн, тенденция взаимозаменяемости видов искусства, взаимной имитации является одной из существенных особенностей формообразования модерна. Тяготение друг к другу разных видов искусства явилось стимулом к созданию «малых» синтезов, их было много.
В ходе исследования был изучен женский костюм конца XIX - начала XX века. Источниками явились каталоги, которые представляют коллекции костюмов мировых музеев: Бруклинского музея, Музея моды и текстиля в Парижском Лувре, коллекции института Киото, а также Российского музея моды в Москве и коллекции одежды Государственного Эрмитажа. А также свидетельство трансформации женского костюма 1870-1914 годов явились картины, портреты, фотографии и журналы данного периода.
Проведенный анализ подтвердил влияние стиля модерн на женский костюм конца XIX - начала XX века. Модерн проявил себя в женском костюме, его формах, линиях и декоре не менее ярко и выразительно, чем в архитектуре и прикладном искусстве. Костюм стиля модерн - яркий пример заданной искусственной формы, совершенно не отвечающей анатомическому строению женской фигуры, но тем не менее, он обладал бесспорной композиционной слаженностью и эмоционально-эстетической привлекательностью. Подчеркивал и утрировал женственность телосложения и придавал фигуре вычурную, рафинированную форму. Необычным был профильный S-образный изгиб фигуры, создававшийся корсетом особой формы, который не только затягивал талию, но и придавал специфическую форму бедрам и абсолютно прямую линию животу. Изгиб фигуры акцентировался также покроем деталями костюма. Женская фигура в костюме приобретала горделивую и грациозную осанку с выпрямленной спиной, втянутым животом, очень прямо поставленной головой и перегибом в области талии. Уникальность стиля модерн заключается и том, что затянув женскую талию максимально, через некоторое время он окончательно освободил ее из оков, убрав корсет.
Приверженность стиля модерн к растительным и зооморфным формам прослеживается в стремлении придать женскому силуэту нереальные, загадочные черты: женщина сирена, женщина русалка, нимфа, не земное существо, укутанное в дорогие текучие ткани модерна, которые орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строение цветов и листьев. Узор располагался ассиметрично. Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовы, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового, болотные, белые, бледно-желтые и тепло-травяные тона окрасили крепы и тафту, муслины и крепдешины на блузках и платьях, плюш пальто и вечерних бальных ротонд. Нереальные шляпки всевозможных конструкций украшали головки небесных красавиц, порой становясь насмешкой для карикатуристов.
Стиль модерн дал такие имена в мире моды как: Чарльз Ворд, Поль Пуаре, Мариано Фортени, Иозефом Хоффманом.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате исследования выводы позволяют использовать в разработке каталога костюма конца XIX начала XX века, источником вдохновения для которого явился стиль модерн.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее и единственное решение поставленной проблемы. Перспективы дальнейших исследований мы видим в изучении влияния стиля модерн на современный костюм.
В лучших своих проявлениях стиль модерн связан с утопическими представлениями о судьбе человечества и о возможности эстетическими средствами эту судьбу исправить. Утопия нередко была путеводной звездой для искусства. Целые эпохи и великие стили проходили и формировались под воздействием утопических идеи о возможности искусства "совершенствовать реальность". Но только в модерне эта утопия выступила в виде программы художественной деятельности. Художники модерна наделяли искусство необычайно широкими "полномочиями", видели в нем панацею от всех бед, стремились создать такие формы объединения деятелей искусств, которые могли бы стать образцом идеального общественного порядка. Эта программа оказалась довольно жизнестойкой и перешла в наследство более позднему этапу развития художественной культуры.
В модерне сосуществуют произведения, близкие друг другу по сюжету, по характеру интерпретации тех или иных элементов формы, по художественным приемам, и вместе с тем противоположных друг другу. Эта противоположность образуется за счет различного толкования вопросов художественной правды, глубины понимания жизни, честности и чистоты отношения к задачам художественного творчества. Модерн знает глубокую человеческую правду поздних портретов В. А. Серова (вспомним хотя бы "Княгиню Орлову" или "Иду Рубинштейн") и поверхностное глубокомыслие Клингера; глубокое чувство горечи, страшную правду Тулуз-Лотрека и изысканную поверхностность модного парижского плакатиста Альфонса Мухи; чистую мечту этих "парах" первые тяготеют к правде и глубине переживания, вторые намеренно отступают от жизни, ищут утешения в иллюзиях, хотя подчас какую-то правду и прозревают. В искусстве нередко вымысел бывает важнее плоской правды. Он глубже, чем подобие жизни, раскрывает ее конечную истину. Но среди художников стиля модерн, ориентированного в основном на вымысел, метафору, мифологизм. есть немало таких, которые свой вымысел обрекают на убогую прозрачную аллегорию, модное "воспарение" в выдуманный, эфемерный мир.
В общей характеристике стиля следует отметить еще одно важное обстоятельство. Сравнительно с предшествующими стилевыми направлениями изобразительного искусства в модерне значительно снижен уровень познавательной направленности. Живопись и графика этого стиля редко обращаются к прямому диалогу с натурой. Это вовсе не значит, что художники не рисуют с натуры. Но созданные им рисунки, демонстрируя точность воспроизведения человеческой фигуры, изображенной в сложном ракурсе, в активном движении, свидетельствуют о том, что у художника форма уже готова, он ее "выучил" и теперь остается лишь применить свои познания. Процесса постижения натуры, проникновения в нее здесь нет.
Все эти сложности и противоречия стиля модерн находят свое разъяснение в том сложном, противоречивом времени, которому этот стиль принадлежал. Но существенные недостатки и ограниченность стиля модерн не закрывают его безусловных достижений. Существенно то, что модерн был устремлен к созданию полноценного стиля. Стилевое единство, возрожденные идеи синтеза искусств представлялись способом преодоления противоречий времени, кризисной ситуации, как бы давали возможность встать над ними. Эта устремленность к стилю — одно из главных достоинств модерна.
