ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЯ СТИЛЯ КЛАССИЦИЗМ
1.1 Истоки стиля классицизм 11
1.2 Этапы развития классицизма в России 15
1.3 Роль классицизма в современном искусстве архитектуры Алтая 20
ГЛАВА II. ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ СТРУКТУРА АРХИТЕКТУРЫ И КОСТЮМА
2.1 История развития костюма 34
2.2 Связь объёмно-пространственных форм архитектуры и костюма 47
2.3 Стиль классицизм в истории костюма 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 74
ИЛЛЮСТРАЦИИ 98
Актуальность работы. Человек в окружающем мире создает предметную среду, одними из важных ее составляющих являются архитектура и костюм. Принципы формообразования в искусстве костюма и архитектуре сходны, их связь можно проследить во многих областях - тектонике, конструировании, декоративных решениях и в стиле. Ярким примером является связь костюма и архитектуры в стиле классицизм. Художественный стиль классицизм является порождением европейской культуры, но данному стилю удалось проникнуть далеко за пределы Европы, в Российскую Империю. В самой России классицизм получил свое активное распространение по всей стране, вплоть до Сибири. Стиль оказал влияние на все виды искусства - музыку, литературу, живопись. Являясь неотъемлемой частью культуры стран и регионов классицизм проникает в костюм. Актуальность работы обусловлена интересом исследовательским интересом дизайнеров, стилистов, историков моды к проблеме проявления данного стиля в искусстве костюма на историческом отрезке XIX в. и современности.
Степень разработанности. В проблеме изучения стиля классицизм в целом имеются множество трудов известных авторов как нашей страны, так и зарубежья. Данному вопросу уделяется внимание в работах В. Н. Тяжелова «История мировой художественной культуры», П. А. Сорокина «История мировой культуры», С. Мамонстова «Основы культурологи», Л. Е. Кертман «История культуры стран Европы и Америки» и многих других.
История сибирского градостроительства представлена в трудах таких авторов, как Т.М. Степанская, С.Н. Баландин, А.П. Долнаков, В.И. Кочедамов, Л.Н. Вольская, Д.Я. Резун и других. Труды А. П. Долнакова в рамках нашего вопроса дают полную характеристику с архитектурно-теоретической точки зрения, давая подробный анализ об архитектурно-планировочной организации 3
исторических центров как Алтайского края, так и всей Западной Сибири. Работа С. Н. Баландина «Архитектура Барнаула» представляет собой полную характеристику архитектуры не только города Барнаула, но и основных исторических центров Алтайского края. В данном сочинении прослеживается развитие архитектурного градостроительство, начиная с описания первых русских поселений на Алтае XV века, установления там Российской власти, вплоть до конца 80-х годов XX века. Наиболее же полным, тематически разработанным и современным являются, труды Т. М. Степанской об архитектуре Алтая XVIII-XX веков. В работах этого автора представлено подробное и новейшее исследования культурного и исторического архитектурного наследия Алтайского края. Помимо этого, в работах дан и формально-стилистический анализ произведений архитектуры Сибири и Алтая.
В отечественной науке существует несколько различных подходов к анализу феномена костюма и его функций: культурологический, этнографический, искусствоведческий, дизайнерский и специально-технический.
Специально-технический подход связан в первую очередь с практическими потребностями человека в моделировании и художественном оформлении одежды. Если дизайн костюма сосредоточивается на художественном проектировании, то специально-технический подход можно связать с конкретным решением определенной проектной задачи.
В рамках этого подхода существует немало специальных работ, среди которых можно особо отметить работы таких авторов, как З.Т. Акилова, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова, Т.В. Козлова, Г.И. Петушкова и других.
Дизайнерский подход основывается на том обстоятельстве, что одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна, как мебель, интерьер, техника. Здесь дизайн одежды выступает как один из видов дизайнерской деятельности, целью которого является проектирование одежды. Цель дизайна — создание утилитарной вещи, и все остальные функции данной вещи (эстетические, социальные и др.) учитываются в той мере, в какой они способствуют максимальной полезности. В рамках дизайнерского подхода к костюму следует выделить работы таких авторов, т как Т.О. Бердник, К. Кантор, Н. Ламанова, Ф.М. Пармон и других.
