Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младших
классов общеобразовательной школы с нарушением письма 11
1.3. Характеристика нарушений письма у обучающихся младших классов
общеобразовательной школы 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ И ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 23
2.1. Организация, принципы и методика изучения состояния устной речи и
письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 23
2.2. Анализ результатов изучения устной речи и письма у обучающихся
младших классов общеобразовательной школы 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 52
3.1. Анализ методик коррекции нарушений письма у обучающихся младших
классов общеобразовательной школы 52
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению нарушений письма
у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 57
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младших
классов общеобразовательной школы с нарушением письма 11
1.3. Характеристика нарушений письма у обучающихся младших классов
общеобразовательной школы 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ И ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 23
2.1. Организация, принципы и методика изучения состояния устной речи и
письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 23
2.2. Анализ результатов изучения устной речи и письма у обучающихся
младших классов общеобразовательной школы 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 52
3.1. Анализ методик коррекции нарушений письма у обучающихся младших
классов общеобразовательной школы 52
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению нарушений письма
у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 57
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
Письмо является сложным психофизиологическим процессом. В основе сформированности письма лежит взаимосвязанная деятельность зрительно-пространственного, речеслухового, речедвигательного и общедвигательного анализаторов [34]. Нарушение перечисленных компонентов может стать причиной возникновения трудностей в освоении письма у обучающихся младших классов. Среди обучающихся младших классов общеобразовательной школы нарушение письма встречается примерно у 30% и может быть обусловлено легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [2]. У обучающихся начальных классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеется недоразвитие фонетико-фонематической, лексическо-грамматической сторон речи, что проявляется в виде стойких специфических ошибок на письме. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на овладение школьной программой обучения, вызывает трудности адаптации в школе.
Согласно данным современной статистики, специфические ошибки письма (дисграфия) наблюдаются у более 37% обучающихся начальной школы, хотя в начале 2000 годов дисграфические ошибки встречались у 30 % обучающихся младших классов [42]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова [42], И. Н. Садовникова [50], А. Ф. Спирова [52], А. В. Ястребова [62] и другие [42, 50, 52, 62]. Кроме того, А. Н. Корневым, Р. Е. Левиной проанализированы механизмы возникновения нарушений письма [23, 29]. Несмотря на то, что существует множество научных трудов, раскрывающих приемы и методы коррекции нарушений письма у младших школьников, в настоящее время отмечается недостаточная разработанность вопросов устранения нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, которые учитывали бы не только структуру и механизм нарушений письма, но особенности мотивации к письму у младших школьников.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности структуры и содержания логопедической работы по преодолению нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом мотивационного компонента деятельности.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью раннего выявления и устранения нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом формы дисграфии и мотивационных особенностей обучающихся, что способствует дальнейшему предотвращению неусвоения школьной программы.
Объектом исследования является состояние устной речи и письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы.
Предметом исследования является процесс логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, и проанализировать полученные результаты исследования.
3. Разработать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и провести обучающий эксперимент и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы будет эффективной, если логопедическая работа будет построена не только с учетом структуры речевого дефекта, взаимосвязи устной и письменной речи, индивидуальных особенностей обучающихся, но и с включением в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, контрольный эксперимент; количественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.
Методологическая основа исследования:
1. Системный подход к анализу речевых патологий (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, З. А. Репина, Н. С. Жукова);
2. Изучение механизмов нарушения письма (О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина);
3. Теория психофизиологии письма (А. Р. Лурия);
4. Изучение коррекции нарушений письма у обучающихся общеобразовательных школ (И. Н. Садовников, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова);
5. Изучение взаимосвязи специфических нарушений письма, особенности устной речи и других психических функций у обучающихся (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия).
Положения:
У обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы процесс письма формируется и развивается в соответствии закономерностям онтогенеза устной речи и письма, но имеет свои особенности, объясняемые структурой и механизмом речевого нарушения.
Содержание работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с включением мотивационного компонента деятельности является эффективной.