Стиль обладает собственной закономерностью движения, он проходит обычные свои стадии — становления, зрелости, упадка. Серьезным подтверждением подлинности стиля является принцип его спонтанного, непроизвольного, независимого от воли художника происхождения и развития. Лишь в исключительных случаях в истории искусств стиль создавался волевым усилием конкретных лиц. Таким исключительным случаем и был модерн. Возникла эта воля к стилю в результате ситуации, сложившейся в середине XIX века. Его рождала сама действительность, жизнь того времени, новая философия, идея жизнестроения получившая широкое распространение.
Проведенное исследование позволяет выявить основные черты и принципы стиля модерн. Его «флориальное» начало, в нем копировались природные формы, прежде всего растительные, с подчеркиванием их динамики, движения, роста — линии вьющихся, волнистых растений: лилий, камыша, цикламенов, ирисов. Изображение петлеобразного изогнутого стебля цветка цикламена стала главным признаком «нового стиля».
Особое место занимал в искусстве Модерна символизм. В качестве самостоятельного художественного течения символизм получил развитие преимущественно в литературе, в особенности в поэзии начала XX в. В России этот период получил название «серебряного века».
Большое значение имело также знакомство с восточным, в особенности японским искусством. Изысканная пластика линий и декоративность цветовых пятен японских гравюр оказала в свое время воздействие на прерафаэлитов, затем и импрессионистов, постимпрессионистов, понт-авен-цев и «набидов». А после выхода в свет монографии Э. Гонкура о К. Утамаро (1891) «японизмы» стали всеобщей модой. Любимые мотивы художников Модерна — морская волна, лебединая шея, томные женские фигуры с распущенными волнистыми волосами, извивами рук, в развивающихся складках одежд.
Для «стиля модерн» главным принципом стала стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. В каждом случае художники Модерна искали целостности, органичности, гармонии ансамблевых решений — изображения и плоскости, отсюда атектоническая декоративность рельефов и росписей, как бы вырастающих из поверхности стен зданий; орнамента и конструкции — «орнамента-лизации» конструктивных элементов — стальных каркасов, железных решеток, формы и пространства, интерьера и экстерьера.
Синтез искусств также явился отличительной чертой стиля модерн, тенденция взаимозаменяемости видов искусства, взаимной имитации является одной из существенных особенностей формообразования модерна. Тяготение друг к другу разных видов искусства явилось стимулом к созданию «малых» синтезов, их было много.
В ходе исследования был изучен женский костюм конца XIX - начала XX века. Источниками явились каталоги, которые представляют коллекции костюмов мировых музеев: Бруклинского музея, Музея моды и текстиля в Парижском Лувре, коллекции института Киото, а также Российского музея моды в Москве и коллекции одежды Государственного Эрмитажа. А также свидетельство трансформации женского костюма 1870-1914 годов явились картины, портреты, фотографии и журналы данного периода.
Проведенный анализ подтвердил влияние стиля модерн на женский костюм конца XIX - начала XX века. Модерн проявил себя в женском костюме, его формах, линиях и декоре не менее ярко и выразительно, чем в архитектуре и прикладном искусстве. Костюм стиля модерн - яркий пример заданной искусственной формы, совершенно не отвечающей анатомическому строению женской фигуры, но тем не менее, он обладал бесспорной композиционной слаженностью и эмоционально-эстетической привлекательностью. Подчеркивал и утрировал женственность телосложения и придавал фигуре вычурную, рафинированную форму. Необычным был профильный S-образный изгиб фигуры, создававшийся корсетом особой формы, который не только затягивал талию, но и придавал специфическую форму бедрам и абсолютно прямую линию животу. Изгиб фигуры акцентировался также покроем деталями костюма. Женская фигура в костюме приобретала горделивую и грациозную осанку с выпрямленной спиной, втянутым животом, очень прямо поставленной головой и перегибом в области талии. Уникальность стиля модерн заключается и том, что затянув женскую талию максимально, через некоторое время он окончательно освободил ее из оков, убрав корсет.
Приверженность стиля модерн к растительным и зооморфным формам прослеживается в стремлении придать женскому силуэту нереальные, загадочные черты: женщина сирена, женщина русалка, нимфа, не земное существо, укутанное в дорогие текучие ткани модерна, которые орнаментировались стилизованными формами вьющихся, экзотических болотных растений, водорослей, раковин, медуз, внутренним строение цветов и листьев. Узор располагался ассиметрично. Цветовая гамма строилась на умеренных приглушенных тонах: глубокий гранатовы, многочисленные оттенки серого, нежно-голубого и розового, болотные, белые, бледно-желтые и тепло-травяные тона окрасили крепы и тафту, муслины и крепдешины на блузках и платьях, плюш пальто и вечерних бальных ротонд. Нереальные шляпки всевозможных конструкций украшали головки небесных красавиц, порой становясь насмешкой для карикатуристов.
Стиль модерн дал такие имена в мире моды как: Чарльз Ворд, Поль Пуаре, Мариано Фортени, Иозефом Хоффманом.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате исследования выводы позволяют использовать в разработке каталога костюма конца XIX начала XX века, источником вдохновения для которого явился стиль модерн.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее и единственное решение поставленной проблемы. Перспективы дальнейших исследований мы видим в изучении влияния стиля модерн на современный костюм.
Подобные работы
- СТИЛЬ ГЭТСБИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
КОЛЛЕКЦИИ «ШЛЕЙФ ВРЕМЕНИ»
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019