В рамках искусствоведения костюм рассматривается как эстетический, художественно - значимый феномен.
Однако, как правило, объектом искусствоведческого анализа становятся не современные, а исторические формы костюма. Таким образом, искусствоведческий подход находит выражение в первую очередь в работах по истории костюма. Здесь следует отметить работы А. Васильева, Р.В. Захаржевской, Р.М. Кирсановой, Ф.Ф. Комиссаржевского, М.Н. Мерцаловой, Н.М. Тарабукина и других.
Этнографический подход к изучению феномена костюма можно при определенных условиях рассматривать как логическое продолжение искусствоведческого, так как в этнографии речь идет прежде всего об исторических формах костюма, имеющих отношение к культуре и быту так называемых «примитивных» народов. Помимо работ таких классиков этнографии и культурной антропологии, как Э. Тэйлор, Дж. Фрэзер, Ю Липс, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский и другие, следует назвать также специальные исследования этнического и ритуального костюма народов Сибири и Севера: В.Н. Васильева, СВ. Иванова, А.А. Попова и других.
Особо следует отметить работы, где объектом исследования становится русский этнический костюм, работы А.К. Байбурина, П.Г. Богатырева, Н. Билибина, М.И. Васильева, С. Лисим, С. Стрекалова.
Что касается культурологического подхода, то он основывается на исследовании костюма как целостного феномена культуры, т.е. в единстве его утилитарных и символических функций. В рамках этого подхода наиболее 5
распространены исследования, в которых костюм рассматривается в связи с феноменом моды - А.Б. Гофман, Н.А. Дмитриева, Н. Которн, Г.Г. Шубин.
Однако если учитывать, что сам феномен моды историчен, то станет понятной ограниченность таких исследований. Действительно, если культурологический подход к изучению костюма как феномена культуры претендует на универсальность, то он не должен ограничиваться изучением только современного костюма. Работы О.Б. Вайнштейн, Л.М. Кирсановой, Г.Н. Лолы и других, где культурологический подход успешно сочетается с экскурсами в историю и этнографию костюма, открывают новый этап в отечественном костюмоведении.
Объект исследования - стиль классицизм.
Предметом исследования является связь архитектуры и костюма стиля классицизм.
Цель работы: выявить специфику художественного стиля классицизм в архитектуре и костюме и проследить связь в формообразовании и декоративном решении.
Задачи исследования:
• Выявить истоки стиля классицизм
• Проанализировать архитектурные памятники стиля классицизм
• Выявить связь объёмно-пространственных форм архитектуры и костюма
• Выявить особенности стиля классицизм в истории костюма
Хронологические рамки исследования. Классицизм как художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре появился в XVII—XIX вв. Классицизм на Алтае начал распространяться с конца XVIII века вплоть до середины XIX века, когда со службы ушел архитектор Л. И. Попов - последний представитель художественной школы Санкт- Петербурга.
Методологическая основа исследования. Ввиду доступности архитектурных произведений классицизма, методологической основой исследования стал теоретический арсенал визуальных наблюдений. Помимо этого для написания работы применялся труд Т. М. Степанской «Описание и анализ памятников», из которого были взяты основные методы и подходы по описанию памятников архитектуры. Основным методом работы является метод теоретического конструирования, или идеализация. Исторические формы костюма, рассматриваемого как феномен культуры, предполагают наличие таких связей этого феномена с другими, которые могут в другой исторической форме уже оказаться несущественными
А также используется комплекс методов: литературно-аналитический; качественный и количественный контент-анализ.
Источниковая база исследования. Основу источниковой базы составляет ряд архивных документов конца XVIII века - середины XIX века, а также ряд архитектурных сооружений стиля классицизм в г. Барнаул и некоторых регионах Алтайского края. Использованы материалы из фондов библиотеки Алтайского Государственного Университета, Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. Шишкова, некоторой краеведческой литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, списка иллюстраций, иллюстраций, приложения.
Выдвинув принцип подражания природе, классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля художника, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности.
