ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младших
классов общеобразовательной школы с нарушением письма 11
1.3. Характеристика нарушений письма у обучающихся младших классов
общеобразовательной школы 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ И ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 23
2.1. Организация, принципы и методика изучения состояния устной речи и
письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 23
2.2. Анализ результатов изучения устной речи и письма у обучающихся
младших классов общеобразовательной школы 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 52
3.1. Анализ методик коррекции нарушений письма у обучающихся младших
классов общеобразовательной школы 52
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению нарушений письма
у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 57
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
Письмо является сложным психофизиологическим процессом. В основе сформированности письма лежит взаимосвязанная деятельность зрительно-пространственного, речеслухового, речедвигательного и общедвигательного анализаторов [34]. Нарушение перечисленных компонентов может стать причиной возникновения трудностей в освоении письма у обучающихся младших классов. Среди обучающихся младших классов общеобразовательной школы нарушение письма встречается примерно у 30% и может быть обусловлено легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [2]. У обучающихся начальных классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеется недоразвитие фонетико-фонематической, лексическо-грамматической сторон речи, что проявляется в виде стойких специфических ошибок на письме. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на овладение школьной программой обучения, вызывает трудности адаптации в школе.
Согласно данным современной статистики, специфические ошибки письма (дисграфия) наблюдаются у более 37% обучающихся начальной школы, хотя в начале 2000 годов дисграфические ошибки встречались у 30 % обучающихся младших классов [42]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова [42], И. Н. Садовникова [50], А. Ф. Спирова [52], А. В. Ястребова [62] и другие [42, 50, 52, 62]. Кроме того, А. Н. Корневым, Р. Е. Левиной проанализированы механизмы возникновения нарушений письма [23, 29]. Несмотря на то, что существует множество научных трудов, раскрывающих приемы и методы коррекции нарушений письма у младших школьников, в настоящее время отмечается недостаточная разработанность вопросов устранения нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, которые учитывали бы не только структуру и механизм нарушений письма, но особенности мотивации к письму у младших школьников.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности структуры и содержания логопедической работы по преодолению нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом мотивационного компонента деятельности.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью раннего выявления и устранения нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом формы дисграфии и мотивационных особенностей обучающихся, что способствует дальнейшему предотвращению неусвоения школьной программы.
Объектом исследования является состояние устной речи и письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы.
Предметом исследования является процесс логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, и проанализировать полученные результаты исследования.
3. Разработать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и провести обучающий эксперимент и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы будет эффективной, если логопедическая работа будет построена не только с учетом структуры речевого дефекта, взаимосвязи устной и письменной речи, индивидуальных особенностей обучающихся, но и с включением в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, контрольный эксперимент; количественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.
Методологическая основа исследования:
1. Системный подход к анализу речевых патологий (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, З. А. Репина, Н. С. Жукова);
2. Изучение механизмов нарушения письма (О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина);
3. Теория психофизиологии письма (А. Р. Лурия);
4. Изучение коррекции нарушений письма у обучающихся общеобразовательных школ (И. Н. Садовников, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова);
5. Изучение взаимосвязи специфических нарушений письма, особенности устной речи и других психических функций у обучающихся (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия).
Положения:
У обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы процесс письма формируется и развивается в соответствии закономерностям онтогенеза устной речи и письма, но имеет свои особенности, объясняемые структурой и механизмом речевого нарушения.
Содержание работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с включением мотивационного компонента деятельности является эффективной.
Теоретическая значимость заключается в том, что в ходе исследования были выявлены особенности состояния письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
общеобразовательной школы, определено содержание логопедической работы по устранению нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на преодоление нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
общеобразовательной школы, учитывает не только механизм и структуру речевого нарушения, но и особенности мотивации обучающихся.
База исследования: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» города Березовский.
Апробация результатов: публикация статьи «Нарушение письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» в сборнике статей по материалам международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, г. Екатеринбург, 22-23 апреля 2021 г. [44].
Структура работы: работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Письмо - это сложный психофизиологический процесс. В основе сформированное™ навыка лежит взаимосвязанная деятельность зрительно-пространственного, речеслухового, речедвигательного и общедвигательного анализаторов [34]. Нарушение составляющих акта письма может привести к появлению дисграфических ошибок. У обучающихся начальных классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеется недоразвитие всех сторон речи, что проявляется в виде стойких специфических ошибок на письме. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на овладение школьной программой обучения и вызывает трудности адаптации в школе.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, определение работы по коррекции недостатков письма и проверка ее эффективности.
