ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Дезадаптивное поведение как предмет психологического
исследования 7
1.2. Формирование дезадаптивного поведения у детей подросткового
возраста 12
1.3. Особенности коррекции дезадаптивного поведения у
обучающихся с умственной отсталостью 17
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 28
2.1. Характеристика базы исследования и выборки испытуемых 28
2.2. Обоснование выборов методов и методик выявления уровня дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.. 30
2.3. Описание психодиагностической процедуры и анализ результатов
экспериментального изучения уровня дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью 35
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 42
3.1. Составление психологической программы коррекции
дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.. 42
3.2. Методические рекомендации специальному психологу по
апробации психологической программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность изучения адаптивного поведения человека определяется актуальными проблемами современного общества. Нестабильность социальной, экономической и политической жизни вызывает рост различных дезадаптаций в поведении подрастающего поколения. Проблема дезадаптивного поведения подростков, особенно проявления агрессивности, является одной из центральных социально-психологических проблем, которые затрагивают общество в целом, родителей, учителей и привлекают внимание исследователей.
Неадаптивное поведение, содержащееся нарушений интеллектуальной недостаточности, усугубляет и без того непростую ситуацию, которая в последнее время сложилась в нашем обществе. Неспособность умственно отсталого человека воспринимать абстрактные мысли, отсутствие достаточного контроля над поведением, эмоциональная неустойчивость, сниженная потребность в общении, неадекватность целенаправленности поведения, импульсивность и непоследовательность - все это затрудняет адаптацию умственно отсталого человека к жизни.
Повышение качества интеграции умственно отсталых лиц в общество возможно лишь при достаточной степени их социально-психической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе онтогенетического развития и социализации. Одним из наиболее важных этапов онтогенеза следует рассматривать период школьного обучения и связанные с ним процессы адаптации и дезадаптации.
Эффективность психолого-педагогической деятельности зависит от комплексности и умения специалистов координировать свои действия, правильно выстраивать работу с родителями ребенка, оказывать психолого-педагогическую помощь не только младшему школьнику, но и его семье. Необходимо не забывать, что родители ребенка с агрессивным поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это способно значительно затруднить работу с ними.
Объектом исследования является дезадаптивное поведение обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс коррекции дезадаптивного
поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Целью работы является реализация программы коррекции
дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить нарушения в поведении обучающихся с умственной отсталостью как предмет научного исследования.
2. Изучить особенности проявления дезадаптации при умственной отсталости.
3. Рассмотреть направления и содержание профилактики нарушений в поведении у детей с умственной отсталостью.
4. Провести эмпирическое исследование дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
5. Составление программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Методы исследования. Для реализации целевых установок исследования были использованы следующие экспериментально¬теоретические методы: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, метод изучения педагогической документации, метод прямого выборочного (стандартизированного) наблюдения, метод тестирования, методы первичной и вторичной статистической обработки данных, методы констатирующего, формирующего эксперимента.
Теоретическую основу исследования составили труды, таких авторов, как: Г. С. Абрамова, Ю. А. Александровский, А. И. Баева, К. Бютнер, И. В. Дубровина, С. Н. Кривцова, Л. Д. Лебедева, А. М. Прихожан, А. Н. Смирнова, Н. Ю. Хрящева.
База исследования: МАОУ СОШ № 8, с. Кашино, ул. Школьная 13.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Практическая разработка исследования заключается в программе психолого-педагогической коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (50 наименований) и приложений.
Как отмечают многие психологи и педагоги нашего времени, антисоциальные и неадаптивные поведенческие проявления подросткового возраста очень распространены, общее снижение сложного и проблемного морального порядка, пропаганда нездорового образа жизни, исчезновение эстетики и здоровой культуры, трансляция социальности через СМИ и Интернет, поощрение лидеров общественного мнения в таком поведении - все это происходит из-за отсутствия действий. Социально неадаптивные и антисоциальные симптомы - лишь малая часть всего списка многочисленных причин.
Ребенок с умственной отсталостью - это особенный ребенок, который в силу своих психических особенностей по-другому воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов - когнитивного развития, эмоционально-волевой сферы, восприятия, неустойчивость мышления, внимания, памяти, речи, психики делает такого ребенка уязвимым к действию многих негативных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов.
Дети этой категории сталкиваются с трудностями в отношениях с окружающими людьми, учителя, обычно коллеги, чаще всего знают психические особенности ребенка и не любят такую ситуацию.
Можно выделить структурные, функциональные и клинико-патологические нарушения в поведении умственно отсталых детей.
Структурные поведенческие расстройства - это поведенческие расстройства, возникающие в результате первоначального органического повреждения центральной нервной системы. Эта форма поведенческих расстройств не является диагностическим критерием умственной отсталости у детей. С равной вероятностью нарушения в поведении этой группы могут возникать как у детей с умственной отсталостью, так и у детей с сохраненным интеллектом.
Психическое напряжение у нормального ребенка на начальном этапе адаптации постепенно плавно нарастает, но взрывные эмоциональные реакции характерны для умственно отсталых детей.