Алтайским архитекторам, прошедшим обучение и подготовку в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга в полной мере удалось привнести данный стиль на территорию Алтайского края. Ими были воссозданы основные идейные образы и архитектурные формы, присущие Классицизму. Подобное присутствие в пространственных формах идейно-художественных образов сильно влияет на окружающий ландшафт, преобразовывает его и ставит на более высокую ступень в культурном, идеологическом и социально-политическом смысле. Через классицистические тенденции не так давно присоединенному Алтайскому краю удалось стать частью Российской Империи.
Классицизм принципиально объединяет иллюзорное пространство от реального. В классицистическом синтезе искусств формы подчинены строгой иерархии, где отчетливо главенствует архитектура. Градостроительство классицизма генетически связано с принципами Возрождения и барокко и активно развивает концепцию идеального города
Классицистическая архитектура дает ясное представление о величине, соразмерности, пропорциональности, масштабности сооружения.
Главенствующую роль играют архитектоника здания, четкое подразделение целого на части и одновременно их соподчинение.
Рамки классицизма в России приходятся на вторую половину XVIII в. - первую треть XIX в., но на этом его существование не заканчивается. Классицизм существует не отдельно от других стилей, а связан с ними. Его принципы прослеживаются в более поздних стилях.
Классицизм в России развивался планомерно в несколько этапов. Взятый из европейских стран, этот стиль претерпел своеобразные изменения на русской почве и приобрел ту оригинальность, которая отличает его от европейского классицизма.
Во второй половине XVIII - первой половине XIX столетий в Сибири и на Алтае практиковалось возведение значительных сооружений по проектам столичных архитекторов, осуществляемое без авторского надзора.
В градостроительстве Сибири и Алтая XVIII - нач. XIX в. четко проявились черты петербургской архитектурной школы, рассматривается степень влияния архитектурной петербургской школы на градостроительство и архитектуру горнозаводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв. Основным результатом 1760-х - начала XIX вв. явилось успешное внедрение в горнозаводских комплексах Алтая и Сибири классицистической регулярности как приоритетного способа градостроительного мышления, осуществленное при активной роли петербургской архитектурной школы. Из всех сибирских заводских комплексов наиболее совершенным являлся Барнаульский Сереброплавильный завод.
Классицизм оказывал решающее влияние на архитектуру уральских и сибирских городов в течение всей первой половины XIX в.
Основные памятники Барнаула советского периода расположены на Ленинском проспекте.
С конца 50-х годов XX века в Барнауле, как и повсюду по стране, начали бороться с «архитектурными излишками». Смена стиля, продиктованная государством в целях экономии, привнесла двоякие последствия. С одной стороны, началось массовое строительство жилья, с другой - безликие одинаковые жилые массивы.
Культурное пространство советского Барнаула было сложным, многоуровневым, формировалось динамично в русле общероссийских советских тенденций. Благодаря уникальному градообразующему фактору - сереброплавильному заводу, изначально определившему архитектурный облик города на основе принципов классицизма, Барнаул не утратил статуса исторического города на протяжении всего советского периода.
Сохранившиеся постройки и архивные материалы позволяют сделать вывод о крупном вкладе выпускников Академии художеств в формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в конце XVIII и первой половине XIX в. Их строительную деятельность в Сибири следует рассматривать как часть общерусской культуры.
Выдвинув принцип подражания природе, классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля художника, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности.
Алтайским архитекторам, прошедшим обучение и подготовку в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга в полной мере удалось привнести данный стиль на территорию Алтайского края. Ими были воссозданы основные идейные образы и архитектурные формы, присущие Классицизму. Подобное присутствие в пространственных формах идейно-художественных образов сильно влияет на окружающий ландшафт, преобразовывает его и ставит на более высокую ступень в культурном, идеологическом и социально-политическом смысле. Через классицистические тенденции не так давно присоединенному Алтайскому краю удалось стать частью Российской Империи.
Костюм - это символ, знак, внешний элемент обыденной повседневной жизни социальных слоев. Знаковая система всегда исторична и возникает в определенном обществе, в рамках определенной социокультурной группы, она всегда эмоциональна и не поддается подчас логике: «Знак - всегда метафора. Но в области быта эта метафора отсылает к образу, общественно-историческое содержание которого выражено, прежде всего, через эмоциональную память и образные ассоциации».
