Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью

Работа №93358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Дезадаптивное поведение как предмет психологического
исследования 7
1.2. Формирование дезадаптивного поведения у детей подросткового
возраста 12
1.3. Особенности коррекции дезадаптивного поведения у
обучающихся с умственной отсталостью 17
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 28
2.1. Характеристика базы исследования и выборки испытуемых 28
2.2. Обоснование выборов методов и методик выявления уровня дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.. 30
2.3. Описание психодиагностической процедуры и анализ результатов
экспериментального изучения уровня дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью 35
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 42
3.1. Составление психологической программы коррекции
дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.. 42
3.2. Методические рекомендации специальному психологу по
апробации психологической программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58


Актуальность изучения адаптивного поведения человека определяется актуальными проблемами современного общества. Нестабильность социальной, экономической и политической жизни вызывает рост различных дезадаптаций в поведении подрастающего поколения. Проблема дезадаптивного поведения подростков, особенно проявления агрессивности, является одной из центральных социально-психологических проблем, которые затрагивают общество в целом, родителей, учителей и привлекают внимание исследователей.
Неадаптивное поведение, содержащееся нарушений интеллектуальной недостаточности, усугубляет и без того непростую ситуацию, которая в последнее время сложилась в нашем обществе. Неспособность умственно отсталого человека воспринимать абстрактные мысли, отсутствие достаточного контроля над поведением, эмоциональная неустойчивость, сниженная потребность в общении, неадекватность целенаправленности поведения, импульсивность и непоследовательность - все это затрудняет адаптацию умственно отсталого человека к жизни.
Повышение качества интеграции умственно отсталых лиц в общество возможно лишь при достаточной степени их социально-психической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе онтогенетического развития и социализации. Одним из наиболее важных этапов онтогенеза следует рассматривать период школьного обучения и связанные с ним процессы адаптации и дезадаптации.
Эффективность психолого-педагогической деятельности зависит от комплексности и умения специалистов координировать свои действия, правильно выстраивать работу с родителями ребенка, оказывать психолого-педагогическую помощь не только младшему школьнику, но и его семье. Необходимо не забывать, что родители ребенка с агрессивным поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это способно значительно затруднить работу с ними.
Объектом исследования является дезадаптивное поведение обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс коррекции дезадаптивного
поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Целью работы является реализация программы коррекции
дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
1. Изучить нарушения в поведении обучающихся с умственной отсталостью как предмет научного исследования.
2. Изучить особенности проявления дезадаптации при умственной отсталости.
3. Рассмотреть направления и содержание профилактики нарушений в поведении у детей с умственной отсталостью.
4. Провести эмпирическое исследование дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
5. Составление программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Методы исследования. Для реализации целевых установок исследования были использованы следующие экспериментально¬теоретические методы: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, метод изучения педагогической документации, метод прямого выборочного (стандартизированного) наблюдения, метод тестирования, методы первичной и вторичной статистической обработки данных, методы констатирующего, формирующего эксперимента.
Теоретическую основу исследования составили труды, таких авторов, как: Г. С. Абрамова, Ю. А. Александровский, А. И. Баева, К. Бютнер, И. В. Дубровина, С. Н. Кривцова, Л. Д. Лебедева, А. М. Прихожан, А. Н. Смирнова, Н. Ю. Хрящева.
База исследования: МАОУ СОШ № 8, с. Кашино, ул. Школьная 13.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических положений по коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Практическая разработка исследования заключается в программе психолого-педагогической коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка (50 наименований) и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как отмечают многие психологи и педагоги нашего времени, антисоциальные и неадаптивные поведенческие проявления подросткового возраста очень распространены, общее снижение сложного и проблемного морального порядка, пропаганда нездорового образа жизни, исчезновение эстетики и здоровой культуры, трансляция социальности через СМИ и Интернет, поощрение лидеров общественного мнения в таком поведении - все это происходит из-за отсутствия действий. Социально неадаптивные и антисоциальные симптомы - лишь малая часть всего списка многочисленных причин.
Ребенок с умственной отсталостью - это особенный ребенок, который в силу своих психических особенностей по-другому воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов - когнитивного развития, эмоционально-волевой сферы, восприятия, неустойчивость мышления, внимания, памяти, речи, психики делает такого ребенка уязвимым к действию многих негативных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов.
Дети этой категории сталкиваются с трудностями в отношениях с окружающими людьми, учителя, обычно коллеги, чаще всего знают психические особенности ребенка и не любят такую ситуацию.
Можно выделить структурные, функциональные и клинико-патологические нарушения в поведении умственно отсталых детей.
Структурные поведенческие расстройства - это поведенческие расстройства, возникающие в результате первоначального органического повреждения центральной нервной системы. Эта форма поведенческих расстройств не является диагностическим критерием умственной отсталости у детей. С равной вероятностью нарушения в поведении этой группы могут возникать как у детей с умственной отсталостью, так и у детей с сохраненным интеллектом.
Психическое напряжение у нормального ребенка на начальном этапе адаптации постепенно плавно нарастает, но взрывные эмоциональные реакции характерны для умственно отсталых детей.
Существенные различия наблюдаются в качестве адаптивных психических процессов. В зависимости от типа личности здорового ребенка в адаптацию могут быть включены различные психологические защиты. Например, для беспомощной личности более характерна защита по типу угнетения и угнетения; для духовной - по типу рационализации и интеллектуализации; для демонстративной - по типу перехода, регрессии. Дети с умственной отсталостью часто прибегают к более примитивным защитным мерам, таким как отрицание проблемных ситуаций, бегство от них, отождествление агрессии или поведения с действиями других.
Таким образом, необходимо учитывать тот факт, что социальные факторы являются определяющими в характере дезадаптивного поведения и признавать влияние интеллектуальных дефектов на формирование отклонений в поведении.
Экспериментальное исследование было проведено на базе МАОУ СОШ № 8, с. Кашино, ул. Школьная 13.
В исследовании приняла участие группа, состоящая из 6 обучающихся с умственной отсталостью 4 класса, 10-11 лет.
Цель исследования состояла в определении уровня дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Эксперимент состоит из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный (на основе промежуточного мониторинга).
У 50% испытуемых проявляется средний уровень школьной мотивации, 33% демонстрируют положительное отношение к школе.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что в 4 классе у обучающихся с умственной отсталостью отмечаются: низкая эффективность учебной деятельности, плохая успеваемость, трудности во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками, высокий уровень тревожности, низкая школьная мотивация, вследствие чего можно сделать вывод о низком уровне школьной адаптации.
Формирующий этап эксперимента проводился на базе МАОУ СОШ № 8, с. Кашино, ул. Школьная 13. В ходе формирующего этапа была произведена частичная апробация психологической программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью.
Всего было реализовано 5 занятий. Для отслеживания эффективности психологической программы коррекции дезадаптивного поведения у обучающихся с умственной отсталостью, после ее частичной апробации, был проведен контрольный этап эксперимента (на основе промежуточного мониторинга). Оценка эффективности проводилась на основании сравнения результатов до проведения программы и после.