Существенные различия наблюдаются в качестве адаптивных психических процессов. В зависимости от типа личности здорового ребенка в адаптацию могут быть включены различные психологические защиты. Например, для беспомощной личности более характерна защита по типу угнетения и угнетения; для духовной - по типу рационализации и интеллектуализации; для демонстративной - по типу перехода, регрессии. Дети с умственной отсталостью часто прибегают к более примитивным защитным мерам, таким как отрицание проблемных ситуаций, бегство от них, отождествление агрессии или поведения с действиями других.
Таким образом, необходимо учитывать тот факт, что социальные факторы являются определяющими в характере дезадаптивного поведения и признавать влияние интеллектуальных дефектов на формирование отклонений в поведении.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МАОУ СОШ № 8, с. Кашино, ул. Школьная 13.
В исследовании приняла участие группа, состоящая из 6 обучающихся с умственной отсталостью 4 класса, 10-11 лет.
Цель исследования состояла в определении уровня дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Эксперимент состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный (на основе промежуточного мониторинга).
У 50% испытуемых проявляется средний уровень школьной мотивации, 33% демонстрируют положительное отношение к школе.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что в 4 классе у обучающихся с умственной отсталостью отмечаются: низкая эффективность учебной деятельности, плохая успеваемость, трудности во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками, высокий уровень тревожности, низкая школьная мотивация, вследствие чего можно сделать вывод о низком уровне школьной адаптации.
Формирующий этап эксперимента проводился на базе МАОУ СОШ № 8, с. Кашино, ул. Школьная 13. В ходе формирующего этапа была произведена частичная апробация психологической программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Всего было реализовано 5 занятий. Для отслеживания эффективности психологической программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью, после ее частичной апробации, был проведен контрольный этап эксперимента (на основе промежуточного мониторинга). Оценка эффективности проводилась на основании сравнения результатов до проведения программы и после.
1. Абишева, Э. Д. Диагностика и коррекция дезадаптивного поведения у подростков / Э. Д. Абишева, Б. Т. Туралиева // Образование в XXI веке. - 2019. - С. 525-529.
2. Абуталипова, Э. Н. Проблемы диагностики расстройств аутистического спектра у обучающихся с умственной отсталостью /
Э. Н. Абуталипова, З. А. Аглиуллина, Г. Х. Юсупова // Научно-практические исследования. - 2020. - № 6-1. - С. 4-6.
3. Альбрехт, Э. Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией : автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Э. Я. Альбрехт. - М., 2016. - 250 с.
4. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн.- СПб. : Питер, 2016. - 217 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М., 2016. - 416 с.
6. Бажукова, О. А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью : автореф. дис. . канд. псих. наук / О. А. Бажукова. - СПб., 2016. - 20 с.
7. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния
воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс ; перевод с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. - М., 2016. - 237 с.
8. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - М., 2016. - 268 с.
9. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц ; перевод А. Боричева, Л. Царук, Л. Ордановский. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2017. - 512 с.
10. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн ; перевод с англ. Н. Ф. Цветкова. - СПб. : Братство, 2016. - 224 с.
11. Борякова, Н. Ю. Особенности представлений педагогов и родителей о дезадаптивном поведении первоклассников с расстройствами аутистического спектра / Н. Ю. Борякова, Р. Х. Габбасова // Наука и инновации-современные концепции. - 2020. - С. 108-111.
12. Бреслав, Э. Г. Психокоррекция детской и подростковой агрессивности / Э. Г. Бреслав. - СПб. : Речь, 2015. - 144 с.
13. Васягина, Н. Н. Подходы к профилактике дезадаптивных форм поведения обучающихся / Н. Н. Васягина. Н. Б. Сычева // Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации. - 2018. - С. 30-74.
14. Гасилина, М. А. Воспитательно-образовательная работа с детьми с дезадаптивным поведением / М. А. Гасилина // Начальная школа. - 2019. - № 8. - С. 12-16.
15. Гасилина, М. А. Дезадаптивное поведение как путь к будущей девиации / М. А. Гасилина. В. М. Минияров // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. - 2020. - С. 251-256.
16. Деларю, В. В. Коррекция проявлений дезадаптивного поведения пациентов с личностными расстройствами / В. В. Деларю, В. О. Филатова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2019. - № 2. - С. 79-83.
17. Димитрюк, А. А. К вопросу о коррекции дезадаптивного поведения посредством включения в социально-психологический тренинг /
А. А. Димитрюк, В. Г. Смирнова // Редакционная коллегия. - 2021. - С. 34-39.
18. Димитрюк, А. А. Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройством аутистического спектра в условия образовательного процесса / А. А. Димитрюк // Проблемы научно-практической деятельности. Поиск и выбор инновационных решений. - 2020. - С. 154-156.
19. Зайцев, К. А. Ролевая игра как технология работы с дезадаптивными подростками / К. А. Зайцев // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2019. - Т. 1. - № 11. - С. 295-298.
...