Теоретическая значимость заключается в том, что в ходе исследования были выявлены особенности состояния письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
общеобразовательной школы, определено содержание логопедической работы по устранению нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на преодоление нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
общеобразовательной школы, учитывает не только механизм и структуру речевого нарушения, но и особенности мотивации обучающихся.
База исследования: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» города Березовский.
Апробация результатов: публикация статьи «Нарушение письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» в сборнике статей по материалам международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, г. Екатеринбург, 22-23 апреля 2021 г. [44].
Структура работы: работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Согласно данным современной статистики, специфические ошибки письма (дисграфия) наблюдаются у более 37% обучающихся начальной школы, хотя в начале 2000 годов дисграфические ошибки встречались у 30 % обучающихся младших классов [42]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова [42], И. Н. Садовникова [50], А. Ф. Спирова [52], А. В. Ястребова [62] и другие [42, 50, 52, 62]. Кроме того, А. Н. Корневым, Р. Е. Левиной проанализированы механизмы возникновения нарушений письма [23, 29]. Несмотря на то, что существует множество научных трудов, раскрывающих приемы и методы коррекции нарушений письма у младших школьников, в настоящее время отмечается недостаточная разработанность вопросов устранения нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, которые учитывали бы не только структуру и механизм нарушений письма, но особенности мотивации к письму у младших школьников.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности структуры и содержания логопедической работы по преодолению нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом мотивационного компонента деятельности.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью раннего выявления и устранения нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом формы дисграфии и мотивационных особенностей обучающихся, что способствует дальнейшему предотвращению неусвоения школьной программы.
Объектом исследования является состояние устной речи и письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы.
Предметом исследования является процесс логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, и проанализировать полученные результаты исследования.
3. Разработать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и провести обучающий эксперимент и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы будет эффективной, если логопедическая работа будет построена не только с учетом структуры речевого дефекта, взаимосвязи устной и письменной речи, индивидуальных особенностей обучающихся, но и с включением в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, контрольный эксперимент; количественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.
Методологическая основа исследования:
1. Системный подход к анализу речевых патологий (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, З. А. Репина, Н. С. Жукова);
2. Изучение механизмов нарушения письма (О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина);
3. Теория психофизиологии письма (А. Р. Лурия);
4. Изучение коррекции нарушений письма у обучающихся общеобразовательных школ (И. Н. Садовников, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова);
5. Изучение взаимосвязи специфических нарушений письма, особенности устной речи и других психических функций у обучающихся (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия).
Положения:
У обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы процесс письма формируется и развивается в соответствии закономерностям онтогенеза устной речи и письма, но имеет свои особенности, объясняемые структурой и механизмом речевого нарушения.
Содержание работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с включением мотивационного компонента деятельности является эффективной.
Теоретическая значимость заключается в том, что в ходе исследования были выявлены особенности состояния письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
общеобразовательной школы, определено содержание логопедической работы по устранению нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на преодоление нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
общеобразовательной школы, учитывает не только механизм и структуру речевого нарушения, но и особенности мотивации обучающихся.
База исследования: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» города Березовский.
Апробация результатов: публикация статьи «Нарушение письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» в сборнике статей по материалам международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, г. Екатеринбург, 22-23 апреля 2021 г. [44].
Структура работы: работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Письмо - это сложный психофизиологический процесс. В основе сформированное™ навыка лежит взаимосвязанная деятельность зрительно-пространственного, речеслухового, речедвигательного и общедвигательного анализаторов [34]. Нарушение составляющих акта письма может привести к появлению дисграфических ошибок. У обучающихся начальных классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеется недоразвитие всех сторон речи, что проявляется в виде стойких специфических ошибок на письме. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на овладение школьной программой обучения и вызывает трудности адаптации в школе.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, определение работы по коррекции недостатков письма и проверка ее эффективности.