Что касается костюма, костюм был обязательным атрибутом публичных выступлений, религиозных процессий, празднеств, церемоний. Им дорожили, он являлся предметом общественного почитания. Скажем, невозможно себе представить ни одного публичного выхода римлянина без тоги. Не случайно, римский оратор Гортензий выиграл суд у обидчика, который немного испортил складки на его тоге.
Связь истории костюма с политической сферой общества также имеет символический, атрибутивный характер. Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния.
Наконец, каждая эпоха характеризуется определенным состоянием культуры, получающим своеобразное выражение в искусстве моды. Современная мода - это игра со старым, имитация нового через комбинаторику прошлого. Теперь же возвращение «прошлых мод» и их стилизация является главной тенденцией современной постмодернистской моды. Вся история моды - это история знаков, символов!
В начале и в середине XVIII века в моде были ещё сильны тенденции следующего за барокко стиля рококо. Женский костюм по-прежнему сохранял растянутые по бокам и сплюснутые сзади и спереди юбки - панье. Лиф платья был узким и с глубоким вырезом, рукава также оставались прежними - полукороткими с пышными кружевными манжетами. Обувь носили на высоком каблуке. Платья же становились все более не удобными и именно такие наряды всё чаще и чаще начинают носить только при дворе. Причёски также приобретают абсурдно немыслимые формы - они становятся всё выше и выше, иногда они доходили до 60 см в высоту. Украшались причёски перьями, цветами, а иногда на головы водружались целые корзины с цветами или же корабли со снастями и парусами.
Одежда в эпоху классицизма перенесла существенные изменения. Так, в женских костюмах совершенствуются каркасные формы, позволяющие выделять фигуру в более естественных пропорциях. А модели имеют большую ясность и целесообразность. Особенно классицизм в одежде затронул француженок и англичанок. Революция и политические дрязги сильно повлияли на костюмы того времени. Так, в моду входит некая простота и небрежность, а из образа постепенно исключаются парики, пудра и окрашивание волос.
В этот период в моду возвращается античность. Теперь женские платья имеют завышенную талию без корсета, отделки и украшений. Шелк выходит из моды, а на его смену приходят муслиновые ткани и батист. Платья имеют лиф с глубоким вырезом, а на ногах красуются античные сандалии. Дополняется 67
образ короткими прическами. Платья эпохи классицизма должны были превратить женщину в мраморную скульптуру. Они имели высокую линию талии и короткий лиф. В качестве верхней одежды применялись индийские шали, покрывающие шею и плечи. В предпочтении были бирюзовые, светло-коричневые и голубые цвета. Среди головных уборов предпочтение отдавалось диадемам, обручам и пышным повязкам с перьями.
Со временем стиль классицизма в одежде изменился. В платьях появляются рукава и уменьшенное декольте. Некоторые модели вообще закрывают шею и практически отказываются от шлейфа. Вновь возвращаются корсеты, а костюмы становятся более тяжелыми. Платья шьются из плотного шелка. Постепенно классицизм в женской одежде вытесняет античность, делая наряды более приспособленными к европейскому климату. В моду входят кашмирские шали и клетчатые ткани. Типичная дама того времени одевалась в платья с большими рукавами и укороченной широкой юбкой. Очень модным в то время считалось носить локоны.
Для верховой езды дамы облачаются в платья-амазонки, состоящие из юбки и жакета, напоминающего мужской фрак.
Что касается мужской моды, то в ней также сильно английское влияние. Английский суконный фрак вытесняет французский шёлковый кафтан. Английский фрак, в отличие от французского кафтана, шился из тканей более тёмных и строгих расцветок. Фрак имел стояче-отложной воротник и отогнутые от талии полы. Такой фрак служил парадной одеждой. Но французы всё же оставались верны себе и к английскому фраку так или иначе добавляли вышивки и иногда шили его из шёлка.
В моду также входит редингот - что-то среднее между пальто и сюртуком, он также приходит из Англии, где первоначально служил для верховой езды. Отличительной особенностью редингота являются прямые полы и шалевый воротник.
Жабо и манжеты на рубашках становятся уже. Кюлоты остаются по- прежнему узкими и застёгиваются под коленом. Чулки были белыми или полосатыми. Обувью служили башмаки с большой металлической пряжкой.