В первой главе был проведен анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования. На основе изучения работы А. Р. Лурия был проанализирован психофизиологический механизм письма. Письмо - это сложный системный психический процесс, состоящий из множества компонентов и имеющий многоуровневую организацию. Благодаря согласованной работе зрительно-пространственной, речеслуховой,
речедвигательной и общедвигательной анализаторных систем осуществляется процесс письма. Нарушение работы перечисленных составляющих может привести к возникновению нарушению письма у младших школьников [35]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и другие [42, 50, 52, 62]. Анализ психолого-педагогических особенностей обучающихся младших классов с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрией и нарушением письма позволит эффективно спланировать и осуществить логопедическую работу при коррекции нарушений письма.
Для экспериментального подтверждения связи нарушений устной речи и письма был проведен констатирующий эксперимент на базе БМАОУ СОШ № 9 в городе Березовский. В нем приняло участие 20 обучающихся в возрасте 9-11 лет (обучающиеся вторых классов) с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Констатирующий эксперимент включал в себя экспериментальное изучение общей и мелкой моторики, моторики органов артикуляционного аппарата, состояния фонетико-фонематической стороны речи и состояния письма (письмо на слух, списывание, самостоятельное письмо). На основе анализа полученных результатов был сделан вывод, что у всех обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеются нарушения как устной речи, так и письма. Обучающиеся, имеющие низкие показатели развития устной речи, допускают дисграфические ошибки при письме.
С учетом анализа изученной литературы, результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был спланирован и осуществлен обучающий эксперимент, направленный на преодоление нарушений устной речи и письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
С целью оценки эффективности проведенной логопедической работы по преодолению нарушений устной речи и письма был осуществлен контрольный эксперимент, который проводился по тем же направлениям, что и констатирующий эксперимент. Критерии оценивания результатов контрольного эксперимента соответствует критериям констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил эффективность и результативность проведенной коррекционной работы, направленной на устранение нарушений устной речи и письма.
Таким образом, теоретически и экспериментально доказано, что коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы является эффективной, когда логопедическая работа будет построена с учетом включения в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.
1. Анищенкова, Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 61 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 344 с.
3. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - Москва : ГНОМ, 2001. - 213 с.
4. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход: учеб. пособие / Т. В. Ахутина,
Н. М. Пылаева. - Москва : «Академия», 2015. - 288 с.
5. Барылкина, Л. П. Как помочь ребенку с нарушением процесса письма и чтения / Л. П. Барылкина. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 128 с.
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие / Т. В. Буденная. - Санкт-Петербург. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 64 с.
7. Бутырева, О. А. Звуки в, в’, ф, ф’. Игры для автоматизации произношения звуков и развития / О. А. Бутырева. - Москва : Сфера, 2016. - 8 с.
8. Венгер, A. Л. Домашняя школа / А. Л. Венгер. -
Москва : Знание, 1994. - 240 с.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 654 с.
10. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студ. вузов / П. Я. Гальперин. - Москва : КдУ, 2011. - 400 с.
11. Горбенко, И. А. Мотивация письменной речи младших школьников, ее формирование и изучение / И. А. Горбенко. - Комсомольск- на-Амуре : Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-та, 1999. - 80 с.
12. Дардиг, Д. Давай договоримся! Книга о договорах для детей и их родителей / Д. Дардиг, У. Хьюард - Москва : Практика, 2016. - 160 с.
13. Деннисон, И. Гимнастика мозга : простые упр. для учения целост. мозгом / И. Деннисон, Г. Деннисон. - Москва : Восхождение, 1998. - 46 с.
14. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - Москва : Просвещение, 1972. - 206 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Книголюб, 2003. - 144 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1991. - 224 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте : пособие для логопеда /
Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 239 с.
18. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. -
Санкт-Петербург. : Питер, 2008. - 512 с.
19. Иншакова, О. Б. Лонгитюдный анализ проявлений дисграфии у учащихся начальной школы / О. Б. Иншакова // Специальное образование. - 2017. - № 3. - С. 82-90.
20. Иншакова, О. Б. Проблемные вопросы изучения нарушений
письма у младших школьников общеобразовательных школ / О. Б. Иншакова, А. Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. - 2003. -
№ 1. - С. 37-41.
21. Коноваленко, В. В. Автоматизация сонорных звуков [р], [р’] у детей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Гном, 2001. - 56 с.
...