1. Абишева, Э. Д. Диагностика и коррекция дезадаптивного поведения у подростков / Э. Д. Абишева, Б. Т. Туралиева // Образование в XXI веке. - 2019. - С. 525-529.
2. Абуталипова, Э. Н. Проблемы диагностики расстройств аутистического спектра у обучающихся с умственной отсталостью /
Э. Н. Абуталипова, З. А. Аглиуллина, Г. Х. Юсупова // Научно-практические исследования. - 2020. - № 6-1. - С. 4-6.
3. Альбрехт, Э. Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией : автореф. дис. ... канд. психол. наук. / Э. Я. Альбрехт. - М., 2016. - 250 с.
4. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн.- СПб. : Питер, 2016. - 217 с.
5. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М., 2016. - 416 с.
6. Бажукова, О. А. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью : автореф. дис. . канд. псих. наук / О. А. Бажукова. - СПб., 2016. - 20 с.
7. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния
воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс ; перевод с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. - М., 2016. - 237 с.
8. Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. - М., 2016. - 268 с.
9. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц ; перевод А. Боричева, Л. Царук, Л. Ордановский. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2017. - 512 с.
10. Берн, Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн ; перевод с англ. Н. Ф. Цветкова. - СПб. : Братство, 2016. - 224 с.
11. Борякова, Н. Ю. Особенности представлений педагогов и родителей о дезадаптивном поведении первоклассников с расстройствами аутистического спектра / Н. Ю. Борякова, Р. Х. Габбасова // Наука и инновации-современные концепции. - 2020. - С. 108-111.
12. Бреслав, Э. Г. Психокоррекция детской и подростковой агрессивности / Э. Г. Бреслав. - СПб. : Речь, 2015. - 144 с.
13. Васягина, Н. Н. Подходы к профилактике дезадаптивных форм поведения обучающихся / Н. Н. Васягина. Н. Б. Сычева // Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации. - 2018. - С. 30-74.
14. Гасилина, М. А. Воспитательно-образовательная работа с детьми с дезадаптивным поведением / М. А. Гасилина // Начальная школа. - 2019. - № 8. - С. 12-16.
15. Гасилина, М. А. Дезадаптивное поведение как путь к будущей девиации / М. А. Гасилина. В. М. Минияров // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. - 2020. - С. 251-256.
16. Деларю, В. В. Коррекция проявлений дезадаптивного поведения пациентов с личностными расстройствами / В. В. Деларю, В. О. Филатова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. - 2019. - № 2. - С. 79-83.
17. Димитрюк, А. А. К вопросу о коррекции дезадаптивного поведения посредством включения в социально-психологический тренинг /
А. А. Димитрюк, В. Г. Смирнова // Редакционная коллегия. - 2021. - С. 34-39.
18. Димитрюк, А. А. Коррекция дезадаптивного поведения у детей с расстройством аутистического спектра в условия образовательного процесса / А. А. Димитрюк // Проблемы научно-практической деятельности. Поиск и выбор инновационных решений. - 2020. - С. 154-156.
19. Зайцев, К. А. Ролевая игра как технология работы с дезадаптивными подростками / К. А. Зайцев // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2019. - Т. 1. - № 11. - С. 295-298.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