Парики постепенно выходили из моды, а волосы теперь зачёсываются назад и собираются на затылке в пучок, который завязывается чёрной ленточкой. В моду входят «английские» шляпы — конические, с невысокой тульей и узкими полями. А к рединготу надевают цилиндр.
Именно в эпоху классицизма в мужскую моду входят и галстуки. Галстуки берут своё начало от шейных платков, которые были известны и в Древнем Риме, и в Китае. Во времена тридцатилетней войны (первая половина XVII века) европейцы увидели галстуки, шейные платки, завязанные на шеях узлом, у хорватских солдат. Популярны же галстуки становятся в годы французской революции и Директории, так в это время мужчины носили платки из белой материи, а французские революционеры в знак протеста носили чёрный галстук под названием «чёрное проклятие».
В первой половине XIX века ношение галстука, а именно то, как его завязывать, превращается в настоящее искусство. Учебники с правилами завязывания галстуков писали ... Байрон и Оноре де Бальзак. Так Оноре де Бальзак писал, что «Мужчина стоит того же, что и его галстук, — это он сам, им он прикрывает свою сущность, в нем проявляется его дух».
И сегодня галстук является обязательным атрибутом классического делового мужского костюма. К классическому стилю сегодня в мужской одежде относятся костюмы, белые рубашки, жилеты, плащи. Цвета - черный, темно синий, серый и белый.
Что касается классического стиля в женской одежде, то его непременным атрибутом также является костюм с юбкой или брюками. Длина юбки варьируется в пределах колена, не допустимы как юбки-мини, так и макси, традиционно длина юбки немного ниже колена. Брюки чаще простого прямого кроя. Жакет - приталенный, а вот его длина может меняться в зависимости от модных тенденций. Глубокие вырезы не допускаются. Цвета - темные: чёрный, серый, тёмно-синий. Расцветки (как для мужского, так и для женского костюма) - клетка, полоска, реже ёлочка, но всегда однотонные.
Туфли - лодочки. Макияж не яркий. Классический стиль - самый деловой, самый официальный, самый строгий, не допускающий никаких фривольностей.
Дополнением к нему могут послужить дорогие часы, изделия из натуральной кожи, изысканные аксессуары, шейные платки.
1. Алпатов М.В. и др. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура/ М. В. Алпатов. - М.: Просвещение, 1996.
2. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М.: Изд-во Всесоюз. акад.
3. архитектуры, 1935. С. 29
4. Балакина Т.Н. История мировой культуры./Т. Н. Балакина - М.:
Издательский центр, 1996.
5. Баландин С. Н. Архитектура Барнаула.- Барнаул, 1974. С 150.
6. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. С. 111
7. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. - М.: Владос, 1995.
8. Всемирная история. В 13 т. / Всемирная история - М.: Госполитиздат, 1955-1983.
9. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры./Н. Г Грибунина В 4ч. - Тверь, 1993.
10. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. I-IV./Н . А. Дмитриева - М., 1993.
11. Долнаков А.П., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула /А.П. Долнаков. - Барнаул, 1982.
12. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. — М.: Академия, 2000.
13. Петушкова, Г.И. Проектирование костюма: 2004.- 416 с
14. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки./Л. Е. Кертман - М., 1987.
15. В.В. Кириллов «Зарождение русского регулярного градостроительства». М., 1998
16. Кильпе М.В. Композиция. МГХПУ им. С.Г. Строганова 1996.
17. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий.
— М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
18. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
19. Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1996.
20. Мамонтов С. Основы культурологии. - М., 1994.
21. Сорокин П.А. История мировой культуры./П. А. Сорокин - М., 1992. 242 стр.
22. Степанская, Т. М. Описание и анализ памятников/ Т. М. Степанская - Барнаул.: АлтГУ, 2007. - 170с.
23. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII-XX в. /Т.М. Степанская. - Барнаул, 2006.
24. Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае /Т.М. Степанская. - Барнаул, 1998.
25. Тяжелов В.Н. История мировой художественной культуры./ В. Н. Тяжелов
- М.: Изобразительное искусство, 1993.