В первой главе был проведен анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования. На основе изучения работы А. Р. Лурия был проанализирован психофизиологический механизм письма. Письмо - это сложный системный психический процесс, состоящий из множества компонентов и имеющий многоуровневую организацию. Благодаря согласованной работе зрительно-пространственной, речеслуховой,
речедвигательной и общедвигательной анализаторных систем осуществляется процесс письма. Нарушение работы перечисленных составляющих может привести к возникновению нарушению письма у младших школьников [35]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и другие [42, 50, 52, 62]. Анализ психолого-педагогических особенностей обучающихся младших классов с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрией и нарушением письма позволит эффективно спланировать и осуществить логопедическую работу при коррекции нарушений письма.
Для экспериментального подтверждения связи нарушений устной речи и письма был проведен констатирующий эксперимент на базе БМАОУ СОШ № 9 в городе Березовский. В нем приняло участие 20 обучающихся в возрасте 9-11 лет (обучающиеся вторых классов) с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Констатирующий эксперимент включал в себя экспериментальное изучение общей и мелкой моторики, моторики органов артикуляционного аппарата, состояния фонетико-фонематической стороны речи и состояния письма (письмо на слух, списывание, самостоятельное письмо). На основе анализа полученных результатов был сделан вывод, что у всех обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеются нарушения как устной речи, так и письма. Обучающиеся, имеющие низкие показатели развития устной речи, допускают дисграфические ошибки при письме.
С учетом анализа изученной литературы, результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был спланирован и осуществлен обучающий эксперимент, направленный на преодоление нарушений устной речи и письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
С целью оценки эффективности проведенной логопедической работы по преодолению нарушений устной речи и письма был осуществлен контрольный эксперимент, который проводился по тем же направлениям, что и констатирующий эксперимент. Критерии оценивания результатов контрольного эксперимента соответствует критериям констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил эффективность и результативность проведенной коррекционной работы, направленной на устранение нарушений устной речи и письма.
Таким образом, теоретически и экспериментально доказано, что коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы является эффективной, когда логопедическая работа будет построена с учетом включения в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, определение работы по коррекции недостатков письма и проверка ее эффективности.
В первой главе был проведен анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования. На основе изучения работы А. Р. Лурия был проанализирован психофизиологический механизм письма. Письмо - это сложный системный психический процесс, состоящий из множества компонентов и имеющий многоуровневую организацию. Благодаря согласованной работе зрительно-пространственной, речеслуховой,
речедвигательной и общедвигательной анализаторных систем осуществляется процесс письма. Нарушение работы перечисленных составляющих может привести к возникновению нарушению письма у младших школьников [35]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и другие [42, 50, 52, 62]. Анализ психолого-педагогических особенностей обучающихся младших классов с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрией и нарушением письма позволит эффективно спланировать и осуществить логопедическую работу при коррекции нарушений письма.
Для экспериментального подтверждения связи нарушений устной речи и письма был проведен констатирующий эксперимент на базе БМАОУ СОШ № 9 в городе Березовский. В нем приняло участие 20 обучающихся в возрасте 9-11 лет (обучающиеся вторых классов) с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Констатирующий эксперимент включал в себя экспериментальное изучение общей и мелкой моторики, моторики органов артикуляционного аппарата, состояния фонетико-фонематической стороны речи и состояния письма (письмо на слух, списывание, самостоятельное письмо). На основе анализа полученных результатов был сделан вывод, что у всех обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеются нарушения как устной речи, так и письма. Обучающиеся, имеющие низкие показатели развития устной речи, допускают дисграфические ошибки при письме.
С учетом анализа изученной литературы, результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был спланирован и осуществлен обучающий эксперимент, направленный на преодоление нарушений устной речи и письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
С целью оценки эффективности проведенной логопедической работы по преодолению нарушений устной речи и письма был осуществлен контрольный эксперимент, который проводился по тем же направлениям, что и констатирующий эксперимент. Критерии оценивания результатов контрольного эксперимента соответствует критериям констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил эффективность и результативность проведенной коррекционной работы, направленной на устранение нарушений устной речи и письма.
Таким образом, теоретически и экспериментально доказано, что коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы является эффективной, когда логопедическая работа будет построена с учетом включения в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.





